Язон, бриг
«Язон» (1847): наследник имени и защитник Севастополя
Закладка и строительство
Второй корабль Черноморского флота, носивший имя древнегреческого героя Язона, был заложен 28 января 1847 года в Севастополе. Это название стало данью памяти первому «Язону» (1817–1831), участнику Кавказских походов и русско-турецкой войне. Строительство велось в рамках программы обновления флота под руководством адмирала Михаила Петровича Лазарева, который уделял особое внимание созданию маневренных кораблей для защиты прибрежных вод.
См.: "Корвет Язон"
Спуск на воду состоялся 20 октября 1850 года, но окончательная достройка и оснащение заняли ещё год — в строй корабль вступил в 1851-м. Эти сроки отражали сложности эпохи: Черноморский флот готовился к возможному конфликту с Османской империей, и качество постройки ставилось выше скорости.
Технические характеристики и мореходные свойства
«Язон» 1847 года был компактнее своего предшественника: длина — 31,7 м, ширина — 7,3 м, осадка — 3,0 м. Это позволяло ему действовать в мелководных бухтах и устьях рек. Корабль классифицировался как 12-пушечный бриг или шхуна, оснащённый парусным вооружением (вероятно, смешанным — прямыми и косыми парусами), что обеспечивало скорость и манёвренность.
Артиллерийское вооружение включало 12 орудий малого калибра (6- или 8-фунтовые пушки), предназначенных для ближнего боя и подавления береговых целей. Экипаж насчитывал 96 человек, включая моряков и артиллеристов.
Служба и участие в Крымской войне
До 1853 года «Язон» выполнял рутинные задачи: патрулировал черноморское побережье, сопровождал транспорты и вёл разведку. С началом Крымской войны (1853–1856) корабль был переброшен к Севастополю.
В период обороны города (1854–1855) «Язон» стал частью морской оборонительной линии. Его экипаж участвовал в переброске грузов, эвакуации раненых и установке заграждений. Корабль также поддерживал артиллерийским огнём сухопутные позиции, например, во время бомбардировок Малахова кургана.
Гибель во имя спасения города
К сентябрю 1855 года ситуация в Севастополе стала критической. Чтобы заблокировать вход в бухту для англо-французской эскадры, командование приказало затопить часть флота. «Язон» разделил судьбу легендарных кораблей — его корпус был погружён на дно у севастопольских берегов. Это решение, хотя и трагическое, позволило замедлить продвижение противника и сохранить контроль над бухтой.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.