Болгарская армия в начале XX века
БОЛГАРИЯ, государство (в начале XX века называемое также царством), расположено в северо-восточной части Балканского полуострова, пространством 96.000 кв. км. (экономические, географические сведения на начало XX века).
Северная граница Болгарии — Дунай, от устья Тимока до г. Силистрии (471 км), отделяющий ее от Румынии. Сухопутная граница от Силистрии до Черного моря (к ю. от с. Иланлыки отделяет Болгарию от Румынской Добруджи (137 км). На западе пограничная линия проходит между Болгарией и Сербией по водоразделам-хребтам и пересекает долину Нишавы (340 км). Южная пограничная линия, отделяющая Болгарию от Турции, проходит по водоразделам-хребтам и по долинам рек (946 км). Наконец, Черноморская граница на востоке тянется на 341 км.
Пути сообщения. Водяными путями служат Черное море и Дунай. Берегом Черного моря Болгария владеет почти на 300 км, и со времени своего освобождение болгары приложили много стараний для устройства здесь портов и заведения торгового флота. Сухопутные пути сообщения.
Общая длина сети железных дорог к 1911 г. достигала 1.892 км. Все дороги одноколейные. Эксплуатируются правительством. На 1.000 кв. км приходится 19 км железных дорог и на 1 мил. жит. 430 км.
Количество подвижного состава (сведения 1911 г.): паровозов 190 (из них 30 почти негодных), вагонов пассажирских — 300, товарных — 3.869, из которых около 3/5 крытых. Важнейший железнодорожный узел — София; отсюда 2 железнодорожных линии направляются вдоль всего царства, по северной и по южной стороне Балкан к черноморским портам — Варне и Бургасу; одна линия связывается с сербскою сетью железных дорог (с линией Пирот—Ниш), a следовательно, через нее— с Западной Европой и, наконец, 1 линия выходит через Кюстендиль к турецкой границе y Гюшево (вдоль направление на Ускюб — центр западной Македонии). Другой важный узел— Тырново - Сеймен, от которого отделяется линия, связывающая болгарские железные дороги с турецкой магистралью Адрианополь—Константинополь. Линия Цариброд — София — Тырново - Сеймен — Харманли есть участок кратчайшего сквозного пути из Западной Европы в Константинополь (постройка вменена в обязанность Берлинским трактатом).
В военном отношении начертание сети болгарской железной дороги выгодно для переброски войск и организации подвоза с запада на восток и обратно; менее удачно для связи северной Болгарии с южной, так как через Балканы пока идет только одна линия (София—Лакатник) и притом не через среднюю часть хребта, a через крайнюю западную; с окончанием строящейся линии Плачковиц— Ст. Зогора будет обеспечена кратчайшая железно-дорожная связь и через средние Балканы.
В отношении ускорения сосредоточения армии к границам начертание железнойдорожной сети будет следующее:
1) к румынcкой границе (протяжение около 525 вер.) выходят пока 4 колеи на центральном участке этой границы Рущук—Никополь (фронт около 80 вер.);
2) к сербской границе (протяжение около 245 вер.)— 1 колея (Цариброд—Пирот);
3) к турецкой (протяж. около 600 вер.) — 2 колеи (София — Кюстендиль — Гюшево и Тырново-Сеймен — Мустафа-Паша);
4) к побережью Черного моря (около 190 вер.)—2 колеи (фронт Варна—Бургас— около 80вер.), разобщенных горными хребтами восточных Балкан. Ограниченность числа ж.-д. линий, выходящих к границам Сербии и Турции, оправдывается с военной точки зрение тем, что оба эти соседа Болгарии пока уступают ей в скорости мобилизации, a Турция — и в отношении числа колей, подходящих к границе (1 колея, тогда как y Болгарии —2).
Зато условия сосредоточения румынской армии, по сравнению с таковыми болгарской, можно признать пока более благоприятными, т. к. Румыния подходит к болгарской границе 8 колеями (против 4 болгарских), распределенными равномерно, что обеспечивает свободу выбора района сосредоточения.
Шоссейные грунтовые дороги. В 1907 г. шоссе имелось 7.570 км., из коих 2.441 км. в хорошем состоянии, 2.789— в среднем и 2.340—в плохом; в постройке было 3.148 км. С ними на 1.000 жителей приходилось около 32 км. шоссе, a на 100 кв. км.— 13,5 км. Несмотря на то, что многие из шоссе запущены, все же можно считать все удобопроходимыми для всех родов войск и колесных обозов. На схеме показана сеть главных шоссе и грунтовых дорог. Из нее видно, что Болгария обеспечена ими ровно, за исключением восточной полосы, прилегающей к границе с Добруджей и к берегу Черного моря. Существенную важность имеют колесные пути, связывающие северную Болгарию с южной, т.-е. пересекающие Балканы; таких путей—на протяжении 385 вер. 10, из них 4 — сквозных шоссе (Берковецкое, Араб-Конакское, Шипкинское и Котельско-Мокренское), распределенных достаточно равномерно. Перевальными путями определяются и основные операционные направления с севера на юг:
1) от фронта Силистрия — Рущук через Котельский и Вырбишский перевалы к Ямболь, Татар-киой (тур. граница) и Адрианополь;
2) от фронта Рущук—Никополь через Твардицкий, Шипкинский, Троянский и Златицкий перевалы к фронту Тырново-Сеймен— Пловдив—Татар-Базарджик, a от этого фронта к турецкой границе; важнейшим из этой группы по краткости и направлению является шоссе Систово — Габрово— Шипка — Казанлык — Тырново-Сеймен — Мустафа-Паша — Адрианополь;
3) от фронта Никополь — Лом через Златицкий, Араб-Конакский и Берковецкий перевалы к Софии; важнейшими из этой группы, ведущих от Софии к границам Сербии и западной Македонии, являются шоссе: София — Цариброд— Пирот (направление на Белград) и София— Кюстендиль — Егри-Паланка (направление на Ускюб). Кроме этих групп путей, необходимо выделит путь вдоль Черноморского побережья Каварна — Добрич—Варна—Месемврия—Бургас (или Варна—Девня — Айтос—Бургас)—Созополь. Он имеет значение для обороны побережья.
По отношению к отдельным возможным театрам действий пути Балканскими и Ихтиманхкими горами естественно распределяются между театрами:
1) северными — граничащим с Румынией и отчасти с Сербией,
2) южными—граничащим с Турцией от Ч. моря до Ихтиманского хребта и
3) юго-западными — граничащим частью с Сербией, частью с Турцией (западной Македонией). Северный театр: основные узлы—в 1-й линии на Дунае — Силистрия, Рущук, Систово, Никополь и Орехово (Рахово), во 2-й линии—Шумла, Тырново, Ловча и Враца; от 2-й линии узлов до Дуная — 4 — 6 норальных переходов; через Дунай нет постоянной переправы; западная часть театра, как включающая пути в Сербию от Лома и Виддина, имеет значение (второстепенное) по отношению действий против Сербии.
Южный театр, приобретающий значение при войне с Турцией,—основные узлы в 1-й линии Кизил-Агач—Хасково и Пловдив (Филиппополь); во 2-й линии—Ямболь и Ст. Зогора.
Удобнейшие пути действий в пределы Турции идут от фронта Кизил-Агач—Хасково к важнейшему ближайшему предмету действий — Адрианополю. При сосредоточении болгарской армии на этой линии она может базироваться на Ямболь и Ст. Зогору; окончание ж.-д. линии к последнему пункту через Балканы от Плачковиц (см. выше, жел. дороги) обеспечит питание армии с тыла; до окончание же этой линии подвоз пришлось бы организовать со стороны фланга по линии София — Тырново-Сеймен, проходящей на некоторых участках в 1 переходе от турецкой границы. От фронта Пловдив — Татар-Базарджик идут через горы западнее Родопы в пределы Турции наиболее трудные пути, частью недоступные для колесного движения; поэтому наступление здесь главных сил болгарской армии, с целью захватит долины pp. Доспат и Места, едва ли возможно. Более доступную группу составляют дороги, идущие от фронта Хасково—Пловдив через средние и восточные Родопы в дол. р. Арды. Пути эти, в случае движение главных сил на Адрианополь, могут иметь вспомогательное значение. С точки зрение обороны южного театра важен шоссейный путь Харманли — Пловдив—Момино, идущий параллельно границе и облегчающий маневрирование войск с целью обороны горных проходов в Родопах; такое же значение имеет грунтовая дорога Бургас—Кизил-Агач по отношению к обороне Дервентского хребта. В тылу театра, вдоль южных склонов главного Балканского хребта проходит шоссе Айтос—Ст. Зогора—Карлово—Златица, естественно служащая для связи в тылу театра.
Центральным узлом всех путей юго-западного театра является София, откуда идут лучшие дороги для наступление в Сербию (на Пирот-Ниш) и в западную Македонию—на Ускюб, Штит и в дол. р. Струмы. Для обороны границ этого театра имеет важное значение шоссе Самоково — Дупница — Кюстендиль — Радомпр — Сдивница, проходящее параллельно границам, в 1 —2 переходах от них.
Haселение в начале XX века.
По переписи 1905 г. — 4.035,575 чел. (по предварительным сведениям за 1910 г.—4.329.108 чел.); из них 2.057.092 мужчин и 1.978.483 женщин.
Средняя густота составляет 41,9 на кв. км.; наиболее густо населены округа Тырновский (54,6), Русенский (49,9) и Виддинский (49,1), a наиболее редко побережье Черного моря и некоторые возвышенные местности.
Естественный годовой прирост составляет 1,38%. Городское население составляет 19,57%, a сельское—80,43%. Состав довольно однороден: около 80% болгар; из других народностей — турки, греки, валахи, евреи и цыгане; иностранцев свыше 50 тыс. Турок много в числе подданных царства: в 1909 г. их было 493.313 чел.; греков же всего 7.299 чел.
Главные населенные пункты Болгарии: столица София — 82.621 чел., Пловдив — 45.707, Варна — 37.417, Рущук — 33.632, Сливно — 25.001, Шумла — 22.275, Плевна — 21.145, Стара Зогора - 20,788, Татар-Базарджик—17.554, Виддин —16.387, Бургас — 12.946 и Тырново — 12.185.
Государственное устройство в начале XX века.
Болгария составляет независимое конституционное государство, управляемое царем Фердинандом из владетельного дома Кобургов. Старший сын короля, наследник престола — православный. Народное представительство — палата депутатов.
Бюджет на 1909 г. — 163.183.048 левов (франков) дохода и 153.244.446 левов расхода. Страна разделена на округа, округа на околии.
Общины (городские и сельские) управляются выборными советами с кметом во главе.
Вооруженные силы Болгарии в начале XX века.
Сухопутная армия состоит из:
1) полевой армии с ее запасом,
2) резервной армии,
3) народного ополчение и
4) запасных войск.
Полевая и резервная армия предназначаются для действий в поле, ополчение — для вспомогательных действий и, лишь в крайности, для усиления полевых войск.
Запасные войска образуются в военное время для пополнения убыли в действующей армии. Постоянные кадры содержатся в мирное время лишь для полевой и—в пехоте и артиллерии — для резервной армий.
Пополнение армии: воинская повинность всеобщая и личная; мусульманам предоставлено право, вместо отбывания повинности, уплачивать военный налог (от 20 до 60 левов) в течение 10 лет. Воинской повинности подлежат болгарские подданные от 20 до 46-летнего возраста, при чем служба распределяется так:
а) под знаменами в пехоте—2 года, a в других родах войск— 3 года;
б) в запасе соответственно—18 или 17 л., т.-е. до 40-летн. возраста;
в) в ополчении— остальные 6 л., из коих 4 г.—в 1-м призыве, a 2 г.—во 2-м призыве.
Льготы крайне ограничены: допускаются — отсрочка по причине физического недоразвития или необходимости окончит образование (среднее или высшее), освобождение для неспособных физически, для единственных кормильцев в семье и для духовных лиц. Освобожденные от службы, за исключением полных калек, уплачивают военный налог в течение 10 лет (от 10 до 1.000 левов в год).
Система комплектования—территориальная.
По числу дивизий имеется 9 областей для комплектования. Области эти разделены собственно для пополнение пехоты еще на полковые округа, a эти последние—на дружинные (батальонные) районы. В среднем, ежегодно призывается около 70 тыс, a принимается на службу около 30 тыс. % грам. среди призываемых повышается—в 1909 г. дошел до 87%.
Унтер-офицеры подготовляются в учебных командах при частях войск. На сверхсрочную службу оставляют только унтер-офицеров—либо на 4 г., либо на 15 л. (это лишь для фельдфебельских должностей).
В пехоте на роту приходится— 4—5 сверхсрочных унтер-офицеров.
Корпус офицеров пополняется производством юнкеров 2-классного Софийского военного училища и молодых людей, окончивших курс иностранных (большей частью русских) военно-учебных заведений. В Софийское училище принимаются окончившие средние учебные заведения и выдержавшие вступительный экзамен. Подготовка офицеров no специальностям. Генеральный штаб и корпус инженеров ("военный» и "артиллерийский») пополняется офицерами, окончившими академии или высшие учебные заведения за границей, военно-судебное ведомство — получившими высшее юридическое образование. Для усовершенствования кавалерийских офицеров имеется кавалерийская школа с годичным курсом. Предполагается соответствующая школа и для пехоты. Подготовка лиц с высшим и законченным средним образованием для занятия в военное время офицерских должностей в пехоте и артиллерии производится в особой образцово поставленной школе (близ Софии) с годичным курсом для пехоты и с 2-годичным для артиллерии. Успешное окончание дает чин подпоручика запаса.
Офицерские чины Болгарской армии в начале XX века:
- подпоручик,
- поручик I и II класса (в кавалерии — ротмистр),
- майор,
- подполковник, полковник,
- генерал-майор,
- генерал-лейтенант,
- полный генерал.
Врачи носят офицерские чины ("санитарные» офицеры).
Всего офицеров, без врачей,—несколько более 2 тыс. С высшем образ.—около 7,5 % (из них около 58% получило высшее образование в России).
Предельный возраст для офицеров:
- капитана—48 л.,
- майора—52 л.,
- подполковника—55 л.,
- полковника - командира полка—58 л.,
- полковника - командира бригады— 60 л.,
- генерала — 65 л.
Ремонтирование лошадьми.
Местных лошадей для армии не хватает, — покупают в России и Австрии. Местыми лошадьми
ремонтируются: горная артиллерия и часть кавалерии (3-эсадронные полки); русскими—артиллерия; венгерскими— остальная кавалерия. Под Софией имеется конский завод, a в Кобиюке и Плевле—ремонтные депо.
Устройство военного управления.
Военное министерство.
ВОенное министерство состоит из: штаба армии, канцелярии, главного интендантства, инспекций—кавалерии, артиллерии и военно-инженерных частей — военно-судебная и военно-санитарная.
Вопросы обороны страны сосредоточены в штабе армии, начальник которого пользуется правом непосредственного доклада царю.
Местные управления.
Производством набора, учетом запасных, мобилизации ведают "дивизионные областные управления»; во главе управления стоит начальник дивизии. Дивизионные области образуют по 3 "военно-инспекционных округа», состоящие в ведении начальников этих округов. Устройство сухопутных сил.
Пехота.
36 полков; в полку—2 батальона; в батальоне — 4 роты; в каждом полку пулеметный взвод (в мирное время 2 пулемета).
Кроме того—кадр резервной части для военного времени (8 унтер-офицеров.). Полки сведены по 2 в бригады; 2 бригады—в дивизию. Всего дивизий—9.
Артиллерия.
Артиллерия делится на полевую, горную и крепостную.
Полевая—состоит из 9 полков; полк— из 3 отделений по 3—4-орудийн. батареи; всего в полку 36 ор. Орудия скорострельные.
В каждом артиллерийском полку будет придано по одной гаубичной скорострельной батарее; батареи эти, заказанные заводу Шнейдера, будут поставлены к 1912 г.
Артиллерийские полевые полки приданы, по одному, дивизиям.
Горная артиллерия состоит из 3 полков; полк—из 2 отделений; отделение — из двух 6-ор. батарей; всего в полку — 24 горных орудия.
Крепостная артиллерия — из 3 батальонов (Софийского, Шумлинского и Виддинского) 3-ротного состава.
Ополченские части кадров в мирное время не имеют; в военное из ополченцев образуются исключительно пехотные части (дружины-батальоны).
Кавалерия состоит из семи 3-эскадронов полков (из них 1— лейб-гвардии) и 4 полков 4-эскадронного состава (а всего — 37 эскадронов).
Конница в состав дивизий в мирное время не входит, сведена в 3 бригады (кроме гвардии) и подчинена инспектору кавалерии.
Инженерные войска состояли из:
1) батальонов: 3 саперных (6-ротного состава), понтонного (5-ротного состава), железно-дорожного (4-рот. сост.), телеграфного (3-ротного сост.);
2) технических рот в составе отделений: воздухоплавательной, автомобильной и прожекторной и главного инженерного парка;
3) инженерной мастерской,
4) станций: одной — искрового телеграфа и 4 военно-голубиных.
Инженерные войска в состав дивизий в мирное время не включены и подчиняются инспектору инженеру войск.
Обозные войска — 9 команд, приданных в мирное время полкам полевой артиллерии. Санитарные войска — 9 госпиталей (по 60 кроватей) и 9 состоящих при них санитарных рот.
Пограничная стража — 16 рот, которые, хотя включены в состав пограничных полков, но имеют свою особую нумерацию.
Вооружение Болгарской армии в начале XX века:
1) пехоты — винтовки системы Манлихера калибра 8 мм., образца 1895 и 1888 гг. На винтовку— 200 патронов (100 носится на себе, 100 — возится в обозе); пулеметы системы Максима;
2) кавалерия — карабины системы Манлихера обр. 1895 г., калибром 8 мм., и шашки; на карабин — 60 патронов;
3) полевая и горная артиллерии — пушки и гаубицы скорострельные системы Шнейдера (Крезо) и Круппа. Лафеты со щитами. Дальность 7,5-см. полевой пушки (Шнейдера) — 5 вер. 320 сж., горн. 7,5 см. Круппа — 4 вер. 445 сж. (граната) и 4 вер. 162 сж. (шрапнель), горн. 7,5 см. Шнейдера — 4 вер. 445 сж. (граната) и 4 вер. 375 сж. (шрапнель), 15-см. гаубицы Круппа — 5 вер. 85 сж.
Зарядные ящики бронированные. Резервные артиллерийские части получат в военное время частью старые не скорострельные орудия (дальность для гранаты—около 4 вер., для шрапнели—2 вер. 175 сж.).
Обмундирование весьма близко напоминает русское; служебная форма—защит. цвета.
Общая численность армии, содержимой в мирное время, 70.000 чел., a в военное — около 200 тыс. человек и 1.000 орудий.
Воен. бюджет Болгарии в начале XX века — 40.000.000 левов или 15 мил. рублей, составляя 22—23% общего государственного бюджета.
Довольствие офицеров и низших чинов (в сотнях левов):
- полный генерал — 140,
- генерал-лейтенант — 129,
- генерал-майор—120,
- полковник — от 72 до 93,
- подполковник — 60,
- майор—54,
- капитан - ротный командир — 45,
- капитан - младший офицер — 33,
- поручик—27,
- подпоручик — 24.
Обязательные вычеты из содержания около 10%.
Оклады нижних чинов, — сверхсрочные: фельдфебели—840 левов в год, взводные унтер-офицеры—540;
срочно-служащие: младшие унтер-офицеры— 60 левов, ефрейтор—24, рядовой—12.
В инженерных войсках и во флоте оклады выше.
Пенсии (закон 1910 г.) даются за 20 л. службы; для потерявших здоровье при исполнении служебных обязанностей в размере 2/3 — ? последнего годового оклада.
Боевая подготовка—высока. В армии серьезно и настойчиво работают над ее усовершенствованием.
Полевое обучение проникнуто активным духом. Большинство уставов переиздано после русско-японской войны. Важнейшие уставы (полевой и пехотный) заимствованы преимущественно с французского, изданы после 1905 года.
Армию можно считать обеспеченною материальною частью современных образцов. В отношении изготовление оружия и боеприпасов Болгария находится, вследствие неимения соответствующих заводов, в зависимости от иностранной промышленности.
Особенно вредно отсутствие снарядных и пороховых заводов, т. к. в военное время приток из Германии, с заводами которой преимущественно имеет дело Болгария, может прекратится.
В Софии имеется арсенал с различными мастерскими и лабораторной ротой, но в арсенале могут выполняться только ремонтные работы.
Флот.
Флот состоял из Дунайской (управление в Рущуке) и Черноморской (управление в Варне) флотилий.
Дунайская флотилия —2 транспорта, 1 яхта, 1 парусный корабль, 4 баржи, 4 паровых катера, 2 старых миноносца и 14 понтонов.
Черноморская — учебный крейсер Надежда (717 тонн), 6 миноносок (97 тонн), 1 электрический и 6 паровых катеров, 1 паровая и 1 парусная яхты и 3 понтона для установки мин.
В Рущуке и Варне имеются школы для подготовки минеров. Флот подчинен военному министру.
Офицеры флота подготавливаются за границей. Срок службы для нижних чинов — 3 г.
Личный состав: 60 офицеров и 1.000 нижних чинов (вместе с портовыми).
He имея серьезных интересов на Черное море, Болгария все свои стремления и надежды направляет на Эгейское.
Военные суды и судопроизводство.
Вслед за утверждением "Органического Устава» Болгарского княжества (Тырновской конституции) в том же 1879 г., для вновь образованного болгарского земского войска, был изданы составленные по образцу русских военно-уголовных законов "Военно-Наказательный Закон» и "Военно-Судебный Устав». Законченный в 1885 г. пересмотр воено-судебного устава в России вызвал в Болгарии также переработку военно-уголовных законов, результатом коей было издание в 1887 г. нового военно-наказательного закона, a в 1889 г. — нового военно-судебного закона, которые с незначительными изменениями сохраняют силу до настоящего времени (начала XX в.).
Органами военно-судебной власти являются:
1) полковые суды отдельных частей войск;
2) военные суды в г. Софии, Рущуке и Филиппополе и
3) главный военно-кассационный суд в г. Софии.
Состав полкового суда тот же, что и в России; военный суд состоит из председателя (военного юриста) и 4 временных членов; в состав главного военного суда входит один постоянный член — генерал или штаб-офицер военно-судебного ведомства, члены по званию — все бригадные командиры и равные им по власти начальники и члены по назначению царя (штаб-офицеры); председательствует в главном суде военный министр. a за его отсутствием — старший из наличествующих членов.
Прокурорский надзор организован так же, как и в России, и подчиняется главному военному прокурору, стоящему во главе военно-судебного ведомства. Значительное большинство статей болгарского военно-судного закона представляет собою дословный перевод соответствующих постановлений русского военного судебного устава, a потому порядок судопроизводства в общих чертах таков же.
Главнейшие особенности болгарского военного процесса заключаются в следующем:
1) дознание об общих преступных деяниях, совершенных военнослужащими бес участия гражданских лиц в местах, подведомственных общей полиции, производится военным начальником;
2) штаб-офицеры предаются суду военным министром, a генералы и бригадные командиры—постановлениями главного военно-кассационного суда;
3)чинам прокурорского надзора предоставлено право обращать внимание военных судов на допущенные нарушение законов или форм и обрядов судопроизводства с тем, чтобы эти нарушение может быть в том же заседании исправлены;
4) в военное время, в случае прекращения сообщений, начальнику отрезанного от армии отряда и коменданту осажденной крепости предоставляется право налагать все наказание собств. властью под личной ответственностью.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.