Ландратская канцелярия
В 1715 – 1719 гг. Местное учреждение общего управления в центрах долей, на которые губернии Европейской России, Урала и Сибири в 1710 были "расписаны" из расчета около 5,5 тыс. тяглых дворов в каждой. Ландратские канцелярии подчинялись губернским канцеляриям.
Ландратские канцелярии возникли вследствие именного указа от 28 января 1715 года, предусматривавшего возложение на ландратов, состоявших с 1713 года при губернаторах, вице-губернаторах и обер-комендантах, функций управления долями с помощью комиссара, 14 подьячих и 12 конных рассылыциков. Совокупность этих должностных лиц и стали в делопроизодственной практике называть Ландратской канцелярией, что не противоречило известным сейчас актам 1710-х гг., где данный термин не употреблялся, но ландрат вместе с подчиненными служителями всегда рассматривался как особое учреждение - "приказ", - в руководстве делами которого ландрата при его отлучке заменяет комиссар. В процессе работы определилась и подчиненность Ландратских канцелярий губернским канцеляриям как главным органам власти на местах, хотя формально ландраты были независимы не только от них, но и от губернаторов лично: судить их мог лишь совет ("консилиум") в составе губернатора, вице-губернаторов и остальных ландратов, который раз в год должен был обсуждать и др. местные дела.
Хотя до сих пор не выяснено, что именно решалось в ландратских советах, само отделение ландратов как регулярно присутствующих при губернских правителях более высоких рангов от отождествлявшихся со своими канцеляриями ландратов как начальников долей - один из немногих вполне установленных фактов истории Ландратских канцелярий. О численности Ландратской канцелярии следует говорить лишь предположительно, поскольку доли, по значению равные уездам, территориально обычно превосходили последние (включая от одного до нескольких городов с прилежащими местностями), их не могло быть более 150. Сейчас выделено около 80 делопроизводственных комплексов под названием Ландратская канцелярия, но не исключено, что часть их принадлежит другим учреждениям, которые иногда именовались Ландратской канцелярией просто в силу руководства ими бывшими ландратами.
Преимущественно гипотетически можно судить и о компетенции Ландратской канцелярии как учреждений переходного периода в развитии государственного аппарата, когда им во всех отношениях были присущи неопределенность и неустойчивость. В историографии Ландратских канцелярий известны прежде всего тем, что проводили предшествовавшую 1-й ревизии подворную, т.н. ландратскую перепись 1716 – 1717 гг., материалы которой поступили сначала в Сенат и затем в Камер-коллегию. П.Н. Мрочек-Дроздовский, отмечая, что учет числа, пола и возраста населения, а также описание усадеб и составляющих наделы дворов, полей и угодий были постоянной обязанностью ландратов, считал их тем не менее главным образом финансовыми чиновниками. В действительности, по-видимому, законодательные положения о "всяких сборах и земских делах" или праве суда толковались шире. Согласно основной части выявленной документации Ландратских канцелярий, они осуществляли, кроме учета населения и сбора налогов, и др. важнейшие функции общего управления - охрану прав владения имениями и др. имуществом, борьбу с бегством и контроль за исполнением повинностей лиц разных сословий, наборы рекрутов и работных людей, организацию подрядов и поставок. При этом, вопреки указу от 28 января 1715 года, запрещавшему ландратам так или иначе "вступаться" в жизнь посадских людей, Ландратские канцелярии следили за их казенными и сословными службами, торговыми и ремесленными занятиями, а равным образом и судили их, как и губернские, провинциальные и воеводские канцелярии 1719-1727 гг. Думается, именно к воеводским канцеляриям Ландратские канцелярии ближе всего и по кругу решавшихся задач, и по степени реальной власти на местах, хотя проблема роли Ландратской канцелярии в становлении учреждений общеадминистративного профиля и требует дальнейшего исследования.
Ландратские канцелярии были закрыты по мере введения в 1719-1722 гг. новых местных учреждений разного назначения. Упразднение Ландратской канцелярии обусловленное провинциальной реформой 1719 года, нашло конкретное отражение в именном указе от 17 апреля 1719 года, по которому ландраты передавались в распоряжение Камер-коллегии для назначения на другие должности.
Синонимы: Канцелярия ландрата; Ландраторская канцелярия.
Источники: ПСЗ I. Т. 5. № 2673, 2762/2770, 2776, 3025, 3027, 3034, 3078, 3081, 3308, 3334, 3534; РГАДА. Ф. 882-899, 913-920, 1015 и др.; Мрочек-Дроздовский П. Обл. управление России XVIII в. до Учреждения о губерниях 7 нояб. 1775: Историко-юрид. исследование. М, 1876.
М.В. Бабич
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.