БОЕВАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ
БОЕВАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ.
а) Начальная Боевая остойчивость измеряется разстоянием между центром величины корабля и метацентром (см. эти слова) при Боевой его плавучести, т.-е. т. Называемой метацентрической высотою; это та остойчивость, которою обладает корабль, когда небронированные части его борта настолько разбиты снарядами, что наружный борт в этих местах вполне проницаем для воды.
б) Боевая остойчивость при наклонениях корабля называется та степень остойчивости, которая обеспечивается кораблю надводными частями, прикрытыми бронею. Вычисление Боевой остойчивости аналогично вычислению остойчивости неповрежденного корабля (см. Остойчивость). Так как остойчивость зависит от площади действующей ватерлинии, то уменьшение ее, главным образом, зависит от потери части площади ватерлинии, происходящей от затопления (через разбитый борт или при крене через открытый пушечный порт, иллюминатор и т. п.) отделений, лежащих близ уровня воды. Для уменьшения этой потери стремятся, кроме защиты бортов броней, разделять палубу при ватерлинии по возможности на большое число мелких отделений, так чтобы затопление даже нескольких из них не влекло полной потери остойчивости.
Например, для линейного корабля типа Слава, у которого нижняя броневая палуба лежит почти на уровне ватерлинии, затопление находящейся на этой палубе угольной ямы (между 44-м и 53-м шпангоутом) с площадью пола в 710 кв. фт. (3,15 % всей площади) влечет потерю поперечной метацентрической высоты на 0,71 фт., что составляет 17,75 % от всей высоты. Для полной же потери остойчивости на корабле этого типа необходимо затопление бортовых коридоров и угольных ям с общей площадью пола, составляющей 9,4% от всей ватерлинии при пустых угольных ямах и 16,0% при ямах, наполненных углем.
На японских броненосцах типа Kаshimа эти же величины будут 6,3% и 10,5%. Примером полной потери остойчивости и опрокидывания от этой причины корабля (при наличии запаса плавучести), вследствие незащищенности броней бортов, в русско-японской войне может служить броненосец Ослябя.
Источники:
А. Н. Крылов, Курс теории корабля; Pollаrd et Dudebout, Th?orie du nаvirj.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.