'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ КОРПУС В РОССИИ

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ КОРПУС В РОССИИ

Искусство сооружения каменных и деревянных стен с башнями (вежами) для защиты городов и обнесение их рвами было известно русским еще в X веке, но недостаточность познаний в инженерном искусстве русских людей заставило Московское правительство (при Дмитрии Донском) пригласить на службу иностранных архитекторов, сведущих также в крепостном или "городовом» деле.

Эти чужеземцы имели в народе характерное название "розмыслов».

Число их постепенно росло, и при Иоанне IV розмыслы образовали особое сословие, принимали участие при осадах и в значительной степени помогли царю во взятии Казани.

Как ни примитивны, в до петровской Руси, были военные потребности государства, не требуя особой подготовки к войне в мирное время, но все же и в Древней Руси существовали постоянные учреждения, в ведении которых были не только вооруженные силы, но и все дела, относящиеся до военных сооружений, их постройка, исправление и защита укрепленных городов от неприятеля. Такие учреждения назывались "приказами».

По времени образования, древнейшим м. быть назван Разрядный приказ, учрежденный ври Иоанне III. Это было главное место военного управления в мирное время, в ведении которого находились не только русское постоянное войско, но и все служилые люди, живущие по городам (крепостям), острогам, осадным дворам, на засеках и "чертах». В ведении того же приказа были и крепости с принадлежащими им складами, пушками, ружьями, пищалями, проломными ступами, медными болванами, ядрами (каменными, огнистыми), кулями, зелием (порохом), пушечными и мостовыми припасами, денежною казною, хлебными и соляными запасами.

Разрядный приказ существовал до 1711 г., т.-е. до учреждения Сената.

Т. к., инженерами и техниками были преимущественно иностранцы, то ими ведал иноземный приказ (существовавший с 1528 по 1666 г.). Он вел счет службы им, и списки посылал в Разрядный приказ.

Иностранцы-строители были в ведении Иноземного приказа до половины XVII в., а затем вошли в ведение Пушкарского приказа (1611—1706 гг.).

Вместе с ними тогда же в ведение последнего были переданы горододельцы, стенные и палатные мастера, муроли, каменных дел мастера и подмастерья и чертельщики, и вообще все городовое, острожное и башенное дело и "всякие крепости».

В начале XVII в. было положено основание теоретическому образованию русских по инженерному искусству.

Царь Василий Иоаннович Шуйский приказал (1606 г.) переводчику посольского приказа Анисиму Михайлову перевести с немецкого и латинского языков книгу: "О пушечных и иных разных ратных дел и мастерств, понеже в те лета различные хитрости в воинских делах изрядными и мудрыми, и искусными людьми в странах строятся». Книга явилась в 1621 г. под заглавием: "Устав ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки». Этим уставом и ограничивались все наши тогдашние печатные руководства для теоретического изучения военно-инженерного искусства.

Своих инженеров, в смысле военных строителей, и в это время у нас не было. С Петра I, когда началась организация военных частей, инженеры, вошедшие в состав войск, получили определенное назначение и правила для строя, движения и действия.

Инженеры при Петре I состояли при артиллерии и везде ей сопутствовали, подчиняясь "Главному артиллерии начальнику»; часть их числилась при полках, и эти инженеры "обязаны были по указу генералитета таковой чин отправлять». Иногда инженеры и "подкопщики» принадлежали к команде генерал-квартирмейстера. Утвержден был штат для артиллерии (8 февраля 1712 г.), и тогда же определилось звание и обязанности инженеров, как военных строителей, и впервые определилась служба и обязанности минеров. "Инженеры, — говорится в указе, — зело потребны суть при атаке и обороне какого места, и надлежит таких иметь, которые бы не точию фортифекацию основательно разумели, и в том уже служили, но чтобы и мужественны были».

Для образования искусных инженеров Петр Великий учредил в Москве инженерную школу (см Николаевское Инженерное училище), а для поощрения их, "по челобити» генерал де-Кулона, предписал Сенату, в ведении которого находились инженеры, разделить их на 2 разряда, полевых и гарнизонных, "ранг им дать противу артиллерийских офицеров».

Инженерное искусство при Петре I сделало не малый шаг вперед, что подтверждает ряд удачных осад (2-я осада Нарвы, Дерпта), постройка Гродненского укрепленного лагеря и особенно укреплений на Полтавском поле сражения.

После смерти Петра I управление инженерной частью отличается полным отсутствием устойчивости. В 1727 г. фортификационная контора сделалась самостоятельным правительственным органом под управлением обер-директора над фортификациями, графа Миниха. С назначением Миниха генерал-фельдцейхмейстером в 1729 г., распорядительная власть по инженерные и артиллерийские частям объединялась в одном лице до 1735 г., когда Миних вновь сохранил за собою только должность обер-директора.

При императрице Елизавете произошло полное слияние фортификационной конторы с управлением артиллериею, и лишь при фельдцейхмейстере гр. Шувалове установилось в "Регламенте» (1756 г.) принципиальное различие между лицами, стоящими во главе артиллерии и инженеров.

Это различие так и осталось принципиальным, и за все время царствования Екатерины II лицам, облеченным званием генерал-фельдцейхмейстера (Вильбоа, гр. Орлову, бар. Меллеру-Закомельскому, кн. Потемкину, кн. Зубову) вверялась одновременно распорядительная власть и по инженерному ведомству. Лишь крепостная часть осталась более или менее непосредственно в руках высших инженерных генералов.

После де-Кулона и Миниха выступают поочередно на сцену инженерные генералы: Глебов 1751-54, Ганнибал 1754-59, Дебоскет 1759-66, Р.Н. Гербель 1766-74, Мордвинов 1774-78, Бауер 1778-83, Тучков 1784-96, Князев 1797-1800 гг. За это время система крепостей, в общем, мало улучшилась со времени постановки её Петром I. По крепостной части все велось по установившемуся шаблону и существенных изменений не введено. Не лучше обстояло дело специальных военно-технических учебных заведений. Инженерные школы Петровского времени были переиначены, сливаясь с артиллерийскими и переходя даже в обще-военные.

Намерения Петра I создать собственный русский корпус военных инженеров не были осуществлены, и когда требовались опытные военные зодчие, их выписывали из-за границы.

В конце XVIII в., в царствование Павла, следует отметить возникновение вновь инженерных войск, которые при Екатерине II свелись на нет в мирное время и в промежутках между войнами назначались в качестве рабочих при крепостных сооружениях. Затем, при Павле I, замечается отделение военных инженеров от полевых инженерных войск: для тех и других составляются предельные штаты, составляются также точные штаты крепостей и их личного состава; но, с другой стороны, уничтожались всякие права и преимущества инженерных офицеров, дарованные Петром Великим; в то же время не принималось никаких мер для создания учебных заведений для образования специалистов военного зодчества, а потому не устранялась необходимость приглашения по-прежнему иностранных инженеров.

Царствование Александра I имело важное значение в жизни инженерного корпуса.

Инженерная часть в течение ? века была как бы придатком к учреждению, ведавшему артиллерийским делом. Убедившись, насколько страдает подчиненная специальность от того, что артиллеристам приходится, прежде всего, заботиться о предметах, составляющих их главную специальность, Александр I решился на разделение этих специальностей, подчинив их отдельным независимым управлениям. Именным указом военной коллегии от 23 октября 1802 г. артиллерийская экспедиция была разделена на артиллерийскую и инженерную, при чем обе они были подчинены непосредственному ведению государственной военной коллегии и "министру военно-сухопутных сил». Царствование это важно для инженерного дела тем, что были доставлены средства к специальному инженерному образованию (см. Николаевское Инженерное училище), и затем были точно определены обязанности инженеров по службе.

Тем не менее, военно-инженерное искусство у нас не двигалось вперед и даже отстало по сравнению с западноевропейскими государствами, что обнаружилось во время Отечественной войны 1812 г.: из 62 крепостей, состоявших тогда в штате, на самой важной и открытой западной границе, один только Бобруйск оказал некоторое влияние на операции. Что касается приморских крепостей, то Кронштадт оставался в том же положении, как при Петре I, а укрепления Севастополя состояли из земляных батарей, возведенных частными начальниками без всякого общего плана.

Инженерная литература находилась в жалком состоянии; инженерный корпус не имел своего литературного органа; в печати появлялись только переводные сочинения и статьи, принадлежавшие вдобавок лицам не инженерного ведомства. Исключение составляли сочинения инженерного полковника Баженова.

В 1817 г. император Александр Iназначил своего брата В. К. Николая Павловича генерал-инспектором по инженерной части и сохранил при нем опытного и заслуженного генерал Оппермана, директора инженерного департамента, в качестве ближайшего советника и помощника по хозяйственным вопросам. Назначение Великого князя было чрезвычайно счастливым для судеб инженерного корпуса.

Первым делом нового генерал-инспектора было преобразование инженерной школы в Главное инженерное училище (1819), вполне обеспечившее комплектование армии образованными инженерными офицерами и избавившее, в будущем, от необходимости выписывать военных зодчих из-за границы.

Великий князь Михаил Павлович заменил Великого князя Николая Павловича, в бытность которого генерал-инспектором по инженерной части, инженерный корпус расцвел, а военно-инженерное дело в России стало на твердую почву.

Затем, в царствование Николая I, оно были поставлено у нас не только в уровень с Западной Европой, но во многом и опередило последнюю. Главное внимание были обращено на укрепление западной границы (крепости Новогеоргиевск, Варшавская цитадель, Ивангород, Бендеры в 1-ой линии, Брест-Литовск во 2-ой, преобразованный Киев, Бобруйск и Динабург в 3-ей).

Затем усилен и перестроен Кронштадт, возведены укрепления на Аландских о-вах. Построен Александрополь.

Увеличено было число саперных батальонов (до 11): учреждены ротные и батальонные школы и издано для руководства "Наставление для саперных батальонов» (см. Инженерные войска).

Результатом этих преобразований были весьма успешные работы при осаде турецких крепостей в 1829 и 1830 гг., под ближайшим руководством полковника Шильдера. Этот же инженер впоследствии способствовал еще более широкой постановке дела образования наших сапер; благодаря ему, в минном деле, России первой принадлежит почин применения (в 1832 г.) электричества к воспламенению минных зарядов (труды по гальванизму русского ученого барона Шиллинг-фон-Капштадта).

Вслед за тем, в саперных батальонах были образованы гальванические команды. Когда возгорелась Восточная (Крымская) война, положение наше в инженерном отношении было совсем не то, что во время Отечественной войны 1812 г. Севастополь, на который был направлен удар союзников, хотя и был совершенно не укреплен с суши, но зато с моря были защищен отлично. На суше, в несколько месяцев были созданы временные укрепления, столь искусно расположенные, что Севастополь стал неприступен и, благодаря необыкновенно искусной, энергичной и в высшей степени подвижной обороне, руководимой гением инженера Тотлебена, а также, благодаря искусству его помощников и геройскому самоотверженно войск, выдержал 11-месячную осаду. Здесь-то именно и сказались в полном блеске результаты упорных, настойчивых 30-летних преобразовательных трудов императора Николая I и его ближайших сотрудников (генерал Дена и Фельдмана).

В ту же войну инженеры оказались на надлежащей высоте и в других случаях (под Кронштадтом и Свеаборгом).

Впервые в Европе были применены плавучие подводные мины (русское изобретение). последовавшие со времени Восточной войны новые изобретения в области техники, особенно в артиллерии, заставляли деятельно работать над усовершенствованием инженерные дела. Много сделал в этом отношении генерал Тотлебен, назначенный в 1863 г. товарищем генерал-инспектора по инженерной части. (О взглядах Тотлебена на деятельность военных инженеров и на устройство крепостей см. "Тотлебен и история фортификации в России»).

Около этого же времени последовала коренная реформа в организации инженерного ведомства. В 1836 по 1857 г. в составе военного министерства существовало два инженерных департамента, независимых друг от друга: инженерный и военных поселений.

Первый заведовал постройкой и содержанием в исправности и готовности к обороне крепостей, укреплений и воинских зданий в крепостях, отоплением и очисткой их.

Департамент поселений заведовал поселениями и округами пахотных солдат, воинскими зданиями вне крепостей, отоплением, освещением их и квартирным довольствием войск.

Для производства строительных работ инженерный департамент пользовался услугами офицеров инженерного корпуса, комплектуемыми, главным образом, из Главного инженерного училища. В департаменте военных поселений строительные работы производились инженерами, выпускаемыми из Главного инженерного училища, а кроме того из института путей сообщения и других.

В 1857 г. оба эти корпуса инженеров были соединены в один под названием "Корпус военных инженеров»,объединивший все функции по заведыванию крепостями и зданиями в крепостях и вне их. На основании Высочайше утвержденных в том же 1857 г. "Правил об устройстве управления строительной частью военного ведомства», вся строительная часть военно-сухопутного ведомства сосредоточилась в инженерном департаменте, переименованном в 1862 г. в Главное инженерное управление. Это преобразование улучшило строительную часть бывшего ведомства военных поселений, но зато многих военных инженеров отвлекло от деятельности специально военно-инженерной.

Число инженеров, способных к собственно военной деятельности уменьшилось и снабжение ими действующих армий стало затруднительным. Поэтому, вскоре после осуществления реформы, начались попытки поправить дело.

Таких попыток было несколько: в 1871, 1878—79,1889 и 1891 гг.

Сущность предположенных преобразований сводилась, во-первых, к тому, чтобы поставить работу военных инженеров в такие условия, чтобы она сосредоточивалась, главным образом, на разработке всех технических средств, применяемых в военном деле, и была свободна от заведывания и содержания казарменных и других воинских зданий, т.-е. деятельности гражданского характера, вполне посильной любому инженеру-архитектору; во-вторых, к тому, чтобы обучать войска саперному делу. Эти мысли относительно круга деятельности военных инженеров разделял и Тотлебен, полагавший, что военный инженер, прежде всего, должны быть военными, а потом строителем; точно также предначертал соответственные реформы и гр. Милютин.

Но до начала XXвека, означенные предположения оказались почти не осуществленными. Однако, при постоянном развитии техники военного дела, военно-инженерная деятельность все расширялась и приобретала большее значение, и в начале XX века, назрела потребность сузить круг обязанностей военного инженера, определенных ст. 165, кн. V СВОДА ВОЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ 1869 г.

Инженерный корпус в начале XX века (на 1911 г.) находился накануне коренного преобразования. Основы этого преобразования были следующие: все необоронительные работы вне крепостей было  предположено изъять из ведения инженерного ведомства. Во главе инженерного ведомства по-прежнему будет стоять Главное инженерное управление, которому были подчинены учреждения, при нем состоящие, и ему будут подведомственны управления инспекторов инженерной части войск и крепостей (в округах, где имелись крепости) и инспекторы полевых инженерных войск (в округах, где не было крепостей).

Инспекторам инженерной части войск и крепостей будут подведомственны в отношении технического контроля крепостные инженерные управления, а также начальники инженерных корпусов (должности эти были вновь проектированы); последним подчинялись инженерные войска корпуса. Кроме того, инспекторам инженерной части в округе и инспекторам полевых инженерных войск подчинялись инженерные склады.

Следовательно, инспекторы объединяли всю военно-инженерную часть округа.

В хозяйственном же отношении крепостные инженерные управления были подчинены Главному инженерному управлению непосредственно, причем, дабы предоставить в хозяйственном отношении большую свободу деятельности крепостных инженерных управлений, при них должны были действовать распорядительные и хозяйственные комитеты с широкими полномочиями.

В каждой крепости все инженерные дело было сосредоточено в руках начальника инженеров крепости; ему были подчинены на правах начальника дивизии крепостные инженерные войска.

Начальник инженеров корпуса стоял во главе штаба, подчиненного непосредственно командиру корпуса, и только в техническом отношении подчинялся инспектору инженерной части. Начальнику инженеров корпуса были подчинены, на правах начальника дивизии, все инженерные войска корпуса; кроме того, ему вверялось, по указаниям командира корпуса, общее руководство и наблюдение за правильной подготовкой всех частей войск корпуса по инженерному делу и на него же возлагалось наблюдение за правильным снабжением войск инженерным имуществом. Поэтому, те учреждения (дистанции, управления отдельных производительных работ), которые исполняли обязанности по выполнению необоронительных работ, по капитальной перестройке, ремонту, освещению, отоплению, водоснабжению, были изяты из ведения инженерные ведомства, а также соответственным образом были преобразованы окружные инженерные управления и управления инспекторов полевых инженерных войск в округах, где имелись крепости; в округах же, где не было крепостей, окружные инженерные управления были переданы в ведение вновь проектированного Главного управления по расквартированию войск.

Реформа эта, в смысле направления деятельности военных инженеров в боевую сторону, однако, к сожалению, далеко отошла от первоначальной мысли Тотлебена, — часть военных инженеров, действительно была занята военным делом, но большая оставалась на работе при казармах и ремонте, переменив только начальство.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ КОРПУС В РОССИИ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Древний Орешек. (Историко-археологические очерки о городе-крепости в истоке Невы)
  • - Осадный инженерный парк
  • - Венчатая ограда
  • - Историко-археологические очерки о городе-крепости в истоке Невы
  • - Города и Городища Древней руси
  • - Городники
  • - Инженерный плацдарм
  • - Вежа


  • Название статьи: ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ КОРПУС В РОССИИ


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г. тт. 1-18

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Болдырев, Краткое обозрение военно-инженерного искусства в России 1819—1869 г.; Савельев Исторические очерки инженерного управления в России, ч. 1—1879, ч. II—1887, ч III—1894 и ч. IV—1899; Ласковский, Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. 1—1858, ч. II—1861, ч. III—1865; Столетие военного министерства. Главное инженерное управление; Тимченко-Рубан Очерки деятельности В. К. и имп. Николая Павловича, как руководителя инженерной частью, 1911.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru