Аскоченский Виктор Ипатьевич, журналист

Портрет Виктора Ипатьевича Аскоченского, гравюра, неизвестный литограф. Российская империя, 1860-е гг. Бумага, литография, 411х275 мм. ГМИИ имени А.С. ПушкинаВиктор Ипатьевич Аскоченский, журналист, родился 1 октября 1813 года в Воронеже, умер 18 мая 1879 года в Санкт-Петербурге.

Сын священника, бывшего наставником в нотном пении всех церковнослужителей Воронежской губернии, Аскоченский после домашней подготовки поступил в Воронежскую духовную семинарию, по окончании курса в которой, как один из лучших учеников, перешел в Киевскую духовную академию. Усердно занимаясь здесь богословскими и историческими науками, Аскоченский по окончании в 1839 году академического курса со степенью магистра был назначен бакалавром академии (адъюнкт-профессором) и сначала преподавал языки польский и немецкий, а затем патрологию, причем изучил Священное Писание и творения святых отцов, как немногие специалисты.

Оставив по собственному желанию профессуру, Аскоченский в 1846 году получил место советника Волынского губернского правления и жил в доме генерал-губернатора Юго-Западного края Д. Г. Бибикова в качестве воспитателя одного его родственника.

В 1849 году Аскоченский был переведен в Каменец-Подольск совестным судьей с исправлением должности председателя гражданской палаты, но прослужил здесь всего два года и принужден был выйти в отставку в чине коллежского советника.

С этого времени Аскоченский, переселившись в Киев, а затем в 1857 году в Петербург, отдается исключительно литературной деятельности, которая становится на долгие годы, до конца жизни, единственным источником средств его существования.

Деятельность эта началась еще в 1839 году заметками и стихами в журналах «Воскресное Чтение», «Маяк» и «Москвитянин» и отличалась большим разнообразием: Аскоченский писал стихи, басни, повести, драмы, ученые исследования, сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы и прочее.

Не имея большого художественного беллетристического таланта, Аскоченский был по призванию публицистом и приобрел на поприще журналистики громкую, но печальную известность, не принеся, вследствие своих крайних охранительных воззрений, той пользы, которой можно было бы ожидать при его даровании, остроумии и знаниях.

«Собрание стихотворений» (1846 год), «Пансионерка», трагедия нашего времени, в четырех отделениях с эпилогом (1847 год), роман «Асмодей нашего времени» (1858 год), изданный под псевдонимом В. Кочки-Сохрана, «Марфа посадница или падение Новгорода», драматическое представление в четырех картинах (1870 год) – таковы литературные произведения Аскоченского, в которых он безуспешно пытался разрешить те или иные художественные задачи.

Некоторый успех (разошлось все первое издание) имел только роман «Асмодей нашего времени», в котором Аскоченский впервые выступил в роли обличителя безнравственности и атеизма русского общества.

Гораздо важнее научные труды Аскоченского: не говоря о «Кратком начертании истории русской литературы» (1846 год), составленном из уроков, которые автор преподавал в одном из киевских женских пансионов, и не имеющем научной ценности, следует назвать большое двухтомное сочинение «Киев с древнейшим его училищем – академиею» (1856 год) и книжку «История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году» (1863 год); второй труд является продолжением первого и составлен также, главным образом, по архивным материалам; значительную часть первого сочинения занимают биографии многих бывших питомцев Киевской духовной академии.

В июле 1858 года появился первый номер журнала «Домашняя Беседа», который выходил затем еженедельно и сначала предназначался для народа (номер стоил 5 копеек).

С 1859 года формат газеты был увеличен, а программа расширена; с 20-го номера 1860 года появился отдел «Блестки и изгарь», который в продолжение 18-ти лет читался самыми ожесточенными врагами Аскоченского.

С едким сарказмом и подчас не без остроумия, под предлогом защиты идей православия против распространившегося в обществе неверия, и консервативных начал против увлечений либерализмом, Аскоченский высмеивал все западноевропейское и новое в науке, литературе, общественной и государственной жизни. В своем обскурантизме и фанатической набожности он дошел, наконец, до того, что заставил охладеть к себе прежних своих приверженцев и поклонников и подготовил свое литературное падение.

В начале имевшая успех, «Домашняя Беседа» в последнее время едва влачила существование и на номере 45 за 1877 год (5 ноября) неожиданно прекратилась.

После смерти Аскоченского (он умер, пострадав более полутора лет, в отделении душевнобольных Петропавловской больницы) в «Историческом Вестнике» (1882 год, номера 1–9) напечатано, с предисловием Ф. И. Булгакова, извлечение из его обширного «Дневника», веденного с 1835 по 1857 год.

Из этого любопытного «Дневника» можно видеть, что обскурантизм Аскоченского объясняется личными житейскими неудачами: до отставки и особенно во время профессорства он был совсем другим человеком.

Помимо автобиографического значения, «Дневник» важен для характеристики духовного образования провинции того времени, важен для историка театра и композитора церковного пения (Аскоченский сам написал немало духовных пьес), для ученого богослова и педагога, которые найдут в нем ценные сведения каждый по своей специальности.

По словам Булгакова, «Дневник» представляет целую энциклопедию, какая только доступна силам одного человека.


Ссылка на статью "Аскоченский Виктор Ипатьевич, журналист"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Гавриил Огинский, архимандрит
  • - Диодор, иеромонах
  • - Антоний (Радонежский), епископ Оренбургский и Уральский
  • - Антоний, архиепископ Пермский и Верхотурский
  • - Амвросий, архимандрит Владимиро-Волынского монастыря
  • - Данский, Алексей Алексеевич
  • - Амфитеатров, Яков Космич, профессор Киевской духовной академии
  • - Антоний, архиепископ Кишиневский и Хотинский


  • Название статьи: Аскоченский Виктор Ипатьевич, журналист

    Категория темы: Российская империя

    Источник статьи:  Русский биографический словарь. Том 2

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   «Церковный Вестник» 1879 года, № 21 (статья А. Павловича). «Церковно-Общественный Вестник» 1879 г., № 60. «Исторический Вестник» 1882 года, январь – сентябрь. т. I, стр. 827–836 – том I, страницы 827–836.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru