Язон, бриг

«Язон» (1847): наследник имени и защитник Севастополя

Закладка и строительство
Второй корабль Черноморского флота, носивший имя древнегреческого героя Язона, был заложен 28 января 1847 года в Севастополе. Это название стало данью памяти первому «Язону» (1817–1831), участнику Кавказских походов и русско-турецкой войне. Строительство велось в рамках программы обновления флота под руководством адмирала Михаила Петровича Лазарева, который уделял особое внимание созданию маневренных кораблей для защиты прибрежных вод.


См.: "Корвет Язон"


Спуск на воду состоялся 20 октября 1850 года, но окончательная достройка и оснащение заняли ещё год — в строй корабль вступил в 1851-м. Эти сроки отражали сложности эпохи: Черноморский флот готовился к возможному конфликту с Османской империей, и качество постройки ставилось выше скорости.


Технические характеристики и мореходные свойства
«Язон» 1847 года был компактнее своего предшественника: длина — 31,7 м, ширина — 7,3 м, осадка — 3,0 м. Это позволяло ему действовать в мелководных бухтах и устьях рек. Корабль классифицировался как 12-пушечный бриг или шхуна, оснащённый парусным вооружением (вероятно, смешанным — прямыми и косыми парусами), что обеспечивало скорость и манёвренность.

Артиллерийское вооружение включало 12 орудий малого калибра (6- или 8-фунтовые пушки), предназначенных для ближнего боя и подавления береговых целей. Экипаж насчитывал 96 человек, включая моряков и артиллеристов.


Служба и участие в Крымской войне
До 1853 года «Язон» выполнял рутинные задачи: патрулировал черноморское побережье, сопровождал транспорты и вёл разведку. С началом Крымской войны (1853–1856) корабль был переброшен к Севастополю.

В период обороны города (1854–1855) «Язон» стал частью морской оборонительной линии. Его экипаж участвовал в переброске грузов, эвакуации раненых и установке заграждений. Корабль также поддерживал артиллерийским огнём сухопутные позиции, например, во время бомбардировок Малахова кургана.


Гибель во имя спасения города
К сентябрю 1855 года ситуация в Севастополе стала критической. Чтобы заблокировать вход в бухту для англо-французской эскадры, командование приказало затопить часть флота. «Язон» разделил судьбу легендарных кораблей — его корпус был погружён на дно у севастопольских берегов. Это решение, хотя и трагическое, позволило замедлить продвижение противника и сохранить контроль над бухтой.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Язон, бриг"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Язон, корвет
  • - Аргонавт, бриг
  • - Бот № 19
  • - Дунай, транспорт
  • - Сухум-Кале, транспорт
  • - Бот № 11
  • - Бот № 12
  • - Бот № 1


  • Название статьи: Язон, бриг


    Автор(ы) статьи: В. С. УСОЛЬЦЕВ

    Источник статьи:  В. С. УСОЛЬЦЕВ, ПОСТРОЕНЫ КОРАБЕЛАМИ СЕВАСТОПОЛЯ, "Ахтиар", 1995


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru