Александр Ярославич Невский, Великий князь Владимирский, святой

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ

Колено XI.

Великий князь Владимирский с 1252 г., святой.

Александр Ярославич, второй сын Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича и княгини Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, дочери новгородского и галицкого князя Мстилава Мстиславича Удатного.

По порядку престолонаследия - сорок восьмой Великий князь.

Великий князь Александр Невский. Фреска XVI в.

Великий князь Александр Невский. Фреска XVI в.


Как полагают, княжич родился в 1221 г. предположительно 13 мая, т. к. его святым покровителем был мч. Александр Римлянин († в начале IV в.; память 13 мая).

По историку В.Н. Татищеву, княжич родился 30 мая 1220 г.

Первое косвенное известие об Александре может быть отнесено к 1223 г. Тогда, по летописному известию, «поиде князь Ярослав съ княгынею и съ д ?тми Переяслалю». Неназванные дети кн. Ярослава - Федор и Александр.

Летом 1228 г. после ухода отца из Великого Новгорода оставлен там вместе со старшим братом Федором на попечение боярина Федора Даниловича и тиуна Якима.

В начале 1229 г. в городе начинаются волнения. В «сыропустныя недели въ уторник (в данном случае 20 февраля - Авт.), в ночь» княжичам приходится тайно бежать к отцу в Переяславль-Залесский.

В конце 1230 г. Ярослав примиряется с новгородцами и вновь возвращается в Великий Новгород (30 декабря). Однако, пробыв в городе лишь две недели, он возвращается в Переяславль, оставив на княжении в Великом Новгороде (где в то время свирепствовал страшный голод и мор) сыновей Федора и Александра.

10 июня 1233 г., накануне собственной свадьбы, в Великом Новгороде внезапно умирает князь Федор, и Александр остается единственным номинальным правителем Великого Новгорода.

В 1236 г. кн. Ярослав Всеволодович уходит на княжение в Киев, «а в Нов ?город ? посади сына своего Олексдндрд». С этого времени начинается самостоятельная политическая деятельность князя Александра Ярославича.

Во время нашествия на Русь хана Батыя († в 1255), в начале 1238 г., Александр находится в Великом Новгороде. Как известно, татары не дошли до самого города, разорив лишь пограничный город Новгородской земли Торжок «на зборъ по Федоров? неделе (в данном случае 21 февраля - Авт.)», и 5 марта повернули на Селигерскую дорогу, устремясь к Великому Новгороду.

Путь войска хана Батыя пролег восточнее оз. Селигера к оз. Велье и далее на с. Яжелбицы (на р. Полометь, правый приток Полы; ныне пос. Валдайского р-на Новгородской обл.) к верховьям р. Холовы (левый приток Меты). Хан искал подход к городу, огибая с востока озеро Ильмень. Здесь, согласно Писцовой книге Деревской пятины 1495 г., в Яжелбицком погосте находилось «озеро у Игнатцова к ?ста».

Именно здесь, за 100 верст до Великого Новгорода на р. Щебериха, и был расположен летописный Игнач крест, от которого татарское войско поворачивает (18-20 марта) назад, оказавшись в весенней трясине новгородских лесов.

Игнач Крест

Игнач Крест

После гибели (4 марта) в битве в окрестностях с. Божонки на р. Сити (правый приток Мологи) дяди Александра, Великого князя Юрия Всеволодовича, и ухода х. Батыя великокняжеский престол во Владимире-на-Клязьме занимает его отец - Ярослав Всеволодович.

В 1239 г. Александр женится на княжне Александре, дочери полоцкого кн. Брячислава Васильковича (после её кончины Александр женился на какой-то Вассе (Василисе), известной только по надписи на её гробе во Владимирском Успенском монастыре.).

Венчание происходит в Торопце; «ту кашю чинн (свадебный пир. - Авт.), а в Новгород? другую». В том же году князь приступает к строительству городов по р. Шелони (впадает в оз. Ильмень) для защиты своих границ от вторжений литовцев.

В 1240 г. Новгородская земля подвергается нападению шведов.

Побуждаемый папой Григорием IX († 22 августа 1241), шведский король Эрик XI Леспе († 2 февраля 1250) направляет против Великого Новгорода войско на 50 судах. Во главе него, по некоторым данным, стоит зять короля, будущий ярл Биргер (из Фолькунгов; † 1 октября 1266), но по-другим, шведские войска возглавляли тогдашний ярл Швеции, двоюродный брат Биргера Ульф Фасси († после 1248) и монах Доминиканского ордена, англичанин Томас (†  в 1248).

Шведы останавливаются на р. Неве (близ устья ее лев. пр. Ижоры). Александр, собрав новгородцев и ладожан, стремительно выступает им навстречу и в воскресение 15 июля «въ 6 час дни (начало битвы в 9 часов 30 мин. местного времени. - Авт.)» наносит противнику полное поражение.

По рассказу «Жития Александра Невского» (несколько редакций XIII-XVIII вв.) сообщается, что он, сражаясь в самой гуще битвы, собственноручно «възложи печать на лице острымъ своимъ копнемъ» предводителю шведского войска.

Битва Невского, в которой новгородцев пало мало, а враги были поражены, получила в глазах современников легендарную обстановку: рассказывали о том, как старейшине ижорской земли Пелусию явились Борис и Глеб и заявили, что идут помогать сроднику своему Александру; рассказывали о невидимых силах, избивавших врагов, подобно тому, как избито было под Иерусалимом войско Сеннахерима; рассказывали о подвигах отдельных богатырей.

Возвращение кн. Александра с победой после битвы на р. Неве. Миниатюра

Возвращение кн. Александра с победой после битвы на р. Неве. Миниатюра

Эта победа приносит Александру великую славу и почетное прозвище «Храбрый», а после канонизации в качестве святого в 1547 г. он получает наименование «Невский», под которым он и входит в историю.

В конце лета того же года немецкие рыцари, воспользовавшись изменою бояр, с Твердилою во главе, разворачивают наступление на псковские земли и 16 сентября занимают Псков. Между тем Александр ссорится с новгородцами и в конце того же года вместе с матерью, супругой и дружиной уезжает из Великого Новгорода к отцу в Переяславль-Залесский.

Тем временем немецкая угроза Великому Новгороду становится все более очевидной. В начале 1241 г. немецкие рыцари действуют уже в 30 вер. к северо-западу от города, грабя купцов по р. Луге вплоть до Сабельского погоста. После неоднократных обращений новгородцев к отцу Александра, Великому князю Ярославу Всеволодовичу,Великий князь  прислал к ним сына своего Андрея, то он не мог совладать с немцами,тогда Ярослав послал им Александра, Александр соглашается вернуться в город.

В том же году он идет на Копорье - построенную немцами крепость в новгородских пределах, «и взя городъ, а н?мци приведе в Новъгородъ, а ин?хъ пусти по своей воли, а вожанъ и чюдцю перев?тникы (изменников. -Авт.) изв?ша»., т.е. перебил и полонил немцев и повесил изменников чухон.

Затем Александр, соединясь с суздальскими полками, взял Псков, захватил или перебил сидевших там немцев и двинулся на Ливонию (в апреле 1242 г.)

Неприятель разбил передовой отряд; Александр отступил, чтобы найти выгодное место для битвы и стал на льду Чудского озера.

Александр «изгоном», зайдя с запада, освобождает от немцев Псков и вступает в Чудскую землю.

Долго молился он перед битвою и, воздев руки к небу, говорил: "Суди, Боже, и рассуди прю мою от языка велеречивого".

В субботу 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера, встав у «Ворон?я камени», он одерживает еще одну победу, прославившую его имя, - победу над объединенным войском Ливонского ордена, дерптского епископа и чуди (т. н. «Ледовое побоище»). Русское войско гнало еще 7 верст по льду до Суболичьского (западного) берега остатки вражеского войска.

Данные о потерях и пленных коалиционных сил ордена сообщают летописцы. Новгородский пишет: «и паде Чюди вещисла, а Н?мецъ 400, а 50 руками яша (реминисценция с Иезикель 21. 24. - Авт.) и приведоша в Новъгородъ», а псковский добавляет, что «овы извязавъ поведе босы по леду».

Немецкие источники дают число на порядок меньше, считая потери только рыцарей: «Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен».

Ледовое побоище, разгар битвы. Миниатюра

Ледовое побоище, разгар битвы. Миниатюра

После победы Александр возвратился во Псков, где духовенство встретило его с крестами.

С немцами был заключен мир. Военная и политическая победа Александра была очевидна. В том же году орден присылает посольство с просьбой о мире и отказывается от притязаний на все Новгородские земли. Александр заключает мир и обменивается с противником заложниками и пленными.

Слава Александра, по словам современника, распространилась до горы Араратской и Рима. Составитель "Сказания" повествует, что еще до невской битвы приезжал в Новгород один рыцарь Андреяш, из "слуг божиих" (вероятно, ливонский) и, возвратясь, говорил: "проходил многи страны и языки, не видех такого, ни в царях царя, ни в князех князя".

В 1244 г. в Великом Новгороде умирает мать Александра, принявшая перед смертью постриг с именем Евфросиния. Александр хоронит ее (4 мая) в Юрьевом монастыре рядом с могилой своего брата Федора.

В то время литовцы своими набегами начали тревожить Торопец.

В 1245 г. Александр оказывает помощь Новоторжскому князю Ярославу Владимировичу в его борьбе с литовцами и в несколько дней семь раз разбил разных князьков литовских. Настигает литовцев у Торопца и отнимает у них полон. Затем преследует их со своей дружиной и побеждает под гг. Зижцем и Усвятом. По словам автора «Жития Александра Невского», победы князя нагнали такой страх на литовцев, что те «начаша оттол? блюсти (бояться. - Авт.) имени его».

В конце 1246 г. Александр узнает о смерти на обратном пути из ставки Великих ханов в Монголии своего отца Великого кн. Ярослава Всеволодовича (30 сентября).

Отравительница Ярослава, вдова Великого хана Угедея (из Чингизидов; убита 5 джумада II 639 г. х. = 11 декабря 1241), мать Гуюка, Туракина-хатун († в конце 1246), призывает к себе и Александра, однако князь отказывается ехать к ней.

В начале следующего года он прибывает во Владимир, где участвует в торжественном погребении отца во Владимирском Успенском соборе. Освободившийся Великокняжеский Стол занимает дядя Александра, князь Святослав Всеволодович; племянников же своих Святослав сажает «по городом, якоже б? имъ отець урядилъ Ярославъ».

По завещанию отца, Александр вдобавок к Великому Новгороду получил от дяди еще и Тверь.

В конце того же 1247 г. Александр получает послание хана Батыя: «аще хощешисъблюсти землю свою, то приеди скоро къ мн? и видиши честь царства моего» и "мне покорил Бог многие языки, ты ли один не хощеши покориться державе моей".

Вслед за своим братом Андреем отправляется в орду к хану Батыю, который поговорив с ним сказал: "воистину поведаше ми, яко несть подобна ему князя". Сказание прибавляет, будто жены моавитские (татарки) пугали Александром своих детей. По другим известиям, Александр и раньше бывал в орде, свою очередь, посылает братьев в г. Каракорум, ставку Великих ханов.

Зимой 1249/50 г. по решению старшей вдовы хана Гуюка († в 646 г. х. = 26 апреля 1248 - 15 апреля 1249) Огуль-Гамиш († в марте 1252), враждовавшей в то время с ханом Батыем, Владимирский Стол получает Андрей (норма монгольского права, когда владетелем отцовского улуса считается младший сын). Александру же достается менее привлекательная южная часть Русских земель вместе с Киевом, который продолжает считаться главным столом Руси.

Александр в Киев не поехал, а жил в Переяславле или Новгороде.

После разорения 1240 г. город был «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они (монголы. - Авт.) в самом тяжелом рабстве». Через несколько месяцев братья возвращаются на Русь.

Тем временем папский престол не оставляет попытки втянуть Александра в орбиту своего влияния, о чем свидетельствуют буллы «Pater futuri saeculi» (23 янвfhz 1248) и «Aperuit Dominus oculos tuae mentis» (15 сентября 1248).

Впрочем, князь не обращает большого внимания на них, он не едет в полученный Киев, а задерживается на некоторое время во Владимире. 27 декабря 1249 г. он оплакивает здесь смерть и провожает в г. Углич тело своего двоюродного брата Владимира Константиновича, а в феврале следующего года прощается с другим своим родственником, ярославским князем Василием Всеволодовичем.

После этого, в марте 1250 г., Александр возвращается наконец в свой Великий Новгород.

В начале мая того же года он принимает митрополита Кирилла III († 6 (по другим данным, 7 декабря 1280) декабря 1281), который впоследствии становится его ближайшим сподвижником.

Митрополит ставит 21 мая в архиепископы новгородского блаженного Долмата († 21 октября 1274).

В 1251 г. Александр впадает в тяжелую болезнь; его навещает и молится о его выздоровлении митрополит Кирилл III. Предположительно в том же году (если не в предшествующем 1250-м) принимает папских послов, кардиналов Галда и Гемонта, которые пытаются навязать ему политический союз в обмен на признание главенства папы Иннокентия IV († 7 декабря 1254; этим переговорам предшествовала переписка, которую князь вел с папой в 1248 г.).

Александр отвечает послам отказом.

К тому же 1251 году относятся и переговоры Александра с норвежским королем Хаконом Г? Хаконарсоном († 15 декабря 1263) по поводу размежевания пограничных территорий и возможности заключения династического союза - бракосочетания сына Василия и дочери Хакона; однако до этого дело так и не доходит.

В 1252 г. Александр вновь отправляется в орду.

Между тем Андрей, женясь на дочери Даниила Галицкого, задумал отложиться от татар или, по крайней мере, ему приписывали этот замысел.

В том же году Русь подвергается новому разорительному нашествию т. н. «Неврюевой рати» (рать под командованием татарского царевича Неврюя (Неврай) и воевод Котья и Олабуги), целью которой было наказание Андрея, брата Александра, за независимую политику и ускорение полной выплаты дани, они разбили его и Андрей бежал в Швецию.

После бегства Андрея из Руси Александр торжественно возвращается во Владимир с ярлыком на Великое княжение, полученным от ордынского хана Сартака, сына Батыя († в 652 г. х. = 21 февраля 1254 - 9 февраля 1255).

События эти толкуются разно: Карамзин полагает, что татары хотели наказать Андрея за какое-то ослушание; Беляев, повторяя мысль Щербатова, приписываешь дело интриге Святослава; Соловьев заподозривает Александра; Иловайский заподозривает известие Татищева о том, будто Александр спорил с Андреем о Владимире еще в орде.

Митрополит Кирилл и жители города встречают его «со кресты у Золотых воротъ» ... и быстъ радость велика в град? Володимери». В Великом Новгороде же Александр сажает на наместничество своего старшего сына Василия.

Весной 1255 г. Александр оплакивает смерть своего брата галичского князя Константина и хоронит его тело в Успенском соборе во Владимире.

В конце весны того же года новгородцы изгоняют из города сына Александра Василия и приглашают брата Невского - князя Ярослава Ярославича Тверского. Александру с большим трудом (хотя и без кровопролития) удается подавить мятеж в городе воспользовавшись спором сторон на новгородском вече, и сменить неугодного ему посадского Анания Феофилактовича († в начале сентября 1257), поборника новгородской вольности, на лояльного ему Михалка Степановича (убит зимой 1257/58).

В следующем (1256) году Александр вновь приезжает в Великий Новгород, на этот раз вместе с митрополитом Кириллом. Известие об этом заставляет шведов (которые попытались укрепиться, построив крепость, на р. Нарове, вытекающей из Чудского оз. и впадающей в Финский залив) немедленно бежать прочь. Несмотря на тяжелые зимние условия, Александр предпринимает успешный поход в Финляндию («на Емъ»), против шведов. После этого, забрав с собой заложников из числа новгородцев, уходит в Суздальскую землю, а в Великом Новгороде оставляет своего сына Василия.

В 1257 г. Александр вместе с другими князьями отправляется в орду к новому ордынскому хану Улагчи (Улавче) († в 1258). В том же году на Русь являются татарские численники и переписывают население для более точного обложения его данью.

Появление к концу года татарских численников в Великом Новгороде вызывает крайнюю неприязнь жителей. На сторону новгородцев переходит даже сын Александра Василий; при известии о приближении отца и татарских отрядов он бежит из города во Псков. Александр выводит сына из Пскова в Суздальскую землю и жестоко расправляется с зачинщиками новгородского мятежа: «оному носа ур?заша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повелъ». Летописец назидательно замечает по этому поводу, что «всякъ ко зло д?я зл? да погибнеть». тем не менее перепись населения в городе была отложена до 1259 г.

В 1258 г. Александр с другими князьями вновь идет в орду, где ему стоило великих усилий уговорить татар ограничиться на первый раз дарами и уладиться с новгородцами, которые, впрочем, настояли на том, что дань они будут передавать великому князю; это действительно оказалось необходимым, когда появились численники и начались столкновения с ними (1259).

Зимой 1259/60 г. вместе с татарскими численниками и в сопровождении своего брата Андрея и племянника ростовского князя Бориса Васильковича Александр опять приезжает в Великий Новгород, подавляет начавшийся здесь мятеж против татарской переписи населения; татарские численники, «вземше число», уезжают в орду. Затем заключает договор с Ганзою о торговле и в конце февраля 1260 г., оставляет там на княжении своего сына Дмитрия, а сам приезжает в Ростов «въ среду середокрестныа нед?ли (в данном случае 10 марта. -Авт.)».

Великий князь Александр Ярославич на миниатюре Лицевого летописного свода 1568–1576 гг. (Т. 6, стр. 8)В 1261 г. появляется на свет младший сын князя Александра Даниил, будущий князь московский.

В 1262 г. Александр заключает союз с литовским королем Миндовгом (убит 5 августа (по другим данным, 12 сентября) 1263) и в том же году отправляет своего сына Дмитрия и брата Ярослава в поход в Ливонию на Дерпт. Князья захватывают город (за исключением цитадели) и с большим полоном возвращаются домой.

В 1262 г. наехали на Русь разные среднеазиатские купцы, которым в орде отдали на откуп русскую дань и которые всеми способами притесняли народ, а недоимщиков уводили с собою в рабство.

В том же году во многих городах Северо-Восточной Руси - Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле и др. - вспыхивают восстания против «бесермен» - откупщиков татарской дани - вышли из терпения, собрали вече и избили притеснителей; в Ярославле убили какого-то отступника Зосиму, который ругался над христианством. Александр отправляется в орду к сарайскому хану Берке († в 1266) - по словам автора его «Жития»: «даны отмолити люди от б?ды тоя». Хан задерживает его в орде почти на год: «и удержа и Берка, еи пустя в Русь; и зимова в Татарахъ, разбол?ся». Также, современники, говорят, что была и другая причина поездки: хан требовал вспомогательной рати.

Хана Александр нашел в Сарае; любопытно, что еще в 1261 г. учреждена была епархия Сарская (Сарайская) — так татары были веротерпимы. Александр с помощью даров достиг своих целей. Только осенью 1263 г. тяжело больной князь возвращается из орды на Русь. 14 ноября в Городце-Радилове (Нижегородской губернии, Балахвинского уезда) он принимает схиму (с именем Алексий) и в ту же ночь умирает.

Во Владимире митрополит Кирилл, узнав о случившемся, такими словами объявил народу о его смерти: «Чада моя, разум?ите, яко уже заиде солнце земли Суздальскои».

Все слышавшие об этом событии говорили: "погибаем. Гроб его привезли во Владимир; все жители вышли на встречу в Боголюбове. "Бысть же плач велий и кричание и туга, яко несть такова бывала".

Так нужен был Александр, ясно понимавший, что сопротивляться было не время, что лучшее спасение было в благоразумии и уступчивости, что более можно было выиграть политикою, —умевший ладить с татарами и тем спасший русскую землю.

Тело князя переносят во Владимир и в пятницу 23 ноября («на память святаго отца Амфилохия (еписоп Иконийский; † после 394)») погребают с честью во владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в юго-западном углу, под хорами.

По словам автора «Жития Александра Невского», князь отличался высоким ростом и необычной красотой: «взоръ его паче ин?х человекъ, и глас его - акы труба в народ?, лице же его - акы лице Иосифа ... сила же б? его - часть от силы Самсоня». Здесь же приводятся слова Батыя, впервые увидевшего князя: «Истинну ми сксзасте, яко н?сть подобна сему князю».

Русская Православная Церковь причислила благоверного Великого князя Александра Ярославича Невского к лику святых, как воителя за Русскую землю и Православную веру.

Его память празднуется 23 ноября (в день его кончины) и 30 августа (в день перенесения мощей).

Мощи князя вследствие видения иноку-пономарю, открываются во владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в начале сентября 1380 г. (перед Куликовской битвой), мощи Александра найдены нетленными и положены в раке, поверх земли, при митрополите Макарии собраны сведения о чудесах его, общерусская канонизация святого происходит на Соборе в феврале 1547 г.

1 июля 1697 г. митрополит Иларион († 14 декабря 1707) переносит мощи князя в новую серебряную раку; в 1724 г. по повелению Всероссийского Императора Петра I Великого (из Романовых; † 28 января 1725) они были торжественно перенесены в г. Санкт-Петербург и 30 августа положены в Александро-Невской лавре.

Житие князя существует в 9 редакциях; древнейшее написано современниками (списки XIV в.), а пространная редакция составлена в 1591 г. архиепископом Ионой Думиным († 7 марта 1608).

Служба написана в середине XVI в. Владимирского Рождественского монастыря иноком Михаилом.

Александр Ярославич был женат с 1239 г. на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава Васильковича. По некоторым данным, у него была и вторая супруга - Васса, которая похоронена во Владимире-на-Клязьме, в Успенском (Княгинином) монастыре (почитается как местночтимая святая).

Его дети: Василий, Евдокия (упоминается в 1262; святая, местночтимая), Дмитрий (Димитрий), Андрей Скоросый, Даниил.

По нелетописным данным, у него был еще один сын Даниил, который умер в детстве в 1258 г.

Сохранилась папская грамота, в которой папа лживо уверяет, будто Ярослав принял католицизм, но получил от Александра ответ: "мы знаем историю веры с начала мира; к чему же нам новые проповедники?".

От времени правления Александра Ярославича не сохранилось ни одного письменного документа. Но в ряду других свидетельств его деятельности стоят 146 печатей (с 1236 г. Александр, как князь новгородский уже имел свою печать), зарегистрированных к настоящему времени. Все они были привешены к различным актам, а после их утраты не были уничтожены, археологизировались и сохранились.

Полторы сотни печатей XIII в., дошедших до наших дней от одного правителя – случай в древнерусской сфрагистике исключительный. Для сравнения приведем количество известных сейчас печатей близких родственников Александра Ярославича: отца (князя Ярослава Всеволодовича) – 52, братьев (князей Андрея и Ярослава) – соответственно 4 и 30, детей (князей Дмитрия и Андрея) – соответственно 81 и 33 печати.

Традиция оформления многочисленных княжеских печатей XII–XIII вв. включала изображение на них образов небесных покровителей владельцев булл: самого князя и его отца. Узнав имена святых на печатях и сравнив их с именами и отчествами известных исторических персонажей, можно понять, кому они принадлежали. Изображения на печатях подчеркивают идею дарования княжеской власти от бога, а также ее преемственности от отца к сыну.

Печати, приписываемые князю Александру Ярославичу, впервые были найдены в окрестностях Новгорода, на Новгородском городище, и атрибутированы академиками Н.П. Лихачевым и В.Л. Яниным. При определении их принадлежности ученые опирались на изображения святых – одно из них олицетворяет христианское имя князя, второе – его отца. Небесным покровителем отца Александра Невского был святой Феодор Стратилат, а самого князя – святой Александр.

В.Л. Янин выделил две группы печатей Александра Невского. На первой группе изображены стоящие святые воины, держащие в руках меч и щит, или копье и щит; по сторонам фигур помещены имена святых: АЛЕКСАНДР и ФЕОДОР. Изображение на печати подчеркивает идею дарования княжеской власти от бога, а также ее преемственности от отца к сыну. Насчитывается 29 таких печатей, оттиснутые тремя парами матриц.

На второй группе печатей отец Александра – Ярослав изображен в образе воина, ведущего под уздцы лошадь. А позднее и сам Александр изображался в виде конного всадника. Печатей второго типа археологами найдено больше. На лицевой стороне печати мог быть изображен всадник с поднятым правой рукой мечом, двигающийся вправо, всадник в короне, или в виде святого. Считается, что тема коня на печатях Александра Невского – светского или святого всадника на лицевой стороне и святого, спешившегося с коня для битвы с драконом – на оборотной, отражает западноевропейские традиции оформления.

Вероятно, использование конной печати Александром Невским должно было подчеркивать его равенство с правителями многочисленных европейских государств того периода.

Фото печатей Александра Ярославича первой группы
Сверху – Новгород, до 1917 г.; в центре – Новгород, Городище, 1980 г.;
внизу – Тверская обл., Весьегонский р-н, 2020 г.
Фото печатей Александра Ярославича второй группы
Сверху – Новгородская обл., Пестовский р-н, 2014 г.; в центре – Новгород, Городище, 1965 и 1966 гг. (найдена в два приема);
внизу – Новгород, Городище, 1982 г.


Ареал находок печатей Александра Ярославича очень широк, он охватывает центральные районы Новгородской земли и Северо-Восточную Русь. Отмечены печати Александра также в Западной и Южной Руси.

Карта Восточной Европы с отметками находок печатей Александра Ярославича 

Более 70 % булл (104 экз.) происходят из Новгорода и его окрестностей. При этом подавляющее их большинство найдено на Новгородском городище – резиденции новгородских князей. Из самого Новгорода происходит лишь пять печатей. Две из них найдены при проведении археологических раскопок: на Ярославовом Дворище в 1948 г. и на Неревском раскопе в 1955 г. (в слое 1270–1290-х гг.), еще три – случайные находки в разных частях города.

Из других регионов Новгородской земли происходит 18 печатей. Только одна из них найдена при проведении археологических раскопок: в Старой Ладоге в 2006 г. Остальные печати – случайные находки частных лиц, они не имеют точных топографических привязок. Две печати происходят из Ленинградской, шесть – из Новгородской и девять – из Тверской области.Новгородский буллотирий XIV в., находка Новгородской археологической экспедиции ИА РАН 2011 г. 

Из различных регионов Северо-Восточной Руси происходит 16 печатей. Две из них найдены при проведении археологических раскопок: в Ростове в 2007 г. и в Ярославле в 2019 г. Остальные печати, как и в Новгородской земле, не имеют археологического контекста и точных топографических привязок. Пять печатей происходят из Ярославской, четыре – из Владимирской, три – из Тверской области, еще две – из Городца на Волге.

Кроме этого, по одной печати Александра найдено в Полоцке и в окрестностях Киева. У шести печатей места находок остались неизвестными.

Большое количество сохранившихся до наших дней печатей Александра Ярославича и их широкое распространение по территории Руси, свидетельствует о его чрезвычайно высокой активности как государственного деятеля и подтверждает оценку князя как крупнейшей фигуры в русской истории этого периода.

Александр Невский. 1836. ШЕБУЕВ Василий Кузьмич(Козьмич). Холст, масло. 186x97 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Александр Невский. 1836. ШЕБУЕВ Василий Кузьмич(Козьмич). Холст, масло. 186x97 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 (1794?). УГРЮМОВ Григорий Иванович. Холст, масло. 197,5x313,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 (1794?). УГРЮМОВ Григорий Иванович. Холст, масло. 197,5x313,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Александр Невский принимает папских легатов. СЕМИРАДСКИЙ Генрих (Хенрик) Ипполитович. Литография Александр Невский принимает папских легатов. СЕМИРАДСКИЙ Генрих (Хенрик) Ипполитович. Литография

Название статьи:Александр Ярославич Невский, Великий князь Владимирский, святой
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18; Донской Д.В., РЮРИКОВИЧИ: Исторический словарь. -М.: НП ИД "Русская панорама". 2008
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Рукописи: Гос. архив Псковской обл. Ф. 449. № 60; РГБ. МДА. № 576. Л. 1-9; РГБ. Рум. № 397. Л. 348; РГБ. Унд. № 275; РГБ. Унд. № 1271; РНБ. Погод. № 1408; РНБ. Q. I. 321; РНБ. Q. XVII. 24. Исторические: Договорная (тверская) грамота Новгорода с тверским князем Михаилом Ярославичем (1296) // ГВН и П. № 4; Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого свода XVI века. Факс. изд. Л., 1990; Житие Александра Невского // ДКЖ. С. 194-207; Летописец Владимирского собора. С. 63; НПЛ. С. 61 (6731), 65-67 (6736), 72, 282 (6741), 75-78, 286-295 (6746-6750), 79, 298 (6752), 79 (6753), 304-306 (6754, 6759), 80-84, 308-312 (6763-6771), 163 (б. г.), 468 (6745), 471 (б. г.), 560 (б. г.); Переписная оброчная книга Деревской пятины, ок. 1495 г. Первая половина / [Ред. П.И. Савваитов] // НПК. Т. 1. Стб. 819; ПЛ. Вып. 1. С. 13 (6750); Вып. 2. С. 11-15 (б. г.), 21 (6750), 82 (6772); Плано Карпины. С. 51, 79; Подлинник Филимонова. С. 199; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Т. 4 (1724-1725). СПб., 1876. № 1347. С. 188; Послание папы Иннокентия IV к Александру князю суздальскому (Великому князю Александру Невскому) о том, чтобы приступить к соединению с церковью католическою ... (23 января 1248) // АИТ. Т. I. № LXXVIII; Послание папы Иннокентия IV к Александру Ярославичу Невскому, кн. новгородскому (15 сентября 1248) // VMPL. Т. I. № XCVI; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 470 (6750), 472-474 (6757-6763), 475 (6769), 476 (6770), 477 (6771), 521-522 (6746); Т. 4. Ч. 1. С. 213 (6741), 224 (6748), 228 (6749-6750), 229 (6754), 232 (6764), 281 (6860); Т. 6. Вып. 1. Стб. 286 (6741), 288-299 (6745-6746), 303-316 (6749-6750), 317 (6753), 328-329 (6759), 334 (6764-6765), 336 (6767), 337-338 (6770); Т. 10. С. 139 (6760), 142 (6766); Т. 12. С. 229 (6999); Т. 15. Вып. 1. Стб. 32 (6769); Т. 15. Стб. 401 (6767); Т. 18. С. 62 (6749), 69 (6757), 70 (6759), 72 (6771); Т. 21. С. 47, 255 (б. г.), 292-294 (б. г.); Т. 23. С. 93 (6800); Т. 24. С. 227 (б. г.); Т. 25. С. 136 (6751-6752), 178 (6860); Т. 42. С. 129 (6860); Рашид-ад-Дин. Т. 2. С. 129 (649 г. х.); Сиренов А.В. Патриарший ризохранитель Боголеп и два памятника монастырской книжности конца XVII в. // Очерки феодальной России: Сб. статей. М., 2002. Вып. 7. С. 238-255; Ioanis de Plano Carpini. Р. 121; Livlandische Reimchronik. Ver. 02260-02261; Raynaldi Odorici. Т. XIII. Ann. CH 1248. § 41-43. P. 588-589; Sturla Pordarson. Kap. 271. DL. 623-624. Лит.: Арбузов; Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII в. // ТОДРЛ. Т. 22. С. 312-315; Бережков; Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский Временник. Берлин, 1925. Кн. 4. С. 318-337; Вернадский. Монголы; Голубинский. История. Кн. 3; Горский А.А. Два «неудобных» факта из биографии Александра Невского // Александр Невский в истории России. Новгород, 1996. С. 64-75; Горский. Между Римом и Каракорумом; Долин Олаф. История шведского государства / Пер. с немецкого [Р. Цебрикова]. СПб., 1805. Ч. II; Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (ХІІ-XIV вв.). М., 2001; Джаксон. Саги 2; Зимин. О хронологии; Иванин. О военном искусстве; Карамзин. Т. 4; Каргалов; Клепинин Н.А. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. М., 1994; Ключевский. Жития; Колотилова С.И. Русские источники XIII в. об Александре Невском // Уч. зап. ЛГПИ. 1971. Вып. 502. С. 99-107; Костомаров; Кучкин В.А. Александр Невский - государственный деятель и полководец Средневековой Руси // ОИ. 1996. № 5. С. 18-33; Кучкин. К биографии; Кучкин. О дате рождения; Макарий (Булгаков). Кн. III. Т. 4-5; Мальгин; Матузова, Назарова. Крестоносцы; Матузова В.И., Пашуто В Т. Послание папы Иннокентия IV князю Александру Невскому // Studia historica in honorm Hans Kruus. Tallinn, 1971. С. 133-138; Муравьева. Летописание; Мятлев Н.В. Игнач Крест и Селигерский путь // Труды 15-го археологического областного съезда в Новгороде, 1911 г. Новгород, 1914. Т. I. С. 411-434; Назаренко А.В. Александр Ярославич Невский // ПЭ. Т. I. С. 541-543; Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. С приложением карты // ЗРГО. Кн. VIII. С. 1-236; Насонов. Монголы; Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невкого // СКиКДР. Вып. 1. С. 354-363; Паклар Э.К. Где произошло Ледовое побоище? // ИЗ. Т. 37. С. 304-316; Рамм; Ратшин; Рошко; Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913; Сергий (Спасский); Серебрянский; Соловьев. Кн. 2; Татищев. Т. 3, 5; Феннел; Федотов. Святые; Хитрое; Хмыров. Государи; Чешихин ЕВ. История Ливонии с древнейших времен. Рига, 1885. Т. II; Шаскольский И.П. Папская курия - главный организатор крестоносной агрессии 1240-1242 гг. против Руси // ИЗ. Т. 37, С. 169-188; Шаскольский. Письменные источники; Шаскольский. XII-XIII; Шляпкин П.А. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского. Пг., 1915; Щекатов Аф. Географический словарь Российского государства. Ч. 2. М., 1804; Щербатов. Т. III; Экземплярский; Янин. Акты; Янин. Некрополь; Abraham; Ammann; Baumgarten. ХІІІ-Х?І; Bonnell; D’Obhsson; Risch; Spuler; Zatko J.I. The Union of Suzdal 1222-1252 //TJEN. Vol. 8. # 1. Р. 33-52; П.Г. Гайдуков, О печатях князя Александра Ярославича Невского.
Источник изображений:ФГБУ Институт археологии РАН
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Бондарева Е.А. Генеалогическое древо русских князей и царей (от Рюрика до Михаила Романова). Рецензенты: С.А. Мезин, Е.Н. Ардабацкий Саратов Издательство Саратовского университета 2005 г. 52 с., Павлов-Сильванский Н. П Феодализм в России. Серия Памятники исторической мысли М Наука 1988 гг. 690 с.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru