Ахмад-Вали Ахунд бин Тухфатуллах аль-Кызылжарский
Ахмад-Вали Ахунд бин Тухфатуллах аль-Кызылжарский (араб. أحمد ولي آخوند بن تحفة الله القزيلجاري; англ. Ahmad-Wali Akhund bin Tuhfatullah al-Qiziljari), родился в Семипалатинске (ныне Семей, Казахстан) в 1833 году, согласно записям историка Курбан-Али Халиди.
Его отец, Тухфатуллах аль-Кызылжарский (араб. تحفة الله القزيلجاري; англ. Tuhfatullah al-Qiziljari), скончался до рождения сына, оставив мальчика на попечении матери — Аиши бинт Муса (араб. عائشة بنت موسى; англ. Aisha bint Musa, ок. 1810–1875), происходившей из рода семипалатинских улемов. Вскоре после смерти первого мужа Аиша вышла замуж за Саифуллу бин Уткана (араб. سيف الله بن أوتكان; англ. Sayfullah bin Utkan, ум. 1834), имама Петропавловска, что, вероятно, обусловило переезд семьи в этот город.
Детство Ахмад-Вали частично прошло в Петропавловске, согласно его неопубликованной рукописи по истории города.
Начальное образование он получил у Дамуллы Риза ад-Дина (араб. رضا الدين; англ. Riza ad-Din), известного богослова, после чего отправился в Бухару (современный Узбекистан). Там он изучал как экзотерические (араб. الظاهرية; англ. zahiri), так и эзотерические (араб. الباطنية; англ. batini) науки под руководством Миян Фарука (араб. ميان فاروق; англ. Miyan Faruq), суфийский шейх, духовная линия которого восходит к индийскому мистику Абдулле ад-Дихлави (ум. 1827).
В 1864 году, завершив обучение, Ахмад-Вали вернулся в Семипалатинск, где занял пост имама Седьмой мечети (позже переименованной в «Мечеть Нур», «Седьмая мечеть» — нумерация культовых сооружений вводилась российской администрацией для учёта) и получил титул окружного ахунда. Его медресе при мечети стало центром подготовки кадров: из его стен вышли десятки коранических чтецов (араб. قارئ; англ. qari) и мулл, что отмечено в отчёте Оренбургского магометанского духовного собрания за 1878 год.
В суфийской традиции Ахмад-Вали характеризовался как «человек слёзных глаз и мягкой речи» — формула, подчёркивающая его духовную глубину и эмоциональную восприимчивость. В возрасте за 70 лет он отправился в паломничество (хадж), но скончался по пути в Одессе (араб. أوديسا; англ. Odessa, через Одессу многие паломники из Российской империи следовали в Мекку) в 1904 году, согласно записям его ученика Абдуллы аль-Маази. Место его захоронения неизвестно из-за разрушения мусульманских кладбищ Одессы в советский период.
Сведения о семейной жизни Ахмад-Вали фрагментарны. Известно только, что его единственный сын, Мухаммад-Садык (араб. محمد صادق; англ. Muhammad-Sadiq, 1860–1931), продолжил религиозную деятельность, заняв пост муфтия Семипалатинского уезда в 1910 году.
Жена Ахмад-Вали, Фатима бинт Ибрагим (араб. فاطمة بنت إبراهيم; англ. Fatima bint Ibrahim, 1845–1912), происходила из рода кочевых имамов Старшего жуза.
Политические взгляды Ахмад-Вали реконструируются через его взаимодействие с имперской администрацией. Назначение на должность ахунда, утверждённое указом генерал-губернатора Западной Сибири № 89-Р от 1865 года, свидетельствует о формальной лояльности, однако в частной переписке он критиковал ограничения на строительство мечетей, введённые в 1860-х годах. Его труд по истории Петропавловска, сохранившийся в рукописном виде, содержит косвенные указания на неоднозначное отношение к колониальной политике, но избегает открытой конфронтации.
Научное наследие Ахмад-Вали включает методики преподавания коранических наук, внедрённые в его медресе, и суфийские трактаты, посвящённые этике духовного наставничества. Эти материалы частично опубликованы в сборнике «Материалы по истории Центральной Азии» под редакцией А.Дж. Франка и М. Усманова.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.