БОЕВЫЕ РАСПИСАНИЯ
БОЕВЫЕ РАСПИСАНИЯ (по флоту) представляют свод обязанностей каждого чина на корабле во время производства на нем тех или иных боевых действий согласно со взглядами тактики на методы использования каждого рода оружия, входящего в вооружение корабля.
По мере технической эволюции оружия должны менять свою форму и боевые расписания.
С последними же меняется и самое число людей, составляющих команду корабля, т. к. число это вытекает из требования обеспечить кораблю в боевой обстановке наилучшее использование всех его боевых средств. Меняясь по форме, Боевое расписание в основе своей организации должны, однако, оставаться настолько же незыблемыми, насколько неизменны принципы тактики.
Роль Боевого расписания, главным образом, состоит в том, чтобы, через посредство постоянной практики в употреблении оружия, каждому чину из команды корабля, в кругу точно указанных ему расписанных обязанностей, стало ясным ("Всяк солдат должен знать свой маневр» - Суворов):
1) что в боевой обстановке, в границах деятельности каждого, считается наиважнейшим, т. е. необходимейшим для достижения основной цели - победы,
2) как обеспечивается, при различных комбинациях случайностей, наиболее интенсивное действие главнейшего боевого элемента корабля.
Конечно, расписания не могут и не должны давать точных рецептов, как поступать во время того или другого боев. случая, но расписание должны классифицировать вероятные случайности и ясно определить действия каждого чина в той степени, которая зависит только от:
1) количества людей, имеющихся на лицо в данной части корабля и
2) характера технических повреждений, последствия коих могут быть предвидены заранее.
Так например, должны быть точно установлены обязанности прислуги орудий, в случае убыли части ее; порядок действий по исправлению электрической проводки; переход с одних групп генераторов электрической энергии на другие; порча части рулевых приводов и т. п.
Для достижения вышесказанного Боевые расписания составляются по след. схеме. Во главе управления стоит командир корабля, дающий основные директивы управлению кораблем и действию оружием.
По каждой части приказания командира принимаются непосредственными помощниками – старшими артиллерийскими и минными офицерами по минному вооружению и управлению электрической энергией, старшим штурманом – по ведению корабля, старшим механиком – по управлению механизмами.
Из этого общего центра приказания передаются в соответствующие места корабля и воспринимаются группами исполнителями.
В главе их, объединяющих несколько орудий, минных аппаратов и т. п. стоят офицеры корабля, непосредственными помощниками которых являются унтер-офицеры, задача коих неотступно следить за правильностью технического обслуживания своей части; наконец, каждая пушка, аппарат, механизм обслуживается специалистом с помощью "прислуги», так обученной, что сложные ее действия распределены между отдельными людьми. Изложенный путь претворения приказаний командира в ряд действий различными устройствами корабля представляется, как удовлетворяющий основные требования организации, наиболее рациональным, а потому все усилия всех промежуточных стадий управления и действия должны быть направлены к восстановлению связей с центром, как только они чем-либо будут нарушены; при этом управление отдельными частями, впредь до восстановления указанной связи, ложится на ответственность заведующих ими офицеров, а если таковые убиты, то помощниками их – унтер-офицеров.
Специальные офицеры корабля, составляют:
1) для каждого нижнего чина, обслуживающего оборудования данной специальности, подробные перечни и объяснения обязанностей в различных случаях,
2) для офицеров, начальствующих над группами исполнительными, - особые частные инструкции, после чего расписание управления и действия отдельными специальностями поступают к старшему офицеру, согласуются им, с помощью специальных офицеров, между собой и, наконец, представляются на разбор и утверждение командиру.
Утвержденные расписания являются в дальнейшем законом для всех.
Вся задача боевой подготовки мирного времени, таким образом, сводится к постоянной практике в действии оружием, строго соблюдая правила, данные расписания для того, чтобы оно вошло в плоть и кровь личного состава. Для облегчения расчетов и для наглядности при обращении с расписаниями представителям различного рода специальностей из числа нижних чинов судовой команды присваиваются определенные группы порядковой нумерации; т. напр.: чинам минной и электротехнической специальности присваиваются "шестисотые» номера (от 600 до 699), машинистам – от 1.000 до 1.199, кочегарам – выше 1.200, просто матросы, так сказать, специалисты "морские» - первые 200 и т. д.
Пер- вые номера каждой группы замещаются унтер-офицерами. Люди с номерами, оканчивающие на 1, 3, 5 и 7 называются людьми первой вахты или просто "первой вахтой» и во всех случаях действуют на правом борту корабля, а имеющие номера с окончанием на 2, 4, 6 и 8 составляют "вторую вахту» и действуют всегда на левом борту. Для удобства деления команды на дальнейшие четные части, что требуется подробностями службы, номера, оканчивающие на 9 и на 0, совсем выбрасываются из расчетов.
Все отдельные пушки, башни, минные аппараты, котлы, машины и разные другие устройства также нумеруются, особо в каждой специальности, при чем номера их растут по мере удаления места их установки от носа к корме и от верхней палубы к нижним и назначаются на правом борту нечетными, а на левом – четными. Отсюда ясно, что, назначая необходимых специалистов к соответственным устройствам, так чтобы номера этих людей увеличивались в том же порядке, как и номера устройств, т.-е. от носа к корме, мы получим, что в передней половине корабля действуют люди с номерами, оканчивающимися на 1, 3, 2 и 4, а в задней – на 5, 7,6 и 8. То же правило соблюдается при обслуживании очень больших устройств – например, главных машин. Таким образом, номер человека определяет принадлежность его к той или другой специальности и указывает приблизительно, в какой части корабля находится обслуживаемое им приспособление. Дальнейшими, более мелкими подразделениями, по тому же методу, это место определяется уже с достаточной точностью. Эта система дает возможность:
1) высчитать с большою точностью необходимое для корабля число людей и
2) независимо от наличного числа команды составить подробное описание работ, каждого необходимого номера для того, чтобы боевые средства корабля могли быть использованы в полной мере.
Раз такое планомерное расписание составлено, необходимо лишь людей соответственных специальностей подставить в должное место, под должные номера. Прислуга берется из числа машинной команды, не занятой непосредственной работой при полном ходе, а не хватающая часть пополняется простыми матросами, составляющими 18-20 % от полного числа команды.
В структуру Боевого расписания корабля входит и еще одна отдельная организация, для тушения небольших пожаров, исправления мелких повреждений, отыскивания пробоин, борьбу с ними и проч.
Она составляется из специалистов всех родов: машинистов (слесарей), кочегаров (кузнецов), парусников, плотников, трюмных, под руководством боцманов и трюмных унтер-офицеров.
Общее руководительство ею вручается лицам особо опытным – старшему офицеру
и его трюмному механику и разделяется на столько частей, сколько имеется на корабле главных отсеков (4-5); каждая имеет своего офицера - начальника отсека, через это приобщается к общей системе получения приказаний из центра и обратной передачи туда сведений. Эта же организация является основой при борьбе с бедствиями и в мирное время.
По возможности та же последовательность нумерации людей выдерживается и при всех других назначениях: гребцами на шлюпках, при общих работах наверху, при вахтенной службе и т. п., чтобы та часть корабля, в которой данный чин находится по Боевому расписанию – была ареной большинства его служебных действий. Для последовательного проведения в жизнь Боевого расписания самая обстановка жизни людей на корабле определяется до известной степени полученными ими номерами, а именно: размещение людей в палубах для жизни, а потому каждый человек окружен в большинстве случаев теми же людьми, которые будут рядом с ним в бою и с тем же унтер-офицером-начальником.
Этим путем при продолжительном плавании достигается отличное взаимное знание людей, создаются между ними связи, порождается доверие и подучается возможность, несмотря на кажущуюся разнородность состава судовых команд, у данного устройства иметь не случайный набор людей, но органически сплоченную группу.
Боевое расписание обнимают собой нижеследующие периоды был деятельности корабля и ее отдельные задачи.
Приготовление корабля к бою производится по особому сигналу на горне и голосовой командой и заключается в следующем: на корабле - убираются и уносятся в заранее назначенные места различные устройства для жизни мирного времени, как-то: поручни, стойки, съемные шлюпки, выходы люков, крышки этих последних и т. п.
Все выходные люки в пределах действия орудий закрываются бронированными крышками. Внутри корабля задраиваются все двери в непроницаемых переборках ниже ватерлинии; все бронированные люки, ведущие в помещения, для боя ненужные. В доступных местах разносятся и укладываются заранее изготовленные деревянные распорки, клинья и т. п. материал для подкрепления переборок в случае подводных пробоин. Проверяются все водоотливные средства; разносятся шланги и приготовляются противопожарные средства.
Если корабль на якоре, то в указанных командиром котлах разводят пар и прогревают машины. Проверяют исправность магистральной цепи электрической энергии; все двигатели, шкилевую и рулевую машинки и др., наличность керосиновых или свечевых фонарей и спичек при них.
По артиллерии: проверяют исправность станков и башенных установок; если корабль на якоре или если в море на ходу позволяет погода, оружия раскрепляются, вынимаются орудийные пробки, открываются пушечные порта (амбразуры), приготовляется принадлежность для действия; поднимаются к орудиям снаряды и заряды для первых выстрелов, а вблизи неприятеля орудия заряжаются.
В помещениях для был припасов приготовляется подача. Предназначенные для действия мины накачиваются воздухом, проверяются и устанавливаются. В то же время проверяются все средства связи. По выполнении работ люди отпускаются, а при орудиях, аппаратах, в был рубках, у погребов и всех приспособлений, могущих понадобиться немедленно, оставляется должное число людей согласно вахтенному расписанию.
Люди эти, руководимые вахтенными офицерами, должны быть готовыми к немедленному открытию огня, не дожидаясь, чтобы вся остальная команда заняла свои места по Боевому расписанию.
При сближении с неприятелем, когда ясно, что предстоит бой, играется сигнал и "боевая тревога», и тогда вся команда занимает места по Боевому расписанию, пускаются в ход все динамомашины; главные и вспомогательные механизмы готовятся к действию для дачи хода в любой момент; погреба освещаются, припасы подаются к орудиям, которые заряжаются. В палубах и везде, где было назначено, зажигаются керосиновые и свечные фонари. Мины вкладываются в аппараты. В боевой рубке в это время командиром указывается цель и род огня. Затем, по особому приказанию командира, старший артиллерист со своими помощником определяет данные для стрельбы и переходит к стрельбе на поражение.
В случае нарушения связи с центром все усилия начальника отдела направляются к восстановлению ее, а пока связь нарушена, он управляет вооружением своего отдела самостоятельно.
Пускаются в ход (малым ходом) водоотливные средства и окончательно проверяются противопожарные. В дальнейшем, все усилия должны быть направлены к поддержанию интенсивности огня, а в этой последней и лежит действительный залог победы.
Отражение минной атаки. На якоре главная работа по отражению ложится на службу охраны, но, кроме того, корабли могут пользоваться защитными сетями, чего нельзя делать на ходу. Если атака производится сразу с нескольких сторон, то управление артиллерии передается в руки, так называемых, начальников секторов, так расчитанных, чтобы но любому направлению, откуда покажется неприятель, по нему мог быть открыт без замедления огонь. Если во время атаки корабль находится уже в артиллерийском бою, то для отражения атаки отделяется только, так называемая, противоминная артиллерия, в противном случае отражает атаку вся сила корабля.
Усиленно наблюдается горизонт в сумерки и ночью; при этом противоминные сети опускаются по особому приказанию. Сущность вахтенной службы по приготовлению к бою или отражению мин. атаки заключается в следующем: в был рубке должен быть дежурный артиллерийский офицер и часть людей при переговорных и передаточных средствах; у пушек бодрствует половинное число наводчиков. По первому требованию открывается огонь, и управление кораблем и артиллерии ведется первые моменты, до появления обычных командных лиц, соответственными вахтенными офицерами.
Когда надобность в постоянной боевой готовности корабля прекращается, играется сигнал "отбой», и по нему корабль приводится в свой обычный вид.
См. также: Боевое расписание.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!