Железная дивизия в составе Русской Западной Армии
Вольфганг Акунов
ЖЕЛЕЗНАЯ ДИВИЗИЯ В СОСТАВЕ РУССКОЙ ЗАПАДНОЙ АРМИИ
I.Вехи боевого пути Железной дивизии в составе армии князя Авалова.
При поддержке Северного Верховного Армейского Командования (АОК Норд) ранней весной 1919 года в Прибалтике под верховным командованием полковника князя П.М. Авалова-Бермондта (немцы предпочитали называть его просто князем Аваловым) были сформированы два русских добровольческих отряда – Русский (первоначально именовавшийся Западным Добровольческим) Корпус имени графа Келлера (увеличивший свой состав с 4000 штыков и сабель в начале августа до 8000 штыков и сабель в начале сентября) под командованием царского генерал-майора Д.В. Альтфатера - в г. Митаве (Елгаве), и бригада под командованием полковника Е.П. Вырголича (2500 штыков и сабель) в Шаулене (Шавлях, Шяуляе).
Эти два подразделения 5 сентября 1919 года были сведены в Русскую Западную Добровольческую Армию под командованием князя Авалова, действовавшего на основании полномочий и от имени русского эмигрантского Военно-политического совета, созданного в Берлине под председательством барона Л.К Кнорринга, при участии предводителя лифляндского дворянства барона Пилара (Пиляра) фон Пильхау, сенатора Туган-Барановского, полковника П. Дурново, предпринимателя фон Берга и других. Западная Добровольческая Армия князя Авалова, в отличие от подавляющего числа других русских белых армий, открыто выступала под монархическими лозунгами, а ее политический отдел разработал специальную программу "монархистов-демократов".
Финансирование обеспечивали германские промышленники (в частности, Густав Крупп фон Болен унд Гальбах), создавшие "Русско-немецкий финансовый синдикат". Позднее этот военно-политический комитет был преобразован в Центральный Совет Западной России и, наконец, в Западнорусское правительство, премьер-министром которого был назначен генерал В.В. Бискупский, а военным министром – П.М. Дурново. По иронии судьбы, оно в самый разгар кампании в Прибалтике направило послание с выражением "благодарности за исключительные заслуги немецких войск в деле спасения окраинных областей России от большевизма"... германскому правительству - как если бы не это самое правительство Эберта и Носке вставляло, как могло, палки в колеса оперировавшим в окраинных областях России германским добровольцам!
Русские белогвардейцы в Прибалтике самой логикой событий были заинтересованы в теснейшем военно-политическом сотрудничестве с Германской Империей, и, прежде всего, с размещенными в Прибалтийском регионе германскими войсками. Однако русско-германское сотрудничество никоим образом не входило в планы Антанты, и английский генерал Гоф в своем письме Главнокомандующему русской белой Северо-Западной Армией генералу Н.Н. Юденичу от 4 августа 1919 года предупредил его, что "кто будет сотрудничать с Германией, тот лишится всякой поддержки союзников".
Уже в июле 1919 года между Главнокомандующим белой монархической Русской Западной Добровольческой Армией князем Аваловым и командиром германской добровольческой Железной дивизии майором Бишофом были установлены первые контакты с целью налаживания военного сотрудничества.
28 июля капитан германской армии, I штаб-офицер Железной дивизии, Гейнц Гудериан (будущий "отец германской танковых сил") обобщил сложившуюся ситуацию в меморандуме, содержавшем следующие тезисы:
1.Глава латвийского Временного правительства Ульманис аннулировал все обещания, данные германским добровольцам в Прибалтике (латвийское гражданство и 30 моргенов земли в наследственное владение всем участникам борьбы за освобождение Латвии от большевизма - В.А.), что означает полный провал германской политики сотрудничества с Латвией.
2.Версальский договор требует вывода всех германских войск из Прибалтики и тем самым обрывает прямые связи между Германией и Россией. В случае ухода германских войск из Прибалтики Германия оказывается в окружении малых государств, всецело зависимых от Антанты. Поэтому во имя бдущего необходимо сохранить путь из Германии в Россию через Прибалтику. Эта задача должна быть выполнена силами германских солдат и колонистов в Прибалтике.
Именно Гейнцу Гудериану удалось добиться согласия германского военного руководства на переход оперировавших в Прибалтике германских войск в состав Русской Западной Добровольческой Армии князя Авалова. Кстати, именно в 1010 году на сумрачном небе Прибалтики впервые взошла военная звезда не только Гудериана (прославившегося при Гитлере как один из лучших генералов германских танковых войск), но и многих других военных и политических деятелей последующих десятилетий - таких, как:
1)майор барон фон Фрич (начштаба подчиненных генералу графу фон дер Гольцу генерала фон Кваста, ставший при Гитлере организатором германского вермахта);
2)капитан фон Штюльпнагель из добровольческого корпуса фон Плеве (впоследствии - известный немецкий генерал времен Второй мировой войны),;
3)офицер Русской Императорской армии и балтийский юнкер Макс-Эрвин фон Шейбнер-Рихтер (один из организаторов мюнхенского "пивного путча" Гитлера-Людендорфа 8-9 ноября 1923 года, убитый пулей баварского полицейского в перестрелке на площади Одеонплатц у Галереи Полководцев);
4)командир добровольческого корпуса Франц Пфеффер фон Саломон (ставший в 20-е годы командиром всех штурмовых отрядов НСДАП);
5)капитан фон Кюхлер - I офицер штаба белой добровольческой Курляндской бригады в 1919 году (будущий генерал-фельдмаршал вермахта, награжденный Рыцарским крестом Железного креста с Дубовыми листьями, мечами и бриллиантами) и многие другие.
Со ссылкой на соответствующие статьи Версальского договора (который правильнее было бы назвать Версальским диктатом, а не договором, поскольку Антанта ни о чем с побежденной Германией не договоривалась, а просто продиктовала ей свои условия), державы-победительницы требовали эвакуации всех германских войск из Прибалтики.
27 августа 1919 года Верховный Главнокомандующий всеми силами Антанты, французский маршал Фош, предъявил германскому правительству прямой ультиматум, угрожая в случае его отклонения Германией применить против нее репрессии на Западе.
В ответ на ультиматум Фоша министерство рейхсвера (так называлось в описываемое время германское министерство обороны) отдало командованияю VI армии приказ незамедлительно начать эвакуацию из оккупированной Прибалтики германских воинских частей, готовых по собственному желанию вернуться в Германию.
Генерал граф фон дер Гольц отказался от предложенной эвакуации германских частей морским транспортом, предложив, со своей стороны, поэтапо вывезти вверенные ему войска из Прибалтики в Германию в течение двух месяцев по железной дороге.
В описываемое время численность добровольческой Железной дивизии составляла 14 000 штыков и сабель. По своей организационной структуре она соответствовала дивизии германской кайзеровской армии военного времени.
На 20 августа 1919 года в состав Железной дивизии входили:
1) 1-й, 2-й и 3-й Курляндские пехотные полки (причем 3-й полк включал в свой состав пулеметно-снайперскую роту и Вюртембергскую пулеметную роту),
2) отдельная пулеметно-снайперская команда фон Лютца,
3) Курляндский конный полк четырехэскадронного состава (включавший в себя самокатную роту),
4) 1-й артиллерийский полк в составе 3-х батарей полевой артиллерии, отдельной Баденской батареи трехорудийного состава, дивизиона зенитных орудий (3 орудия), и дивизиона пешей артиллерии в составе 2-х батарей пешей артиллерии и приданной полку отдельной артиллерийской батареи фон Пфеффера,
5) авиаотряд в составе 103-го взвода полевых аэростатов, 101-й авиационной эскадрильи поддержки артиллерии (корректировавшей огонь артиллерии) и 427-й авиаэскадрильи,
6) бронеотряд (включавший в себя 2 бронепоезда, из которых один был вооружен 2 орудиями, а другой – 2 орудиями и 5 пулеметами, и два бронеавтомобиля, вооруженные двумя пулеметами каждый),
7) радиоотряд,
8) телефонно-кабельный отряд,
9) отдел связи,
10) речная флотилия (состоявшая из 3 "канонерских лодок" - по некоторым данным, переоборудованных под "канонерские лодки" гражданских речных пароходов -, вооруженных 1 револьверным орудием и 1 пулеметом каждая и действовавших на реке Аа),
11) саперный батальон в составе 2 саперных рот и инженерно-мостостроительного отряда,
12) грузовая автотранспортная колонна N 097,
13) легковая автоколонна,
14) служба продовольственного снабжения (включавшая в себя полевую скотобойню и полевую хлебопекарню),
15) 2 колонны конно-гужевого транспорта (колонна Вернера и колонна Кернера),
16) конно-ветеринарный лазарет,
17) полевой госпиталь,
18) отряд эвакуации раненых и пострадавших,
19) передвижной склад запасного оборудования и оснащения,
20) 383-я станция полевой почты,
21) рота железнодорожной охраны,
22) конный отряд полевой жандармерии и
23) полицейский батальон.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.