О Четвёртом Крестовом Походе
О Четвёртом Крестовом Походе
После повторного захвата Святого града Иерусалима мусульманами в 1187 г. западные христиане ("франки» или "латиняне», как их называли на Востоке) никак не могли примириться со своим новым положением в Святой Земле. Общее мнение заключалась в том, что христианские святыни ни в коем случае нельзя оставлять в руках неверных. Поэтому папа римский Иннокентий III (1198-1216 гг.) неустанно призывал западных христиан к новому Крестовому походу. В 1202 г. в Верхней Италии собралось многочисленное войско "пилигрииов». В связи с необходимостью переправы морем в Святую Землю крестоносцы вступили в переговоры с Венецианской республикой, чей дож (правитель) Энрико Дандоло взял крест (то есть присоединился к "вооруженному паломничеству»). Примеру дожа последовало множество венецианцев. Запросив колоссальную по тем временам плату за перевозку в размере 85 000 кельнских марок серебром, венецианские корабельщики обязались "из любви к Господу Богу» переправить морем в Святую Землю 4 500 рыцарей с лошадьми, 9000 оруженосцев и 20 000 воинов-кнехтов (в вышеупомянутую сумму входили и расходы на питание и фураж). Но торгашеский дух венецианцев заставил крестоносцев изменить направление похода. Воспользовавшись безденежьем собравшегося войска "пилигримов» (крестоносцы смогли набрать лишь две трети запрошенной, а точнее - "заломленной» - венецианцами суммы) и борьбой за трон в Византийской империи, венецианцам удалось, в конце концов, добиться аннексии Константинополя, в качестве торговой метрополии, и всей Восточной Римской империи - в качестве зоны своего экономического господства.
Впрочем, наряду с жаждой наживы и торговой конкуренцией, к подобному развитию событий привел и целый ряд других факторов. Венецианский дож Энрико Дандоло в молодости был заключен византийцами в тюрьму и, по приказанию "василевса ромеев» (византийского императора) Мануила I Комнина, ослеплен. С тех пор он смертельно ненавидел "льстивых и лукавых греков» и горел жаждой мести.
С 1201 г. в Италии пребывал в изгнании бежавший из Византии наследник восточно-римского императорского престола Алексей Ангел. Его отец, император Исаак Ангел, был свергнут и ослеплен собственным братом, короновавшимся под именем Алексея III и истребившим всю императорскую семью. Сын свергнутого Исаака Ангела надеялся с помощью "латинян» возвратить трон своему отцу и отомстить вероломному узурпатору-дяде. Он безуспешно просил о поддержке папу римского Иннокентия III, после чего обратился к германскому королю Фридриху Швабскому, женатому на сестре Алексея, византийской принцессе Ирине. Владыки "Священной Римской империи германской нации» уже давно обращали свои взоры на Византию. Принадлежавшая им, как наследникам древнеримских кесарей и Карла Великого - чисто теоретически! - власть "над всем Западом» в действительности была весьма зыбкой. Формально их столицей считался Рим.
Но чтобы добраться туда, им приходилось предварительно короноваться в восьмиугольной церкви "Октагон» г. Аахена королевской короной Германии, после чего, взойдя на трон Карла Великого, созывать войска и идти походом на Италию, где папы в Риме - с большей или меньшей степенью добровольности - возлагали на них корону "римских императоров». Как правило, пребывание этих императоров (порою не умевших не только читать и писать, но и изъясняться по-латыни!) в Италии использовалось их непокорными вассалами в Германии для устройства заговоров и мятежей. Новоиспеченным "римским императорам» приходилось срочно возвращаться из Италии в Германию подавлять эти мятежи. Папы римские, как правило, тут же поднимали против императорской власти население Рима, а то и всей Италии, причем нередко, с целью дальнейшего разжигания усобиц (файд)в Германии, короновали кого-либо из других германских князей "контримператорами». Императоры, подавив мятежи за Альпами и набрав новое войско, возвращались в Италию и заменяли непокорных пап "антипапами».
Ввиду ограниченности собственных людских и материальных ресурсов, императорам приходилось призывать под свои знамена вассалов. Денег для выплаты им жалованья императоры, как правило, не имели, и, кроме надежд на богатую италийскую добычу, могли расплачиваться с вассалами за верную службу только предоставлением им все новых привилегий. Чем больше привилегий получали вассалы от императоров, тем более независимыми они становились от императорской власти. Таким образом, чем сильнее становились римско-германские императоры в Италии, тем слабее они становились в Германии. Поэтому многие из них - например, упоминавшийся нами выше Фридрих II Гогенштауфен (прозванный "сицилийским султаном» за свою терпимость к мусульманам) предпочитали жить в своих итальянских владениях - тем более, что столицей их империи считался Рим! -, а в Германию почти не заглядывали. Со временем владыки "Священной Римской империи германской нации», с целью дополнительного упрочения своей власти, стали заставлять пап короновать своих наследников (кронпринцев) "римскими королями (царями)».
Папы римские, сами весьма склонные к захвату верховного владычества над всеми бывшими римскими (да и не только римскими) владениями, также присваивали себе древнеримские атрибуты и титулы, например, древнеримский титул главного жреца (первосвященника) – "Верховного понтифика» (Pontifex Maximus), а (Западный) "Христианский мир» (в который включали лишь страны и народы, признававшие верховное владычество пап) именовали древнеримским термином "республика» (Res Publica), противопоставляя его тем самым универсальной власти "Римской империи» - как "Западной (германской)», так и "Восточной (Ромейской, или Византийской)», хотя и основывали свои властные претензии на подложном "Константиновом даре» (изготовленной в период раннего Средневековья грамоте, которой древнеримский император Константин I Великий, перед своим переселением и переносом столицы во "Второй Рим» - Константинополь на Босфоре - якобы передал власть над "Первым Римом» и заодно над всей западной половиной Римской империи папам, как "преемникам апостола Петра», традиционно считавшегося первым епископом "Ветхого» Рима на Тибре).
В свою очередь, Восточная (Ромейская, или Византийская) империя никогда не отказывалась от претензий на все "римское наследство» - как политическое и территориальное, так и духовное (церковное). Не случайно византийцы, даже забыв латынь и перейдя на греческий язык, по-прежнему упорно именовали себя не "греками» или "эллинами», а "ромеями» (слово "ромей» означает по-гречески "римлянин»). В то же время на Западе их, чем дальше, тем упорнее именовали как раз "греками». Именно эти "римляне-греки», попав в критическую (и только усугублявшуюся с течением времени) ситуацию вследствие сокрушительного разгрома и пленения своего василевса Романа IV Диогена в 1075 г. в грандиозной битве при Манцикерте (Маназкерте) турками-сельджуками, даже захватившими украшенное "хризмой» (монограммой Христа) знамя императора Константина I Великого - "священный лабарум» (см. иллюстрацию в заголовке настоящей миниатюры), неустанно призывали западных христиан поспешить к ним на помощь (сами инициировав тем самым, в конце концов, к жизни Крестовые походы) чтобы, воспользовавшись этой помощью, постараться хладнокровно обмануть "варваров с Запада».
В общем, в походе на Константинополь оказались заинтересованы как германские императоры "Священной Римской империи», мечтавшие, присоединив к ней Византию, "восстановить целостность Римской империи» (сын Филиппа Швабского, как внук византийского императора Исаака Ангела по матери, вполне мог претендовать как на римский, так и на константинопольский престол, после - или вместо! – своего родного дяди Алексея Ангела), так и венецианцы - во-первых, с целью исключения торговой конкуренции со стороны Византии, а во-вторых, с целью фактического возглавления дожем Энрико Дандоло всего крестоносного войска, которое он, пользуясь господством венецианцев на море, мог, кроме Византии, направить и на других своих конкурентов (например, на подчиненную венгерскому королю далматскую торговую республику Задар, населенную, между прочим, не православными "схизматиками», а римско-католическими единоверцами "латинян»-крестоносцев).
Подзадоривал крестоносцев и беглый византийский царевич Алексей Ангел, суливший им 200 000 марок серебром в качестве вознаграждения за восстановление на троне своего отца, 10 000 греческих воинов в помощь для борьбы с мусульманами в Святой Земле и даже подчинение православной Константинопольской Патриархии папскому Риму. Он, кстати, был не первым из византийских владык, пытавшихся (часто не без успеха!) поймать "тупых западных варваров» на эту приманку.
12 июля 1203 г. флот западных "паломников» появился на константинопольском рейде. Крестоносцы выступали как союзники законного наследника византийского престола Алексея Ангела. Поэтому сопротивление греков было незначительным. Мало того! Против узурпатора Алексея III в осажденном Царьграде вспыхнуло народное восстание, и он тайно бежал из столицы.
18 июля константинопольцы силой освободили из узилища слепого Исаака Ангела и короновали его вторично. Наследник Алексей стал соправителем отца под именем Алексея IV Ангела. Но, узнав о громадной сумме, обещанной им крестоносцам в обмен на военную помощь, и об обещании подчинить Константинопольскую патриархию папскому Риму, греки снова взбунтовались, перебили или выгнали всех проживавших в столице "латинян» и подожгли город. Ряд византийских городов и провинций отказался подчиняться соправителям. Тогда "василевс ромеев» Алексей IV попросту отказался платить крестоносцам и разорвал свой союз с ними в одностороннем порядке. Взбешенные очередным византийским вероломством, крестоносцы снова осадили Константинополь.
В январе 1204 г. "василевс на час» Алексей IV был низложен в результате нового мятежа. Вместо него был коронован императором вождь восставших Николай Канав (Канава или Канабус). В отчаянии Алексий IV не нашел ничего лучше, как обратиться за помощью к недавно обманутым им крестоносцам. "Франки», все еще надеявшиеся получить от лживого грека свои деньги, сменили гнев на милость и согласились помочь ему, в обмен на твердое обещание заплатить, наконец, по счетам.
Но тут советник Алексея IV Ангела - военачальник из знатного рода Дук - Алексей Мурзуфл (Морчофль), взбунтовав войска, казнил Алексея IV Ангела, а затем и второго узурпатора - Николая Канава, и сам провозгласил себя "василевском ромеев» ("царем римлян») под именем Алексея V. Платить крестоносцам по долгам свергнутых Ангелов он категорически отказался. Осада Константинополя возобновилась. Город был защищен со стороны моря мощными стенами, расположенными в один ряд и укрепленными многочисленными башнями, а со стороны суши – тройным рядом стен (так называемыми Длинными стенами, построенными при императоре Анастасии в V в. и имевшими 100 км в длину, внутри которых находились стены, возведенные при императоре Феодосия II, внутри которых, в свою очередь, находились еще более древние стены императора Константина I Великого).
Стены Феодосия II представляли собой сложнейший комплекс оборонительных сооружений протяженностью 5,5 км, пересекавшие весь полуостров, на котором располагалась столица Восточной империи, от одного берега до другого. Фактически эти стены состояли из трех рядов и имели 36 башен. Доступ к стенам преграждал наполненный водой каменный ров глубиной 10 м и шириной 20 м. С внутренней стороны рва поднималась пятиметровая стена – протейхизма – высотой 5 м. За ней, на известном удалении, возвышался второй ряд стен шириной 3 м и высотой 10 м, укрепленных 15-метровыми башнями. В 30 м за ними шли еще более мощные стены толщиной до 7 м, защищенные также огромными, 8-, 6- и 4-угольными башнями высотой от 20 до 40 м с 2 оборонительными площадками каждая. Основания этих оборонительных сооружений уходили под землю на глубину 12 м, что делало всякие попытки подвести под них подкоп почти бесперспективными. В город вели 5 защищенных башнями ворот. Кроме них, имелось 5 военных ворот, меньших по размеру. Ведшие через рвы деревянные мосты в случае опасности могли быть легко разобраны или сожжены.
Константинопольские стены имели в общей сложности 400 (!) башен, надежно защищавших столицу Восточной Римской империи на протяжении многих столетий. Но какой прок был во всех этих мощных укреплениях, если подавляющее большинство 400-тысячного населения столицы отказалась защищать их от всего 20 000 западных "паломников» даже в минуту, казалось бы, величайшей опасности для Ромейской державы?
12 апреля 1204 г. Константинополь, оборонявшийся не столько греками-"ромеями», сколько отрядами английских и датских наемников, пизанцами и генуэзцами, был взят крестоносцами штурмом со стороны моря. Узурпатор Алексей V трусливо бежал, бросив столицу и войско. Крайне переменчивые в своих симпатиях "ромеи» тут же короновали вместо него императором Константина Ласкаря (Ласкариса), но последний не отважился продолжать оборону столицы на Босфоре и бежал на галере через Босфор в малоазиатский город Никею, где восстанивил Восточную Римскую империю (вошедшую в историю под неофициальным названием "Никейской империи»), правителем которой оставался до 1222 г.
Конечно, в случившейся трагедии во многом была виновата сама Византия. Коварство и корыстолюбие "просвещенных ромеев», их лукавство, цинизм, вероломство и неразборчивость в средствах, лицемерие и измена слову (причем не только слову, данному "варварам»!) давно вошли в поговорку (как на Западе, так и на Востоке, в том числе и у нас на Руси). Ведь, как уже указывалось выше, византийцы сами в свое время, после утраты боеспособности в результате разгрома "ромеев» турками-сельджуками при Манцикерте, нашествий печенегов и эмира Чакана (Чахи), в отчаянии призвали на помощь своих западных "братьев по вере» (забыв о канонических спорах и разногласиях). С другой стороны, на радость всему мусульманскому миру, одни христиане открыто подняли свой меч на других христиан. "Паломники» с Запада вели себя в завоеванном городе безжалостно и беспощадно. В течение восьми дней и ночей они жгли, разрушали и грабили дворцы и храмы, уникальные произведения античного и раннего христианского искусства. Приходилось с боем брать улицу за улицей. Не давали пощады никому - ни женщинам, ни детям, ни монахам, ни монашкам - и все это во имя и под знаком Креста! По свидетельствам современников, было убито не менее 2000 жителей Константинополя. Греческий историк Никита Хониат писал об этих днях великой скорби:
"Итак, вы - мудрые, честные, правдолюбивые, праведные! Вы - благочестивые, справедливые, более послушные Христу, чем мы - ромеи; вы, взявшие на рамена Его Крест, обетовавшие Ему и Именем Божиим идти походом через христианские земли без пролития крови...Но, устремляя свой взор к Живоносному Гробу Господню, вы свирепствуете против христиан; взяв крест, вы ради горсти злата или серебра бросаете его в навоз! Вы собираете жемчуг и топчете много ценнейшие плоды - своих собратьев во Христе!»
Константинопольские храмы были переполнены многочисленными реликвиями, издавна свято почитавшимися всеми христианами, как на Западе, так и на Востоке. После завоевания Константинополя крестоносцы превратились в охотников за реликвиями, а Венеция превратилась в крупнейший центр Западной Европы по торговле этим "товаром». Ризницы западных церквей и соборов Италии, Франции и Германии оказались заполнены христианскими святынями из разграбленного Константинополя, без тени смущения, на протяжении столетий демонстрируя христианскому миру награбленные "трофеи». Именно тогда "латинянами» были похищены из Царьграда бронзовая четверка коней работы древнегреческого мастера Лизиппа (увезенная "паломниками» в Венецию) и гробница Святого равноапостольного царя Константина Великого, основателя "Второго Рима» на Босфоре (хранящаяся и доныне в Ватикане).
Вопреки расхожим представлениям, для римского папы Иннокентия III подобное "изменение направления» IV Крестового похода, на который им возлагалось столько надежд, было поводом отнюдь не к ликованию, а, напротив, к горькому разочарованию. Во-первых, он, как христианин, был до глубины души возмущен случившимся (даже крестоносцы, участвовавшие, по указке венецианцев, в захвате принадлежавшего венгерской короне христианского г. Задара, были отлучены папой от Церкви!). Во-вторых, он, как государственный деятель, был глубоко озабочен положением Святой Земли, лишившейся необходимой военной поддержки. А ведь именно сохранение Святой Земли под властью христиан он считал главной задачей всей своей жизни! Правда, папа поначалу приветствовал провозглашение крестоносцами в Константинополе, вместо "Греческой», новой "Латинской империи», как дальнейшего шага к воссоединению Западной и Восточной ветвей некогда единой Христианской Церкви. Но, узнав о бесчинствах и злодеяниях крестоносцев, папа вышел из себя. К тому же его постоянно мучило сознание того, что Крестовый поход, организация и финансирования которого потребовала лично от папы огромных усилий и средств, не достиг Святой Земли, а все сборы и пожертвования на Крестовый поход оказались растраченными впустую.
Начиная с 1204 г. не только греческий, но и весь восточно-христианский мир (кроме киликийских армян) стал относиться к государствам крестоносцев с откровенной враждебностью. Отныне ни одно, даже превосходно вооруженное и организованное "латинское» войско не осмеливалось идти в Святую Землю через Анатолию - малоазиатскую часть Восточной Римской империи, где после ее распада были созданы греческие государства - преемники Византии (Никейская и Трапезундская империя и др.). Но этот "сбившийся с курса» Крестовый поход имел и последствия на глобально-политическом уровне. Греческая империя, чьи провинции простирались далеко в глубь азиатских пространств, столетиями выполняла роль щита, прикрывавшего Европу от натиска азиатских орд с Востока. Крестоносцы нанесли ей столь сокрушительный удар, что даже после своего восстановления через полвека, Византия так и не смогла обрести прежнюю, присущую ей до разгрома 1204 г., силу сопротивления.
Хотя Восточная Римская империя, в силу изложенных нами выше причин, и не принимала слишком активного участия в Крестовых походах, ее правители, будучи восточными христианами, все же старались по возможности помогать христианам западным отвоевать у мусульман общие для всего христианского мира палестинские Святыни. После 1204 г. все изменилось. Углубился и раскол между римской и греческой Церковью. Все попытки сближения между разделенными Церквями, предпринимавшиеся в течение последующих столетий с обеих сторон, наталкивались на глубоко укоренившееся недоверие восточных христиан, и потому оказывались всякий раз обреченными на полный провал.
Здесь конец и Господу нашему слава!
НЕОБХОДИМОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Данная историческая миниатюра Вольфганга Викторовича Акунова была впервые опубликована (под названием "Четвертый крестовый поход (1202-1294). Крестовый поход христиан против христиан», в качестве составной части "Истории крестоносных государств в Святой Земле» В.В. Акунова на страницах московского военно-исторического журнала "Рейтар» - №9 (6/2004), №10 (7/2004), №11 (8/2004), №12 (9/2004), №13 (1/2005) и № 14 (2/2005). Следующий, значительно расширенный и переработанный вариант нашей работы был опубликован (в качестве составной части "Краткого очерка истории государств крестоносцев в Святой Земле») в книге В.В. Акунова "Божии дворяне. Очерки орденской традиции в Христианстве»(СПб, 2006). Наша миниатюра так понравилась виднейшему отечественном специалисту по истории Ордена госпитальеров (а как выяснилось совсем недавно - также и Ордена тамплиеров) Великому Приору Российского Ордена Святого Иоанна к.и.н. Владимиру Александровичу Захарову (бывшему канцлеру московской миссии папского Суверенного (Военного) Мальтийского Ордена и бывшему вице-президенту Русской службы помощи Суверенного Военного Мальтийского Ордена), что он испросил у автора разрешения включить ее текст в текст своей (совместной с В.Н. Чибисовым) книги. Автор дал согласие, и книга В.А. Захарова/В.Н. Чибисова благополучно увидела свет под названием "Орден госпитальеров» (СПб, 2009), с включенным в нее текстом работы В.В. Акунова - но только, по какой-то нелепой и необъяснимой случайности! - почему-то безо всяких ссылок на авторство Вольфганга Акунова...Вероятно, память иногда подводит даже таких видных российских историков, как наш возлюбленный друг и собрат по Ордену Святого Иоанна Иерусалимского Владимир Александрович Захаров. Конечно, мы от этого не станем его меньше любить и уважать, но все же, все же, все же...(как писал, помнится, незабвенной памяти поэт Александр Твардовский).
Здесь конец и Богу нашему слава! Аминь!
Вольфганг Акунов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.