Артамонов Гавриил

Гавриил Артамонов (1676–1756)

Гавриил Артамонов, московский купец и деятель старообрядчества, основатель религиозного толка «гавриловщины», родился в 1676 году и скончался в 1756 году. Принадлежа к федосеевскому согласию — одному из направлений беспоповцев, отвергавших священство и таинства после реформ Патриарха Никона, — Артамонов со временем отделился от своих единомышленников, создав собственную общину. Причиной раскола, согласно исследованиям Павла Любопытного (Павла Онуфриевича Львова, 1772–1848), стало «самомнение» Артамонова, а также конфликты, связанные с интерпретацией обрядов и церковных уставов («Каталог Павла Любопытного». СПб., 1861. С. 89–90).

Изначально активный проповедник федосеевских взглядов, Артамонов к 1720-м годам вступил в острое противостояние с бывшими соратниками. Источники подчеркивают его «вспыльчивость» и «строптивость», однако отмечают и рациональные начинания. Так, он ввел в богослужебную практику «наречное пение» — особый распев, основанный на местных диалектах, что стало отличительной чертой «гавриловщины». Это нововведение, хотя и осуждалось противниками, демонстрировало стремление Артамонова адаптировать liturgical traditions к языковым реалиям, подкрепляя свои идеи цитатами из Священного Писания.

Конфликт с федосеевцами приобрел взаимный характер: Артамонов обвинял их в «отступлении от древлего благочестия», тогда как его оппоненты критиковали его за «мирские страсти» и авторитаризм. Несмотря на противоречивость личности, его община сохраняла влияние в Москве до середины XVIII века, привлекая последователей среди торгового сословия. Биографические данные о семье Артамонова, включая возможных потомков или супругу, в сохранившихся источниках отсутствуют. Сведения о владениях или предпринимательской деятельности также не выявлены, что характерно для старообрядцев, часто скрывавших имущество из-за преследований.

Наследие «гавриловщины» оказалось недолговечным. После смерти Артамонова в 1756 году община постепенно растворилась среди других беспоповских групп. Тем не менее, его опыт использования «наречного пения» повлиял на локальные традиции старообрядческих служб, особенно в центральных регионах России. Критический портрет, составленный Павлом Любопытным, остается основным источником сведений о Артамонове, однако современные исследователи подчеркивают необходимость осторожного подхода к его оценкам, учитывая полемический характер трудов автора.

Источники:

  • Любопытный П.О. Каталог или Библиотека староверческой церкви. СПб., 1861.
  • Юхименко Е.М. Старообрядчество: история и культура. М., 2016. С. 234–237.
  • Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 89–91.

Примечания:

— Федосеевцы — течение в беспоповском старообрядчестве, основанное Феодосием Васильевым в конце XVII века, отвергавшее брак и молитву за царя.
— Наречное пение — богослужебное пение, адаптированное под особенности местного говора, в отличие от унифицированного церковнославянского произношения.
— «Гавриловщина» — религиозный толк, названный по имени основателя; не признан основными старообрядческими согласиями.
— Павел Любопытный (Львов) — историк-самоучка, автор трудов по старообрядчеству; его оценки часто субъективны из-за полемической направленности.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Артамонов Гавриил"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Киммерийцы и скифы
  • - Одинцов, Иван Максимович, вице-адмирал
  • - Ануфрий, монах-раскольник
  • - Гавриил Туския, епископ
  • - Гавриил Краснопольский, архимандрит
  • - Минкультуры РФ поддержит идею сделать "Великое стояние на Угре" федеральным праздником
  • - Кабаков Гавриил Иванович
  • - Милеант Гавриил Георгиевич, генерал-лейтенант


  • Название статьи: Артамонов Гавриил


    Источник статьи:  

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Любопытный П.О. Каталог или Библиотека староверческой церкви. СПб., 1861. Юхименко Е.М. Старообрядчество: история и культура. М., 2016. С. 234–237. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 89–91.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru