ТАМПЛИЕРЫ - РЫЦАРИ ХРИСТА И ХРАМА.
В действительности рыцари Храма изобретателями банковской системы не были,однако созданная их орденом банковская система действительно достигла большого размаха. благодаря тому, что каждое командорство Ордена Храма имело собственные филиалы ("прецептории"). Скорее всего, это произошло во многом спонтанно.
С трудом верится, что "бедные рыцари Христа" изначально создавали банки исключительно с целью обогащения. Хотя они и не отказывались использовать их как средство получения прибыли, саму эту прибыль они расходовали, прежде всего на войну с сарацинами в Святой Земле (то есть крайне нерационально, с точки зрения любого финансиста - как тогдашнего, так и теперешнего).
Создание дорожной сети, охрана обозов, устройство складов и постоялых дворов со всей очевидностью доказывают, что не менее важной целью тамплиеров было развитие торговли, а торговля не может существовать без обменных операций между областями и без надежной защиты этих обменных операций.
Свобода передвижения и перевозки товаров очень быстро привели к такой форме торговли, при которой обойтись без денег оказалось уже невозможно.
Мы ни в коем случае не должны забывать, что в эпоху Крестовых походов в большинстве стран тогдашнего мира (кроме, разве что, Китая) имели хождение не бумажные банкноты, а золотые, серебряные или медные монеты, которые, в силу своей тяжести, требовали для перевозки особых транспортных средств, а именно обозов из вьючных животных, подверженных всем случайностям и опасностям дороги. К тому же они представляли собой лакомую приманку для грабителей.
Чтобы уменьшить финансовый риск, тамплиеры ввели в своих владениях так называемые заемные письма, хотя не следует думать, будто рыцари Храма были их изобретателями. Еще до тамплиеров заемные письма были введены в обиход ломбардскими и венецианскими ростовщиками и банкирами (отличить которых друг от друга тогда было, пожалуй, не менее просто, чем сегодня).
Система заемных писем была крайне простой. Какое-либо частное лицо привозило свои металлические деньги, скажем, в Парижское командорство тамплиеров. Казначей Парижского командорства храмовников выдавал данному частному лицу взамен принятой на хранение суммы в звонкой монете заемное письмо в другое командорство ордена Храма - скажем, Иерусалимское. Прибыв в Иерусалим, означенное частное лицо являлось в местное командорство Ордена тамплиеров и, по предъявлении заемного письма, получало точный эквивалент своего помещенного в парижское казначейство ордена денежного вклада в любой монете, по своему выбору.
Благодаря введенной тамплиерами в своих владениях системе заемных писем отпадала необходимость осуществлять дорогостоящую (с учетом необходимости оплаты транспортных средств, вооруженного конвоя, пошлин и сборов при пересечении бесчисленных "таможенных рогаток" на границах между владениями бесчисленных крупных и мелких сеньоров, и прочих дорожных расходов).
Это было особенно важно для крупных торговцев. Во время путешествия они имели при себе только заемное письмо - выданный им храмовниками лоскут пергамента или бумаги, совершенно бесполезное для вора или грабителя, не имевшего никаких шансов этот лоскут где-либо "обналичить". Дело в том, что, судя по всему, тамплиеры использовали и дополнительные гарантии на случай воровства, грабежа или утери заемного письма и попадания его в руки "неавторизованных лиц". Заемные письма составлялись особенно тщательно, с использованием кодированных значков, понятных лишь тому орденскому казначею, который должен был их расшифровать. Однако загадка криптографии, которой пользовались тамплиеры для легитимации заемного письма, выданного в одном командорстве ордена Храма, в глазах казначея другого командорства, осталась неразгаданной по сей день.
При учете заемных писем тамплиеры взимали определенный процент за производство обменной операции. Однако никто из клиентов тамплиерских банков никогда не жаловался на чрезмерность подобных сборов (а ведь тамплиеры к тому же обеспечивали обозы со звонкой монетой орденской вооруженной охранной, несравненно более надежной и боеспособной, чем какие бы то ни было наемные воины)!
Вне всякого сомнения, банки храмовников отличались безупречной честностью. В противном случае обладатели наличности не усвоили бы себе так быстро привычку отдавать свое имущество под охрану тамплиеров и даже прибегать к их услугам в качестве казначеев. Так, в домах Храма оказалась на хранении казна многих епископов. Королевские судьи и духовные лица разных рангов обычно передавали те богатства, владение которыми могло стать причиной тяжбы в их судах, монастырям или церквям. Однако со временем они стали предпочитать доверять свое имущество ордену тамплиеров, внушавшему им уважение и чувство безопасности за вверяемые его попечению богатства своей внушительной военной силой.
Так в командорствах храмовников, представлявших собой настоящие крепости, скопились огромные ценности, отданные на хранение "бедным рыцарям Христа". Храмовники со временем превратились в умелых комиссионеров, для которых не было никаких секретов в сфере бухгалтерского учета. Как говаривали злые языки, "в прецепториях у храмовников хранилось больше закладных писем, долговых расписок и бухгалтерских книг, чем догматических трактатов и молитвенников.
Мало того - даже сам "христианнейший" король Франции доверил свою казну Храму, и казначей парижского Храма (Тампля) стал одновременно казначеем короля Французского. А папы римские постоянно прибегали к услугам тамплиеров для сбора и учета налогов, взимаемых римско-католической церковью. Все дома (подворья) ордена Храма в Европе имели счета, открытые на имя папы римского. Храмовники были обязаны собирать и накапливать суммы, поступавшие на имя папы, как их верховного суверена.
Между прочим, французские храмовники, нарушив прямой запрет короля Франции Филиппа Красивого в период наивысшего обострения конфликта последнего с папским престолом, направили в Рим в виде векселей деньги, собранные для папы римского французским духовенством (что наверняка не улучшило отношение короля Филиппа к ордену Храма).
Храмовники занимались как денежными переводами и взаиморасчетами, так и финансовыми операциями, так сказать, повышенной сложности. К примеру, тамплиерами на регулярной основе осуществлялся перевод в "Заморье" (Утремер, Левант) общей суммы налоговых поступлений, собранных в Европе для владений крестоносцев в Сирии и Палестине. "Бедные рыцари Христа и Храма" активно вели торговлю драгоценными металлами, составляя конкуренцию не только иудеям, но и ломбардцам (от которых, между прочим, происходит всем известное слово "ломбард"), и успешно конкурируя с крупнейшими банками итальянских торговых городов-республик.
Некоторые из "доброхотных даяний", дарованных Храму, представляли собой всякого рода пошлины, доходы и прибыли (с рынков, церквей, перевозки товаров и пр.). Вследствие этого казначеи Храма приобрели сноровку в учете и взимании подобных доходов, так что даже королевская власть нередко обращалась к тамплиерам, чтобы обеспечить поступление доходов в королевскую казну.
Так, например, Пайенский командор Храма стал королевским сборщиком налогов в графствах Шампани и Фландрии. Полученные в денежной форма налоговые поступления с этих двух богатейших областей перевозились под охраной тамплиеров в парижский "дом Храма" (франц.: "Мэзон дю Тампль"), обычно именовавшийся просто "Храмом" ("Тампль"), за неприступными стенами которого хранилась как орденская, так и французская королевская казна.
Выступая, с одной стороны, в роли откупщиков, тамплиеры, обладая солидной наличностью, часто и охотно давали деньги взаймы. Так, храмовники ссудили огромную сумму королю Филиппу Красивому на приданое для его дочери, которую король иначе не смог бы выдать замуж. Многие епископы также брали у храмовников крупные ссуды. Лишь благодаря таким займам эти князья церкви смогли возвести подобающие их званию дворцы.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.