'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Тевтонский Орден. История и Наследие.



Сам герцог Фридрих взял новое благочестивое братство (к которому стало постепенно примыкать все больше воинов, в том числе и рыцарей, для охраны странноприимцев от набегов сарацин) под свое покровительство и наилучшим образом рекомендовал его своему брату, Императору Генриху VI Гогенштауфену. Благодаря его стараниям ( хотя и через несколько недель после его смерти) братство было официально признано папой римским Климентом III, а его признание, в свою очередь, подтверждено 21 декабря 1196 года папой Целестином III. Но уже по прошествии всего восьми лет со дня основания, в 1198 году, это немецкое странноприимное братство было - по примеру других Орденов крестоносцев, например, тех же иоаннитов, с согласия двух старших рыцарских Орденов - храмовников и госпиталариев (госпитальеров) Святого Иоанна - преобразовано в рыцарский союз и в качестве такового официально признано папой Иннокентием III буллой от 19 февраля 1199 года.

Именно поэтому иные историки ведут отсчет истории Тевтонского Ордена не с 1190, а с 1198 или с 1199 года. Наряду с тремя монашескими обетами нестяжания, целомудрия и послушания, новый Орден, включил в свой первоначальный ("иоаннитский") устав "тамплиерский" обет неустанно ратоборствовать за обращение язычников в Христову веру, и получил в качестве облачения (habitus) для братьев-рыцарей тамплиерский белый плащ (что вскоре послужило пищей для раздоров с храмовниками), но с черным крестом (вместо тамплиерского красного креста) на левом плече (а если быть точнее, то - напротив сердца).

Конфигурация "тевтонского" креста на протяжении многовековой истории Немецкого ордена неоднократно видоизменялась, пока не приняла характерную "лапчатую" форму с расширяющимися концами, опять-таки подобно кресту храмовников-тамплиеров. Эти расширения, дарованные папой тамплиерам, отличившимся при взятии сарацинской крепости Аскалона, на концы их орденского креста, символизировали "иерихонские трубы" (в знак того, что перед доблестью Христовых рыцарей не устояли стены Аскалона, как не устояли стены ветхозаветного Иерихона при звуках труб воинства библейского пророка Иисуса Навина).

5.Царство, разделившееся в себе, может ли устоять?

Заимствования из тамплиерского устава, добавленные к первоначальным иоаннитским статутам, а в особенности - заимствование белого плаща с крестом "тамплиерской" формы постоянно приводили Тевтонский орден к конфликтам с храмовниками. История этих постоянных конфликтов между двумя военно-монашескими орденами, принимавших нередко весьма кровопролитные формы, полностью опровергает абсурдные бредни об их идентичности или о тевтонских рыцарях как "орудии" тамплиеров. В действительности храмовники всеми силами сопротивлялись любым нововведениям своих новоиспеченных соперников. Да это и понятно.

Ведь если рыцари разных орденов оказывались трудно отличимыми друг от друга в сражениях из-за сходства их "униформы", то не исключен был вариант, что, скажем, "тевтоны" (чей черный крест на белом плаще в схватке вполне мог сойти за темно-красный тамплиерский крест сходной формы) теоретически могли приписать себе славу и успех тамплиеров и соответственно претендовать на большую долю военной добычи, чем они того заслуживали. К тому же сохранилось немало изображений  тамплиеров с крестами не "уставного" красного, а "тевтонского" черного цвета на облачении, вооружении и прапорах. Не случайно даже такой знаток Средневековья, как любимый всеми нами сэр Вальтер Скотт при описании пира у Седрика Ротервудского с участием командора Ордена Храма Бриана де Буагильбера облачил последнего в белую мантию, украшенную крестом его Ордена, вырезанного из черного (а не красного, как следовало бы по Уставу тамплиеров) бархата. Впрочем, несколькими страницами ранее уважаемый автор нарядил того же самого свирепого храмовника в красный плащ с белым суконным крестом на плече, как госпитальера-иоаннита. Но это так, к слову... 

Тамплиеры не раз жаловались папе римскому на немецких рыцарей за то, что те переняли храмовнический устав и белый плащ "бедных рыцарей Христа и Соломонова Храма". Папа Иннокентий III, их известный покровитель и друг тамплиеров, даже запретил "тевтонам" на какое-то время ношение белого "тамплиерского" плаща, но, впрочем, оставил окончательное решение за Патриархом Иерусалимским. Патриарх попытался осуществить своего рода компромисс - он дозволил "тевтонам" сохранить белый цвет их плаща, но повелел им шить плащи не из льняной, как у тамплиеров, а из любой другой ткани. Однако храмовники еще долго не могли примириться с нисколько не удовлетворившим их решением римского понтифика.

Десятилетия спустя папе римскому Григорию IX не раз приходилось призывать тамплиеров не придираться к "тевтонам" из-за копирования их орденского одеяния. В итоге храмовникам так не удалось добиться своего. Рыцари Немецкого Ордена сохранили за собой право носить белый плащ с черным крестом - так называемый "господский плащ" (нем.: "герренмантель"). Его и по сей день носят священники и "почетные рыцари" ("эренриттеры", "рыцари чести") современного Тевтонского Ордена. Однако постоянные конфликты между тевтонскими рыцарями и храмовниками возникали не только из-за сходства в облачениях, но и в области большой политики.

В палестинский период истории своего ордена "немецкие господа" в борьбе между папами и кесарями "Священной Римской Империи" поддерживали Императоров из дома Гогенштауфенов, а тамплиеры - папских сторонников, "гвельфов". Когда анафематствованный папой римским Император Фридрих II прибыл в Палестину, Верховный магистр "тевтонов" брат Герман фон Зальца стал его главным советником, а "Немецкий Орден" - его главной опорой. Храмовники же избегали отлученного от церкви Императора и строили против него всяческие козни. В результате Фридрих II после возвращения Иерусалима христианам отказался вернуть тамплиерам замок их Великого магистра, что привело храмовников в еще большую ярость. После поражения Гогенштауфенов в Италии тамплиеры воспользовались этим поводом для реванша.

Начиная с 1241 года "бедные рыцари Христовы" развязали против "немецких господ" форменную войну. "Тевтоны" эту войну проиграли и лишились почти всех своих владений в Святой земле. Вражда между обоими духовно-рыцарскими орденами, тянувшаяся через всю историю христианских владений в Святой земле, имела поистине роковые последствия для ситуации в Палестине, тем более что и с орденом иоаннитов у храмовников сложились далеко не братские отношения, крайне обострившиеся с момента, когда эти Ордены, благодаря полученным привилегиям, достигли власти и богатства. В ходе многочисленных распрей Ордены оказывались по разные стороны "баррикад", разделявших противоборствующие партии, вследствие чего по сути дела незначительные конфликты из-за поляризации Орденов обострялись и ослаблялась обороноспособность страны.

В 1179 году папе римскому Александру III удалось добиться заключения мира между враждовавшими Орденами, как если бы речь шла о примирении между двумя враждебными государствами. В 1242 году (год "Ледовогот побоища" на Чудском озере!) храмовники осадили странноприимцев-госпитальеров в замке Ордена Святого Иоанна в Акконе и даже не позволили иоаннитам похоронить своих убитых. Через несколько лет тамплиеры снова напали на иоаннитов в Акконе, но были истреблены почти поголовно в схватках на улицах города. Надо думать, что иоанниты и тевтонские рыцари во время последующего процесса над тамплиерами во Франции (1307-1314) не видели особых причин брать под защиту своих бывших противников, силой оружия изгнавших их из замков и городов Палестины. Позднее мы еще коснемся этого вопроса несколько подробнее, пока же заметим только, что межорденские распри, несомненно, значительно ускорили конец Иерусалимского королевства крестоносцев.

Тевтонскому братству была дарована папой так называемая "экземпция", вследствие чего оно было, в рамках церковной иерархии, выведено из какого бы то ни было подчинения местному епископату и католическому патриарху Иерусалимскому и подчинено непосредственно папе римскому. Именно с этого момента оно превратилось в настоящий военно-монашеский Орден. Это особое положение сохранилось и по сей день и имеет огромное значение для современной деятельности Тевтонского Ордена.

Кстати, изо всех Орденов, возникших в эпоху Крестовых походов и ни разу не прерывавших с тех пор своего существования, доныне сохранились только Орден Святого Иоанна Иерусалимского и Тевтонский Орден Пресвятой Девы Марии. Подобное "долголетие", вероятнее всего, объясняется тем, что оба этих Ордена возникли именно как странноприимные братства и лишь позднее, в силу суровой реальности существования на границе враждебного мира ислама, вынуждены были взять на себя и военные функции.

По мере отпадения необходимости в вооруженной борьбе с неверными, которую, кстати, необходимо рассматривать как актуальную и совершенно нормальную для того времени форму служения идее сохранения и распространения христианской веры и правильно понять которую можно лишь с учетом духа той далекой эпохи классического религиозного сознания, ни в коей мере не пытаясь давать оценку тогдашним событиям с точки зрения современности, оба ордена смогли быть реформированы, а по сути - вернуться к выполнению своих первоначальных задач, связанных с делами христианского милосердия и служения ближнему. Блаженный Жерар (Герард), первый предводитель ("ректор") госпитальеров, был абсолютно прав, предсказав своему Ордену долгую и славную будущность:

"Братство наше пребудет вечно, ибо почвой, на которой оно произрастает, являются страдания мира сего и, ежели будет на то воля Божия, всегда найдутся люди, работающие над тем, чтобы уменьшить эти страдания и облегчить их бремя своим ближним".

Это пророчество блаженного Жерара полностью оправдалось и в отношении Тевтонского Ордена, история которого со всей очевидностью свидетельствует о том, что он всегда, с какими бы неблагоприятными обстоятельствами ему не приходилось сталкиваться, находил в себе силы для проведения внутренних реформ и тем самым - для дальнейшего поддержания своего существования.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Тевтонский Орден. История и Наследие."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЕННОГО (РЫЦАРСКОГО) ТЕВТОНСКОГО (НЕМЕЦКОГО) ЛЕВАНТИНСКОГО ОРДЕНА
  • - Орден Тамплиеров: история и современность
  • - Тайны Тевтонского ордена
  • - Устав Тевтонского ордена, история создания
  • - Командные слова. Приложение к Корабельному уставу Военно-Морского Флота СССР
  • - ГЛАВНАЯ ХОРУГВЬ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  • - ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ГАБСБУРГСКОЙ ЭПОХИ
  • - СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ и ХХI ВЕКЕ


  • Название статьи: Тевтонский Орден. История и Наследие.


    Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Страницы: 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 53
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru