ДЕКРЕТ ОБ УПРАВЛЕНИИ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА ВОЛГЕ
ДЕКРЕТ ОБ УПРАВЛЕНИИ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ НА ВОЛГЕ
26 марта 1918 г.
Подлинник, 6 лл.; пометка: Прот. №82, п. №5 в 4 на бланках и 2 на бумаге №26 марта 1918 г. Архив, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 5539.
«Известия» №63, 2 апреля; «Собрание Узаконений» №30, ст. 399.
Для управления национализированным флотом и всем грузовым и пассажирским движением на водном пути: Каспийское море, Волга с притоками и Мариинская система — учреждается подведомственный Отделу водных сообщений Высшего совета народного хозяйства орган: Управление Каспийско-Волжско-Мариинской системы — «Кавомар».
В указанных в ст. 1 бассейнах ни одна организация или учреждение не имеет права вмешиваться в управление судоходством без предварительного сношения с Кавомаром и его разрешения.
Кавомар образуется в составе 22 членов: 10 представителей Союза работников водного транспорта, делегируемых как из состава Центрального комитета Союза, так и из состава соответственных областных комитетов и из 12 представителей от учреждений по назначению Высшего совета народного хозяйства (областных советов народного хозяйства, центральных государственных учреждений и организаций и проч.).
Примечание:
10 представителей Союза работников водного транспорта составляются из 2 представителей Цеквода (Центрального комитета Союза), 3 — Волжского областного комитета, 2 — Каспийского областного комитета, 2 — Областного комитета Мариинской системы и 1 — представителя Областного комитета Московско-Окского бассейна, а до прибытия представителей с мест временные заместители их назначаются Цекводом.
Из 12 представителей областных советов народного хозяйства одного посылает Совет народного хозяйства Северного района (Петроград), трех представителей — Московский экономический комитет, одного — Уральский областной совет (Екатеринбург) и одного — Бакинский совет, причем до прибытия представителей из Петрограда, Екатеринбурга и Баку временные заместители их назначаются Московским районным экономическим комитетом. Остальные шесть представителей центральных государственных учреждений и организаций распределяются между следующими учреждениями по одному от каждого: 1) Народного комиссариата путей сообщения, 2) Народного комиссариата продовольствия, 3) Комитета хозяйственной политики Высшего совета народного хозяйства, 4) Всероссийского совета кооперативов (Центросоюз), 5) Народного комиссариата финансов и 6) Судоходной секции Совета экспертов при Высшем совете народного хозяйства, причем до прибытия всех представителей временные заместители отсутствующих назначаются Комитетом хозяйственной политики Высшего совета народного хозяйства.
Кавомар в пленарных заседаниях разрешает вопросы общего руководства подлежащим его ведению водным путем — выработка размеров фрахтов, планов перевозок и строительная работ, рассмотрение смет, тарифов заработной платы, издание инструкций, правил, циркуляров, обязательных постановлений, устранение отдельных судов от участия в навигации, сообразуемых с количеством грузов и стремлением полностью использовать топливо без излишней затраты топлива, определение порядка управления отдельными пароходствами, загонами, водными путями, смещением и разделение пароходств и вообще принятие в дело существа всех признаваемых им необходимыми мер.
В вопросах общегосударственного значения Кавомар получает разрешения и указания от Отдела водных сообщений Высшего совета народного хозяйства, куда Кавомар вносит на утверждение представления об отпуске кредитов, об утверждении фрахтов, смет, планов перевозок и строительных работ, тарифов заработной платы, а также все вопросы, кои им не могут быть разрешены самостоятельно.
Для исполнения своих решений и для текущей работы по управлению Кавомар выделяет из своей среды коллегию в составе 7 членов, из которых не менее 5 должно быть лицами, уже работающими в области водного транспорта.
Жалобы на действия Кавомара приносятся в Отдел водных сообщений Высшего совета народного хозяйства, причем принесение жалобы не останавливает исполнения до решения Отдела водных сообщений.
Для проведения в жизнь постановлений Кавомара на местах, для разрешения вопросов местного значения и для подготовительной разработки вопросов, подлежащих разрешению Кавомара, — в отдельных областях общей водной системы, а именно: на Каспийском море, на Мариинской системе, на Волге и в Московско-Окском бассейне учреждются подведомственные Кавомару областные управления.
Областные управления образуются в составе 14 членов: 6 представителей Союза работников водного транспорта, делегируемых соответственными областными комитетами, и 8 представителей областных советов народного хозяйства и центральных или областных государственных учреждений и организаций (распределение между отдельными организациями устанавливается Кавомаром).
Для исполнения своих решений и текущей работы областные управления выделяют из своей среды коллегию в составе 5—7 членов.
Местными органами областных управлений являются районные комитеты Союза работников водного транспорта или особые комиссары, всецело подчиненные в отношении заведывания транспортом Кавомару и его областным управлениям.
Эксплуатация национализированного флота по водному пути: Каспий, Волга, Мариинская система, временно, до создания единого государственного судоходства, производится через учреждения бывших судоходных предприятий (управлении, конторы и т. п.), которые в качестве отдельных административных единиц остаются, как рабочий механизм, и работают, подчиняясь всецело Кавомар. Кавомар может отдельные мелкие предприятия объединять в более крупные самостоятельные организации, или присоединять к существующим крупным предприятиям.
Примечание. Существующие между пароходствами и железными дорогами соглашения о перевозках в прямых железнодорожных и водных сообщениях сохраняются.
Все необходимые изменения в порядке управления отдельными судоходными предприятиями определяются и утверждаются для предприятия в целом Кавомаром, который также устанавливает и утверждает органы и лиц, стоящих во главе всего предприятия, причем технические и административные директора отдельных предприятий назначаются им по возможности по соглашению с Цекводом или из числа кандидатов последнего, а остальной технический административный персонал — директорами.
Впредь до определения Кавомаром порядка управления национализированными судоходными предприятиями, каждым в отдельности, все прежние правления и управления, а также уже организованные новые, обязаны продолжать свою работу в полном объеме, принимая все меры к сохранению флота, ремонту судов и безостановочному ходу обычных операций. Отстранение прежних руководителей пароходств, всех или частью, производится только постановлением Кавомара.
В каждом предприятии должен быть составлен отчет за 1917 год и баланс предприятия на день его национализации, по каковому балансу уполномоченные Кавомаром лица или учреждения производят проверку принятых имуществ, фактически же прием предприятия происходит немедленно по утверждении Кавомаром порядка управления данным предприятием, органами или лицами, им на то уполномоченными, не ожидая представления баланса.
Кавомару поручается теперь же начать подготовку слияния всех пароходств находящейся в его заведывании водной системы к навигации будущего, 1919, года в одно пароходное предприятие.
При нарушении трудовой дисциплины руководителями, служащими или рабочими пароходств Кавомар и его областные управления имеют право принимать все необходимые меры для ее восстановления, вплоть до немедленного увольнения без предупреждения и до предания виновных суду.
Учреждения бывшего Управления внутренних водных путей Министерства путей сообщения продолжают работу по устройству и поддержанию водных путей в судоходном состоянии на Волге и Мариинской системе, под общим руководством Кавомара и соответственных областных управлений, причем порядок деловых взаимоотношений правлений* округов путей сообщения, Кавомара, областных управлений и Отдела водных сообщений Высшего совета народного хозяйства должен быть установлен Отделом водных сообщений Высшего совета народного хозяйства.
Учреждения Распределительного комитета по водным перевозкам на Волге и Мариинской системе передаются в ведение Кавомара и соответственных областных управлений.
На прочих водных системах, не охватываемых настоящим декретом, действуют областные управления на основаниях, изложенных для областных управлений Кавомара, подчиняясь непосредственно Отделу водных сообщений Высшего совета народного хозяйства, причем процентное соотношение представительства остается тем же, что и для областных управлений Кавомара. Являющиеся на заседание представители каждой группы пользуются всеми принадлежащими ей голосами, независимо от числа явившихся.
Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Влад. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета
Н. Горбунов.
Историческая справка:
Декрет был принят на заседании СНК 26 марта; одновременно было принято предложенное В. И. Лениным постановление, предлагавшее Чрезвычайному съезду судоходных служащих и рабочих Волжского бассейна «немедленно и без всяких отступлений» провести этот декрет в жизнь (см. раздел II, № 7). Съезд судоходных служащих и рабочих происходил в Нижнем Новгороде с 25 марта по 10 апреля.
Примечания и разночтения:
П.1: Совета в «Известиях» нет; исправлено по подлиннику и «Собранию Узаконений».
П.4: и в подлиннике и «Известиях» нет; исправлено по «Собранию Узаконений».
П.9: В подлиннике: распределенных ... устанавливается; в «Известиях»: распределенных ... и устанавливаются; исправлено по «Собранию Узаконений».
П.13: по соглашению в «Известиях» нет; исправлено по подлиннику и «Собранию Узаконений».
*правлений по «Известиям» нет; исправлено по подлиннику и «Собранию узаконений»
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.