Морское инженерное училище
С 1798 года - по настоящее время (в 1798 - 1827 гг. - Училище корабельной архитектуры; в 1827 - 1856 гг. - Учебный морской рабочий экипаж; в 1856 - 1867 гг. - Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства; в 1867 - 1872 гг. – Инженерное училище Морского ведомства; в 1872 - 1896 гг. - Техническое училище Морского ведомства; в 1896 - 1898 гг. - Морское техническое училище императора Николая I; в 1898 - 1917 гг. - Морское инженерное училище им. императора Николая I).
Училище корабельное архитектуры при Санкт-Петербургском адмиралтействе организовано на основании доклада Комитета об учреждении училищ для учеников штурманских и корабельной архитектуры, утвержденного 20 августа 1798 года Павлом I. Подчинялось обер-сарваеру Санкт-Петербургского порта. По штату предусмотрено 122 чина, в т.ч. 100 учеников. Учеников по окончании курса и сдаче выпускного экзамена выпускали "штурманских в штурмана офицерского ранга, а корабельных, галерных, ластовых и машинных в подмастерья того художества, в коем они окажут свои успехи".
На основании первого Устава училища, утвержденного 4 марта 1803 года императором Александром I, оно подчинялось генерал-интенданту Интендантского департамента. Готовило корабельных мастеров, подмастерьев, механиков, гидравликов и учителей по разным частям. Принимались дворянские, обер-офицерские и солдатские дети в возрасте 12-14 лет, умеющие читать и писать.
Преобразовано в Учебный морской рабочий экипаж на основании Положения, утвержденного 27 января 1827 года императором Николаем I. Подчинялся Главному штабу е.и.в. по военным поселениям. С 1842 года передан в ведение Инспекторского департамента Главного морского штаба е.и.в. По штату: 27 офицеров, 96 унтер-офицеров, лекарь, 2 фельдшера, 3 писаря, 17 барабанщиков, 50 матросов и 800 учеников, всего 996 человек. Состоял из кондукторских (готовивших корабельных кондукторов в корпус корабельных инженеров, а затем также в корпуса инженеров-механиков, инженеров военных поселений, инженеров морской строительной части, инженеров путей сообщения и морской артиллерии) и мастерских рот (готовивших мастеров (унтер-офицеров) в рабочие экипажи).
Расформирован 6 апреля 1856 года приказом генерал-адмирала. Кондукторские роты получили название Инженерного и артиллерийского училища Морского ведомства. Подчинялось непосредственно инспектору Корпуса корабельных инженеров до декабря 1857 года, затем Инспекторскому департаменту Главного морского штаба е.и.в. 8 мая 1867 года получило название Инженерного училища Морского ведомства. Причислено к разряду высших специальных учебных заведений с 4-годичным курсом обучения и приемом на конкурсной основе лиц всех сословий в возрасте 15-18 лет.
17 июня 1872 года переведено приказом генерал-адмирала в Кронштадт и объединено со Штурманским и артиллерийским училищем с переименованием в Техническое училище Морского ведомства. По штату, введенному в действие приказом генерал-адмирала с 1 мая 1873 года: 20 офицеров, священник, псаломщик, врач, 4 фельдшера, делопроизводитель, смотритель по хозяйственной части, 5 унтер-офицеров, 3 барабанщика, 3 горниста и 220 воспитанников, всего 260 чел. Готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1883-1884 годы.
Переименовано 25 июня 1896 года к столетию со дня рождения Николая I в Морское техническое училище императора Николая I.
24 сентября 1898 года приказом управляющего Морским министерством в связи со столетним юбилеем получило наименование Морское инженерное Училище императора Николая I.
В состав администрации Морского инженерного училища входили: старший ротный командир, старший и младший офицеры, адъютант, инспектор классов и его помощник.
Штатные преподаватели гражданского ведомства утверждались и производились в чины аналогично преподавателям средних учебных заведений Министерства народного просвещения. При Морском инженерном училище действовали хозяйственные и дисциплинарный комитеты. Последний под председательством начальника училища и состоял из: инспектора классов, его помощника, священника, батальонного командира и младших офицеров. В его задачи входил надзор за нравственностью воспитанников, обсуждение проступков юнкеров, наложение взысканий.
Морское инженерное училище состояло из двух отделов: кораблестроительного и механического. Принимались на конкурсной основе молодые люди 16-20 лет, окончившие полный курс средних учебных заведений. Обычный прием состоял из 5 человек для кораблестроительного отдела и 40 - для механического отдела.
В задачи Морского инженерного училища входили общеобразовательная, военно-воспитательная и строевая подготовка офицеров инженерных войск. Курс обучения был разделен на 4 класса, 1 общий и 3 специальных. Учебный план утверждался военным министром и включал в себя военные науки (фортификация, ж.-д. дело, артиллерия, тактика, военная топография и другие ); общеобразовательные (закон божий, математика, иностранные языки и другие ); все отрасли военно-служебной подготовки.
Окончившие курс были обязаны прослужить на действительной службе по 1,5 года за каждый год нахождения в специальных классах. После 10-месячного плавания в звании корабельных гардемарин и практического экзамена на судах выпускались с чином подпоручика в Корпус корабельных инженеров и мичмана в инженер-механики флота.
Распоряжением Временного правительства переведено в сентябре 1917 года из Кронштадта в Петроград. При расформировании после Октябрьской революции военно-морских учебных заведений Морское инженерное училище продолжило свою деятельность. В октябрt 1918 года в Училище все было сокращено, кроме "старшего выпуска". Переходный период продолжался с 1917 по 1922 год.
Существует в настоящее время.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.