Медицинская коллегия
В 1763 - 1803, 1804 гг.
Центральное учреждение.
Подчинялась до 1802 года непосредственно монархам, с 1802 года состояла в исключительном ведении министра внутренних дел гр. В.П. Кочубея.
В качестве ее отделения с момента образования до закрытия функционировала Медицинская контора в Москве.
При постоянных полномочиях "правления медицинским делом" в органах, зависимых от др. центральных и местных институтов власти, Медицинская коллегия имела в своем прямом подчинении крупнейшие госпитали и аптеки, ботанические сады (к 1780 г.), все врачебные управы (с 1797 г.) и заводы хирургических инструментов (к 1799 г.), большинство учебных заведений (к 1803 все, кроме медицинских факультетов университетов). Находилась в Петербурге.
Создание Медицинской коллегии, ее право безраздельно распоряжаться "врачеванием", пребывание в "особливой" е.и.в. "протекции", приоритетные задачи, первоначальный штат и порядок работы определялись именным указом Сенату и Инструкцией Медицинской коллегии от 12 ноября 1763 года. Последующие уточнения ее компетенции и изменения во внутреннем устройстве были зафиксированы в ряде актов 2-й половины 1770-1790-х гг. (в т.ч. в штатах от 15 июля 1786 и 12 февраля 1799), а радикальная реорганизация предусмотрена именным указом от 27 июня 1793 года о введении в Медицинской коллегии поста главного директора и манифестом "Об учреждении министерств" от 8 сентября 1802 года о "препоручении" ее министру внутренних дел.
В 1763 году правительство представляло себе Медицинскую коллегию, в отличие от обвиненной во всех недостатках здравоохранения в России Медицинской канцелярии, чем-то вроде позднейшей Академии медицинских наук. Соответственно, основным звеном ее структуры должно было быть собрание 3 докторов медицины, 3 опытнейших врачей-практиков и аптекаря, которые (в рангах коллежских советников и асессоров) посвящали свое время преимущественно ученым занятиям и заседали лишь дважды в неделю для постановлений, касающихся медицины, под председательством президента, который не имел голоса при обсуждении профессиональных вопросов и только "соображал" заключения специалистов "с народной пользой и соблюдением государственной казны".
Ведение журналов этой "коллегии докторского и лекарского искусства" (она же 1-й департамент Медицинской коллегии) вменялось в обязанность ученому секретарю, который реферировал бы для нее и современную медицинскую литетратуру, и заведовал бы библиотекой и архивом. Статус Медицинской коллегии как высшего научного учреждения реформаторы полагали вполне совместимым с переходом к ней от Медицинской канцелярии функций центрального административного учреждения. Члены Медицинской коллегии продолжали отвечать за постановку практической медицины и фармации с оформлением соответствующих протоколов через канцелярию, аналогичную по составу другим коллегиям. В ней было сосредоточено и персонально порученное президенту руководство служебным передвижением медицинских чинов, а расчеты по их жалованью, заготовке через Медицинскую коллегию медикаментов и содержанию подначальных органов возлагались на "канцелярию медицинскую экономическую" (она же 2-й департамент Медицинской коллегии) в составе коллежского советника и нескольких канцелярских служителей под номинальной дирекцией президента Медицинской коллегии.
Опыт складывания Медицинской коллегии по принятому в 1763 году проекту бар. И.А. Черкасова, ставшего ее первым президентом, в целом себя не оправдал. Должность ученого секретаря не замещалась до середины 1780-х гг., развернуть научные чтения и наладить периодическое издание трудов удалось еще позже (в 1790-е гг. и на рубеже XVIII-XIX вв.). С другой стороны, ослабление физиката (см. Медицинская канцелярия и Медицинская контора), который в 1763-1786 гг. вообще не имел официального положения, раздробление механизма решения медико-санитарных проблем и несбалансированность подразделений внесли разлад в систему медицинского управления сравнительно с начала 1760-х гг. Это заставило в 1786-1799 гг. постепенно восстановить в главных чертах прежнюю структуру. Коллегиальность, правда, была сохранена, но она использовалась в ходе сугубо медицинских дискуссий и в Медицинской канцелярии. В то же время члены Медицинской коллегии были принуждены к постоянному присутствию по примеру чиновников других центральных учреждений, реальная власть сконцентрировалась в руках главного директора, "дела по учености" вверены ученому секретарю. Оба стали располагать собственными канцеляриями, экономическая канцелярия лишилась своей автономии и фактически слилась с канцелярией общеколлежской, а персонал Медицинской коллегии, в 1763 году, по-видимому, урезанный до около 20 человек, вырос примерно втрое, не считая подрядчиков ("купчин" и "присяжных") по закупке, приему и отпуску "аптекарских товаров" и инвалидной команды для караулов и посылок.
Медицинская коллегия на всем протяжении своего существования осуществляла разработку и воплощение в жизнь мер к развитию государственного здравоохранения, фундамент которого был заложен еще в 1720-е годы: составляла и заполняла штаты медицинской службы, готовила регламентирующие ее законы и подзаконные акты, способствовала открытию и снабжению медицинских учреждений всех типов, профессиональному обучению и популяризации гигиенических и лечебных знаний, а также исполняла (преимущественно силами физиката) обязанности медицинской полиции и организации медицинской помощи в Петербурге (подробнее см. Медицинская канцелярия). Среди сочиненных непосредственно в Медицинской коллегии должностных инструкций и содержащих медицинских рекомендации различных "наставлений" особенно важное значение имели сборник стандартов лекарственных средств и форм ("фармакопеи" 1765, 1778, 1779, 1782, 1797, 1798 годов), уставы - аптекарский, повивальным бабкам, всем ведомства Медицинской коллегии докторам, лекарям и повивальным бабкам (все три - от 20 сентября 1789 года), пограничных и портовых таможен от 7 июля 1800 года и высочайше утвержденные 19 января 1797 года нормативы для врачебных управ (см. Губернская врачебная управа).
Создание постоянных карантинов, прежде всего на южных границах, временных морских и сухопутных застав как средство борьбы с эпидемиями и эпизоотиями эффективно применялось уже Медицинской канцелярией. Новым именно для Медицинской коллегии явлением была ее поддержка "оспенных домов" для прививок и сифилитических больниц и отделений в Петербурге и некоторых крупных городах. При участии Медицинской коллегии устраивались и обеспечивались также психиатрические больницы, родильные палаты при воспитательных домах, общедоступные больницы и аптеки под патронажем приказов общественного призрения и городских властей, проводились экспедиции по сбору лекарственных растений, исследовались вновь найденные месторождения полезных ископаемых и минеральные воды (в т.ч. в 1799-1801 гг. кавказкие). Однако ведущим направлением деятельности Медицинской коллегии было реформирование госпитальных школ в связи с необходимостью укомплектовать св. 1000 докторских, лекарских и подлекарских вакансий в наместничествах, возникших вследствие Учреждения о губерниях от 7 ноября 1775 года. Рассматривая кардинальный рост их пропускной способности при параллельном повышении теоретического уровня преподавания как главный способ к увеличению медицинского корпуса, Медицинская коллегия выпустила целый комплекс учебных и экзаменационных программ, непрерывного медицинского образования на базе клиник (с овладения навыками первой помощи до получения степени доктора медицины). Медицинская коллегия добилась также самостоятельности школ относительно госпиталей (по штатам от 15 июля 1786 года) в качестве медико-хирургических училищ, введения в них института профессоров и адъюнктов и затем основания на их базе в Петербурге и Москве медико-хирургических академий, узаконенных именным указом от 18 декабря 1798 года. В результате этих и некоторых других акций в 1802 году по империи было учтено 1519 врачей, кроме не вносимых в официальный списки вольнопрактикующих.
После создания именным указом от 19 января 1797 года врачебных управ в губернских городах как ее местных органов, Медицинская коллегия приобрела возможность получать оперативные и квалифицированные сведения о медико-санитарном состоянии дел различных регионов империи, широко развернуть их медико-топографическое описание, более полно реализовать права надзора за аптеками и службой военных и гражданских чинов и пресечение знахарства и шарлатанства. Тем не менее негативные последствия произвола на начальном этапе становления гражданского крыла медицины и особенно децентрализации финансирования Медицинской коллегии в 1786-1793 годах и сбои в ее собственном функционировании в предшествующий период еще продолжали сказываться накануне министерской реформы.
Упразднение Медицинской коллегии было предусмотрено высочайше утвержденным 1 ноября 1802 года "Начертанием производства дел в Департаменте внутреннего министерства" и именным указом от 18 июля 1803 года, которым предшествовало включение ее в группу учреждений ведения министра внутренних дел 8 сентября 1802 года. Порядок ее преобразования путем формирования Экспедиции государственной медицинской управы как департамента Министерства внутренних дел и Медицинского совета при этом департаменте (см. Медицинский департамент Министерства внутренних дел) был установлен именным указом от 31 декабря 1803 года, приведенном в исполнение в течение 1804 года.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.