ОРДЕН РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА

ОБ ОРДЕНЕ РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА

Моей дочери Маше

Орден Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа ("Гора радости") был основан в Святой Земле выходцем с Иберийского полуострова - испанским графом Родриго, бывшим рыцарем Ордена Святого Иакова и Меча, в 1176 г. дон Родриго даровал учрежденному им Ордену земельные владения в Кастилии и Арагоне, а король Иерусалимский даровал "рыцарям Монжуа" в качестве пристанища несколько башен в палестинском городе Аскалоне (Ашкелоне). Этот дар был сопряжен с обязанностью защищать башни от неверных.

Резиденция магистра Ордена рыцарей Девы Марии была расположена в замке Монжуа на одноименной горе близ Иерусалима. Свое название гора получила в дни Первого Крестового похода, когда в 1099 г. подступивших к занятому сарацинским гарнизоном Святому Граду Иерусалиму крестоносцев на этой горе посетило видение Пресвятой Богородицы (Девы Марии), вселившее в них великую радость и веру в победу над неверными.

Орден Пресвятой Богородицы Монжуа, члены которого, подобно рыцарям Храма, следовали уставу монахов-цистерцианцев и носили их белые орденские облачения, был официально признан папой римским в 1180 г. Изначально Орден Монжуа был задуман в качестве международного духовно-рыцарского братства (подобно иоаннитам-госпитальерам, храмовникам-тамплиерам и лазаритам), однако, в силу сложившихся обстоятельств, со временем превратился в Орден преимущественно испанский (подобно тому, как другой учрежденный в Святой земле Орден Пресвятой Девы Марии - Тевтонский - оказался, по сути, немецким).

"Об ордене рыцарей Пресвятой Богородицы Монжуа"

Тем не менее, в Орден Монжуа, особенно на первых порах, вступало много не испанцев, в первую очередь - французов, что вполне соответствовало удельному весу выходцев из Франции в составе европейских крестоносцев - участников испанской Реконкисты (длившегося долгие столетия отвоевания Пиренейского, или Иберийского, полуострова западными христианами у мавров-мусульман).

Особенно важна была связанная с Реконкистой французская эмиграция на Иберийский полуостров. Ведь отвоевание почти всей Испании у мусульман, осуществлявшееся христианскими королями при помощи наемников и рыцарей, главным образом французских, приходивших к ним на помощь из-за Пиренеев, являлось одним из главных успехов экспансии западного Христианского мира в X-XIV столетиях. Среди тех, кто, по мере сил, способствовал испанской Реконкисте, видную роль играли монахи французского духовного Клюнийского Ордена. Клюнийские монахи также содействовали развитию всеевропейского паломничество в Сантьяго де Компостела, к мощам святого "галисийского апостола" ("Апостол Гальего") Иакова Зеведеева.

Испанская Реконкиста отнюдь не была чередой непрерывных побед христианского воинства. Она знала и тяжелые поражения - например, захват святынь Сантьяго де Компостела знаменитым халифом Аль-Мансуром (вошедшим в героический рыцарский эпос средневековой Европы под именем "Альманзора") и разрушение базилики апостола Иакова победоносными маврами в 997 году, или сокрушительный разгром другим Аль-Мансуром короля Кастилии в битве при Аларкосе в 1195 году. Были в истории Реконкисты и недолговременные успехи христиан - например, взятие Валенсии королем доном Фернандо (Фердинандом) I в 1065 году (которое, впрочем, пришлось повторить в 1094 году знаменитому "Сиду Кампеадору" - дону Родриго Диасу де Вивару). Знала история Реконкисты и длительные периоды вынужденного бездействия.

Ее решающий этап начался в 1085 году со взятием королем доном Альфонсо (Альфонсом) VI Кастильским мавританской твердыни Толедо - древней столицы испанского королевства вестготов, удерживаемой мусульманами в течение почти трех столетий. В 1095 году иберийские крестоносцы завоевали всю обширную область между реками Дуэро и Тахо. За этим крупным успехом вскоре последовало взятие христианами Сантарема, Синтры и Лижбоа (Лиссабона), позднее снова утраченных ими и захваченных у мавров повторно только через сто лет, в 1147 году.

Успехи объединительной монархической политики на Пиренейском полуострове были не столь впечатляющими, как, скажем, во Франции, и там, несмотря на временные успехи, королевства на протяжении столетий оставались разобщенными. Но эти королевства - Португалия (с 1140 г.), Наварра, Кастилия ("страна замков", поглотившая после 1240 года королевство Леон, присоединив его львов к башням-замкам на своем гербе) и Арагон (если не принимать в расчет устойчивость арагоно-каталонского дуализма, существовавшего под покровом заключенного в 1137 году военно-политического союза) представляли собой достаточно стабильные политические образования. В своих границах, изменявшихся в зависимости от успехов Реконкисты и (порой весьма сложных) династических комбинаций, каждое из иберийских королевств добивалось значительных достижений в плане централизации.

Так, царствование в Кастилии короля дона Альфонсо (Альфонса) Х Мудрого в 1252-1284 гг. стало эпохой составления обширного свода законов ("Партидес") и расцвета Саламанскского университета (при щедром королевском покровительстве).

Королевство Арагон, устремившееся, под влиянием каталанов (каталонцев - потомков готов и аланов,осевших в этой части Испании в эпоху Великого Переселения народов) к средиземноморским горизонтам, при короле Хаиме (Иакове) Завоевателе (годы правления: 1213-1276) превратился в великую (по масштабам того времени) державу, после раздела которой в 1262 году достигло расцвета королевство Майорка (крупнейшие города которого располагались не на одноименном острове, а на континенте - в Перпиньяне и Монпелье).

При этом следует заметить, что особые условия Реконкисты и заселения Пиренейского полуострова позволили простому народу, через весьма жизнестойкие местные парламенты-"кортесы" (начавшие свою деятельность не позднее середины XIII столетия) принять широкое участие в управлении во всех иберийских королевствах.

Поистине великой датой в истории Реконкисты стал день 16 июля 1212 года. В этот день короли трех крупнейших держав Иберийского полуострова - Кастилии, Арагона и Наварры -, при поддержке войск иберийских духовно-рыцарских Орденов одержали блестящую победу над мавританским халифом Кордовы в знаменитой битве при Ла Навас де Толоса. Однако плоды этой великой победы соединенных сил испанских королевств и военно-монашеских Орденов, сломившей сопротивление испанских мавров, были пожаты христианами позднее.

В 1229 году король дон Хаиме (Иаков) I Арагонский завоевал остров Майорку, в 1238 году - Валенсию, а в 1265 году - богатую область Мурсию ("сладкую провинцию ульев"). С этого момента арагонцы и каталонцы-каталаны получили прочный выход к морю и получили признание в качестве новой морской державы (что было подтверждено захватом ими острова Сицилии в 1282 году).

В 1248 году войска короля Кастилии овладели Севильей. В результате всех этих успешных для иберийских христиан военных кампаний мусульмане в Испании оказались оттесненными на юг и загнанными в тесные пределы маленького Гренадского (Гранадского) государства, окончательно покоренного объединенными силами Кастильского и Арагонского королевств только в самом конце XV века.

Испанская Реконкиста сопровождалась систематическим заселением и освоением опустошенных земель на каждом этапе отвоевания их у магометан. Испанским христианам с Севера и иностранным волонтерам (прежде всего - французам) предлагались особо благоприятные условия поселения.

Члены Ордена Пресвятой Богородицы Монжуа первоначально носили белые облачения с ...пятиконечной красной звездой. Со временем последняя была, однако, заменена "красно-белым крестом", о форме которого до нас не дошло точных сведений (по всей вероятности, он был схож с белым крестом с красной каймой рыцарей португальского Ордена Христа). Предполагаемый вид эмблемы Ордена Монжуа отображен на илллюстрации к настоящей исторической миниатюре.

Малочисленный воинский контингент Ордена Святой Девы Марии Монжуа принял участие в роковом для армии Иерусалимского королевства сражении с армией султана Египта и Сирии Салах-ад-Дина (Саладина) при Хиттине ("битве у рогов Хаттина") 3 июля 1187 г., в котором был истреблен до последнего человека. Уцелевшие члены Ордена Богородицы Монжуа, не участвовавшие в битве, оказались столь немногочисленными, что предпочли перебраться из Святой Земли в Арагон - за исключением нескольких, наиболее стойких, оставшихся в Палестине и присоединившихся к "бедным рыцарям Христа и Храма Соломонова" (храмовникам-тамплиерам). В Арагоне Орден Святой Девы Марии Монжуа получил новое название - "Орден Труфака" (по названию своей тамошней резиденции), но не снискал себе особой воинской славы (вследствие своей малочисленности) и в 1221 г. был инкорпорирован (включен) королем доном Фернандо (Фердинандом) Арагонским в состав Ордена рыцарей Калатравы.

Взяв на себя, не позднее середины XI столетия, миссию религиозной Священной войны, Реконкиста проложила путь (как в военном, так и в духовном плане) Крестовым походам как таковым. Впоследствии французская колонизация Лангедока (Южной Франции), известная как "альбигойские войны", и Королевства обеих Сицилий, равно как и немецкая колонизация Пруссии и Ливонии (силами Добринского Ордена, Ордена меченосцев и Тевтонского Ордена - при участии, на начальном этапе, испанского Ордена Калатравы) также проводилась в форме Крестовых походов.

Однако это "расширительное" толкование понятия "Крестовые походы", которое, фактически принижая лежавший в их основе преимущественно духовно-религиозный аспект, позволяло соединить различные и изолированные с виду военные предприятия в контексте общей экспансии христианского Запада с середины XI до конца XIII столетия, не должно скрывать от нас того, что Крестовые походы были все же преимущественно походами в Святую Землю (Землю Воплощения). И если их конечные результаты оказались, на поверку, незначительными, то, тем не менее, они, по своему психологическому накалу, стали поистине вершиной экспансионизма средневекового западного Христианского мира.

Здесь конец и Господу нашему слава!

Вольфганг Акунов


Ссылка на статью "ОРДЕН РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ОБ ОРДЕНЕ РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА.
  • - Сантарем
  • - ОБ ОРДЕНЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МОНТЕЗСКОЙ (МОНТЕССКОЙ).
  • - ГЛАВНАЯ ХОРУГВЬ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  • - СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ и ХХI ВЕКЕ
  • - РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ В ПРИБАЛТИКЕ ДО ПРИХОДА ТУДА ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
  • - Акконская странноприимница тевтонов
  • - Об Ордене Калатравы (Сальватьерры)


  • Название статьи: ОРДЕН РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА


    Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru