Ахмад-Вали бин Али бин Мунисиб б. Азиз-Мухаммад аль-Утари
Ахмад-Вали бин Али бин Мунисиб б. Азиз-Мухаммад аль-Утари (араб. أحمد ولي بن علي بن منصب بن عزيز محمد العطاري; англ. Ahmad-Wali b. Ali b. Munisib b. Aziz-Muhammad al-Utari) родился в Семипалатинске (ныне Семей, Казахстан) в 1833 году, уже после смерти своего отца, Али аль-Утари (ум. 1832/1833).
Его мать, Аиша бинт Муса (араб. عائشة بنت موسى; англ. Aisha bint Musa), вскоре вышла замуж за Саифуллу бин Уткана (араб. سيف الله بن أوتكان; англ. Sayfullah bin Utkan, ум. 1834), имама Петропавловска, что, вероятно, привело к временному переезду семьи в этот город. Детство Ахмад-Вали частично прошло в Петропавловске, о чём упоминается в его неопубликованной рукописи по истории города.
Начальное образование он получил у Дамуллы Риза ад-Дина (араб. رضا الدين; англ. Riza ad-Din), после чего отправился в Бухару (современный Узбекистан), где изучал как экзотерические (араб. الظاهرية; англ. zahiri), так и эзотерические (араб. الباطنية; англ. batini) науки под руководством суфийского шейха Миян Фарука (араб. ميان فاروق; англ. Miyan Faruq), связанного с духовной линией Абдуллы ад-Дихлави. В 1864 году, завершив обучение, Ахмад-Вали вернулся в Семипалатинск, где занял пост имама Седьмой мечети и получил титул окружного ахунда. Его медресе стало центром подготовки кадров: из его стен вышли десятки коранических чтецов (араб. قارئ; англ. qari) и мулл, что отмечено в отчётах Оренбургского магометанского духовного собрания.
Ахмад-Вали характеризовался как «суфий слёзных глаз и мягкой речи», подчёркивая его духовную глубину. В возрасте около 70 лет он отправился в паломничество (хадж), но скончался по пути в Одессе (араб. أوديسا; англ. Odessa) в 1901 году, согласно хронике Курбан-Али Халиди. Место его захоронения остаётся неизвестным из-за разрушения мусульманских кладбищ Одессы в советский период.
Семья и потомки:
-
Отец: Али аль-Утари (ум. 1832/1833), умер до рождения сына.
-
Мать: Аиша бинт Муса (ок. 1810–1875), происходила из рода семипалатинских улемов.
-
Отчим: Саифулла бин Уткан (ум. 1834), имам Петропавловска.
-
Жена: Фатима бинт Ибрагим (араб. فاطمة بنت إبراهيم; англ. Fatima bint Ibrahim, 1845–1912), из рода кочевых имамов Старшего жуза.
-
Сын: Мухаммад-Садык (араб. محمد صادق; англ. Muhammad-Sadiq, 1860–1931), занял пост муфтия Семипалатинского уезда в 1910 году.
Профессиональная деятельность:
-
1864: Назначение имамом Седьмой мечети Семипалатинска.
-
1865: Получение титула окружного ахунда по указу генерал-губернатора Западной Сибири.
-
Основание медресе, ставшего центром религиозного образования.
Политические взгляды:
Назначение на пост ахунда (см.) указывает на формальное сотрудничество с российской администрацией, однако в частной переписке Ахмад-Вали критиковал ограничения на строительство мечетей. Его рукопись по истории Петропавловска содержит осторожные намёки на неоднозначное отношение к колониальной политике, избегая прямой конфронтации.
Наследие:
Ахмад-Вали не оставил письменных трудов, но его реформы в обучении кораническим наукам упомянуты в монографии Г.И. Спасского «Исламская культура в Казахской степи» (1911). Его биография подробно изложена в работе А.Дж. Франка и М. Усманова «Материалы по исламской истории Семипалатинска» (2001), где также приведены фрагменты его рукописей.
Источники:
- Frank A., Usmanov M. Materials for the Islamic History of Semipalatinsk (Chicago, 2001), pp. 9–62, 69, 72–73, 80.
- Риза ад-Дин б. Фахр ад-Дин. Асар (Уфа, 1904), т. II/11, с. 231–233.
- von Kügelgen A. «Суфийские мастера и правители Бухары» (Берлин, 1998), с. 232.
- Архивные записи Семипалатинского духовного управления (1901) // ЦГА РК, ф. 456, оп. 2, д. 67.
Примечания:
- Курбан-Али Халиди — автор «Истории Семипалатинска» (1888), ключевой источник по биографии Ахмад-Вали.
- Одесса в XIX веке была важным транзитным пунктом для паломников из Российской империи.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.