Александр Ярославич Невский, Великий князь Владимирский, святой
АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ
Колено XI.
Великий князь Владимирский с 1252 г., святой.
Александр Ярославич, второй сын Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича и княгини Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, дочери новгородского и галицкого князя Мстилава Мстиславича Удатного.
По порядку престолонаследия - сорок восьмой Великий князь.
Великий князь Александр Невский. Фреска XVI в. |
Как полагают, княжич родился в 1221 г. предположительно 13 мая, т. к. его святым покровителем был мч. Александр Римлянин († в начале IV в.; память 13 мая).
По историку В.Н. Татищеву, княжич родился 30 мая 1220 г.
Первое косвенное известие об Александре может быть отнесено к 1223 г. Тогда, по летописному известию, «поиде князь Ярослав съ княгынею и съ д ?тми Переяслалю». Неназванные дети кн. Ярослава - Федор и Александр.
Летом 1228 г. после ухода отца из Великого Новгорода оставлен там вместе со старшим братом Федором на попечение боярина Федора Даниловича и тиуна Якима.
В начале 1229 г. в городе начинаются волнения. В «сыропустныя недели въ уторник (в данном случае 20 февраля - Авт.), в ночь» княжичам приходится тайно бежать к отцу в Переяславль-Залесский.
В конце 1230 г. Ярослав примиряется с новгородцами и вновь возвращается в Великий Новгород (30 декабря). Однако, пробыв в городе лишь две недели, он возвращается в Переяславль, оставив на княжении в Великом Новгороде (где в то время свирепствовал страшный голод и мор) сыновей Федора и Александра.
10 июня 1233 г., накануне собственной свадьбы, в Великом Новгороде внезапно умирает князь Федор, и Александр остается единственным номинальным правителем Великого Новгорода.
В 1236 г. кн. Ярослав Всеволодович уходит на княжение в Киев, «а в Нов ?город ? посади сына своего Олексдндрд». С этого времени начинается самостоятельная политическая деятельность князя Александра Ярославича.
Во время нашествия на Русь хана Батыя († в 1255), в начале 1238 г., Александр находится в Великом Новгороде. Как известно, татары не дошли до самого города, разорив лишь пограничный город Новгородской земли Торжок «на зборъ по Федоров? неделе (в данном случае 21 февраля - Авт.)», и 5 марта повернули на Селигерскую дорогу, устремясь к Великому Новгороду.
Путь войска хана Батыя пролег восточнее оз. Селигера к оз. Велье и далее на с. Яжелбицы (на р. Полометь, правый приток Полы; ныне пос. Валдайского р-на Новгородской обл.) к верховьям р. Холовы (левый приток Меты). Хан искал подход к городу, огибая с востока озеро Ильмень. Здесь, согласно Писцовой книге Деревской пятины 1495 г., в Яжелбицком погосте находилось «озеро у Игнатцова к ?ста».
Именно здесь, за 100 верст до Великого Новгорода на р. Щебериха, и был расположен летописный Игнач крест, от которого татарское войско поворачивает (18-20 марта) назад, оказавшись в весенней трясине новгородских лесов.
Игнач Крест |
После гибели (4 марта) в битве в окрестностях с. Божонки на р. Сити (правый приток Мологи) дяди Александра, Великого князя Юрия Всеволодовича, и ухода х. Батыя великокняжеский престол во Владимире-на-Клязьме занимает его отец - Ярослав Всеволодович.
В 1239 г. Александр женится на княжне Александре, дочери Полоцко-Витебского князя Брячислава Васильковича (после её кончины Александр женился на какой-то Вассе (Василисе), известной только по надписи на её гробе во Владимирском Успенском монастыре.).
Венчание происходит в Торопце; «ту кашю чинн (свадебный пир. - Авт.), а в Новгород? другую». В том же году князь приступает к строительству городов по р. Шелони (впадает в оз. Ильмень) для защиты своих границ от вторжений литовцев.
В 1240 г. Новгородская земля подвергается нападению шведов.
Побуждаемый папой Григорием IX († 22 августа 1241), шведский король Эрик XI Леспе († 2 февраля 1250) направляет против Великого Новгорода войско на 50 судах. Во главе него, по некоторым данным, стоит зять короля, будущий ярл Биргер (из Фолькунгов; † 1 октября 1266), но по-другим, шведские войска возглавляли тогдашний ярл Швеции, двоюродный брат Биргера Ульф Фасси († после 1248) и монах Доминиканского ордена, англичанин Томас († в 1248).
Шведы останавливаются на р. Неве (близ устья ее лев. пр. Ижоры). Александр, собрав новгородцев и ладожан, стремительно выступает им навстречу и в воскресение 15 июля «въ 6 час дни (начало битвы в 9 часов 30 мин. местного времени. - Авт.)» наносит противнику полное поражение.
По рассказу «Жития Александра Невского» (несколько редакций XIII-XVIII вв.) сообщается, что он, сражаясь в самой гуще битвы, собственноручно «възложи печать на лице острымъ своимъ копнемъ» предводителю шведского войска.
Битва Невского, в которой новгородцев пало мало, а враги были поражены, получила в глазах современников легендарную обстановку: рассказывали о том, как старейшине ижорской земли Пелусию явились Борис и Глеб и заявили, что идут помогать сроднику своему Александру; рассказывали о невидимых силах, избивавших врагов, подобно тому, как избито было под Иерусалимом войско Сеннахерима; рассказывали о подвигах отдельных богатырей.
Возвращение кн. Александра с победой после битвы на р. Неве. Миниатюра |
Эта победа приносит Александру великую славу и почетное прозвище «Храбрый», а после канонизации в качестве святого в 1547 г. он получает наименование «Невский», под которым он и входит в историю.
В конце лета того же года немецкие рыцари, воспользовавшись изменою бояр, с Твердилою во главе, разворачивают наступление на псковские земли и 16 сентября занимают Псков. Между тем Александр ссорится с новгородцами и в конце того же года вместе с матерью, супругой и дружиной уезжает из Великого Новгорода к отцу в Переяславль-Залесский.
Тем временем немецкая угроза Великому Новгороду становится все более очевидной. В начале 1241 г. немецкие рыцари действуют уже в 30 вер. к северо-западу от города, грабя купцов по р. Луге вплоть до Сабельского погоста. После неоднократных обращений новгородцев к отцу Александра, Великому князю Ярославу Всеволодовичу,Великий князь прислал к ним сына своего Андрея, то он не мог совладать с немцами,тогда Ярослав послал им Александра, Александр соглашается вернуться в город.
В том же году он идет на Копорье - построенную немцами крепость в новгородских пределах, «и взя городъ, а н?мци приведе в Новъгородъ, а ин?хъ пусти по своей воли, а вожанъ и чюдцю перев?тникы (изменников. -Авт.) изв?ша»., т.е. перебил и полонил немцев и повесил изменников чухон.
Затем Александр, соединясь с суздальскими полками, взял Псков, захватил или перебил сидевших там немцев и двинулся на Ливонию (в апреле 1242 г.)
Неприятель разбил передовой отряд; Александр отступил, чтобы найти выгодное место для битвы и стал на льду Чудского озера.
Александр «изгоном», зайдя с запада, освобождает от немцев Псков и вступает в Чудскую землю.
Долго молился он перед битвою и, воздев руки к небу, говорил: "Суди, Боже, и рассуди прю мою от языка велеречивого".
В субботу 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера, встав у «Ворон?я камени», он одерживает еще одну победу, прославившую его имя, - победу над объединенным войском Ливонского ордена, дерптского епископа и чуди (т. н. «Ледовое побоище»). Русское войско гнало еще 7 верст по льду до Суболичьского (западного) берега остатки вражеского войска.
Данные о потерях и пленных коалиционных сил ордена сообщают летописцы. Новгородский пишет: «и паде Чюди вещисла, а Н?мецъ 400, а 50 руками яша (реминисценция с Иезикель 21. 24. - Авт.) и приведоша в Новъгородъ», а псковский добавляет, что «овы извязавъ поведе босы по леду».
Немецкие источники дают число на порядок меньше, считая потери только рыцарей: «Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен».
Ледовое побоище, разгар битвы. Миниатюра |
После победы Александр возвратился во Псков, где духовенство встретило его с крестами.
С немцами был заключен мир. Военная и политическая победа Александра была очевидна. В том же году орден присылает посольство с просьбой о мире и отказывается от притязаний на все Новгородские земли. Александр заключает мир и обменивается с противником заложниками и пленными.
Слава Александра, по словам современника, распространилась до горы Араратской и Рима. Составитель "Сказания" повествует, что еще до невской битвы приезжал в Новгород один рыцарь Андреяш, из "слуг божиих" (вероятно, ливонский) и, возвратясь, говорил: "проходил многи страны и языки, не видех такого, ни в царях царя, ни в князех князя".
В 1244 г. в Великом Новгороде умирает мать Александра, принявшая перед смертью постриг с именем Евфросиния. Александр хоронит ее (4 мая) в Юрьевом монастыре рядом с могилой своего брата Федора.
В то время литовцы своими набегами начали тревожить Торопец.
В 1245 г. Александр оказывает помощь Новоторжскому князю Ярославу Владимировичу в его борьбе с литовцами и в несколько дней семь раз разбил разных князьков литовских. Настигает литовцев у Торопца и отнимает у них полон. Затем преследует их со своей дружиной и побеждает под гг. Зижцем и Усвятом. По словам автора «Жития Александра Невского», победы князя нагнали такой страх на литовцев, что те «начаша оттол? блюсти (бояться. - Авт.) имени его».
В конце 1246 г. Александр узнает о смерти на обратном пути из ставки Великих ханов в Монголии своего отца Великого кн. Ярослава Всеволодовича (30 сентября).
Отравительница Ярослава, вдова Великого хана Угедея (из Чингизидов; убита 5 джумада II 639 г. х. = 11 декабря 1241), мать Гуюка, Туракина-хатун († в конце 1246), призывает к себе и Александра, однако князь отказывается ехать к ней.
В начале следующего года он прибывает во Владимир, где участвует в торжественном погребении отца во Владимирском Успенском соборе. Освободившийся Великокняжеский Стол занимает дядя Александра, князь Святослав Всеволодович; племянников же своих Святослав сажает «по городом, якоже б? имъ отець урядилъ Ярославъ».
По завещанию отца, Александр вдобавок к Великому Новгороду получил от дяди еще и Тверь.
В конце того же 1247 г. Александр получает послание хана Батыя: «аще хощешисъблюсти землю свою, то приеди скоро къ мн? и видиши честь царства моего» и "мне покорил Бог многие языки, ты ли один не хощеши покориться державе моей".
Вслед за своим братом Андреем отправляется в орду к хану Батыю, который поговорив с ним сказал: "воистину поведаше ми, яко несть подобна ему князя". Сказание прибавляет, будто жены моавитские (татарки) пугали Александром своих детей. По другим известиям, Александр и раньше бывал в орде, свою очередь, посылает братьев в г. Каракорум, ставку Великих ханов.
Зимой 1249/50 г. по решению старшей вдовы хана Гуюка († в 646 г. х. = 26 апреля 1248 - 15 апреля 1249) Огуль-Гамиш († в марте 1252), враждовавшей в то время с ханом Батыем, Владимирский Стол получает Андрей (норма монгольского права, когда владетелем отцовского улуса считается младший сын). Александру же достается менее привлекательная южная часть Русских земель вместе с Киевом, который продолжает считаться главным столом Руси.
Александр в Киев не поехал, а жил в Переяславле или Новгороде.
После разорения 1240 г. город был «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они (монголы. - Авт.) в самом тяжелом рабстве». Через несколько месяцев братья возвращаются на Русь.
Тем временем папский престол не оставляет попытки втянуть Александра в орбиту своего влияния, о чем свидетельствуют буллы «Pater futuri saeculi» (23 янвfhz 1248) и «Aperuit Dominus oculos tuae mentis» (15 сентября 1248).
Впрочем, князь не обращает большого внимания на них, он не едет в полученный Киев, а задерживается на некоторое время во Владимире. 27 декабря 1249 г. он оплакивает здесь смерть и провожает в г. Углич тело своего двоюродного брата Владимира Константиновича, а в феврале следующего года прощается с другим своим родственником, ярославским князем Василием Всеволодовичем.
После этого, в марте 1250 г., Александр возвращается наконец в свой Великий Новгород.
В начале мая того же года он принимает митрополита Кирилла III († 6 (по другим данным, 7 декабря 1280) декабря 1281), который впоследствии становится его ближайшим сподвижником.
Митрополит ставит 21 мая в архиепископы новгородского блаженного Долмата († 21 октября 1274).
В 1251 г. Александр впадает в тяжелую болезнь; его навещает и молится о его выздоровлении митрополит Кирилл III. Предположительно в том же году (если не в предшествующем 1250-м) принимает папских послов, кардиналов Галда и Гемонта, которые пытаются навязать ему политический союз в обмен на признание главенства папы Иннокентия IV († 7 декабря 1254; этим переговорам предшествовала переписка, которую князь вел с папой в 1248 г.).
Александр отвечает послам отказом.
К тому же 1251 году относятся и переговоры Александра с норвежским королем Хаконом Г? Хаконарсоном († 15 декабря 1263) по поводу размежевания пограничных территорий и возможности заключения династического союза - бракосочетания сына Василия и дочери Хакона; однако до этого дело так и не доходит.
В 1252 г. Александр вновь отправляется в орду.
Между тем Андрей, женясь на дочери Даниила Галицкого, задумал отложиться от татар или, по крайней мере, ему приписывали этот замысел.
В том же году Русь подвергается новому разорительному нашествию т. н. «Неврюевой рати» (рать под командованием татарского царевича Неврюя (Неврай) и воевод Котья и Олабуги), целью которой было наказание Андрея, брата Александра, за независимую политику и ускорение полной выплаты дани, они разбили его и Андрей бежал в Швецию.
После бегства Андрея из Руси Александр торжественно возвращается во Владимир с ярлыком на Великое княжение, полученным от ордынского хана Сартака, сына Батыя († в 652 г. х. = 21 февраля 1254 - 9 февраля 1255).
События эти толкуются разно: Карамзин полагает, что татары хотели наказать Андрея за какое-то ослушание; Беляев, повторяя мысль Щербатова, приписываешь дело интриге Святослава; Соловьев заподозривает Александра; Иловайский заподозривает известие Татищева о том, будто Александр спорил с Андреем о Владимире еще в орде.
Митрополит Кирилл и жители города встречают его «со кресты у Золотых воротъ» ... и быстъ радость велика в град? Володимери». В Великом Новгороде же Александр сажает на наместничество своего старшего сына Василия.
Весной 1255 г. Александр оплакивает смерть своего брата галичского князя Константина и хоронит его тело в Успенском соборе во Владимире.
В конце весны того же года новгородцы изгоняют из города сына Александра Василия и приглашают брата Невского - князя Ярослава Ярославича Тверского. Александру с большим трудом (хотя и без кровопролития) удается подавить мятеж в городе воспользовавшись спором сторон на новгородском вече, и сменить неугодного ему посадского Анания Феофилактовича († в начале сентября 1257), поборника новгородской вольности, на лояльного ему Михалка Степановича (убит зимой 1257/58).
В следующем (1256) году Александр вновь приезжает в Великий Новгород, на этот раз вместе с митрополитом Кириллом. Известие об этом заставляет шведов (которые попытались укрепиться, построив крепость, на р. Нарове, вытекающей из Чудского оз. и впадающей в Финский залив) немедленно бежать прочь. Несмотря на тяжелые зимние условия, Александр предпринимает успешный поход в Финляндию («на Емъ»), против шведов. После этого, забрав с собой заложников из числа новгородцев, уходит в Суздальскую землю, а в Великом Новгороде оставляет своего сына Василия.
В 1257 г. Александр вместе с другими князьями отправляется в орду к новому ордынскому хану Улагчи (Улавче) († в 1258). В том же году на Русь являются татарские численники и переписывают население для более точного обложения его данью.
Появление к концу года татарских численников в Великом Новгороде вызывает крайнюю неприязнь жителей. На сторону новгородцев переходит даже сын Александра Василий; при известии о приближении отца и татарских отрядов он бежит из города во Псков. Александр выводит сына из Пскова в Суздальскую землю и жестоко расправляется с зачинщиками новгородского мятежа: «оному носа ур?заша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повелъ». Летописец назидательно замечает по этому поводу, что «всякъ ко зло д?я зл? да погибнеть». тем не менее перепись населения в городе была отложена до 1259 г.
В 1258 г. Александр с другими князьями вновь идет в орду, где ему стоило великих усилий уговорить татар ограничиться на первый раз дарами и уладиться с новгородцами, которые, впрочем, настояли на том, что дань они будут передавать великому князю; это действительно оказалось необходимым, когда появились численники и начались столкновения с ними (1259).
Зимой 1259/60 г. вместе с татарскими численниками и в сопровождении своего брата Андрея и племянника Ростовского князя Бориса Васильковича Александр опять приезжает в Великий Новгород, подавляет начавшийся здесь мятеж против татарской переписи населения; татарские численники, «вземше число», уезжают в орду. Затем заключает договор с Ганзою о торговле и в конце февраля 1260 г., оставляет там на княжении своего сына Дмитрия, а сам приезжает в Ростов «въ среду середокрестныа нед?ли (в данном случае 10 марта. -Авт.)».
В 1261 г. появляется на свет младший сын князя Александра Даниил, будущий князь московский.
В 1262 г. Александр заключает союз с литовским королем Миндовгом (убит 5 августа (по другим данным, 12 сентября) 1263) и в том же году отправляет своего сына Дмитрия и брата Ярослава в поход в Ливонию на Дерпт. Князья захватывают город (за исключением цитадели) и с большим полоном возвращаются домой.
В 1262 г. наехали на Русь разные среднеазиатские купцы, которым в орде отдали на откуп русскую дань и которые всеми способами притесняли народ, а недоимщиков уводили с собою в рабство.
В том же году во многих городах Северо-Восточной Руси - Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле и др. - вспыхивают восстания против «бесермен» - откупщиков татарской дани - вышли из терпения, собрали вече и избили притеснителей; в Ярославле убили какого-то отступника Зосиму, который ругался над христианством. Александр отправляется в орду к сарайскому хану Берке († в 1266) - по словам автора его «Жития»: «даны отмолити люди от б?ды тоя». Хан задерживает его в орде почти на год: «и удержа и Берка, еи пустя в Русь; и зимова в Татарахъ, разбол?ся». Также, современники, говорят, что была и другая причина поездки: хан требовал вспомогательной рати.
Хана Александр нашел в Сарае; любопытно, что еще в 1261 г. учреждена была епархия Сарская (Сарайская) — так татары были веротерпимы. Александр с помощью даров достиг своих целей. Только осенью 1263 г. тяжело больной князь возвращается из орды на Русь. 14 ноября в Городце-Радилове (Нижегородской губернии, Балахвинского уезда) он принимает схиму (с именем Алексий) и в ту же ночь умирает.
Во Владимире митрополит Кирилл, узнав о случившемся, такими словами объявил народу о его смерти: «Чада моя, разум?ите, яко уже заиде солнце земли Суздальскои».
Все слышавшие об этом событии говорили: "погибаем. Гроб его привезли во Владимир; все жители вышли на встречу в Боголюбове. "Бысть же плач велий и кричание и туга, яко несть такова бывала".
Так нужен был Александр, ясно понимавший, что сопротивляться было не время, что лучшее спасение было в благоразумии и уступчивости, что более можно было выиграть политикою, —умевший ладить с татарами и тем спасший русскую землю.
Тело князя переносят во Владимир и в пятницу 23 ноября («на память святаго отца Амфилохия (еписоп Иконийский; † после 394)») погребают с честью во владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в юго-западном углу, под хорами.
По словам автора «Жития Александра Невского», князь отличался высоким ростом и необычной красотой: «взоръ его паче ин?х человекъ, и глас его - акы труба в народ?, лице же его - акы лице Иосифа ... сила же б? его - часть от силы Самсоня». Здесь же приводятся слова Батыя, впервые увидевшего князя: «Истинну ми сксзасте, яко н?сть подобна сему князю».
Русская Православная Церковь причислила благоверного Великого князя Александра Ярославича Невского к лику святых, как воителя за Русскую землю и Православную веру.
Его память празднуется 23 ноября (в день его кончины) и 30 августа (в день перенесения мощей).
Мощи князя вследствие видения иноку-пономарю, открываются во владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в начале сентября 1380 г. (перед Куликовской битвой), мощи Александра найдены нетленными и положены в раке, поверх земли, при митрополите Макарии собраны сведения о чудесах его, общерусская канонизация святого происходит на Соборе в феврале 1547 г.
1 июля 1697 г. митрополит Иларион († 14 декабря 1707) переносит мощи князя в новую серебряную раку; в 1724 г. по повелению Всероссийского Императора Петра I Великого (из Романовых; † 28 января 1725) они были торжественно перенесены в г. Санкт-Петербург и 30 августа положены в Александро-Невской лавре.
Житие князя существует в 9 редакциях; древнейшее написано современниками (списки XIV в.), а пространная редакция составлена в 1591 г. архиепископом Ионой Думиным († 7 марта 1608).
Служба написана в середине XVI в. Владимирского Рождественского монастыря иноком Михаилом.
Александр Ярославич был женат с 1239 г. на Александре, дочери Полоцко-Витебского князя Брячислава Васильковича. По некоторым данным, у него была и вторая супруга - Васса, которая похоронена во Владимире-на-Клязьме, в Успенском (Княгинином) монастыре (почитается как местночтимая святая).
Его дети: Василий, Евдокия (упоминается в 1262; святая, местночтимая), Дмитрий (Димитрий), Андрей Скоросый, Даниил.
По нелетописным данным, у него был еще один сын Даниил, который умер в детстве в 1258 г.
Сохранилась папская грамота, в которой папа лживо уверяет, будто Ярослав принял католицизм, но получил от Александра ответ: "мы знаем историю веры с начала мира; к чему же нам новые проповедники?".
От времени правления Александра Ярославича не сохранилось ни одного письменного документа. Но в ряду других свидетельств его деятельности стоят 146 печатей (с 1236 г. Александр, как князь новгородский уже имел свою печать), зарегистрированных к настоящему времени. Все они были привешены к различным актам, а после их утраты не были уничтожены, археологизировались и сохранились.
Полторы сотни печатей XIII в., дошедших до наших дней от одного правителя – случай в древнерусской сфрагистике исключительный. Для сравнения приведем количество известных сейчас печатей близких родственников Александра Ярославича: отца (князя Ярослава Всеволодовича) – 52, братьев (князей Андрея и Ярослава) – соответственно 4 и 30, детей (князей Дмитрия и Андрея) – соответственно 81 и 33 печати.
Традиция оформления многочисленных княжеских печатей XII–XIII вв. включала изображение на них образов небесных покровителей владельцев булл: самого князя и его отца. Узнав имена святых на печатях и сравнив их с именами и отчествами известных исторических персонажей, можно понять, кому они принадлежали. Изображения на печатях подчеркивают идею дарования княжеской власти от бога, а также ее преемственности от отца к сыну.
Печати, приписываемые князю Александру Ярославичу, впервые были найдены в окрестностях Новгорода, на Новгородском городище, и атрибутированы академиками Н.П. Лихачевым и В.Л. Яниным. При определении их принадлежности ученые опирались на изображения святых – одно из них олицетворяет христианское имя князя, второе – его отца. Небесным покровителем отца Александра Невского был святой Феодор Стратилат, а самого князя – святой Александр.
В.Л. Янин выделил две группы печатей Александра Невского. На первой группе изображены стоящие святые воины, держащие в руках меч и щит, или копье и щит; по сторонам фигур помещены имена святых: АЛЕКСАНДР и ФЕОДОР. Изображение на печати подчеркивает идею дарования княжеской власти от бога, а также ее преемственности от отца к сыну. Насчитывается 29 таких печатей, оттиснутые тремя парами матриц.
На второй группе печатей отец Александра – Ярослав изображен в образе воина, ведущего под уздцы лошадь. А позднее и сам Александр изображался в виде конного всадника. Печатей второго типа археологами найдено больше. На лицевой стороне печати мог быть изображен всадник с поднятым правой рукой мечом, двигающийся вправо, всадник в короне, или в виде святого. Считается, что тема коня на печатях Александра Невского – светского или святого всадника на лицевой стороне и святого, спешившегося с коня для битвы с драконом – на оборотной, отражает западноевропейские традиции оформления.
Вероятно, использование конной печати Александром Невским должно было подчеркивать его равенство с правителями многочисленных европейских государств того периода.
Ареал находок печатей Александра Ярославича очень широк, он охватывает центральные районы Новгородской земли и Северо-Восточную Русь. Отмечены печати Александра также в Западной и Южной Руси.
Более 70 % булл (104 экз.) происходят из Новгорода и его окрестностей. При этом подавляющее их большинство найдено на Новгородском городище – резиденции новгородских князей. Из самого Новгорода происходит лишь пять печатей. Две из них найдены при проведении археологических раскопок: на Ярославовом Дворище в 1948 г. и на Неревском раскопе в 1955 г. (в слое 1270–1290-х гг.), еще три – случайные находки в разных частях города.
Из других регионов Новгородской земли происходит 18 печатей. Только одна из них найдена при проведении археологических раскопок: в Старой Ладоге в 2006 г. Остальные печати – случайные находки частных лиц, они не имеют точных топографических привязок. Две печати происходят из Ленинградской, шесть – из Новгородской и девять – из Тверской области.
Из различных регионов Северо-Восточной Руси происходит 16 печатей. Две из них найдены при проведении археологических раскопок: в Ростове в 2007 г. и в Ярославле в 2019 г. Остальные печати, как и в Новгородской земле, не имеют археологического контекста и точных топографических привязок. Пять печатей происходят из Ярославской, четыре – из Владимирской, три – из Тверской области, еще две – из Городца на Волге.
Кроме этого, по одной печати Александра найдено в Полоцке и в окрестностях Киева. У шести печатей места находок остались неизвестными.
Большое количество сохранившихся до наших дней печатей Александра Ярославича и их широкое распространение по территории Руси, свидетельствует о его чрезвычайно высокой активности как государственного деятеля и подтверждает оценку князя как крупнейшей фигуры в русской истории этого периода.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.