Ятвяги
Ятвяги - этнос
ЯТВЯГИ (в польских и немецких источниках — sudavii, sudini) — западнобалтское этноплеменное образование, занимавшее в древности регион Больших Мазурских озер со смежными землями Среднего Побужья и Среднего и Верхнего Понеманья.
Происхождение названия остается дискуссионным: одни исследователи связывают его с балтским корнем (возможно, от гидронима Ятвязь), другие, как А.С. Кибинь, видят в суффиксе -ягъ указание на социально-профессиональную группу скандинавского типа (аналогично варяг, колбяг).
Территориальная динамика:
К XI–XII вв. под давлением славянской колонизации ареал ятвягов сократился до пространства от Мазурских озер до Немана и Бебжи (современные Сувалкия, Подляшье, Гродненская область Беларуси). Лингвистические данные подтверждают более широкое раннее расселение: балтские гидронимы зафиксированы в Побужье и Верхнем Понеманье, а следы ятвяжского диалекта сохранились в говорах Дятловского района Гродненской области вплоть до XIX в.

Поход Ярослава Святополковича Волынского на ятвягов
Радзивиловская летопись. стр. 320.
Исторические свидетельства:
-
944 г.: Первое упоминание в древнерусских источниках — посол «Ятвяг Гунарев» в составе делегации князя Игоря в Византии.
-
983 г.: Поход киевского князя Владимира Святославича, приведший к переходу Берестейской земли под контроль Руси (В лѣто 6546 [1038]. Иде веснѣ велики князь Ярославъ къ Киеву, а на зиму ходи на вятвягы, и не можааху ихъ взяти, Софийская первая летопись).
-
1009 г.: Гибель миссионера Бруно Кверфуртского «на границе Руси и Литвы» (вероятно, в ятвяжских землях).
-
1038 г.: Кампания Ярослава Мудрого, опустошившая Сувалкию.
-
XII–XIII вв.: Систематические набеги волынских князей (например, поход Ярослава Святополчича в 1113 г.) и польских войск (подчинение полешан королем Казимиром в 1193 г.).
Археологические памятники:
Характерны каменные курганы и могильники с трупосожжением (IV–VIII вв.) и ингумацией (XII–XIII вв.). В XII–XIII вв. под влиянием Древней Руси появляются предметы славянской культуры: стеклянные бусы, проволочные височные кольца, крестики. Уникальные находки:
-
Длинный курган у д. Семеново (длина 70 м, высота 2,5 м);
-
Камень с антропоморфными фигурами близ Берестовицы, интерпретируемый как ритуальный объект;
-
Массовые захоронения 1238 г. в Ярославле, связанные с монгольским разорением.
Этническая структура и ассимиляция:
Е. Налепа выделял четыре группы: судины (центр), дейнове (Верхнее Понеманье), поллексяне (юго-запад), собственно ятвяги. К XIII в. большая часть ятвягов была славянизирована, войдя в состав древнерусской и польской народностей. В Литве их потомками считаются дзуки — этнографическая группа южной Дзукии, сохранившая балтскую антропологию и элементы материальной культуры (ткачество, типы жилищ).
Проблемы в историографии:
-
Традиционная версия (В.В. Седов, Е. Налепа): Ятвяги — монолитное балтское племя, родственное пруссам.
-
Альтернативная гипотеза (А.С. Кибинь): Первоначально «ятвяги» — полиэтничное «береговое братство», контролировавшее речные пути Верхнего Немана. После установления русского господства (середина XI в.) термин превратился в экзоним для балтоязычного населения. Подтверждением служит отсутствие самоназвания «ятвяг» в балтской топонимике и упоминание в летописях социально-профессиональных групп (купцы, воины).
Гибель Ятвягии:
В 1277–1283 гг. земли ятвягов были разделены между Тевтонским орденом, Польшей и Литвой. Причины исчезновения:
-
Отсутствие государственной консолидации в отличие от Литвы;
-
Тактика «выжженной земли», применявшаяся русскими и польскими князьями;
-
Планомерная колонизация Орденом, строившим замки на захваченных территориях.
Лит.:
-
Nalepa J. Jaćwięgowie. Nazwa i lokalizacja. — Białystok, 1964. (Классификация племенных групп).
-
Седов В.В. Курганы ятвягов // СА. 1964. № 4; Он же. Ятвяги // Финно-угры и балты. — М., 1987. (Археологическая локализация дейнова).
-
Кибинь А.С. Ятвяги в X—XI вв.: «балтское племя» или «береговое братство»? // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2008. № 2(4). С. 117—132. (Социально-экономическая интерпретация термина).
-
Nовиков А.С. Ятвягия в системе международных отношений Восточной Европы XIII века // Рубалтик. 2015. (Анализ политического краха).
-
Engovatova A., Dobrovolskaya M. Isotope Analysis of Medieval Population of Yaroslavl // Journal of Archaeological Science. 2020. (Данные о рационе и этническом смешении).
-
DoctoRentgen. Ятвяжские курганы в Гродненской области // Форум «Тайны истории». 2010. (Полевые наблюдения за каменными могильниками).
Примечание: Современные генетические исследования (проект «Балтская ДНК», 2020) выявили у населения Сувалкии и Гродненщины гаплогруппу N1c, характерную для балтских народов, что подтверждает участие ятвягов в этногенезе белорусов и литовцев.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.