'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Александр Ярославич Невский, Великий князь Владимирский, святой

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ

Колено XI.

Великий князь Владимирский с 1252 г., святой.

Александр Ярославич, второй сын Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича и княгини Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, дочери новгородского и галицкого князя Мстилава Мстиславича Удатного.

По порядку престолонаследия - сорок восьмой Великий князь.

Великий князь Александр Невский. Фреска XVI в.

Великий князь Александр Невский. Фреска XVI в.


Как полагают, княжич родился в 1221 г. предположительно 13 мая, т. к. его святым покровителем был мч. Александр Римлянин († в начале IV в.; память 13 мая).

По историку В.Н. Татищеву, княжич родился 30 мая 1220 г.

Первое косвенное известие об Александре может быть отнесено к 1223 г. Тогда, по летописному известию, «поиде князь Ярослав съ княгынею и съ д ?тми Переяслалю». Неназванные дети кн. Ярослава - Федор и Александр.

Летом 1228 г. после ухода отца из Великого Новгорода оставлен там вместе со старшим братом Федором на попечение боярина Федора Даниловича и тиуна Якима.

В начале 1229 г. в городе начинаются волнения. В «сыропустныя недели въ уторник (в данном случае 20 февраля - Авт.), в ночь» княжичам приходится тайно бежать к отцу в Переяславль-Залесский.

В конце 1230 г. Ярослав примиряется с новгородцами и вновь возвращается в Великий Новгород (30 декабря). Однако, пробыв в городе лишь две недели, он возвращается в Переяславль, оставив на княжении в Великом Новгороде (где в то время свирепствовал страшный голод и мор) сыновей Федора и Александра.

10 июня 1233 г., накануне собственной свадьбы, в Великом Новгороде внезапно умирает князь Федор, и Александр остается единственным номинальным правителем Великого Новгорода.

В 1236 г. кн. Ярослав Всеволодович уходит на княжение в Киев, «а в Нов ?город ? посади сына своего Олексдндрд». С этого времени начинается самостоятельная политическая деятельность князя Александра Ярославича.

Во время нашествия на Русь хана Батыя († в 1255), в начале 1238 г., Александр находится в Великом Новгороде. Как известно, татары не дошли до самого города, разорив лишь пограничный город Новгородской земли Торжок «на зборъ по Федоров? неделе (в данном случае 21 февраля - Авт.)», и 5 марта повернули на Селигерскую дорогу, устремясь к Великому Новгороду.

Путь войска хана Батыя пролег восточнее оз. Селигера к оз. Велье и далее на с. Яжелбицы (на р. Полометь, правый приток Полы; ныне пос. Валдайского р-на Новгородской обл.) к верховьям р. Холовы (левый приток Меты). Хан искал подход к городу, огибая с востока озеро Ильмень. Здесь, согласно Писцовой книге Деревской пятины 1495 г., в Яжелбицком погосте находилось «озеро у Игнатцова к ?ста».

Именно здесь, за 100 верст до Великого Новгорода на р. Щебериха, и был расположен летописный Игнач крест, от которого татарское войско поворачивает (18-20 марта) назад, оказавшись в весенней трясине новгородских лесов.

Игнач Крест

Игнач Крест

После гибели (4 марта) в битве в окрестностях с. Божонки на р. Сити (правый приток Мологи) дяди Александра, Великого князя Юрия Всеволодовича, и ухода х. Батыя великокняжеский престол во Владимире-на-Клязьме занимает его отец - Ярослав Всеволодович.

В 1239 г. Александр женится на княжне Александре, дочери Полоцко-Витебского князя Брячислава Васильковича (после её кончины Александр женился на какой-то Вассе (Василисе), известной только по надписи на её гробе во Владимирском Успенском монастыре.).

Венчание происходит в Торопце; «ту кашю чинн (свадебный пир. - Авт.), а в Новгород? другую». В том же году князь приступает к строительству городов по р. Шелони (впадает в оз. Ильмень) для защиты своих границ от вторжений литовцев.

В 1240 г. Новгородская земля подвергается нападению шведов.

Побуждаемый папой Григорием IX († 22 августа 1241), шведский король Эрик XI Леспе († 2 февраля 1250) направляет против Великого Новгорода войско на 50 судах. Во главе него, по некоторым данным, стоит зять короля, будущий ярл Биргер (из Фолькунгов; † 1 октября 1266), но по-другим, шведские войска возглавляли тогдашний ярл Швеции, двоюродный брат Биргера Ульф Фасси († после 1248) и монах Доминиканского ордена, англичанин Томас (†  в 1248).

Шведы останавливаются на р. Неве (близ устья ее лев. пр. Ижоры). Александр, собрав новгородцев и ладожан, стремительно выступает им навстречу и в воскресение 15 июля «въ 6 час дни (начало битвы в 9 часов 30 мин. местного времени. - Авт.)» наносит противнику полное поражение.

По рассказу «Жития Александра Невского» (несколько редакций XIII-XVIII вв.) сообщается, что он, сражаясь в самой гуще битвы, собственноручно «възложи печать на лице острымъ своимъ копнемъ» предводителю шведского войска.

Битва Невского, в которой новгородцев пало мало, а враги были поражены, получила в глазах современников легендарную обстановку: рассказывали о том, как старейшине ижорской земли Пелусию явились Борис и Глеб и заявили, что идут помогать сроднику своему Александру; рассказывали о невидимых силах, избивавших врагов, подобно тому, как избито было под Иерусалимом войско Сеннахерима; рассказывали о подвигах отдельных богатырей.

Возвращение кн. Александра с победой после битвы на р. Неве. Миниатюра

Возвращение кн. Александра с победой после битвы на р. Неве. Миниатюра

Эта победа приносит Александру великую славу и почетное прозвище «Храбрый», а после канонизации в качестве святого в 1547 г. он получает наименование «Невский», под которым он и входит в историю.

В конце лета того же года немецкие рыцари, воспользовавшись изменою бояр, с Твердилою во главе, разворачивают наступление на псковские земли и 16 сентября занимают Псков. Между тем Александр ссорится с новгородцами и в конце того же года вместе с матерью, супругой и дружиной уезжает из Великого Новгорода к отцу в Переяславль-Залесский.

Тем временем немецкая угроза Великому Новгороду становится все более очевидной. В начале 1241 г. немецкие рыцари действуют уже в 30 вер. к северо-западу от города, грабя купцов по р. Луге вплоть до Сабельского погоста. После неоднократных обращений новгородцев к отцу Александра, Великому князю Ярославу Всеволодовичу,Великий князь  прислал к ним сына своего Андрея, то он не мог совладать с немцами,тогда Ярослав послал им Александра, Александр соглашается вернуться в город.

В том же году он идет на Копорье - построенную немцами крепость в новгородских пределах, «и взя городъ, а н?мци приведе в Новъгородъ, а ин?хъ пусти по своей воли, а вожанъ и чюдцю перев?тникы (изменников. -Авт.) изв?ша»., т.е. перебил и полонил немцев и повесил изменников чухон.

Затем Александр, соединясь с суздальскими полками, взял Псков, захватил или перебил сидевших там немцев и двинулся на Ливонию (в апреле 1242 г.)

Неприятель разбил передовой отряд; Александр отступил, чтобы найти выгодное место для битвы и стал на льду Чудского озера.

Александр «изгоном», зайдя с запада, освобождает от немцев Псков и вступает в Чудскую землю.

Долго молился он перед битвою и, воздев руки к небу, говорил: "Суди, Боже, и рассуди прю мою от языка велеречивого".

В субботу 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера, встав у «Ворон?я камени», он одерживает еще одну победу, прославившую его имя, - победу над объединенным войском Ливонского ордена, дерптского епископа и чуди (т. н. «Ледовое побоище»). Русское войско гнало еще 7 верст по льду до Суболичьского (западного) берега остатки вражеского войска.

Данные о потерях и пленных коалиционных сил ордена сообщают летописцы. Новгородский пишет: «и паде Чюди вещисла, а Н?мецъ 400, а 50 руками яша (реминисценция с Иезикель 21. 24. - Авт.) и приведоша в Новъгородъ», а псковский добавляет, что «овы извязавъ поведе босы по леду».

Немецкие источники дают число на порядок меньше, считая потери только рыцарей: «Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен».

Ледовое побоище, разгар битвы. Миниатюра

Ледовое побоище, разгар битвы. Миниатюра

После победы Александр возвратился во Псков, где духовенство встретило его с крестами.

С немцами был заключен мир. Военная и политическая победа Александра была очевидна. В том же году орден присылает посольство с просьбой о мире и отказывается от притязаний на все Новгородские земли. Александр заключает мир и обменивается с противником заложниками и пленными.

Слава Александра, по словам современника, распространилась до горы Араратской и Рима. Составитель "Сказания" повествует, что еще до невской битвы приезжал в Новгород один рыцарь Андреяш, из "слуг божиих" (вероятно, ливонский) и, возвратясь, говорил: "проходил многи страны и языки, не видех такого, ни в царях царя, ни в князех князя".

В 1244 г. в Великом Новгороде умирает мать Александра, принявшая перед смертью постриг с именем Евфросиния. Александр хоронит ее (4 мая) в Юрьевом монастыре рядом с могилой своего брата Федора.

В то время литовцы своими набегами начали тревожить Торопец.

В 1245 г. Александр оказывает помощь Новоторжскому князю Ярославу Владимировичу в его борьбе с литовцами и в несколько дней семь раз разбил разных князьков литовских. Настигает литовцев у Торопца и отнимает у них полон. Затем преследует их со своей дружиной и побеждает под гг. Зижцем и Усвятом. По словам автора «Жития Александра Невского», победы князя нагнали такой страх на литовцев, что те «начаша оттол? блюсти (бояться. - Авт.) имени его».

В конце 1246 г. Александр узнает о смерти на обратном пути из ставки Великих ханов в Монголии своего отца Великого кн. Ярослава Всеволодовича (30 сентября).

Отравительница Ярослава, вдова Великого хана Угедея (из Чингизидов; убита 5 джумада II 639 г. х. = 11 декабря 1241), мать Гуюка, Туракина-хатун († в конце 1246), призывает к себе и Александра, однако князь отказывается ехать к ней.

В начале следующего года он прибывает во Владимир, где участвует в торжественном погребении отца во Владимирском Успенском соборе. Освободившийся Великокняжеский Стол занимает дядя Александра, князь Святослав Всеволодович; племянников же своих Святослав сажает «по городом, якоже б? имъ отець урядилъ Ярославъ».

По завещанию отца, Александр вдобавок к Великому Новгороду получил от дяди еще и Тверь.

В конце того же 1247 г. Александр получает послание хана Батыя: «аще хощешисъблюсти землю свою, то приеди скоро къ мн? и видиши честь царства моего» и "мне покорил Бог многие языки, ты ли один не хощеши покориться державе моей".

Вслед за своим братом Андреем отправляется в орду к хану Батыю, который поговорив с ним сказал: "воистину поведаше ми, яко несть подобна ему князя". Сказание прибавляет, будто жены моавитские (татарки) пугали Александром своих детей. По другим известиям, Александр и раньше бывал в орде, свою очередь, посылает братьев в г. Каракорум, ставку Великих ханов.

Зимой 1249/50 г. по решению старшей вдовы хана Гуюка († в 646 г. х. = 26 апреля 1248 - 15 апреля 1249) Огуль-Гамиш († в марте 1252), враждовавшей в то время с ханом Батыем, Владимирский Стол получает Андрей (норма монгольского права, когда владетелем отцовского улуса считается младший сын). Александру же достается менее привлекательная южная часть Русских земель вместе с Киевом, который продолжает считаться главным столом Руси.

Александр в Киев не поехал, а жил в Переяславле или Новгороде.

После разорения 1240 г. город был «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они (монголы. - Авт.) в самом тяжелом рабстве». Через несколько месяцев братья возвращаются на Русь.

Тем временем папский престол не оставляет попытки втянуть Александра в орбиту своего влияния, о чем свидетельствуют буллы «Pater futuri saeculi» (23 янвfhz 1248) и «Aperuit Dominus oculos tuae mentis» (15 сентября 1248).

Впрочем, князь не обращает большого внимания на них, он не едет в полученный Киев, а задерживается на некоторое время во Владимире. 27 декабря 1249 г. он оплакивает здесь смерть и провожает в г. Углич тело своего двоюродного брата Владимира Константиновича, а в феврале следующего года прощается с другим своим родственником, ярославским князем Василием Всеволодовичем.

После этого, в марте 1250 г., Александр возвращается наконец в свой Великий Новгород.

В начале мая того же года он принимает митрополита Кирилла III († 6 (по другим данным, 7 декабря 1280) декабря 1281), который впоследствии становится его ближайшим сподвижником.

Митрополит ставит 21 мая в архиепископы новгородского блаженного Долмата († 21 октября 1274).

В 1251 г. Александр впадает в тяжелую болезнь; его навещает и молится о его выздоровлении митрополит Кирилл III. Предположительно в том же году (если не в предшествующем 1250-м) принимает папских послов, кардиналов Галда и Гемонта, которые пытаются навязать ему политический союз в обмен на признание главенства папы Иннокентия IV († 7 декабря 1254; этим переговорам предшествовала переписка, которую князь вел с папой в 1248 г.).

Александр отвечает послам отказом.

К тому же 1251 году относятся и переговоры Александра с норвежским королем Хаконом Г? Хаконарсоном († 15 декабря 1263) по поводу размежевания пограничных территорий и возможности заключения династического союза - бракосочетания сына Василия и дочери Хакона; однако до этого дело так и не доходит.

В 1252 г. Александр вновь отправляется в орду.

Между тем Андрей, женясь на дочери Даниила Галицкого, задумал отложиться от татар или, по крайней мере, ему приписывали этот замысел.

В том же году Русь подвергается новому разорительному нашествию т. н. «Неврюевой рати» (рать под командованием татарского царевича Неврюя (Неврай) и воевод Котья и Олабуги), целью которой было наказание Андрея, брата Александра, за независимую политику и ускорение полной выплаты дани, они разбили его и Андрей бежал в Швецию.

После бегства Андрея из Руси Александр торжественно возвращается во Владимир с ярлыком на Великое княжение, полученным от ордынского хана Сартака, сына Батыя († в 652 г. х. = 21 февраля 1254 - 9 февраля 1255).

События эти толкуются разно: Карамзин полагает, что татары хотели наказать Андрея за какое-то ослушание; Беляев, повторяя мысль Щербатова, приписываешь дело интриге Святослава; Соловьев заподозривает Александра; Иловайский заподозривает известие Татищева о том, будто Александр спорил с Андреем о Владимире еще в орде.

Митрополит Кирилл и жители города встречают его «со кресты у Золотых воротъ» ... и быстъ радость велика в град? Володимери». В Великом Новгороде же Александр сажает на наместничество своего старшего сына Василия.

Весной 1255 г. Александр оплакивает смерть своего брата галичского князя Константина и хоронит его тело в Успенском соборе во Владимире.

В конце весны того же года новгородцы изгоняют из города сына Александра Василия и приглашают брата Невского - князя Ярослава Ярославича Тверского. Александру с большим трудом (хотя и без кровопролития) удается подавить мятеж в городе воспользовавшись спором сторон на новгородском вече, и сменить неугодного ему посадского Анания Феофилактовича († в начале сентября 1257), поборника новгородской вольности, на лояльного ему Михалка Степановича (убит зимой 1257/58).

В следующем (1256) году Александр вновь приезжает в Великий Новгород, на этот раз вместе с митрополитом Кириллом. Известие об этом заставляет шведов (которые попытались укрепиться, построив крепость, на р. Нарове, вытекающей из Чудского оз. и впадающей в Финский залив) немедленно бежать прочь. Несмотря на тяжелые зимние условия, Александр предпринимает успешный поход в Финляндию («на Емъ»), против шведов. После этого, забрав с собой заложников из числа новгородцев, уходит в Суздальскую землю, а в Великом Новгороде оставляет своего сына Василия.

В 1257 г. Александр вместе с другими князьями отправляется в орду к новому ордынскому хану Улагчи (Улавче) († в 1258). В том же году на Русь являются татарские численники и переписывают население для более точного обложения его данью.

Появление к концу года татарских численников в Великом Новгороде вызывает крайнюю неприязнь жителей. На сторону новгородцев переходит даже сын Александра Василий; при известии о приближении отца и татарских отрядов он бежит из города во Псков. Александр выводит сына из Пскова в Суздальскую землю и жестоко расправляется с зачинщиками новгородского мятежа: «оному носа ур?заша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повелъ». Летописец назидательно замечает по этому поводу, что «всякъ ко зло д?я зл? да погибнеть». тем не менее перепись населения в городе была отложена до 1259 г.

В 1258 г. Александр с другими князьями вновь идет в орду, где ему стоило великих усилий уговорить татар ограничиться на первый раз дарами и уладиться с новгородцами, которые, впрочем, настояли на том, что дань они будут передавать великому князю; это действительно оказалось необходимым, когда появились численники и начались столкновения с ними (1259).

Зимой 1259/60 г. вместе с татарскими численниками и в сопровождении своего брата Андрея и племянника Ростовского князя Бориса Васильковича Александр опять приезжает в Великий Новгород, подавляет начавшийся здесь мятеж против татарской переписи населения; татарские численники, «вземше число», уезжают в орду. Затем заключает договор с Ганзою о торговле и в конце февраля 1260 г., оставляет там на княжении своего сына Дмитрия, а сам приезжает в Ростов «въ среду середокрестныа нед?ли (в данном случае 10 марта. -Авт.)».

Великий князь Александр Ярославич на миниатюре Лицевого летописного свода 1568–1576 гг. (Т. 6, стр. 8)В 1261 г. появляется на свет младший сын князя Александра Даниил, будущий князь московский.

В 1262 г. Александр заключает союз с литовским королем Миндовгом (убит 5 августа (по другим данным, 12 сентября) 1263) и в том же году отправляет своего сына Дмитрия и брата Ярослава в поход в Ливонию на Дерпт. Князья захватывают город (за исключением цитадели) и с большим полоном возвращаются домой.

В 1262 г. наехали на Русь разные среднеазиатские купцы, которым в орде отдали на откуп русскую дань и которые всеми способами притесняли народ, а недоимщиков уводили с собою в рабство.

В том же году во многих городах Северо-Восточной Руси - Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле и др. - вспыхивают восстания против «бесермен» - откупщиков татарской дани - вышли из терпения, собрали вече и избили притеснителей; в Ярославле убили какого-то отступника Зосиму, который ругался над христианством. Александр отправляется в орду к сарайскому хану Берке († в 1266) - по словам автора его «Жития»: «даны отмолити люди от б?ды тоя». Хан задерживает его в орде почти на год: «и удержа и Берка, еи пустя в Русь; и зимова в Татарахъ, разбол?ся». Также, современники, говорят, что была и другая причина поездки: хан требовал вспомогательной рати.

Хана Александр нашел в Сарае; любопытно, что еще в 1261 г. учреждена была епархия Сарская (Сарайская) — так татары были веротерпимы. Александр с помощью даров достиг своих целей. Только осенью 1263 г. тяжело больной князь возвращается из орды на Русь. 14 ноября в Городце-Радилове (Нижегородской губернии, Балахвинского уезда) он принимает схиму (с именем Алексий) и в ту же ночь умирает.

Во Владимире митрополит Кирилл, узнав о случившемся, такими словами объявил народу о его смерти: «Чада моя, разум?ите, яко уже заиде солнце земли Суздальскои».

Все слышавшие об этом событии говорили: "погибаем. Гроб его привезли во Владимир; все жители вышли на встречу в Боголюбове. "Бысть же плач велий и кричание и туга, яко несть такова бывала".

Так нужен был Александр, ясно понимавший, что сопротивляться было не время, что лучшее спасение было в благоразумии и уступчивости, что более можно было выиграть политикою, —умевший ладить с татарами и тем спасший русскую землю.

Тело князя переносят во Владимир и в пятницу 23 ноября («на память святаго отца Амфилохия (еписоп Иконийский; † после 394)») погребают с честью во владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в юго-западном углу, под хорами.

По словам автора «Жития Александра Невского», князь отличался высоким ростом и необычной красотой: «взоръ его паче ин?х человекъ, и глас его - акы труба в народ?, лице же его - акы лице Иосифа ... сила же б? его - часть от силы Самсоня». Здесь же приводятся слова Батыя, впервые увидевшего князя: «Истинну ми сксзасте, яко н?сть подобна сему князю».

Русская Православная Церковь причислила благоверного Великого князя Александра Ярославича Невского к лику святых, как воителя за Русскую землю и Православную веру.

Его память празднуется 23 ноября (в день его кончины) и 30 августа (в день перенесения мощей).

Мощи князя вследствие видения иноку-пономарю, открываются во владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в начале сентября 1380 г. (перед Куликовской битвой), мощи Александра найдены нетленными и положены в раке, поверх земли, при митрополите Макарии собраны сведения о чудесах его, общерусская канонизация святого происходит на Соборе в феврале 1547 г.

1 июля 1697 г. митрополит Иларион († 14 декабря 1707) переносит мощи князя в новую серебряную раку; в 1724 г. по повелению Всероссийского Императора Петра I Великого (из Романовых; † 28 января 1725) они были торжественно перенесены в г. Санкт-Петербург и 30 августа положены в Александро-Невской лавре.

Житие князя существует в 9 редакциях; древнейшее написано современниками (списки XIV в.), а пространная редакция составлена в 1591 г. архиепископом Ионой Думиным († 7 марта 1608).

Служба написана в середине XVI в. Владимирского Рождественского монастыря иноком Михаилом.

Александр Ярославич был женат с 1239 г. на Александре, дочери Полоцко-Витебского князя Брячислава Васильковича. По некоторым данным, у него была и вторая супруга - Васса, которая похоронена во Владимире-на-Клязьме, в Успенском (Княгинином) монастыре (почитается как местночтимая святая).

Его дети: Василий, Евдокия (упоминается в 1262; святая, местночтимая), Дмитрий (Димитрий), Андрей Скоросый, Даниил.

По нелетописным данным, у него был еще один сын Даниил, который умер в детстве в 1258 г.

Сохранилась папская грамота, в которой папа лживо уверяет, будто Ярослав принял католицизм, но получил от Александра ответ: "мы знаем историю веры с начала мира; к чему же нам новые проповедники?".

От времени правления Александра Ярославича не сохранилось ни одного письменного документа. Но в ряду других свидетельств его деятельности стоят 146 печатей (с 1236 г. Александр, как князь новгородский уже имел свою печать), зарегистрированных к настоящему времени. Все они были привешены к различным актам, а после их утраты не были уничтожены, археологизировались и сохранились.

Полторы сотни печатей XIII в., дошедших до наших дней от одного правителя – случай в древнерусской сфрагистике исключительный. Для сравнения приведем количество известных сейчас печатей близких родственников Александра Ярославича: отца (князя Ярослава Всеволодовича) – 52, братьев (князей Андрея и Ярослава) – соответственно 4 и 30, детей (князей Дмитрия и Андрея) – соответственно 81 и 33 печати.

Традиция оформления многочисленных княжеских печатей XII–XIII вв. включала изображение на них образов небесных покровителей владельцев булл: самого князя и его отца. Узнав имена святых на печатях и сравнив их с именами и отчествами известных исторических персонажей, можно понять, кому они принадлежали. Изображения на печатях подчеркивают идею дарования княжеской власти от бога, а также ее преемственности от отца к сыну.

Печати, приписываемые князю Александру Ярославичу, впервые были найдены в окрестностях Новгорода, на Новгородском городище, и атрибутированы академиками Н.П. Лихачевым и В.Л. Яниным. При определении их принадлежности ученые опирались на изображения святых – одно из них олицетворяет христианское имя князя, второе – его отца. Небесным покровителем отца Александра Невского был святой Феодор Стратилат, а самого князя – святой Александр.

В.Л. Янин выделил две группы печатей Александра Невского. На первой группе изображены стоящие святые воины, держащие в руках меч и щит, или копье и щит; по сторонам фигур помещены имена святых: АЛЕКСАНДР и ФЕОДОР. Изображение на печати подчеркивает идею дарования княжеской власти от бога, а также ее преемственности от отца к сыну. Насчитывается 29 таких печатей, оттиснутые тремя парами матриц.

На второй группе печатей отец Александра – Ярослав изображен в образе воина, ведущего под уздцы лошадь. А позднее и сам Александр изображался в виде конного всадника. Печатей второго типа археологами найдено больше. На лицевой стороне печати мог быть изображен всадник с поднятым правой рукой мечом, двигающийся вправо, всадник в короне, или в виде святого. Считается, что тема коня на печатях Александра Невского – светского или святого всадника на лицевой стороне и святого, спешившегося с коня для битвы с драконом – на оборотной, отражает западноевропейские традиции оформления.

Вероятно, использование конной печати Александром Невским должно было подчеркивать его равенство с правителями многочисленных европейских государств того периода.

Фото печатей Александра Ярославича первой группы
Сверху – Новгород, до 1917 г.; в центре – Новгород, Городище, 1980 г.;
внизу – Тверская обл., Весьегонский р-н, 2020 г.
Фото печатей Александра Ярославича второй группы
Сверху – Новгородская обл., Пестовский р-н, 2014 г.; в центре – Новгород, Городище, 1965 и 1966 гг. (найдена в два приема);
внизу – Новгород, Городище, 1982 г.


Ареал находок печатей Александра Ярославича очень широк, он охватывает центральные районы Новгородской земли и Северо-Восточную Русь. Отмечены печати Александра также в Западной и Южной Руси.

Карта Восточной Европы с отметками находок печатей Александра Ярославича 

Более 70 % булл (104 экз.) происходят из Новгорода и его окрестностей. При этом подавляющее их большинство найдено на Новгородском городище – резиденции новгородских князей. Из самого Новгорода происходит лишь пять печатей. Две из них найдены при проведении археологических раскопок: на Ярославовом Дворище в 1948 г. и на Неревском раскопе в 1955 г. (в слое 1270–1290-х гг.), еще три – случайные находки в разных частях города.

Из других регионов Новгородской земли происходит 18 печатей. Только одна из них найдена при проведении археологических раскопок: в Старой Ладоге в 2006 г. Остальные печати – случайные находки частных лиц, они не имеют точных топографических привязок. Две печати происходят из Ленинградской, шесть – из Новгородской и девять – из Тверской области.Новгородский буллотирий XIV в., находка Новгородской археологической экспедиции ИА РАН 2011 г. 

Из различных регионов Северо-Восточной Руси происходит 16 печатей. Две из них найдены при проведении археологических раскопок: в Ростове в 2007 г. и в Ярославле в 2019 г. Остальные печати, как и в Новгородской земле, не имеют археологического контекста и точных топографических привязок. Пять печатей происходят из Ярославской, четыре – из Владимирской, три – из Тверской области, еще две – из Городца на Волге.

Кроме этого, по одной печати Александра найдено в Полоцке и в окрестностях Киева. У шести печатей места находок остались неизвестными.

Большое количество сохранившихся до наших дней печатей Александра Ярославича и их широкое распространение по территории Руси, свидетельствует о его чрезвычайно высокой активности как государственного деятеля и подтверждает оценку князя как крупнейшей фигуры в русской истории этого периода.

Александр Невский. 1836. ШЕБУЕВ Василий Кузьмич(Козьмич). Холст, масло. 186x97 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Александр Невский. 1836. ШЕБУЕВ Василий Кузьмич(Козьмич). Холст, масло. 186x97 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 (1794?). УГРЮМОВ Григорий Иванович. Холст, масло. 197,5x313,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 (1794?). УГРЮМОВ Григорий Иванович. Холст, масло. 197,5x313,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Александр Невский принимает папских легатов. СЕМИРАДСКИЙ Генрих (Хенрик) Ипполитович. Литография Александр Невский принимает папских легатов. СЕМИРАДСКИЙ Генрих (Хенрик) Ипполитович. Литография
Ссылка на статью "Александр Ярославич Невский, Великий князь Владимирский, святой"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ПАМЯТНИК СВЯТОМУ ЗАСТУПНИКУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ - НА ЛУБЯНСКУЮ ПЛОЩАДЬ!
  • - Игорь Ярославич, князь Смоленский
  • - Александра Брячиславна, Великая княжна
  • - Александр Иоаннович, Великий князь Тверской
  • - Ярополк Ярославич, князь
  • - Александр Васильевич, Великий князь
  • - Александр Дмитриевич, князь
  • - Святослав Ярославич


  • Название статьи: Александр Ярославич Невский, Великий князь Владимирский, святой


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18; Донской Д.В., РЮРИКОВИЧИ: Исторический словарь. -М.: НП ИД "Русская панорама". 2008

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Рукописи: Гос. архив Псковской обл. Ф. 449. № 60; РГБ. МДА. № 576. Л. 1-9; РГБ. Рум. № 397. Л. 348; РГБ. Унд. № 275; РГБ. Унд. № 1271; РНБ. Погод. № 1408; РНБ. Q. I. 321; РНБ. Q. XVII. 24. Исторические: Договорная (тверская) грамота Новгорода с тверским князем Михаилом Ярославичем (1296) // ГВН и П. № 4; Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого свода XVI века. Факс. изд. Л., 1990; Житие Александра Невского // ДКЖ. С. 194-207; Летописец Владимирского собора. С. 63; НПЛ. С. 61 (6731), 65-67 (6736), 72, 282 (6741), 75-78, 286-295 (6746-6750), 79, 298 (6752), 79 (6753), 304-306 (6754, 6759), 80-84, 308-312 (6763-6771), 163 (б. г.), 468 (6745), 471 (б. г.), 560 (б. г.); Переписная оброчная книга Деревской пятины, ок. 1495 г. Первая половина / [Ред. П.И. Савваитов] // НПК. Т. 1. Стб. 819; ПЛ. Вып. 1. С. 13 (6750); Вып. 2. С. 11-15 (б. г.), 21 (6750), 82 (6772); Плано Карпины. С. 51, 79; Подлинник Филимонова. С. 199; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Т. 4 (1724-1725). СПб., 1876. № 1347. С. 188; Послание папы Иннокентия IV к Александру князю суздальскому (Великому князю Александру Невскому) о том, чтобы приступить к соединению с церковью католическою ... (23 января 1248) // АИТ. Т. I. № LXXVIII; Послание папы Иннокентия IV к Александру Ярославичу Невскому, кн. новгородскому (15 сентября 1248) // VMPL. Т. I. № XCVI; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 470 (6750), 472-474 (6757-6763), 475 (6769), 476 (6770), 477 (6771), 521-522 (6746); Т. 4. Ч. 1. С. 213 (6741), 224 (6748), 228 (6749-6750), 229 (6754), 232 (6764), 281 (6860); Т. 6. Вып. 1. Стб. 286 (6741), 288-299 (6745-6746), 303-316 (6749-6750), 317 (6753), 328-329 (6759), 334 (6764-6765), 336 (6767), 337-338 (6770); Т. 10. С. 139 (6760), 142 (6766); Т. 12. С. 229 (6999); Т. 15. Вып. 1. Стб. 32 (6769); Т. 15. Стб. 401 (6767); Т. 18. С. 62 (6749), 69 (6757), 70 (6759), 72 (6771); Т. 21. С. 47, 255 (б. г.), 292-294 (б. г.); Т. 23. С. 93 (6800); Т. 24. С. 227 (б. г.); Т. 25. С. 136 (6751-6752), 178 (6860); Т. 42. С. 129 (6860); Рашид-ад-Дин. Т. 2. С. 129 (649 г. х.); Сиренов А.В. Патриарший ризохранитель Боголеп и два памятника монастырской книжности конца XVII в. // Очерки феодальной России: Сб. статей. М., 2002. Вып. 7. С. 238-255; Ioanis de Plano Carpini. Р. 121; Livlandische Reimchronik. Ver. 02260-02261; Raynaldi Odorici. Т. XIII. Ann. CH 1248. § 41-43. P. 588-589; Sturla Pordarson. Kap. 271. DL. 623-624. Лит.: Арбузов; Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII в. // ТОДРЛ. Т. 22. С. 312-315; Бережков; Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский Временник. Берлин, 1925. Кн. 4. С. 318-337; Вернадский. Монголы; Голубинский. История. Кн. 3; Горский А.А. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского // Александр Невский в истории России. Новгород, 1996. С. 64-75; Горский. Между Римом и Каракорумом; Долин Олаф. История шведского государства / Пер. с немецкого [Р. Цебрикова]. СПб., 1805. Ч. II; Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (ХІІ-XIV вв.). М., 2001; Джаксон. Саги 2; Зимин. О хронологии; Иванин. О военном искусстве; Карамзин. Т. 4; Каргалов; Клепинин Н.А. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. М., 1994; Ключевский. Жития; Колотилова С.И. Русские источники XIII в. об Александре Невском // Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107; Костомаров; Кучкин В.А. Александр Невский - государственный деятель и полководец Средневековой Руси // ОИ. 1996. № 5. С. 18-33; Кучкин. К биографии; Кучкин. О дате рождения; Макарий (Булгаков). Кн. III. Т. 4-5; Мальгин; Матузова, Назарова. Крестоносцы; Матузова В.И., Пашуто В Т. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Невскому // Studia historica in honorm Hans Kruus. Tallinn, 1971. С. 133-138; Муравьева. Летописание; Мятлев Н.В. Игнач Крест и Селигерский путь // Труды 15-го археологического областного съезда в Новгороде, 1911 г. Новгород, 1914. Т. I. С. 411-434; Назаренко А.В. Александр Ярославич Невский // ПЭ. Т. I. С. 541-543; Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. С приложением карты // ЗРГО. Кн. VIII. С. 1-236; Насонов. Монголы; Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невкого // СКиКДР. Вып. 1. С. 354-363; Паклар Э.К. Где произошло Ледовое побоище? // ИЗ. Т. 37. С. 304-316; Рамм; Ратшин; Рошко; Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913; Сергий (Спасский); Серебрянский; Соловьев. Кн. 2; Татищев. Т. 3, 5; Феннел; Федотов. Святые; Хитрое; Хмыров. Государи; Чешихин ЕВ. История Ливонии с древнейших времен. Рига, 1885. Т. II; Шаскольский И.П. Папская курия - главный организатор крестоносной агрессии 1240-1242 гг. против Руси // ИЗ. Т. 37, С. 169-188; Шаскольский. Письменные источники; Шаскольский. XII-XIII; Шляпкин П.А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг., 1915; Щекатов Аф. Географический словарь Российского государства. Ч. 2. М., 1804; Щербатов. Т. III; Экземплярский; Янин. Акты; Янин. Некрополь; Abraham; Ammann; Baumgarten. ХІІІ-Х?І; Bonnell; D’Obhsson; Risch; Spuler; Zatko J.I. The Union of Suzdal 1222-1252 //TJEN. Vol. 8. # 1. Р. 33-52; П.Г. Гайдуков, О печатях князя Александра Ярославича Невского.

    Источник изображений:ФГБУ Институт археологии РАН
     
    Рекомендуемая литература по теме этой статьи: Бондарева Е.А. Генеалогическое древо русских князей и царей (от Рюрика до Михаила Романова). Рецензенты: С.А. Мезин, Е.Н. Ардабацкий Саратов Издательство Саратовского университета 2005 г. 52 с., Павлов-Сильванский Н. П Феодализм в России. Серия Памятники исторической мысли М Наука 1988 гг. 690 с.

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru