Аскоченский Виктор Ипатьевич, журналист
Виктор Ипатьевич Аскоченский, журналист, родился 1 октября 1813 года в Воронеже, умер 18 мая 1879 года в Санкт-Петербурге.
Сын священника, бывшего наставником в нотном пении всех церковнослужителей Воронежской губернии, Аскоченский после домашней подготовки поступил в Воронежскую духовную семинарию, по окончании курса в которой, как один из лучших учеников, перешел в Киевскую духовную академию. Усердно занимаясь здесь богословскими и историческими науками, Аскоченский по окончании в 1839 году академического курса со степенью магистра был назначен бакалавром академии (адъюнкт-профессором) и сначала преподавал языки польский и немецкий, а затем патрологию, причем изучил Священное Писание и творения святых отцов, как немногие специалисты.
Оставив по собственному желанию профессуру, Аскоченский в 1846 году получил место советника Волынского губернского правления и жил в доме генерал-губернатора Юго-Западного края Д. Г. Бибикова в качестве воспитателя одного его родственника.
В 1849 году Аскоченский был переведен в Каменец-Подольск совестным судьей с исправлением должности председателя гражданской палаты, но прослужил здесь всего два года и принужден был выйти в отставку в чине коллежского советника.
С этого времени Аскоченский, переселившись в Киев, а затем в 1857 году в Петербург, отдается исключительно литературной деятельности, которая становится на долгие годы, до конца жизни, единственным источником средств его существования.
Деятельность эта началась еще в 1839 году заметками и стихами в журналах «Воскресное Чтение», «Маяк» и «Москвитянин» и отличалась большим разнообразием: Аскоченский писал стихи, басни, повести, драмы, ученые исследования, сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы и прочее.
Не имея большого художественного беллетристического таланта, Аскоченский был по призванию публицистом и приобрел на поприще журналистики громкую, но печальную известность, не принеся, вследствие своих крайних охранительных воззрений, той пользы, которой можно было бы ожидать при его даровании, остроумии и знаниях.
«Собрание стихотворений» (1846 год), «Пансионерка», трагедия нашего времени, в четырех отделениях с эпилогом (1847 год), роман «Асмодей нашего времени» (1858 год), изданный под псевдонимом В. Кочки-Сохрана, «Марфа посадница или падение Новгорода», драматическое представление в четырех картинах (1870 год) – таковы литературные произведения Аскоченского, в которых он безуспешно пытался разрешить те или иные художественные задачи.
Некоторый успех (разошлось все первое издание) имел только роман «Асмодей нашего времени», в котором Аскоченский впервые выступил в роли обличителя безнравственности и атеизма русского общества.
Гораздо важнее научные труды Аскоченского: не говоря о «Кратком начертании истории русской литературы» (1846 год), составленном из уроков, которые автор преподавал в одном из киевских женских пансионов, и не имеющем научной ценности, следует назвать большое двухтомное сочинение «Киев с древнейшим его училищем – академиею» (1856 год) и книжку «История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году» (1863 год); второй труд является продолжением первого и составлен также, главным образом, по архивным материалам; значительную часть первого сочинения занимают биографии многих бывших питомцев Киевской духовной академии.
В июле 1858 года появился первый номер журнала «Домашняя Беседа», который выходил затем еженедельно и сначала предназначался для народа (номер стоил 5 копеек).
С 1859 года формат газеты был увеличен, а программа расширена; с 20-го номера 1860 года появился отдел «Блестки и изгарь», который в продолжение 18-ти лет читался самыми ожесточенными врагами Аскоченского.
С едким сарказмом и подчас не без остроумия, под предлогом защиты идей православия против распространившегося в обществе неверия, и консервативных начал против увлечений либерализмом, Аскоченский высмеивал все западноевропейское и новое в науке, литературе, общественной и государственной жизни. В своем обскурантизме и фанатической набожности он дошел, наконец, до того, что заставил охладеть к себе прежних своих приверженцев и поклонников и подготовил свое литературное падение.
В начале имевшая успех, «Домашняя Беседа» в последнее время едва влачила существование и на номере 45 за 1877 год (5 ноября) неожиданно прекратилась.
После смерти Аскоченского (он умер, пострадав более полутора лет, в отделении душевнобольных Петропавловской больницы) в «Историческом Вестнике» (1882 год, номера 1–9) напечатано, с предисловием Ф. И. Булгакова, извлечение из его обширного «Дневника», веденного с 1835 по 1857 год.
Из этого любопытного «Дневника» можно видеть, что обскурантизм Аскоченского объясняется личными житейскими неудачами: до отставки и особенно во время профессорства он был совсем другим человеком.
Помимо автобиографического значения, «Дневник» важен для характеристики духовного образования провинции того времени, важен для историка театра и композитора церковного пения (Аскоченский сам написал немало духовных пьес), для ученого богослова и педагога, которые найдут в нем ценные сведения каждый по своей специальности.
По словам Булгакова, «Дневник» представляет целую энциклопедию, какая только доступна силам одного человека.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.