ПРИСЯГА ПОД ЗНАМЕНЕМ
Д. Кашкаров.
ПРИСЯГА ПОД ЗНАМЕНЕМ
ОСНОВЫ СОЛДАТСКИХ ЗНАНИЙ:
Присяга, назначение солдата, дисциплина и знамя.
С.ПЕТЕРБУРГ. Типография Н. В. Васильева, Офицерская ул., №. 6.
1900.
Основы солдатских знаний.
Присяга под знаменем, назначение солдата, дисциплина и знамя.
ПРИСЯГА
Присяга есть клятва, данная пред лицем Божиим на Кресте Спасителя и на Святом Его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою; беспрекословно повиноваться начальникам; терпеливо сносить труды, холод, голод и все нужды солдатские, не щадить и последней капли крови за Государя и Отечество; слепо и весело идти в бой за Царя, Русь святую и веру православную.
(Св. В. Пост. "Наказ войскам» прилож. к статье 246).
Вот слова клятвенного обещания, которые приводимые к присяге повторяют за священником: "Я, нижепоименованный обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссийскому и Его Императорского Высочества Всероссийского Престола Наследнику верно и нелицемерно служить не щадя живота своего до последней капли крови, и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества. узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять Его Императорского Величества Государства и земель Его врагов, телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах, и проч. воинских случаях, храброе у сильное чинить сопротивление и во всем стараться споспешествовать что к Его Императорского Величества верной службе и пользе Государственной во всяких случаях касаться может. О ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся; и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предоставленным над мною начальникам во всем, что к пользе и службе Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание. во все по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать, от команды у знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе, или гарнизоне никуда не отлучаться; но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному солдату подлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение же сей моей клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.
Кто по святой присяге и положит живот свой на поле сражения, тому от Бога Царство Небесное; а кто вернется с войны жив, тому слава и милость Государева. Смелым владеет Бог, а от Него ничего не скроешь; трусу и изменнику святой присяги грозный судия Бог; нет пощады беглецу ни на белом свете, ни на страшном суде Божием.
(Из прилож. к ст. 246 С. В. И. "Наказ Войскам»)
Статьи из свода военных постановлений, кои следует читать перед приводом молодых солдат к присяге (после окончания 4-х месячного срока и учения).
(С. В. И. из книги XXII)
Ст. 243. Всякое нарушение обязанностей службы, с намерением способствовать или благоприятствовать неприятелю в военных или других враждебных его действиях, признается Государственною изменою и подвергает виновных в том: лишению всех прав состояния и смертной казни.
Ст. 244. Кто, без надлежащего разрешения, вступит в переписку, или иное сношение с кем либо, находящимся в неприятельской армии, иди во владениях не приятеля, однако без всякого злого умысла и при том не сообщая сведений, имеющих какое либо отношение к военным действиям, тот подвергается: исключению
из службы с лишением или без лишения чинов, или разжалованию в рядовые.
Когда ж виновным, также без всякого злого умысла, сообщены, сведения касающиеся военных действий, и неприятель воспользовался сими сведениями с выгодою в предприятиях своих против наших войск, то он приговаривается к смертной казни.
Кто самовольно оставит свой пост в виду неприятеля, тот подвергается смертной казни. Но если самовольное оставление поста не имело вредных последствий, то виновные приговариваются: к исключению из службы с лишением, или без лишения чинов, или разжалованию в рядовые.
Кто во время сраж?ния или в виду неприятеля обратится в бегство и примером своим возбудил беспорядок в строю или другим подаст повод к бегству, тот подвергается лишению всех прав состояния и смертной казни.
За потерю в бою знамени или штандарта, если команда, коей они присвоены, не употребила всех средств к спасению их, те, коим преимущественно было вверено охранение знамени или штандарта, приговариваются: к лишению всех прав состояния и смертной казни расстрелянием; а прочие, принадлежащие к составу сей команды, чины, подвергаются наказаниям по мере вины, на основ. ст. 75 сего устава.
Команда, нарушившая приказания начальника и оставившая назначенное для нее место без боя, или положившая орудие пред неприятелем, или сдавшаяся в плен, не исполнив своей обязанности по долгу присяги, почитается явно восставшею против начальства, и все главные виновные или зачинщики или сообщники, а также старшие в звании или чине, участвовавшие в сем преступлении, приговариваются: к лишению всех прав состояния и смертной казни, а прочие принадлежащие к сей команде чины, подвергаются наказаниям по мере вины, на основании правил ст. 75 сего устава.
Кто не прибудет к своему месту по сигналу во время тревоги или сбора, тот, если дисциплинарное взыскание окажется не соответствующим вине, подвергается: исключению из службы, или содержанию на гауптвахте от одного до шести месяцев; или же потере некоторых особенных прав и преимуществ и отдаче в дисциплинарные батальоны, или роты, от одного года до двух лет, или одиночному заключению в военной тюрьме от одного до четырех месяцев, или переводу в разряд штрафованных.
(Св. В. П. из книги I1 части II).
Ст. 177. Хотя и невозможно исчислить в точности все разнообразные воинские подвиги, которые могут дать право на получение знака отличия военного ордена за личную храбрость, но дабы поставить некоторые правила, по коим отменные действия от обыкновенных удобнее были отличаемы, определяется нижеследующее: Достойны награждения знаком отличия военного ордена.
а) По сухопутным войскам и по флоту вообще:
1) Кто при взятии корабля, батареи, ретраншемента или иного занятого неприятелем укрепленного места, примером отличной храбрости и неустрашимости ободрит своих товарищей;
2) Кто вызвавшись в охотники на опасное и полезное предприятие, совершит оное с полным успехом;
3) Кто в бою своеручно отнимет неприятельско? знамя или штандарт, или своеручно же исторгнет наше знамя или штандарт, неприятелем захваченные, или кто в сражении с Турками, коих знаки за знамена непочитаются, своеручно же отнимет бунчук трехбунчужного или двухбунчужного паши, или знамя в регулярных Азийских войсках и взятые знамя, штандарт или бунчук, доставит в распоряжение своего Начальства;
4) Кто в бою возьмет в плен неприятельского Штаб-офицера пли Генерала;
5) Кто в сражении спасет жизнь своего офицера, отразив удар ему угрожавший, или кто освободит ?го из рук неприятельских;
6) Кто, будучи ранен, возвратится, по перевязке, к своей команде на место сражения с полным своим вооружением и амунициею и остается в деле до окончания оного.
б) По сухопутным войскам в особенности:
Кто при штурме крепости, ретраншемента, или иного укрепленного места, первый взойдет на вал или укрепленное место.
Кто за выбытием из строя всех офицеров, приняв команду и сохранив порядок между нижними чинами, удержится при нападении неприятеля на своем посту, или вытеснить неприятеля из ложемента, засеки или какого укрепленного места.
Кто примером своим ободрив товарищей, возвратит с помощью их взятое уже неприятелем орудие.
Кто примером личной храбрости будет содействовать в отражении неприятеля, ворвавшегося на батарею.
Кто собрав своих товарищей, спасет с помощью их в виду неприятеля подбитое или не имеющее лошадей орудие.
Ст. 178. В сухопутные войска, награждаемые главным военноначальником по личному его усмотрению за отличие, оказанное в деле против неприятеля вообще каким либо полком или командою, назначается знаков отличия военного ордена от двух до пяти на каждую роту или эскадрон; в артиллерии, на каждую пешую и конную батарею, против двух рот пехоты; на саперные роты, в генеральных сражениях участвовавшие, против армейских рот. Такое назначение знаков отличия военного ордена за общее отличие, оказанное целым полком или командою, не лишает права удостаивать к сему знаку и тех нижних чинов, кои окажутся оного достойными совершением лично какого либо из выше описанных подвигов.
Ст. 577. Для сохранения в победоносной Российской Армии памяти незабвенного ее основателя и дабы в каждом полку передать позднейшему потомству достохвальные их подвиги, и тем возбудить и в новых поколениях храбрых Российских войск соревнование к столь же славным на поле брани заслугам, установлены при знаменах и штандартах еще особые отличия.
Ст. 581. Жалуемые полкам знамена, в знак мужества и в память отличных в войсках подвигов, присвояются уже на всегда полкам, как отличительные воинские доспехи свидетельствующие о храбрости и доблестях воинов, заслуживших такое отличие. По сему каждый полк обязан с особенным попечением сохранять знамена свои от ветхости, и в самой древности их находить лестнейшее удостоверение в достоинствах и заслугах тех войск, коим оные приобретены.
Назначение солдата.
Солдат значит воин. Солдатом называется и первейший генерал и последний рядовой.
Назначение солдата, как вытекает из данной им клятвы. защищать Веру, Царя и Отечество от врагов внешних и внутренних.
"Отечество» — это есть земля, на которой мы родились, народ среди которого мы выросли и живем. Земля и народ, который мы должны любить всем сердцем своим и всею душою своею, за честь, целость и благоденствие которого мы должны жертвовать своею жизнью. Наше отечество зовется "Россиею» и "Русским государством».
"Царь» — есть избранник всего народа, избранник и помазанник Божий. Он заботится о благе своих подданных, как отец о благе своих детей. Царь для России то же, что лоцман для корабля. Как лоцман направляет корабль для того, чтобы благополучно достигнуть берега, так и Царь направляет своих подданных "России», к славе, счастью и величию. Как лоцман управляет кораблем посредством руля, так и Царь управляет Россиею и защищает и охраняет ее от врагов внешних и внутренних посредством избранных Им лиц - "Правительства» и войска. Как корабль в море погибает без лоцмана, так и Россия погибла бы без Царя. Царь для нашего Отечества тоже, что душа для человека.
Враг внешний. — Иногда у какого-нибудь народа живущего за границей нашего Отечества, является желание принести нам какой-нибудь вред (отнять часть земли, подорвать торговлю и т. и.), или оскорбить нашу Веру и честь. Тогда часто мы принуждены бываем объявить ему войну и с этой минуты, народ этот становится нашим внешним врагом. Значит внешний враг это то Государство, с которым мы воюем.
Враги внутренние — это те подданные нашего Государя, которые не повинуются существующим законам. Бунтуют, грабят, поджигают и прочее. В последние годы в нашем Государстве появились особого рода внутренние враги, которые хотят, чтобы в России не было никакого порядка, чтобы было полное безначалие (социалисты), дабы как говорится, "в мутной воде рыбу ловить». А так как, ни кто столько не заботится о благе сынов России и о порядке в ней, как Царь, то, они, прежде всего, посягают на Его жизнь. Все помнят, как от руки этих злодеев погиб Царь Освободитель Александр II-й. Это люди, которые нигде и ничему не учились и которые хотят жить трудами других и имуществом собранным другими. Враг внутренний хуже внешнего; это подлый и низкий враг. Он опасен как домашний вор: он действует исподтишка. Священная обязанность всякого верноподданного делать все, употреблять все усилия для уничтожения врага внутреннего, хотя бы для этого пришлось пожертвовать жизнью. Солдат же дал в этом клятву Господу Богу.
Солдат! Для того, чтобы выполнить, как следует свое назначение, Ты должен иметь следующие качества:
"Люби Бога, Государя и Отечество».
"Повинуйся слепо и беспрекословно Начальству и законам».
"Будь храбр и неустрашим в сражениях: кто верен Святой присяге, тому от Бога Царство Небесное».
"Безропотно переноси все лишения, голод и холод; не только не ропщи сам, но всячески ободряй и пристыди падающего духом (унывающего) товарища. Это же в походе, бою и разных военных испытаниях, позволит себе громко высказывать свой страх или ропот, тот клятвопреступник и изменник».
"Выручай в бою начальника и товарища».
"Будь честен и великодушен, никогда и нигде не обижай мирного жителя».
"Помни, что твое звание высоко и почетно; знай что человек, который тратит свои лучшие годы и силы, без вознаграждения на пользу общую, достоин почета и уважения. А помня это и , веди себя во всем так, как подобает благородному человеку».
"В бою и в мирное время, дорожи славою своей части».
Знамя (штандарт).
Знамя есть священная хоругвь, под которую соединяются верные своему долгу воины. Знамя — святыня, слава, честь и жизнь служащих. Честный, храбрый солдат умрет в руках со знаменем, а не даст его на поругание неприятелю; ибо знамя заключает в себе все священные драгоценности наши: Веру, Государя и Отечество. Оставить знамя на поругание неприятелю, выше всякой вины веред Богом и Государем.
Приобретение знамени неприятельского, составляет для победителя величайшую славу, с потерею же знамени, солдат лишается чести носить имя храброго воина, — а самый тот полк, который подвергнет себя такому бесславию, уничтожается расформированием по другим полкам. В русском войске, такие случаи, чтобы не уметь защищать свое знамя, свою Святыню, не только редки, но почти не бывали. И так каждый Русский солдат, по примеру своих предков, должен: или пасть при знамени, или защищать его, помня, что славная смерть — дрогоценнее постыдной жизни. Мертвые сраму не имут!
(Св. В. Пост. "Наказ. Войск.» прилож. к ст. 246).
Знамя состоит из полотна прикрепленного к древку. На полотне находятся следующие изображения:
1) Крест — напоминает воинам, что с ними Бог и что они дерутся за Веру.
2) Вензель—изображение имени Государя Императора— напоминает воинам, что они служат Царю и дерутся за Царя.
3) Двуглавый орел, Российский герб, окруженный лавровым венком, — изображение Отечества — напоминает воинам, что они служат Отечеству и идут в бой за него.
На верху древок имеется: в гвардии—орел, в армии — копье с орлом по средине. На георгиевских знаменах Гвардии — Георгиевский крест вделан на глухо в венок, и расположен под орлом; в Армии крест этот вделан в копье вместо орла.
Дисциплина.
Воинская дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил предписанных военными законами. Поэтому она обязывает:
1) строго соблюдать чинопочитание.
2) Точно и беспрекословно исполнять приказания начальства.
3) Сохранять во вверенной команде порядок.
4) Добросовестно исполнять обязанности службы; и
5) Она обязывает начальника не оставлять проступков и упущений подчиненных без взыскания.
(Уст. дисц. ст. 1).
Значит, если например солдат выйдет из казарм не по форме одетым, то он нарушил дисциплину, так как военные законы говорят, что солдат должен выходить со двора одетым по установленной форме; если солдат будет на улице курить, значит солдат не дисциплинированный, так как военные законы это запрещают; если солдат будучи дневальным заснет, то он нарушил дисциплину, так как устав запрещает солдату, когда он дневальный — спать и т. подобное,
Чинопочитание обязывает младшего оказывать не только начальнику, но и старшему в чине, должное уважение как на службе, так и вне службы.
(Уст. дисц. ст. 3).
За последствия исполненного приказания начальника, подчиненный не отвечает. Начальник отвечает за последствия отданного приказания.
(Из статьи 2 уст. дисц.).
Начальник не подлежит ответственности, когда он для восстановления порядка и дисциплины, или для принуждения сопротивляющегося ему в исполнении долга, будет принужден употребить силу или оружие.
(Из статьи 6 уст. дисц.).
Всякий военный, не смотря на его звание и чин, должен содействовать начальнику в усмирении неповинующихся.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!