Аннунциата
Родоначальником Савойской династии считается Гу(м)берт (Умберто) Белая Рука, граф Морианский (с 1032 г.) – потомок короля Италии Беренгара II (с 950 г.). Наследники Белой Руки носили титул графов, а позднее – герцогов Савойских, князей Пьемонтских, королей Сардинии и Пьемонта, с 1861 г. – королей Италии (тогда еще не полностью объединенной), а в ХХ в. – также королей Албании и Императоров Эфиопии, завоеванных и присоединенных к Италии при фашистском режиме Бенито Муссолини. Почему итальянский король отказался принять в 1941 г., после разгрома и расчленения Югославии совместными усилиями германских, итальянских, болгарских и венгерских войск, еще и титул короля Хорватии, пожаловав его своему родственнику герцогу Сполето - одному Богу известно!
Пребывая в настоящее время в изгнании после провозглашения Италии республикой в 1946 г., Савойский Королевский Дом по-прежнему сохраняет за собой право награждения итальянскими королевскими орденами. Великим магистром этих савойских династических орденов является глава Итальянского Королевского Дома в изгнании принц Виктор Эммануил (Витторио Эммануэле), герцог Савойский и князь Неаполитанский (де-юре – король Виктор-Эммануил IV) 1943 г.р., а пост великого канцлера занимает (с 1999 г.) его 33-летний сын и наследник, принц Эммануил Филиберт (Эммануэле Филиберто), князь Пьемонтский и Венецианский. При Великом магистре и канцлере Итальянских королевских орденов существует орденский Совет (Консилиум) и Правление (Джунта).
Высший итальянский королевский рыцарский Орден Благовещения, а точнее - Святейшего Благовещения (Санктиссима Аннунциата), был учрежден в 1362 г. герцогом Амадеем VI Савойским. Первоначально он был учрежден в форме традиционного рыцарского братства, которое должно было состоять из 12 рыцарей (12 – древнее сакральное число, особенно в христианстве, благодаря символическому значению Христа и 12 апостолов; не случайно, что и "идеальный королевский светский рыцарский Орден» - братство рыцарей Круглого Стола легендарного короля Британии Артура Пендрагона – состояло из 12 собратий!); позднее число кавалеров савойского Ордена Благовещения было увеличено с 12 до 15, а затем до 20.
Знак Ордена "Аннунциата» имеет весьма необычный вид, представляя собой причудливую, замысловатой формы, напоминающую завязанный восьмеркой особого рода узел, золотую плетенку, в центре которой помещено изображение ангела Благовещения – Святого Архангела Гавриила, сообщающего коленопреклоненной Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Христа – Спасителя погрязшего в грехах и ждущего избавления человечества. Впрочем, название "Аннунциата» он официально получил лишь в 1518 г.
Ранее этот высший савойских Орден именовался Орденом Плетенки или Ленты (вероятно, Амадея VI Савойского при основании Ордена вдохновлял недавний пример учрежденного в 1351 г. королем Эдуардом III английского Ордена Подвязки, символом которого стала подвязка, потерянная на придворном балу возлюбленной короля – графиней Солсбери – отсюда и девиз "Беда тому, кто помыслит дурное»!).
Дело в том, что савойские девушки с давних времен плели из своих волос подобные украшения, которые потом дарили влюбленным в них юношам. Возможно, и герцог Амадей избрал в качестве символа для учрежденного им нового рыцарского ордена плетенку из волос, полученную в знак сердечной привязанности и ("любовный узел» - lacs d'amour) от своей возлюбленной из числа придворных дам? Сегодня этого в точности не знает уже никто.
Что же касается орденского девиза в форме латинской аббревиатуры "F.E.R.T», помещенного на орденской цепи (а с 1780 г. – и на введенной дополнительно орденской звезде), то, хотя он с XIV в. помещался и на монетах Савойского герцогства, в отношении его толкования также нет полной ясности. Согласно наиболее распространенному толкованию, девиз следует расшифровывать как "Fortitudo Ejus Rhodum Tenuit» - "Его мужество спасает Родос». Имеются в в виду воинские подвиги савойского герцога Амедея V, активного участника Крестового похода против турок-османов в 1364 г., с целью ослабить натиск последних на христианский остров Родос – тогдашнюю резиденцию рыцарей Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В 1570 г. в Устав ордена "Аннунциата» было введено правило, требовавшее от кавалеров ордена Благовещения предоставления доказательств своего дворянского происхождения не менее чем в 5 поколениях. Тем не менее, данное правило неоднократно нарушалось (например, в случае с награждением дуче Бенито Муссолини – сына простого деревенского кузнеца, о котором будет сказано ниже).
В 1924 г. король Италии Виктор-Эммануил IV, в качестве Великого магистра Ордена Благовещения, постановил, что число кавалеров Ордена должно составлять 20 человек, не считая принцев Савойского Королевского Дома, представителей высшего духовенства, иностранных монархов и принцев. Разумеется, орденом Благовещения был награжден и "сильный человек новой Италии» - дуче Бенито Муссолини – глава фашистской партии, кавалер всех итальянских королевских Орденов и бальи Большого Креста Суверенного рыцарского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского. Разумеется, после ареста и отстранения Муссолини от власти по приказу короля в 1943 г. бывшего "дуче итальянского фашизма и Первого маршала Итальянской Империи» всех этих наград и званий лишили. Но все же – "слова из песни не выкинешь»!
Знаками Ордена Святейшего Благовещения являются уже упоминавшаяся выше золотая плетенка с изображением сцены Благовещения, которая носится на золотой цепи (Grande Collare), состоящей из таких же плетенок, и звезда с изображением сцены Благовещения в окружении волнистых лучей. Звезда к Ордену "Аннунциата» была введена в 1780 г.
Интересно, что по старинному обычаю, после смерти кавалера ордена Благовещения, его орденская цепь и звезда подлежат возврату в орденский Совет. Поэтому многие нынешние кавалеры "Аннунциаты» носят орденские знаки, используемые уже на протяжении нескольких веков.
Так, например, орденская цепь принца Эммануила Филиберта принадлежала в свое время его отдаленному предку, герцогу Эммануилу Филиберту Савойскому, жившему в первой половине XVI в. и прославившемуся в качестве ярого проводника католической Контрреформации на севере Италии.