ТАМПЛИЕРЫ - РЫЦАРИ ХРИСТА И ХРАМА.
Вольфганг Акунов
ТАМПЛИЕРЫ - РЫЦАРИ ХРИСТА И ХРАМА.
- Пёс! - произнёс Буагильбер, заскрежетав зубами. - Я покажу тебе, что значит богохульствовать против священного ордена рыцарей Сионского Храма!
Вальтер Скотт. Айвенго.
"Брат-рыцарь" (лат.: frater militarius или rater eques) Ордена тамплиеров |
Орден тамплиеров (темплариев), он же - Орден рыцарей (воинов, воинства) Храма (милитес Темпли), "храмовых господ", "храмовых братьев", "бедных воинов во Христе и поборников Иерусалимского Храма" и проч. - первым из духовно-рыцарских Орденов, созданных в Палестине в период Крестовых походов, с самого своего основания направил свою деятельность на решение чисто военных, хотя и оборонительных, задач - в отличие, например, от основанного гораздо раньше, в 1048 г., еще задолго до начала Крестовых походов (вопреки попыткам Папского Престола приурочить его возникновение к освобождению Иерусалима от неверных участниками Первого Крестового похода под предводительством герцога Нижней Лотарингии (Брабанта) Годфруа Бульонского в 1099 г.!) Ордена странноприимцев (гостеприимцев или госпитальеров), прозванных впоследствии иоаннитами.
В 1119 или 1120 г. французские рыцари Гуго де Пайен (Пэйн), Годфруа де Сент-Омер, Роллан, Годфруа де Бизо, Пайен де Мондидье и Арчимбаут (Одо, Одон) де Сент-Аман объединились в воинское братство, дабы, во славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, стать монахами, оставаясь в то же время рыцарями, вести целомудренную и благочестивую жизнь по сенью Гроба Спасителя, оборонять от недругов Креста Святую Землю и оказывать вооруженную защиту благочестивым пилигримам (паломникам) на пути через опасные области Сирии и Палестины, охраняя их на пути от морского берега, к которому приставали паломнические корабли, от магометанских, а порой - что греха таить! - и от христианских придорожных разбойников.
Король Иерусалимский Бодуэн (Балдуин) II, брат умершего вскоре после освобождения Святого Града Иерусалима от иноверного ига Годфруа Бульонского, предоставил в их распоряжение часть своего дворца, построенного на месте древнего Храма Соломонова (поэтому членов нового рыцарского братства и стали называть "храмовниками (лат.: темплариями, франц.: тамплиерами)" или "рыцарями Храма", хотя первоначально они сами называли себя "бедными воинством Христовым"), а каноники Храма Святого Живоносного Гроба Господня - несколько расположенных поблизости зданий для размещения бедных пилигримов, которым было нечем заплатить за ночлег на городских постоялых дворах.
Первоначально орденское одеяние храмовников состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (который нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и веревочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах. Лишь по прошествии долгого времени, а именно - после взятия мусульманской крепости Аскалон в 1153 г., римский Папа в награду за храбрость, проявленную храмовниками при штурме, даровал им новое орденское облачение, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным восьмиугольным крестом (символом готовности к мученичеству в борьбе за Веру) и белого льняного пояса (символа душевной и сердечной чистоты и целомудрия).
Следует подчеркнуть, что тамплиерский крест был отнюдь не восьмиконечным (с "ласточкиными хвостами" на концах), как, например, крест иоаннитов-странноприимцев или кавалеров Святого Лазаря, а именно восьмиугольным - концы этого креста расширялись в форме "иерихонских труб", в ознаменование того, что стены Аскалона пали перед тамплиерами как некогда стены библейского града Иерихона пали при звуках труб воинства ветхозаветного пророка Иисуса Навина.
На ранней печати ордена тамплиеров изображался Храм Соломонов, а позднее два всадника (храмовник и находящийся под его защитой паломник). Но со временем рисунок печати изменился и стал изображать двух вооруженных рыцарей-храмовников на одном коне, что должно было символизировать их бедность (не позволявшую якобы каждому храмовнику приобрести себе лошадь - хотя в то же время известно, что по Уставу каждому рыцарю Храма полагалось иметь не одну целых т р и лошади - боевую, походную и вьючную -, и, разумеется, на одного, а не на двоих!). Недоброжелатели, однако, не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами.
Орденское знамя тамплиеров было черно-белым, хотя точно неизвестно, каким именно - то ли состоящим из двух горизонтальных полос (черной сверху и белой снизу), как знамя Прусского королевства в позднейшие времена, то ли из нескольких чередующихся черно-белых полос, то ли в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски (вследствие чего и полы в ложах считающих себя наследниками тамплиеров направлений современного франкмасонства выложены чередующимися в шахматном порядке черно-белыми плитками).
В пользу последнего варианта говорит название главного тамплиерского знамени - "Босеан", что на старофранцузском языке означает "пегая кобыла". Тамплиеры использовали несколько различных боевых кличей: "Босеан!", "Христос и Храм!"("Христус эт Темплум!") и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: "Бог Святая Любовь!" ("Дьё Сент-Амур!").
Белый цвет орденского облачения указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-госпитальеров указывало на их происхождение от носивших черные рясы монахов-бенедиктинцев).
Красный цвет тамплиерского креста, являвшегося, по большому счету, символом крестоносца вообще, обязан своим происхождением событию, происшедшему на Клермонском соборе католической церкви в 1095 г. Папа римский Урбан II, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о помощи от Василевса (Императора) Восточной Римской империи ("Византии") Алексея I Комнина, владениям которого угрожали турки-сельджуки, призвал участников собора выступить в поход для защиты христиан Востока.
Выражение "крестовый поход" тогда еще не употреблялось, сами участники этих военных предприятий для освобождения Гроба Господня от мусульман называли себя просто "пилигримами", т.е. паломниками, а свои походы - "паломничеством" ("перегринацио"), подчеркивая тем самым религиозный аспект предприятия в качестве основного. В порыве воодушевления папа Урбан, сорвав с себя багряницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем, согласившимся выступить на Восток. Они нашивали эти полоски крестообразно на одежду, желая тем самым уподобиться Христу, взять на себя Крест и нести его вослед Спасителю. Разумеется, лоскутков от папского облачения на всех желающих не хватило. Остальным пришлось изготовить себе кресты из другой ткани, но, желая уподобиться тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого наместника Бога на земле, они также использовали для своих крестов материю красного цвета, "в тон" папской багрянице.
Лишь впоследствии, по мере постепенного появления у "пилигримов" из разных стран Европы зачатков национального самосознания, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску. К XIII в., если верить средневековому летописцу Мэтью (Матфею) Парижскому, среди английских пилигримов утвердился червленый, т.е. красный крест ("Крест Святого Георгия"); среди французов - серебряный, т.е. белый; среди итальянцев - желтый или лазоревый (синий); среди немцев - черный, среди фламандцев - зеленый, среди испанцев - пурпурный, среди шотландцев - косой серебряный "андреевский крест", и т.д. - хотя, конечно, были и исключения. Так, например, рыцари Ордена Святого Лазаря, главным образом итальянцы, носили на своих черных плащах с белой каймой крест не лазоревого, а зеленого цвета и т.п.
В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождения Святой Земли от гнета иноверцев. А тамплиеры служили как бы образцом, или, выражаясь современным языком, "архетипом" этого "нового рыцарства". Поэтому общие для всех крестоносцев красные кресты украшали их одеяния, щиты и прапорцы (флажки) на копьях.
Впрочем, сохранились изображения рыцарей Храма со щитами черно-белой расцветки (наподобие их главного знамени "Босеан"), а также со щитами, украшенными красным крестом на черно-белом поле (а в некоторых случаях - даже с крестами не красного, а черного цвета, вообще-то утвердившимися в качестве эмблемы другого, Тевтонского, военно-монашеского ордена).
Наряду с главным, черно-белым знаменем Храма - "Босеаном", засвидетельствовано также наличие у тамплиеров других знамен - двухполосного красно-белого стяга и белого стяга с красным орденским крестом.
Обычные крестоносцы (миряне) нашивали себе кресты на правое, а члены военно-монашеских Орденов (в том числе и ордена тамплиеров) - на левое плечо.
Девизом Ордена тамплиеров служили слова Псалма 113: "Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini Tuo da gloriam" ("Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу"), звучащие в русском переводе Псалтири несколько иначе: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему да будет хвала".
Любопытно, что Император и Самодержец Всероссийский Павел Петрович, с огромным уважением относившийся к традициям истинного рыцарства, при восшествии на Престол повелел отчеканить новые рубли с этим девизом Ордена тамплиеров (в сокращенной форме: "Не нам, не нам, но Имени Твоему"), вместо своего портрета, на аверсе (хотя в дальнейшем связал свою судьбу с другим военно-монашеским братством - Орденом святого Иоанна Иерусалимского, 72-м Великим магистром которого он был избран). Сохранились даже изображения гербовых двуглавых орлов Всероссийской Империи первых лет правления Павла Петровича с лапчатым тамплиерским крестом - crois patee - (вместо традиционного образа святого Георгия Победоносца) в сердцевом щитке на груди. Один такой "тамплиерский" Российский Орел изображен на гравированном портрете Павла Петровича 1796 г. Вероятно, это объясняется влиянием на молодого Павла его воспитателей-масонов (в частности, графа Н.И. Панина), среди которых были и "вольные каменщики", принадлежавшие к высоким "тамплиерским" градусам (степеням). Впоследствии молодой самодержец освободился от влияния этих "тамплиеров", отдав предпочтение госпитальерам-иоаннитам, присвоившим себе, после разгрома тамплиеров в 1312 г., большую часть их владений и имущества и снискавших ненависть ушедших в подполье храмовников (которым, несмотря на отдельные исключения, было строго запрещено, после упразднения их собственного Ордена, вступать в Орден святого Иоанна). Возможно, это обстоятельство, наряду с другими, сыгрло свою роль в трагической судьбе русского "Царя-рыцаря"...
Орден тамплиеров был официально узаконен папой римским (а точнее - антипапой) Гонорием II только в 1128 г.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.