Тевтонский Орден. История и Наследие.
Документальный фильм "Восточная Пруссия - страна Немецкого Ордена" (1937 г.) начинался с показа музейной выставки, где были выставлены древние предметы, которые якобы доказывали права немцев на территорию Восточной Европы. Эта мысль подробно комментировалась диктором:
"Восточная Пруссия являлась немецкой землей с древнейших времен. Лучшим доказательством ее немецкой принадлежности являются находки, которые датируются незапамятными временами...В 1226 году Император Фридрих II (Гогенштауфен - В.А.) передает Восточную Пруссию магистру "Немецкого (Тевтонского - В.А.) Ордена". Передает навеки, свободную от какой-либо повинности, освобожденную от налогов (в пользу "Священной Римской Империи германской нации" - В.А.) и не ответственную ни перед кем".
Само повествование в фильме велось на фоне чудесных пейзажей со следами отчетливого пребывания здесь некогда "Немецкого Ордена".
Показываются многочисленные замки и их сокровища...В качестве апогея этого иллюстративного ряда демонстрируется Мариенбург...Диктор вещает:
"Мариенбург - прекраснейшее и благороднейшее крепостное сооружение в Европе. Оно служило резиденцией магистра "Немецкого Ордена" во времена его процветания. Это один из самых чудных примеров готического стиля в кирпичной архитектуре".
После подробного осмотра внутреннего убранства замка камера останавливается на группе девушек, благоговейно замерших перед изваянием рыцаря с мечом. Камера наезжает на постамент, на котором значится надпись:
"Эта страна останется немецкой. 11 июля 1920 года".
Голос за кадром вещает:
"Как во времена немецких (тевтонских - В.А.) рыцарей, так и сейчас Мариенбург является стражем немецкого мира".
Камера направляется в хмурое небо.
Главный идеолог гитлеровской партии Альфред Розенберг в 1934 году произнес в Мариенбурге речь, где провел параллели между организациями немецких рыцарей и "национал-социалистическим Орденом". Он заявил, что "Германия восстает из пепла в совершенно новой форме, которая здесь, в Мариенбурге, ощущается как древняя. Это форма государственности, присущая "Немецкому Ордену". А это значит, что национал-социалистическое движение решило из всех 70 миллионов немцев отобрать и сплотить воедино некое ядро, которое бы занималось выполнением особого поручения - государственного руководства"...
Еще задолго до прихода нацистов к власти, Мариенбург показывался как цитадель "Немецкого Ордена" в многочисленных фильмах: "Немецкое Балтийское море" (1928 г.), "Острова Восточной Пруссии" (1929 г.). Но в Третьем рейхе эта тема приобрела в документальном кино особое значение.
В фильме "Курс на Восток" (1941 г.) кинозритель мог видеть группу юношей и девушек из "Гитлерюгенда", которые присутствовали при закладке корабля "Мариенбург", а затем направлялись в поездку по Восточной Пруссии. Голос за кадром провозглашал:
"Лишь в XIII веке "Немецкий Орден" сделал эту страну цивилизованной и построил здесь более 150 замков".
Здесь проводились параллели между немецкой армией и немецкими рыцарями. Но особенное внимание во многих документальных фильмах о Восточной Пруссии уделялось церемониальному (мы позволим себе поправить уважаемого Андрея Васильченко - не "церемониальному", а "мемориальному" - В.А.) комплексу Танненберг (речь идет о циклопической постройке в форме замка Тевтонского Ордена в память Танненбергской битвы, на территории которой были торжественно похоронены герои Первой мировой войны - кайзеровский генерал-фельдмаршал и послевоенный Президент Германии Пауль фон Гинденбург и его начальник штаба генерал-квартирмейстер Эрих Людендорф; в день похорон Гинденбурга на башнях Танненбергского мемориала развевались черно-бело-красные флаги кайзеровской Империи и белые, с черным крестом, знамена Тевтонского Ордена; аккуратные немцы не забыли поставить и огромный каменный православный крест в память солдат и офицеров Русской Императорской Армии, погибших в Восточной Пруссии летом 1914 г. - куджа этот крест делся после 1945 г., одному Богу известно! - В.А.). Подобные "святыни" имели чрезвычайное значение для формирования национал-социалистической обрядности. Для тех, кто не мог посетить их, создавались многочисленные фильмы. Любая группа, любое общество, которое намеревалось быть консолидированным, нуждалось в подобных местах. Это не просто память о каких-то событиях, этот зримый символ единства. В подобных "святых" местах люди и пространство вступают в некую взаимосвязь" (А. Васильченко. Мистика СС. М., 2005).
На Третий Рейх перешла харизма Ордена рыцарей Марии, перешло, несомненно, и покровительство Верховной Госпожи орденских земель. Рейх мы вправе рассматривать также как "землю Пресвятой Девы Марии", как Ея избранный Удел...Небесное покровительство Пресвятой Девы благоверному воинству крестолюбивых тевтонов есть несомненный факт, летопись же его в полном объеме и доселе не составлена (упомянем очерк "Сталинградская Мадонна" в книге Игоря Лавриненко "Русская Фаланга" (Библиотека журнала "Европеецъ". Выпуск 5. Львов, 2007)...Отметим и то, что в годы венского "учения и мучения" будущим фюрером Третьего рейха далеко не случайно, среди написанных им многочисленных картин, было изображение Богородицы с Богомладенцем...
Другая линия "наследия" Тевтонского Ордена уходит в Русское Царство. Не случайно святой благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный создавал свой духовно-военный Опричный Орден по образцу Ордена Тевтонского. Как не случайны были и геополитические замыслы сего Государя, видевшего Ливонию (а в перспективе - и все прибалтийские "земли Пресвятой Богородицы") объединенными с Ея святорусским "Домом". Как не случайно и то, что другой православный Государь, присоединивший сии земли к Российской Империи - благочестивейший Император Петр Алексеевич - видел себя последователем Грозного Царя.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!