Монастырский приказ

Монастырский приказ

Действовал в 1649-1677; 1701-1720;1721-1725 гг.

Центральный государственный (в синодальный период - церковно-государственный) административно-хозяйственное, финансовое и судебное учреждение, управлявшее церковными вотчинами, духовенством и зависимыми от него категориями населения.

Учрежден Соборным Уложением в 1649 году в целях упорядочения управления церковными вотчинами, сборов податей с них и совершенствования судопроизводства.

Монастырский приказ создан как общее судебно-гражданское государственное учреждение для лиц духовного звания и лиц, подчиненных им по служебным и владельческим отношениям.

В 1649-1677 гг. одной из основных функций Монастырского приказа была судебная. Соборным Уложением отменялся совместный суд, в случае исков духовенства с лицами другим ведомств: осуществлялось судопроизводство через воеводский суд; из ведомства Монастырского приказа исключались патриарх и патриаршая область: приказные и дворовые люди, дети боярские, крестьяне патриарших вотчин подлежали патриаршему суду; пределы государственного и церковного судопроизводства разграничивались нечетко. Помимо судебных Монастырский приказ осуществлял следующие функции: взыскание и сбор с церковных вотчин государственных податей и повинностей; ведение приходо-расходных книг; составление описей церковного имущества и численности людей и дворов на приходских землях; приписку монастырей и пустынь к архиерейским домам и монастырям. Вследствие нарушений, допускавшихся Монастырским приказом в области судопроизводства, постановлением Собора 1667 года, утвержденного царем Алексеем Михайловичем, духовенство освобождалось от гражданского и уголовного государственного суда и подлежало духовному суду -патриаршему и архиерейскому через систему приказов, состоявших из духовных лиц (см. Духовный приказ).
Указом царя Федора Алексеевича от 14 декабря 1677 года Монастырский приказ был упразднен, его финансовые и контрольные функции частично переданы в Приказ Большого дворца. Указом Петра I от 24 января 1701 Монастырский приказ восстановлен во главе с И.А. Мусиным-Пушкиным как независимое учреждение, осуществлявшее связь с другим учреждениями памятями.
Указом Сената от 11 марта 1711 года Монастырский приказ подчинен Сенату (его деятельность контролировал Приказной стол канцелярии Сената).
Финансовую отчетность, помимо Сената, Монастырский приказ предоставлял в Ближнюю канцелярию. Функции Монастырский приказ в этот период преимущественно хозяйственно - административные и финансовые: сбор пошлин, податей и повинностей с духовных имений (за исключением находящихся в ведомстве Дворцового патриаршего приказа); заведование строительством и ремонтом всех церковных учреждений, контроль расходов; надзор за состоянием церквей и причтов; контроль за деятельностью госпиталя, воспитательных домов для незаконнорожденных детей, богаделен, церковных школ и над обучением детей духовенства в греческих и латинских школах с посвящением их в сан по окончании; содействие открытию новых воспитательных домов и богаделен; распределение отставных офицеров по монастырям на содержание; заведование типографией; административно-финансовый контроль (Монастырский приказ проводил финансовую ревизию всех подчиненных ему учреждений) и другим
Монастырский приказ осуществлял судебные функции в пределах своего ведомства: в исках всех посторонних для него людей на духовенство и лиц, подведомственных ему; являлся высшей судебной инстанцией в гражданских делах в пределах своего ведомства; выполнял некоторые сугубо церковные функции (извещал от высочайшего имени архиереев о явке на череду богослужения, о поминовении членов царского дома и пр.); выступал посредником между государем и церковными учреждениями.
Монастырский приказ имел следующую структуру: во главе - боярин, иногда называемый судьей (первонач. - гр. И.А. Мусин-Пушкин, затем - кн. П.И. Прозоровский), который действовал по указу или поручению государя. Помощники боярина - дьяки, численность которых не превышала 3 человек. Боярин и дьяки составляли присутствие. Подьячие распределялись в структуре Монастырского приказа по 17 повытьям, с различным количеством крестьянских дворов, закрепленных за каждым повытьем.
Во главе повытий стояли старшие подьячие, по именам которых и назывались повытья. Численность подьячих в повытье зависела от количества дворов, вверенных в его ведение. Штат Монастырского приказа в начале 1700-х гг. не был утвержден. Численность служащих Монастырского приказа колебалась в зависимости от его финансирования: в 1702 году - 3 дьяка, 69 подьячих и приказных; в 1703 году -3 дьяка (Е. Зотов, И. Шапкин, Г. Потапиев) и 99 подьячих (старших - 20, средних - 8, молодых - 71). Боярин вместо оклада, как правило, получал вотчину (в 1703 году - И.А. Мусин-Пушкин). Содержание дьяков зависело от архиерейских домов и от различных платежей крестьян. По штату 1715 года в Монастырском приказе числилось: боярин (судья); 2 дьяка; 2 секретаря; 13 канцеляристов; 11 подканцеляристов; 76 копиистов; всем им кроме денежного выделялось хлебное содержание. Помимо штатных служащих Монастырский приказ имел внештатных - патриарших дворян и стольников; патриарших и архиерейских боярских детей и приказных людей, монастырских стряпчих и пр.
С открытием коллегий сокращается контрольно-финансовая деятельность Монастырского приказа. Указом Петра I от 17 августа 1720 года Монастырский приказ был закрыт, его дела переданы вместе со служащими в Камер-коллегию; его имущество - в Штатс-контор-коллегию; судебные дела - в Юстиц-коллегию. Высочайшим указом от 16 октября 1720 года в связи с возвращением ранее отобранных вотчин в церковное ведомство сбор податей возложен на церковные власти с уведомлением Камер-коллегии. С учреждением Синода и передачей в его ведение всех церковных вотчин в февраля1721 года Монастырский приказ восстанавливается как финансово-вотчинное учреждение Синода во главе с судьей В. Ершовым. Монастырский приказ становится церковно-государственным учреждением, подчиненным Синоду, зависящим от Сената, Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии. Сфера его деятельности сразу стала сокращаться: из его ведомства исключены вотчины синодальных членов. Дворцовый и Казенный синодальные приказы стали с ним равноправны. Штат Монастырского приказа не был утвержден.

В соответствии с указом Синода от 4 сентября 1722 года Монастырский приказ осуществлял следующие функции: сбор государственных окладных и доимочных сумм (за исключением подведомственных Дворцовому синодальному приказу); прием от Дворцового синодального приказа сборов с управляемых им крестьян; судопроизводство по искам между крестьянами и синодальными служителями (кроме духовных и уголовных дел); апелляционный суд по искам на синодальных служителей и крестьян (за исключением решений приказов: Духовного, Дворцового и Казенного синодальных и архиерейских домов); отдача пустошей и другим статей в оброк с публичного торга по указам; наказание за нарушение сборов; сыск беглых крестьян и солдат синодального ведомства; распределение отставных офицеров и солдат по монастырям, нищих - по богадельням и пр. Контроль ряда учреждений за деятельностью Монастырского приказа и введение новой системы обложения, замена судьи В. Ершова на К. Чичерина не улучшили положения дел.

К 1722-1723 гг. сфера деятельности Монастырского приказа сузилась: он имел в своем ведомстве заопределенные вотчины, а по государственным сборам - определенные. Однако реформа по новому обложению вотчин не была доведена до конца.

В 1721 году в Монастырском приказе числились: судья, дьяк и 3 секретаря, входившие в правление; по канцелярии - 12 канцеляристов, 10 подканцеляристов, 45 копиистов, - с жалованием; на неопределенном жаловании - 2 дьяка, комиссар, прокурор, экзекутор, нотариус, актуариус, регистратор, а также комиссар от Монастырского приказа при Синоде.

Указом Сената и Синода от 14 января 1725 года на основании высочайшего указа от 22 января 1724 года Монастырский приказ ликвидирован, а его функции переданы в созданную вместо него Камер-контору синодального правления.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Монастырский приказ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Дьячок. 2.
  • - Малороссийский приказ
  • - Губной целовальник
  • - Патрикеев, Козьма, дъяк
  • - Патрикеев, Михаил, дъяк
  • - Аксентьев, Петр, казачий пятидесятник
  • - Государственный межевщик
  • - Патрикеев, Борис Исакович, дьяк


  • Название статьи: Монастырский приказ

    Категория темы: Российская империя

    Автор(ы) статьи: В.В. Олевская

    Источник статьи:  Российская государственность

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   ПСЗ I. Т. I. Соборное Уложение. Гл. XIII, п. 2, 3, 7, 11; Т. 2. № 711; Т. 4. № 1829, 1839, 1920, 1921, 2054, 2108, 2179, 2185, 2462, 2470; Т. 5. № 3023, 3036, 3172, 3182, 3252; Т. 6. № 3734, 3749, 3769; Т. 7. № 4152, 4081, 5632; РГАДА. Ф. 237; Центр, гос. архив древних актов СССР: Путеводитель. М., 1991. Т. 1; Горчаков М.И. Монастырский приказ. СПб., 1868; Барсов Т.В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897; Козлов О.Ф. Из истории церк. реформы нач. XVIII в. // На рубеже двух веков: Из истории преобразований Петровского времени. Труды ГИМ. М., 1978. Вып. 47; Богоявленский С.К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946; Устюгов В.Н. Эволюция приказного строя Рус. гос-ва в XVII в. // Абсолютизм в России. М, 1964; Маньков А.Г. Уложение 1649 г.: Кодекс феод, права России. Л., 1980; Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. (Очерки истории секуляризационной реформы). М., 1990.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru