БОЕВОЙ СТРОЙ КОРАБЛЕЙ
БОЕВОЙ СТРОЙ КОРАБЛЕЙ.
Главное требование, предъявляемое Боевому Строю заключается в том, чтобы не только передвигаться на месте сражения, но и предоставить каждому кораблю возможность использовать свои сильные стороны, наступательные и оборонительные, прикрывая в то же время слабые; для этого каждый корабль должен лежать на наивыгоднейшем курсовом угле и находиться в наивыгоднешем для данного момента боя расстоянии от неприятеля.
Приведенному требованию могут удовлетворить в общем строе только корабли, обладающие одинаковыми тактическими качествами.
Наличие в строю корабля более слабого, сейчас же отзовется на силе всего отряда; особенно наглядно это сказывается при различии в скоростях хода отдельных кораблей.
Соединение разнотипных кораблей понижает силу всего отряда.
При наличии двух или более бригад однотипных кораблей таковые м. б. поставлены в общий Боевого Строя если тактические элементы их вооружения вполне согласованы и если такое соединение является желательным в интересах управления боевым порядком.
Боевые Строи можно разделить на простые и сложные.
Простые те строи, при которых корабли вытянуты в одну прямую линию: строй фронта, – когда корабли расположены на линии, перпендикулярной к линии курса, т.-е. находятся друг у друга на траверзе; строй кильватера, – когда корабли расположены друг за другом на линии курса, и строй пеленга, – когда они находятся на линии, наклонной к линии их курса под углом вправо (строй пеленга правого фланга) или влево (строй пеленга левого фланга). Эти три строя могут быть объединены одним термином – строй пеленга от 0 до 360, при чем строй кильватера отвечает строю пеленга в 0 и 180°, а строй фронта – строю пеленга в 90° и 270°.
Сложные строи те, при которых расположение кораблей представляет одну ломаную линию, или несколько прямых или ломаных линий. Такими строями являются: строй клина, строй двойного фронта, строй двойного кильватера, строй двойного пеленга, строй шахматного порядка, строй кучек и проч.
В разные исторические эпохи тот или иной Боевой Строй избирался флотоводцами в зависимости от тактических свойств кораблей и их главного оружия, дабы использовать его силу.
Так, во времена галерного флота, вся сила которого заключалась в таране и носовом метательном или огнестрельном оружии и слабой стороной которого являлись весла и гребцы, расположенные по бортам, почти единственный Боевой Строй считался строй фронта.
Строй кильватера для галер был немыслим. С появлением парусного флота и изобретением бортовых пушечных портов таран утратил свое значение. Появились 100-120-пуш. корабли, сила которых заключалась в бортовом (траверзном) огне, при совершенном отсутствии огня носового и кормового.
Встать под анфиладный (продольный) огонь неприятеля было почти равносильно поражению. Отсюда – вполне естественный резкий переход от прежнего строя фронта галер к строю кильватера парусных кораблей, который был признан единственным Боевым Строем. С появлением парового флота, вновь воскресившего значение тарана и обусловившего возможность нового расположения артиллерии (вследствия освобождения палуб от рангоута и такелажа) вопрос о Боевом Строе значительно осложнился.
Флоты, не связанные зависимостью от направления и силы ветра, получили свободу маневрирования. Этой эпохе отвечает появление всех тех простых и сложных строев, которые были перечислены выше.
Примерная характеристика этих строев такова: строй кильватера – основной строй для действия артиллерии; строй фронта – тоже для действия тараном и быстрого сближения с противником; строй пеленга – для действие тараном по противнику, движущемуся вправо или влево; строй двойного кильватера в шахматном порядке (то же, что и строй кильватера с сокращенными интервалами) – для лучшего сосредоточения огня, т. к. корабли 2-й линии могли стрелять в интервалы между кораблями 1-й линии.
Прочие сложные строи объяснялись, по-видимому, желанием создать резервы к кораблям 1-й линии на случай таранной атаки.
Обилие Боевых Строев объясняется, с одной стороны, разнообразием типов судов, а с другой – широко открывшимися горизонтами для тактики боя. Последняя не могла установиться сразу: теоретические соображения требовали проверки боевым опытом, а этот опыт могла дать только война.
Теперь, когда тактика эскадренного боя более или менее установилась, она начинает предъявлять определенные требования к технике кораблестроения; т. образом, устанавливаются потребные для боя типы кораблей, а с ними вместе и Боевые Строи кораблей.
I. Для линейных кораблей и броненосных крейсеров, предназначенных для линейного боя, Боевые Строи признаются только простые строи, имеющие наименьшее число флангов (два) и наиболее обширный боевой фронт (более 300° обстрела горизонта). Выбор того или иного строя зависит:
1) от тактических свойств кораблей, составляющих данную бригаду (в смысле утла наивыгоднейшего обстрела и наименьшей поражаемости бригады),
2) от получающейся при данном курсовом угле тактической скорости бригады и сравнение её с таковой же скоростью неприятеля (в смысле управления боевыми дистанциями),
3) от целей, преследуемых в данный момент бригадой согласно плану боя и действительному ходу его (в смысле занятия и удержания бригадой данной позиции),
4) от прочих требований, предъявляемых артиллерией к маневрированию (в смысле увеличения меткости и действительности артиллерийского огня бригады). И, наконец,
5) от простоты и удобства маневрирования и управления Боевым строем.
II. Для крейсеров, выполняющих в бою самые разнообразные операции, определенного Боевого Строя не намечается; но если они окажутся в линии боя, то при выборе Боевого Строя бригада крейсеров руководствуется вышеизложенным, при чем соображения п. 3 имеют преобладающее значение.
III. Для миноносцев соображения о Боевом Строе вытекают из свойств их главного оружия – мин и боевых качеств самих миноносцев.
В целях наименьшей видимости и поражаемости миноносцам, по-видимому, м. б. рекомендованы строи клина и кучек; но недостатки сложных строев – неудобства маневрирования, управления и малый угол обстрела – побуждают и эти суда предпочитать строй пеленга.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!