Облачение членов Тевтонского ордена
Принц из династии Габсбургов, избранный "Верховным магистром и магистром Германии“ Тевтонского ордена, являлся одновременно шефом отборного полка австрийской императорской армии, именовавшегося "полком Дейч-унд-Гохмейстера" (нем.: Regiment Deutsch-und-Hochmeister), а иногда, для краткости, просто "полком Дейчмейстера“ (нем.: Regiment Deutschmeister ) - позднее – 4-го Императорского и Королевского пехотного полка "Дейч-унд-Гохмейстер“ ("Дейчмейстер“), первым шефом которого являлся, впрочем, не принц из дома Габсбургов, а Гохмейстер Франц-Людвиг фон Пфальц-Нейбург (1694-1732).
Офицеры полка "Дейчмейстер" являлись рыцарями Тевтонского ордена. На связь полка с Тевтонским орденом намекала и полковая униформа "тевтонских орденских цветов" – белый кафтан с черными воротником, отворотами и обшлагами, черный камзол, белые (позднее - черно-белые) чулки, черные башмаки с серебряными пряжками и черная шляпа (обычно с белым плюмажем). Со временем бело-черная униформа "дейчмейстеров" стала бело-синей. Полк "Дейчмейстер" прославился в войнах Габсбургов (в частности, против турок-османов, пруссков и против французов).
По традиции автрийской армии, знамена имелись только у I и II из четырех батальонов полка "Дейч-унд-Гохмейстер". Знамя I батальона было желтого, знамя II батальона - белого цвета. На одной стороне каждого знамени "дейчмейстеров" был изображен двуглавый геральдический имперский орел Габсбургов, а на другой - образ Пресвятой Девы Марии, покровительницы Тевтонского ордена (см. илл.).
У "дейчмейстеров" имелась даже собственная речевка:
Wir sind vom Ka (kaiserlichen) und ka (koeniglichhen) Infanterieregiment
Deutsch-und-Hochmeister Nummero Vier.
(Мы из Императорского и Королевского пехотного полка
"Дейч-унд-Гохмейстер" номер четыре).
После присоединения (аншлюса) Австрии в гитлеровской Германии (Третьему рейху) в 1938 году полк "Гох-унд-Дейчмейстер" был включен в состав германского вермахта под названием 143-го пехотного полка. Полк имел особый девиз:
"Я служу Рейху (Империи), мой город называется Вена
(нем.: Dem Reich ich dien, mein Stadt heisst Wien)".
В 1943 году, после своего почти поголовного истребления в Сталинградской битве, он был воссоздан, переименован в 134-й гренадерский полк "Гох-унд-Дейчмейстер" (Grenadier-Regiment Hoch-und Deutschmeister 134) и включен в состав новой Имперской гренадерской дивизии "Гох-унд-Дейчмейстер (нем.: Reichs-Grenadier-Division Hoch-und Deutschmeister ) германского вермахта, почти полностью уничтоженной советскими войсками весной 1945 года в Курляндском "котле". Чины "тевтонского" полка (а впоследствии - и других частей дивизии) носили на правом рукаве мундира особую черную манжетную ленту (нем.: Aermelstreifen) с серебряной (белой) каймой и с надписью серебряными (белыми) готическими литерами "Гох-унд-Дейчмейстер" (нем.: Hoch-und Deutschmeister). Кроме того, в 1943 году им было присвоено право ношения на погонах т.н. "Сталинградского креста" - особого металлического знака отличия в форме креста Гохмейстера Тевтонского ордена с наложенным на него одноглавым орлом гитлеровского вермахта с обрамленной дубовым венком свастикой в когтях, на металлической ленте с надписью "Сталинград" (нем.: Stalingrad)-
В конце XVIII-начале XIX вв. орденское облачение тевтонов неоднократно подвергалось изменениям. Тевтонские рыцари носили черные, с серебряным галуном, треуголки различных форм и размеров и черные с серебром орденские кафтаны с нагрудным лапчатым крестом-"звездой“ и и шейным орденским крестом, штаны до колен (кюлоты) и камзолы, черные чулки и черные башмаки с серебряными или стальными пряжками, а в особо торжественных случаях – белые орденские плащи с большим черным лапчатым крестом на левой стороне.
В середине XIX века австрийские Императоры из династии Габсбургов реформировали Тевтонский орден (нем.: Deutscher Orden, лат.: Ordo T(h)eutonicorum) на собственный лад. Отныне (и до 1923 года) он стал официально именоваться Тевтонским рыцарским орденом (Дейчер Риттерорден, нем.: Deutscher Ritterorden, лат.: Ordo Militaris T(h)eutonicorum).
Орденское облачение тевтонского рыцаря "габсбургского периода" состояло из белого, с черным воротником и обшлагами, мундира, черных штанов-лосин, заправлявшихся в черные сапоги-ботфорты с серебряными шпорами, белых перчаток с раструбами и черной фетровой широкополой шляпы с черно-белым витым шнуром (с аграфом в форме белого, с прямым черным крестом, орденского гербового щитка) на тулье и двумя страусовыми перьями – черным и белым. Белый мундир имел черный воротник и черные же отвороты с серебряным шитьем. В особо торжественных случаях поверх белого мундира надевался белый же супервест с большим, во всю грудь, черным, с серебряной каймой, латинским лапчатым тевтонским крестом, а поверх супервеста накидывался белый плащ с таким же большим черным лапчатым орденским крестом на левой стороне. Мундир перетягивался черным поясным ремнем с серебряной пряжкой (в разные периоды – в форме белого, с прямым черным орденским крестом, щитка) и подвешенной к нему шпагой с серебряным эфесом, в черных ножнах, отделанных серебром.
На приведенной нами иллюстрации изображен один из сохранившихся до наших дней парадных мечей кавалера Тевтонского рыцарского ордена (нем.: Deutscher Ritterorden, лат.: Ordo Militaris T(h)eutoniсorum) эпохи Габсбургов. У этого меча прямой, обоюдоострый клинок и деревянная рукоятка, обтянутая серой кожей ската и украшенная черным, с белой каймой по краям, эмалированным лапчатым орденским крестом тевтонов. На навершии меча выгравирован герб Тевтонского ордена. Черные кожаные ножны украшены посеребренными накладками из белого металла.
Тевтонский рыцарь "Габсбургской эпохи" носил на шее на черной ленте металлический лапчатый орденский крест – черный, с белой каймой, увенчанный клейнодом в виде черного рыцарского шлема с золотой решеткой забрала и тремя страусовыми перьями - белым, черным и белым. Слева на груди тевтонский рыцарь габсбургской эпохи носил нагрудный крест (орденскую "звезду") – черный, с серебряной каймой, лапчатый латинский крест. Орденское облачение тевтонского брата-священника состояло из черной сутаны с нагрудным и шейным тевтонским орденским крестами, аналогичными описанным выше (но без рыцарского шлема-клейнода наверхнем луче шейного креста).
Отдельная ветвь Тевтонского Рыцарского ордена габсбургского периода, именовавшаяся "марианской", специализировалась на "госпитальерской" деятельности (уходу за больными и ранеными во время войны). Доступ в эту ветвь (в отличие от строго католического Тевтонского рыцарского ордена) был открыт и для не-католиков (например, для протестанта-лютеранина, германского Императора Вильгельма II Гогенцоллерна).
Члены "марианской ветви" Тевтонского ордена носили на черно-белой полосатой ленте особый шейный крест, отличавшийся от обычного тевтонского креста наличием в перекрестье круглого медальона с прямым красным крестом на белом поле и черным ободком с надписью по кругу серебряными буквами "Орден Тевт(онского) Человеколюбия" (Ordo Teut. Humanitatis).
Для германского Кайзера Вильгельма II Гогенцоллерна, являвшегося одновременно Протектором другого, протестантского, рыцарского ордена – прусских иоаннитов (Бранденбургского баллея) был изготовлен особый "двойной" шейный орденский крест в виде "марианского" тевтонского креста, наложенного на белый, с золотыми одноглавыми прусскими коронованными орлами между лучами, восьмиконечный иоаннитский (мальтийский) крест, увенчанный короной Королевства Прусского поверх золотых скрещенных скипетра и меча.
Германский Император Вильгельм II Гогенцоллерн (хотя и являлся прямым потомком вероломного Верховного магистра Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха, перешедшего из католичества в протестантизм, завладевшего в далеком 1525 году землями подчиненного ему Тевтонского ордена и превратившего его в светское герцогство Прусское - зародыш прусско-германской монархии Гогенцоллернов, т.н. "Второго Рейха") относился к католическому Тевтонскому ордену с огромным пиететом и всячески стремился продемонстрировать свое стремление примириться с ним.
Так, 5 июня 1902 года в замке города Мариенбурге-на-Ногате (Восточная Пруссия) - бывшей резиденции Гохмейстеров ордена Девы Марии - состоялась торжественная церемония, в которой, кроме членов Прусского Королевского (протестантского) ордена иоаннитов (Бранденбургского баллея ордена Святого Иоанна Иерусалимского), одетых в черные плащи с белым мальтийским крестом,и прусских солдат, одетых в средневековые белые, с прямыми черными крестами, облачения Тевтонского ордена, приняли участие члены австрийского Тевтонского Рыцарского ордена в белых плащах с черными тевтонскими крестами новой (уширенной) формы. В данном случае представители Прусского светского государства, присвоившего земли исторического Тевтонского военно-монашеского ордена, как бы официально примирились с законными (австрийскими католическими) продолжателями Тевтонского ордена (до этого сражавшимися с оружием в руках против Прусского государства, как наследника Гохмейстера Альбрехта, фактически совершившего в 1525 года в прусских владениях Тевтонского ордена государственный переворот).
В 1923 году Тевтонский рыцарский орден, как рудимент эпохи Габсбургов, нежелательный в глазах нового республиканского правительства Австрии, был преобразован в чисто монашеский (клерикальный) Тевтонский орден (нем.: Deutscher Orden, лат.: Ordo T(h)eutonicorum) с монахом-гохмейстером во главе.
Орденский класс "братьев-рыцарей" был упразднен (последним рыцарем, принятым в Тевтонский рыцарский орден в 1914 году, стал австрийский дворянин богемского, то есть чешского, происхождения Георг барон Скрбенский фон Грциште). Соответственно изменилась и орденское облачение "тевтонов". Отныне они носили черные сутаны с металлическим эмалированным нагрудным лапчатым крестом-"звездой", описанным выше, а в торжественных случаях – также металлические эмалированные шейные орденские кресты и белые плащи с нашитым напротив сердца большим лапчатым черным орденским крестом с серебряной каймой.
После присоединения ("аншлюса") Австрии к Германской империи в 1938 году монашеский Тевтонский орден был упразднен германскими национал-социалистами и сохранился до 1949 года лишь в Южном Тироле (входившем с 1918 года в состав Италии под названием Альто-Адидже).
В годы нционал-социалистической диктатуры католическпий Тевтонский орден подвергался преследованиям, что не мешало нацистским "бойцам идеологического фронта" в то же время всячески возвеличивать подвиги средневековых тевтонских рыцарей, объявив себя их преемниками. Так, например, кроме упомянутых выше полка и дивизии "Гох-унд-Дейчмейстер" германского вермахта, в составе гитлеровских войск СС (Ваффен СС) числился танковый батальон СС "Герман фон Зальца", входивший в 11-ю дивизию СС "Нордланд" и названный в честь четвертого Верховного магистра тевтонов брата Германа фон Зальца. Чины этого отборного эсэсовского формирования носили на левом рукаве черную манжетную ленту с серебряной надписью латинскими литерами "Герман фон Зальца" (см. илл.).
Германские войска, окруженные в Курляндском "котле" весной 1945 года, получили, в качестве знака отличия, на правый рукав мундира особую белую манжетную ленту с черной каймой, черной надписью латинскими литерами "Курляндия" (нем.: Kurland), гербом Гохмейстеров Тевтонского Ордена (прямой черно-белый крест на белом геральдическом щите) и гербом столицы Курляндии - г. Митавы (белая голова лося на черном щите).
После восстановления в 1949 году Тевтонского ордена на территории Австрии и собственно Германии (где он прекратил свое существование, по указу Императора французов Наполеона I Бонапарта, еще в 1806 году) его вновь возглавил монах-гохмейстер, получивший от папы римского сан епископа, а позднее – архиепископа в ранге кардинала римско-католической церкви.
Знаками достоинства Гохмейстера Тевтонского ордена ныне являются: архиепископская митра; увенчанный лапчатым черным, с серебряной каймой, орденским крестом, посох, три грани яблока которого, расположенного под крестом, украшены гербами сохранившихся комтурств Ордена Девы Марии; кардинальская шляпа; особый "гохмейстерский" шейный крест с черным одноглавым коронованным орлом на золотом сердцевом щитке в перекрестье черного лапчатого креста и наложенного на него золотого лилейного (лилиевидного) креста; нагрудный "гохмейстерский" крест с аналогичными эмблемами (недавно в Вене был вновь обретен его считавшийся утраченным с 1938 года парадный вариант, украшенный бриллиантами - подарок Императора Австрийского); белый парадный гохмейстерский плащ с большим "гохмейстерским" гербовым крестом. В обычное время Верховный магистр носит черную сутану с красными пуговицами и пурпурным кушаком, шейный крест на золотой цепи и пурпурную шапочку.
Облачение "брата-священника" современного Тевтонского (Немецкого) ордена состоит из черной рясы с красным поясом и красными пуговицами (в один ряд), черного, с серебряной каймой, лапчатого орденского шейного креста на черной ленте; аналогичной формы нагрудного креста, носящегося напротив сердца; в торжественных случаях – белого орденского плаща с большим черным лапчатым крестом с серебряной каймой) (но уже не с большим черным лапчатым крестом как до 1938 года, а с исконным гербом Тевтонского ордена – черным прямым латинским крестом на белом, "варяжской", или "норманнской" формы, щите с черной каймой).
В 1955 году для поощрения мирян – сторонников, друзей и благодетелей (спонсоров) Тевтонского (Немецкого) ордена был восстановлен институт существовавших некоторое время еще при Габсбургах так называемых "почетных рыцарей" или "рыцарей чести" (нем.: Ehrenritter, "эренриттер"), получивших привилегию носить те же шейные и нагрудные кресты и белые плащи, что и братья-монахи, принесшие орденские обеты.
Единственное различие между белым плащом "брата-священника" и "почетного рыцаря" заключается в том, что белый плащ последнего украшен напротив сердца не большим черным лапчатым крестом, а исконным гербом Тевтонского Ордена - прямым черным латинским крестом на белом, "варяжской" ("норманнской") формы, геральдическом щитке с черной каймой.
Вслед за тем был введен институт так называемых "фамилиаров" Тевтонского ордена – "доброхотных дарителей" и других сторонников ордена Девы Марии, вклад которых в процветание последнего не столь велик, как у "почетных рыцарей" ("рыцарей чести"). "Фамилиарам" (в число которых вошло немало видных политиков и других деятелей, например, покойный военный министр ФРГ, премьер-министр Баварии и основатель Христианско-Социального Союза Франц-Йозеф Штраус) было даровано право носить шейный и нагрудный крест Тевтонского ордена, а также особый "фамилиарский" плащ – не белого, а черного цвета, с прямым черным латинским крестом на белом "варяжском" ("норманнском") щитке слева на груди (см. фото)
"Рыцари чести" и "фамилиары" Тевтонского ордена в торжественных случаях носят свои шейные и нагрудные кресты, а также присвоенные им орденские плащи с обычным штатским костюмом, а в обычное время ограничиваются ношением в петлице миниатюрного черного лапчатого "тевтонского" крестика с серебряной каймой. Этот же лапчатый орденский крест украшает также епитрахили и другие элементы церковного облачения тевтонских священников.
Здесь конец и Богу нашему слава!
Вольфганг Акунов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!