БАЗА МОРСКАЯ

БАЗА МОРСКАЯ (на 1911 г. ) совокупность береговых и плавучих сооружений, предназначенных для питание флота необходимыми запасами и для исправление его повреждений. Т. к. флот в это время не способен к самообороне, то с понятием о Базе неразрывно связаны приморские и сухопутные укрепление, имеющие назначением защищать с моря и с суши как саму Базу, так и флот, стоящий в её гаванях и на внутренних рейдах. Как пункт, в котором сосредоточены снабжающие и ремонтные средства флота, БАЗА должна заключать в себе:

1) гавани и рейды, укрытые от волнения, ветров и от неприятельских атак соответствующими сооружениями, чтобы флот мог в полной безопасности и спокойствии производить погрузку запасов, ремонт и давать отдых судовым командам;

2) магазины и склады для хранение боевых припасов, топлива, предметов снабжение и вооружение военных судов, оборудованные погрузочными средствами и рассчитанные на то количество запасов, которое по плану войны может использовать флот, опирающийся на данную базу в течение одной морской кампании. Время последней определяется тем же планом войны. Эти запасы носят название не прикосновенных в отличие от запасов расходных, заготовление коих производится в БАЗЕ по расчету ежегодной потребности флота данного состава;

3) доки и мастерские для исправление кораблей и механизмов;

4) госпитали и лазареты для раненых и больных, рассчитанные на 8-10 % всего личного состава данного флота, и

5) плавучие средства охраны рейдов и гаваней БАЗЫ от атак неприятельских миноносцев, подводных лодок и заградителей; средства эти состоят из специальных судов охраны, тралящего каравана, береговых наблюдательных пунктов, воздухоплавательных парков и т. п.

БАЗЫ разделяются на нижеследующие категории:

БАЗА-арсенал, в которой сосредоточены главные запасы данного театра военных действий для всего флота, средства для капитального ремонта и перевооружение судов, а также для постройки новых судов. База-арсенал устраивается в наиболее удаленных пунктах театра военных действий от вероятных операционных путей противника и прикрываются и самим флотом, оперирующим всегда с таким расчетом, чтобы иметь эти Базу у себя в тылу.

В операционных  Базах происходит мобилизация и развертывание флота; они служат исходными пунктами для выполнение преднамеченной планом кампании главной операции. Операционная База должна находиться в таком расстоянии от объекта главной операции, чтобы флот мог, выйдя из этой БАЗЫ, достигнуть поставленной ему цели и вернуться в БАЗУ, не возобновляя своих запасов. Оборона операционной БАЗЫ с моря и суши рассчитывается на упорное сопротивление в течение всей кампании всему флоту противника, оперирующему на данном театре военных действий. Отдельные элементы этой БАЗЫ должны обеспечивать базирующемуся на неё флоту оперативную способность в продолжение всей кампании.

Промежуточные БАЗЫ должны обеспечивать флоту снабжение и небольшой (случайный) ремонт при выполнении маневренных переходов (маршей-маневров), связанных с перемещением флота с одного театра военных действий на другой. Поэтому, защита промежуточных БАЗ рассчитывается лишь против крейсерских нападений противника, а ремонтные средства-лишь на случай аварийного ремонта.

Маневренная БАЗА должна служить флоту при выполнении им главной операции; надобность в них определяется и место их указывается планом этой операции; базируясь. на свою плавучую БАЗУ (см. ниже), располагаемую в месте, избранном для маневренной БАЗЫ, флот оперирует у берегов противника или у своих берегов, находясь вне района своих БАЗ. Для маневренных БАЗ избираются по возможности укрытые бухты с удобными для защиты входами и в них располагается плавучая БАЗА флота; оборона возлагается на средства флота. Маневренная БАЗА у своих берегов организуются с мобилизацией, у берегов противника-по мере развития самих операций. В военно-морской истории маневренные БАЗЫ встречаются чаще всего при операциях блокады берегов или БАЗ противника; маневренные БАЗЫ нередко носит название блокадной БАЗЫ, временной БАЗЫ пли опорного пункта, смотря по назначению её в данной операции.

Плавучая БАЗА состоит из транспортов с боевыми запасами, топливом и средствами для ремонта эскадры. Защитой плавучей БАЗЫ является сама эскадра. Но наружному виду транспорты, составляющие плавучую БАЗУ, не должны отличаться от судов торгового флота, чтобы не возбуждать подозрений противника. В случае надобности они должны заменить друг друга; все транспорты плавучей БАЗЫ должны быть оборудованы хорошими буксирными и погрузочными приспособлениями, обладать по возможности гладкими бортами, хорошими морскими качествами и скоростью хода, достаточной для походного следование с боевыми судами эскадры. Осадка их и размеры должны отвечать местным условиям и потребностям: для минных судов транспорты плавучей БАЗ делаются водоизмещением около 2.000 тонн, с осадкой не более 10-12 фт., чтобы они могли следовать за миноносцами по мелководью; для линейных кораблей суда плавучей БАЗЫ делают значительно больших размеров, имея в виду как возрастание грузов, так и достижение надлежащей мореходности. Так, в английском флоте судно-мастерская плавучей БАЗЫ Cyclops имеет водоизмещение 11.000 тонн, при длине в 460 фт. и ширине-55 фт.; в эскадре адм. Рождественского был транспорт-мастерская "Камчатка» в 7.200 тонн и т. д. Так как плавучая БАЗА представляет собою отдельный транспорт или отряд судов, на которых поврежденный в бою корабль должен найти все необходимое для исправление, снабжение и пополнение израсходованных запасов, то размеры плавучих БАЗ, число входящих в состав её судов и находящиеся на ней средства зависят от рода и количества боевых единиц, которые база должна обслуживать. Составными элементами плавучей БАЗЫ являются следующие суда:

1) Транспорт-мастерская, оборудованный для ремонта кораблей и их разнообразных механизмов и снабженный необходимейшими починочными материалами, инструментами и принадлежностями; обыкновенно здесь имеются кузнечная, литейная, котельная и токарно-слесарная мастерские с электромоторными станками и, сверх того, обширное пневматическое оборудование со сверлильными, рубильными и клепальными инструментами и шлангами. Транспорт снабжается мощными подъемными кранами для передвижение громоздких исправляемых частей, водолазными принадлежностями, разборными кессонами, пластырями, отливными средствами, а также буксирными принадлежностями и завозными якорями.

2) Транспорт с боевыми припасами, приспособленный для перевозки снарядов, зарядов, самодвижущихся и плавучих мин, для чего в трюмах его устраиваются стеллажи, необходимое вентиляционное охлаждение для безопасного хранение бездымного пороха. На этом же судне хранятся обыкновенно запасные части к орудием и минам, а также починочные и расходные материалы по артиллерийской и минной частям.

3) Угольный транспорт, имеющий, кроме этого своего главного груза, еще запасы масла для смазки судовых механизмов, обтирочный материал (ветошь, пакля), а также иногда нефтяные остатки (мазут) в бочках или специальных цистернах. Весьма существенными на этих судах являются приспособление для быстрой перегрузки угля в море, т. к. военный корабль должен затрачивать на погрузку угля минимальное время.

4) Транспорт-водолей необходим особенно в составе плавучих БАЗ, обслуживающей минные суда, собственные средства которых для хранения пресной воды недостаточны, а расход её весьма значителен, благодаря большой скорости хода таких судов. На этом транспорте, кроме цистерн с водою и насосов для перекачки её, устраивают мощные испарители с холодильниками для опреснения забортной воды. Иногда пароходы-водолеи используют одновременно и как транспорт для провизии, устраивая на нем холодильные камеры для хранение мяса и другой провизии в замороженном виде.

5) Боновой заграждатель (заградитель), т.е. транспорт, приспособленный для быстрой постановки бонов (плотов из бревен) с привязанными к ним сетями, защищающими данный район от попадания неприятельских самодвижущихся мин (торпед). Вполне удовлетворительного типа такого заграждателя ни в одном флоте до сих пор не имеется.

6) Плавучий госпиталь.

7) Провизионный транспорт. Особенно нуждаются в плавучем БАЗЕ мелкие суда-миноносцы и подводные лодки.

Плавучая БАЗА для подводных лодок служит почти всегда транспортом-мастерской, приспособленный для подъема подводной лодки и несущий с собою склад мин, воздухо-нагнетательные насосы, динамо-машины для заряжание аккумуляторов, запасы бензина для тепловых двигателей, смазочных и других расходных материалов; на этом же транспорте устраиваются помещение для временного отдыха личного состава подводных лодок, баня, прачечная с сушильней для стирки белья и проч.; плавучие БАЗЫ для подводных лодок называются иногда их матками.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "БАЗА МОРСКАЯ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Флот
  • - Краснознаменный Черноморский флот
  • - Военно-морской флот СССР 1945-1991
  • - БАЗА СУХОПУТНАЯ
  • - ВЕРФЬ
  • - ВОЕННЫЙ ПОРТ
  • - Вердеревский Дмитрий Николаевич, контр-адмирал
  • - Гонг-Конг, военно-морская база в XIX в.


  • Название статьи: БАЗА МОРСКАЯ


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru