Крест и свастика - древнейшие символы человечества
Святой Дионисий Ареопагит пишет:
"Движение души бывает кругообразным, когда она, отвращаясь от внешнего мира, уходит внутрь себя и, средоточивая воедино свои разумные силы, пребывает как бы в некотором постоянном КРУГОВРАЩЕНИИ, посредством которого она и отвращается от множественности внешнего и сначала собирается в себе самой, затем же, как бы обретя внутреннее единство, сводит воедино объемлющие силы единения, чтобы направиться к все-превышающему Прекрасному и Благому, самотождественному, безначальному и бесконечному. Спиралевидно же душа движется тогда, когда, в меру своей восприимчивости, просвещается светом Божественного ведения - не в духовном единении - но путем логического и дискурсивного мышления и сложных попеременных действий. И, наконец, ее движение прямолинейно не тогда, когда она уходит в саму себя для духовного сосредоточения (ибо тогда, как было сказано, ее движение кругообразно), но когда она исходит к окружающему ее миру и, отправляясь от внешних реальностей, как от неких разнообразных и многочисленных символов, восходит к простым и объединяющим созерцаниям".
(Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах. Буэнос-Айрес, 1957, стр. 53).
И у первых христиан СВАСТИКА, по всей видимости, дополнительно подчеркивала, СВЕТОНОСНОСТЬ И ПОБЕДОНОСНОСТЬ КРЕСТА. Возможно, что имелись в виду и различные конкретные значения, например, в виде свастики могла изображаться Святая Евхаристия, при которой иногда огонь и в и д и м ы м образом сходит в чашу.
Нашу точку зрения мы основываем на твердом основании - наличии самосознания, чего никто не может отрицать (хотя как бы хотелось материалистам и как бы это было удобно для них - отрицать самосознание...) - в отличие от принятой "научной" точки зрения, лишенной всякого основания (т.е. не принимающей в расчет самого человека) и потому заменяющей его воображаемым роботом - отсюда объяснение символики креста, исходящее из второстепенных факторов внешнего мира. Материалистическая наука делает поспешные выводы безо всякой основы.
У нас же е с т ь о с н о в а - с а м ч е л о в е к. В этом отличие нашего метода от "научного".
Таким образом, мы видим, что было немало причин к изображениям, подобным КРЕСТУ В КРУГЕ (т.н. "кельтскому кресту"), что трактуется гр. А.А. Бобринским как "птица на гнезде" (Городцов, стр. 284), и других графических фигур, линий и пр., помимо стилизации внешних предметов, хотя можно и допустить, что выработанные символы по сходству внутреннему или внешнему стали использоваться и для изображения внешних предметов. И наоборот: реалистично изображаемые предметы (например, птица) могли иметь значение высокого символа. Все это различные пути происхождения, через пиктографию, иероглифического письма (причем недостатком последнего в сравнении с буквенным является большая возможность утилизации высоких символов).
Помимо мистических символов, линии (прямые, волнистые, зигзагообразные), кружки, точки, ромбы, квадраты и пр. удобно использовать для наиболее краткого обозначения хода рассуждения (строения силлогизма). Мне самому часто приходилось изображать для памяти ход рассуждения сочетанием черточек и волнистых линий. Все это также следует учитывать при рассмотрении древних рисунков и орнаментов, хотя лучше в данном случае не прибегать к спекуляциям безо всякой основы, как это делают археологи. Поле деятельности для таких спекуляций очень большое и с нашей стороны. Можно было бы сказать, например, что СВАСТИКА - ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ ТРЕХ КРЕСТОВ В СОЧЕТАНИИ:
Но для этого у нас нет нет никаких оснований, и мы ограничиваемся тем, что подсказывает нам наше христианское чувство, основывающееся на самосознании. Во всяком случае, можно считать, что для изображения крестов, кругов, спиралевидных линий и пр. было достаточно внутренних причин. И что закрученные спиралью концы свастики - не пустой орнамент (или "изображение птицы и гнезда", согласно гр. Бобринскому), но что для появления подобных фигур имеются в н у т р е н н и е причины. В частности, закрученные концы свастики могли иметь значение ПРЕБЫВАНИЯ КРЕСТА В СЕРДЦЕ.
Приведем еще одно свидетельство из области, которую, может быть, христианам лучше было бы и не затрагивать, т.к. это область Йоги, где, под видом любви к мудрости, совершается поклонение диаволу. Однако, мы все же приведем одно такое свидетельство, ибо оно указывает нам на ДВИЖЕНИЕ ДУШИ, как на ИСТОЧНИК ЗНАКА СВАСТИКИ, а не на внешние факторы (вроде стилизации птицы, палочек и т.п.). "Мудрость" индуизма и, в частности, Йога, восходит к достаточно глубокой древности и представляет собой уклонение и искажение истинной религии первых человек, сохранивших еще и в первое время после падения близкое к адекватному представление о Боге, и находится к истинному древнему Знанию примерно в таком же отношении, как,скажем, нынешнее м а с о н с т в о к Х р и с т и а н с к о й р е л и г и и.
Польский граф Стефан Валевский изучал в 1918 г. Йогу на Кавказе и принял там какое-то посвящение. Он умер в Нью-Йорке, оставив после себя книгу "Кавказская Йога", изданную посмертно. Вот небольшое извлечение из этой книги:
"Старейший символ - СВАСТИКА - представляет собой СОКРАЩЕНИЕ СЕРДЦА, в то время как СОУВАСТИКА - его РАСШИРЕНИЕ.
СОУВАСТИКА - доктрина закрытого сердца, но открытого ума, развивающая разум.
СВАСТИКА - доктрина открытого сердца и чувств - приносит мудрость.
ПОПЕРЕЧНОЕ СЕЧЕНИЕ СЕРДЦА БУДЕТ ПОКАЗЫВАТЬ МЫШЦЫ В ФОРМЕ СВАСТИКИ И СОУВАСТИКИ, СОКРАЩАЯ И РАСШИРЯЯ СЕРДЦЕ. Доктрина сердца есть один из величайших знаков достижения и эволюции, это - развитие любви и распознавания, и она пронизывает все тайные и священные традиции белой расы".
Соувастика. Свастика.
Сount Stephen Valevsky. The Caucasian Yoga.(N.Y. 1925)
Как бы то ни было, но мне рассказывали, что один человек после мгновенного и чудесного обращения в Христианство некоторое время чувствовал Крест, как бы начертанный на его сердце.
С другой стороны, можно представить, что появившийся символ Креста и Свастики стали применять, на основе сходства, и к обозначениям земных предметов (такую же конкретизацию мы наблюдаем, например, в египетских иероглифах, где понятия часто конкретизируются рисунком - например, той же птицы). Отсюда не исключена и вложенная в знак свастики д о п о л н и т е л ь н о символика огня (скрещенные палочки). Очевидно также, что и Крест, и Свастика могли со временем ПЕРЕЙТИ в языческие культы, ведизм, зороастризм, митраизм с его тибетской разновидностью "бон-по", буддизм с его подвидом - ламаизмом - причем характерно, что свастику здесь ассоциировали с ОГНЕМ, СВЕТОМ И СОЛНЦЕМ)".
В целях доказательства того, что древняя крестово-свастичная символика якобы происходит от стилизации предметов внешнего мира, гр. А.А. Бобринский, а вслед за ним и В.А. Городцов выдвигают довольно нелепую теорию. Они отмечают, что изображения креста в круге или свастики (что для них является стилизацией изображения птиц) сопровождаются и реальными изображениями птиц. Например, мезинский орнамент изображен на грудках скульптурных изображений птиц; "на галльских монетах на оборотной стороне изображен крест среди кружков, т.е. птица на яйцах в гнезде, а рядом - реалистическое изображение двух птиц" и т.п.
Это сделано, по мнению археологов, будто бы для того, чтобы "оживить память об истинном смысле и значении знаков".
"В мезинском искусстве мы можем видеть то же соединение символа с реальным изображением его прообраза, свастики и птицы, а это показывает, что уже в то время оживление памяти о коренном символе являлось необходимым, а, следовательно, символ уже тогда имел большую древность" (Городцов, стр. 284).
Один мой знакомый собрал большую коллекцию черепков битого фарфора, оставшихся от ныне ископаемого города Кенигсберга. На одном из черепков - фабричная марка с изображением орла, который держит в клюве свастику. Этот черепок следовало бы присовокупить к коллекции гр. Бобринского и Городцова, как доказательство "оживления в памяти реального значения символа". С точки зрения здравого смысла - зачем сохранять в памяти абстрактный символ, если его можно заменить адекватным по значению реалистическим изображением? Ответ может быть только один: если этот символ не адекватен предлагаемому нам реалистическому изображению. Если он появился самостоятельно, в силу самостоятельных причин, а к реалистическому изображению либо вовсе не имеет отношения, либо это отношение в большей или меньшей мере косвенное:
к о н к р е т и з а ц и я с и м в о л а (т.е. выявление одного из его частных значений - например, в частном значении можно допустить, хотя это и будет умозрительной спекуляцией, что изображение свастики рядом с зигзагообразными линиями, подобно мезинскому орнаменту, и изображения птиц рядом с изображениями змей имеют адекватное значение борьбы добра со злом. Но для этого необходим следующий путь: чтобы свастика стала символом добра, чтобы было подмечено ее сходство с птицей, чтобы поедание птицей змей стало символом борьбы добра и зла...Все это, повторяю, пахнет спекуляцией, хотя и не является невозможным.
Мы знаем ведь и другое соединение птицы и змеи, имеющее иное значение: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби"(Матф., 10,16), и сходство на основе общих признаков: птица в нашем представлении имеет в себе нечто возвышенное. Поэтому марка фарфора времен "фашистской" Германии и сочетает в себе изображения свастики и птицы.
(В 1921 г. Городцов не предполагал, конечно, что всего через 12 лет орел, держащий в когтях свастику, станет эмблемой национал-социалистической Германии - и притом по совсем иным соображениям, чем "напоминание о первоначальном значении символа". О, наивные ребята-археологи...).
Иными словами, человек мог открывать ту или иную действительно существующую связь между движениями души и реальными предметами, и Крест в его сознании мог ассоциироваться и с птицей (реальное подтверждение чему мы можем видеть и в явлении СВЯТОГО ДУХА в виде ПТИЦЫ-голубя), и, что скорее и очевиднее, с ФИГУРОЙ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, которая представляет собой ВНЕШНИЙ КРЕСТ, в то время, как (см.выше) САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА представляет КРЕСТ ВНУТРЕННИЙ. Самосознание - отличительное свойство человека. Поэтому КРЕЩЕНИЕ, это ВТОРОЕ САМОСОЗНАНИЕ, необходимое для вечной жизни, называется и ВТОРЫМ РОЖДЕНИЕМ (Ин.3,2-8), связано с имянаречением либо сменой имени (если крестится взрослый язычник) и т.п. Это как бы или второе самосознание, полученное свыше, или восстановление самосознания человека в то состояние, которое оно имело до грехопадения.
В одном мы можем согласиться с археологами:"Все это в общем представляет захватывающий интерес и требует самого внимательного изучения памятников, так как правильное разъяснение их смысла способно ввести нас в тайну религиозных представлений нашего палеолитического предка, в тайну его абстрактного понимания явлений... влияния разработанного им философского мировоззрения на таковые мировоззрения его позднейших потомков до самых наших дней. В этом смысле мезинское искусство имеет мировое значение, с которым придется считаться не только археологам, но и философам, богословам, историкам и этнографам.
Мезинская восточно-европейская культура требует радикального изменения неправильно сложившегося представления, что народы древнейшего каменного периода жили только заботами текущего дня. Ложность такого представления была доказана блестящим мадленским искусством поздней поры палеолита, а теперь подтверждена изумительным символизмом мезинского искусства...Ясно, что палеолитический человек всего континента Европы волновался теми же злободневными вопросами миропонимания, какими волнуемся и мы."(Городцов, стр. 284-285).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Ссылка на статью "Крест и свастика - древнейшие символы человечества"
Ссылки на статьи той же тематики ...
Название статьи: Крест и свастика - древнейшие символы человечества
Категория темы: Вольфганг Акунов, История Фашизма, Белое движение, Гражданская война
Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию