'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

ВОЕННО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА

ВОЕННО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА

Когда нашествие варваров разбило остатки античной цивилизации, население Западной Европы начало, группироваться около двух оплотов средневековья — рыцарского замка и монастыря.

Эти два оплота, действуя друг на друга, создали своеобразный общины — Военно-монашеские ордена, возникновение которых относится к эпохе крестовых походов.

Кавалеры Мальтийского ордена
Кавалеры Мальтийского ордена. Офорт.
Из кн.: Шхонебек А. История об орденах или чинах воинских паче же кавалерских. СПб., 1710.
Музей-заповедник "Кусково"

Орден Св. Иоанна Иерусалимского

Первым, по времени возникновения, был орден Св. Иоанна Иерусалимского, члены которого назывались сначала Иоаннитами, потом Родосскими и, наконец, Мальтийскими рыцарями.

По одной из версий основателем, в первой половине XI в., ордена святого Иоанна Иерусалимского считается богатый купец из итальянского г. Амальфи Панталеоне (Панталеимон) Мауро (на латинский манер именуемый "Мавр"). (Однако мне не известен ни один автор, считавший бы его реальным мавром (как в средневековой Европе именовались темнокожие арабы и берберы или чернокожие негры; по-русски их именовали "муринами"). Мавр - древнеримское имя (уменьшительное от него - Маврикий - св. Маврикия на этом основании в средние века тоже часто ошибочно зачисляли в чернокожие). Все летописи говорят, что он был итальянцем. То, что он якобы был мавром (арабом, негром) - в лучшем случае. экзотическая версия. Прим. В.А.) видимо тайно принявший христианство, выхлопотал у халифа разрешение устроить в Иерусалиме госпиталь для христиан-паломников и при нем часовню Св. Марии. В 1099 г., в видах необходимости организовать оборону Иерусалимского королевства, король Гвидо Лузиньян воспользовался уже существовавшей при этом госпитале общиной, которая обзавелась и церковью Св. Иоанна Иерусалимского. Мысль образовать из рыцарей и паломников орден, члены которого были бы связаны единой религиозной и государственной задачей охранять Гроб Господень, получила окончательное выражение в 1113 г., с разрешения папы Пасхалиса II, и с этого времени монахи-рыцари стали называться Иоаннитами или Госпитальерами (странноприимцами).

Главой ордена были выбран в 1118 г. с титулом первого Магистра ордена Раймон де (дю) Пюи (титул ректора носил его предшественник - блаженный Герард, или Жерар).

Члены ордена разделялись на 3 кл.:

1) рыцари,

2) духовенство и

3) слуги.

Все произносили одинаковые обеты — бедности, целомудрия и послушания, а рыцари, сверх того,— и постоянной борьбы с неверными.

Отличительным внешним знаком ордена был черный плащ с белым крестом. Впоследствии, на войне стали надевать красный плащ, чтобы не было заметно крови. Уже Дюпюи принял титул магистра ордена, а в 1267 г. папа Климент IV даровал главе ордена титул Великого магистра.

В 1187 г., при взятии Саладином Иерусалима, погибла большая часть рыцарей, а остальные перешли в Птолемаиду.

В 1191 г. Иоанниты присоединились к крестоносцам, под началом Филиппа французского и Ричарда Львиное Сердце. Во время длительной осады Акры среди крестоносцев возник новый рыцарский орден — Св. Иоанна Крестителя и Св. Фомы.

Цели этого ордена были тождественны с целями иоаннитов, и оба ордена скоро слились; только в Испании осталась самостоятельная ветвь под названием орд. Св. Фомы.

В начале XIII в. часть ордена Иоаннитов перешла из Птолемаиды в Испанию и, помогая королю Иакову Арагонскому, завоевала у мавров Валенсию, за что рыцари получили большие земли.

Оставшиеся же в Малой Азии продолжали борьбу с турками. Особенно тяжела была для ордена война с Египтом, когда в сражении при Газе в 1241 г. пала большая часть рыцарей во главе с магистром Гереном.

В 1291 г., когда Акра были уступлена султану, орден были вынужден перейти на Кипр, где уже ранее основались рыцари-тамплиеры (см. далее), вначале радушно встретившие иоаннитов, но скоро с ними поссорившиеся из-за земельных участков. Великий магистр Иоаннитов, Вилларе, собрав на Кипр всех рыцарей своего ордена из разных государств, положил начало могущественному флоту ордена, при помощи которого в 1309 г. завоевал о. Родос, куда и перешел орден с Кипра. XV в. был наиболее блестящим в истории ордена.

С уничтожением в 1312 г. ордена Тамплиеров, Иоанниты унаследовали от них и Кипр и несколько других островов. Сильный флот дал возможность завоевать землю в Малой Азии около Смирны и Галикарнасса.

Около середины XV в. египтяне начинают высылать свой флот для борьбы с рыцарями. В 1444 г. они в первый раз напали на Родос, но были отражены. В 1479 г. 100-тыс. армия султана Магомета II вновь отправилась к Родосу, но, несмотря на ряд штурмов, она были отбита и вынуждена уйти.

В XVI в. внутри ордена начинаются раздоры, и значение его постепенно падает.

В 1521 г. Великим магистром были выбран Филипп Виллье де Лиль Адан. Канцлер ордена Амораль, сам рассчитывавший быть избранным, решил отмстить ордену и через еврея передал туркам о слабости гарнизона Родоса. В 1522 г. султан Сулейман II подошел к Родосу на 400 кораблях с 140 тыс.

У ордена было 600 рыцарей и 4500 ч. пехоты, но, несмотря на такое несоответствие средств, оборона тянулась полгода. Великий магистр надеялся, что христианские государства помогут ордену. Однако, надежда не оправдалась, и к 1 января 1523 г. состоялась капитуляция, после чего остатки ордена Иоаннитов перебрались сперва в Мессину, оттуда в Чивитта-Веккию и, наконец, на о-в Мальту, который получили в дар от Императора, а также в Гоццо и Триполи, с обязательством защищать берега от набегов мусульманских корсаров.

С 1530 г., когда орден прочно устроился на Мальте, рыцари получили название Мальтийских. Реформация лишила орден богатейших имений в Англии, Нидерландах и Скандинавии, а изменившаяся обстановка жизни в европейских государствах значительно сократила прилив к ордену новых сил.

Внутреннее устройство ордена было таково: во главе стоял Великий магистр, избираемый рыцарями пожизненно; все остальные члены ордена делились на 8 наций — Прованс, Овернь, Франция, Италия, Арагон, Кастилия с Португалией, Германия и Англия.

Во главе каждой нации стояло особое выбранное лицо, которое, вместе с тем, занимало и одну из крупных должностей в ордене: Прованс давал Великого командора (Главный казначей); Овернь — Великого маршала (начальник пехоты); Франция — госпитальера (заведовал благотворительными учреждениями); Италия — Великого адмирала (начальник флота); Арагон — Великого консерватора (министр внутренних дел); Кастилия с Португалией — Великого канцлера (министр иностранных дел); Германия — Великого бальи (начальник всех фортификационных сооружений); Англия—туркопилера (начальник всей конницы).

Главы наций составляли, под председательством Великого магистра, тайный Совет ордена. Каждая нация делилась на Великие приорства, баллии и командорства.

Весь XVI век мальтийские рыцари вели геройскую борьбу с турками и продолжали расширять свои владения, завоевав Коринф, Лепанто и Патрос.

С конца XVI в. Орден испытывает все большее и большее вмешательство папской власти, и к началу XVII в. папский инквизитор, живший на Мальте, уже захватил право выдавать патенты на звание Мальтийского рыцаря.

Сношения Мальтийских рыцарей с Россией начались при Великом магистре Раймунде де-Рокафуль (1697-1720), когда возникли ничем не кончившиеся переговоры о союзе против турок. Более действительными оказались сношения, завязанные Великим магистром принцем де-Роганом (1775-97).

По завещанию кн. Острожского, большая часть его земель, при прекращении мужского потомства, должны были перейти к Мальтийскому ордену, образовав особое Великое приорство.

Завещание это вызвало долгие споры, но Екатерина II поддержала права ордена и еще увеличила земли нового Великого приорства, присоединив к ним имения изгнанных иезуитов.

Французская революция, объявив борьбу духовенству и дворянству, сильно обрушилась на Мальтийских рыцарей. Декретом конвента от 19 сентября 1792 г. имения ордена во Франции были конфискованы, а рыцари изгнаны из пределов государства. В это время орден неожиданно получил помощь от императора Павла I.

4 января 1797 г., вследствие влияния на Императора Мальтийского посланника гр. Литты, было разрешено учредить в России Великое приорство ордена с 13 командорствами, одаренными землями и деньгами.

Русское Великое приорство было присоединено к англо-баварскому языку (нации), чтобы не на рушать общей организации ордена. В 1798 г. манифестом Павел I объявил об установлении "в пользу российского дворянства орд. Св. Иоанна Иерусалимского».

Орден делился на 2 приорства (римско-католический и российско-православный).

Великий приор, 2 приора и 98 командоров должны были быть русскими подданными, иметь не менее 150 лет дворянства, полученного за военные заслуги, и сделать взнос в орденскую казну.

Для получения Командорства требовалось, сверх того, сделать не менее 4 кампаний, по 6 мес. каждая, в русской армии или во флоте ордена.

Средства, жалуемые ордену, были увеличены.

В это время вихрь революции оканчивал разрушение ордена. В 1798 г., 12 июня Наполеон (будучи еще республиканским генералом Буонапарте)  овладел, по пути в Египет, кроме о. Мальта ещё и Гоццо, Комино и Коминотто, бомбардировкой с моря, высадкой десанта, штурм некоторых фортов и даже рукопашными схватками, но ввиду вопиющего неравенства сил и наличия среди рыцарей ордена "пятой колонны" (в основном - французских и испанских рыцарей), а также недовольства местного населения, сопротивление мальтийских рыцарей было довольно-таки скоро подавлено.

Великий магистр Гомпеш был низложен.

В декабре рыцари ордена собрались для выбора нового Великого магистра. Благодеяния, оказанные ордену императором Павлом, и умелая деятельность гр. Литты, доставили избрание в Великие магистры императора Павлу, но часть рыцарей не признала этого акта, т. к, по их мнению, главою католического ордена мог быть только католик.

Избрание состоялось 16 декабря 1798 г., и Павел I его принял, повелев к своему титулу прибавить слова "Великий магистр ордена св. Иоанна Иерусалимского». Император Павел видел в привитии России Мальтийского рыцарства средство борьбы с разлившейся по Европе революцией; он мечтал объединить все консервативные элементы и в то же время придать новый блеск русскому дворянству, соединив его в ордене с наиболее знатными родами Европы.

Для увеличения числа лиц, имевших отношение к ордену, знак Мальтийского креста, но без посвящения в рыцари, стал жаловаться и не дворянам; для женщин были установлены особые знаки ордена и, наконец, в 1800 г. были повелено выдавать нижним чинам за 20 л. беспорочной службы медные кресты Мальтийского ордена, носившие название "донаты ордена Св. Иоанна Иерусалимского».

Император Павел I думал также и об овладении о. Мальтой как ключом к Средиземному морю, как военно-морской базы для российского флота, успешно оперировавшего там со времен Екатерины Великой (что очень не нравилось англичанам, отнявшим Мальту у французов, но оставивших ее за собой, что привело к ухудшению и разрыву отношений с Россией - до убийства, по английским проискам, императора Павла).

В 1800 г. Мальтою овладели англичане, обязавшиеся по Амьенскоку договору возвратить ее рыцарям, но не исполнившие этого пункта договора.

Александр I отказался от звания Великого магистра ордена, сохранив титул протектора, а в 1817 г. были объявлено, что "после смерти командоров ордена Св. Иоанна Иерусалимского наследники их не наследуют звания командоров и не носят знаков ордена, по тому уважению, что орден в Российской империи более не существуешь».

В XIX в. орден, для поддержания хотя бы призрачного существования, всецело поступает под ближнее покровительство пап. В 1834 г. орденский капитул были перенесен в Рим.

Папа Григорий XVI

В 1839 г. папа Григорий XVI восстановил Великое приорство королевства обеих Сицилий. В том же году Меттерних, в тех же видах, как ранее Павел I, создал приорство ломбардо-венецианское.

С второй половины XIX в. орден приобретает значение крупного благотворительного общества, имеющего больницы для бедных во многих местах Европы и в Бейруте и большой странноприимный дом в Иерусалиме.

С переселения в Рим, глава ордена назначается папой и носить звание заместителя (лейтенанта) Великого магистра; впрочем, лейтенанту барону Санта-Крозе папской буллой в 1871 г. был дарован прежний титул Великого магистра.

В начале XX века, приорства ордена существовали: в Австрии — богемское, в Италии—римское, ломбардо-венецианское и Обеих Сицилий, в Пруссии и в Испании.

Орден Св. Иоанна Иерусалимского, как знак отличия, существовал в Австрии, в Пруссии, где он был установлен 23 мая 1812 г. королем Фридрихом-Вильгельмом III, и в Испании вместе с орд. Св. Фомы.

В 1798 г., после взятия Мальты французами по пути в Египет, король Испании конфисковал все владения ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена) в свою пользу и учредил в Испании свой собственный королевский орден св. Иоанна (Орден де Сан-Хуан), который сам возглавил в качестве магистра. Этот орден существует в Испанском королевстве по сей день, имея собственные знаки отличия - кресты св. Иоанна - являющиеся, однако, королевскими орденами, а не знаками Мальтийского Ордена (Суверенного Мальтийского Ордена, Суверенного Военного ордена госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, возглавляемого Великим магистром-гроссмейстером с резиденцией в г. Риме и подчиненного Папе римскому).

См. статьи В.В. Акунова:

- "Была ли "позорной сдача Мальты французам в 1798 г.".

- "Орден святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. "

Акрский Военный госпитальерский орден св. Иоанна и св. Фомы

Существует Акрский Военный госпитальерский (странноприимный рыцарский (не духовно-рыцарский) орден св. Иоанна и св. Фомы (часто неточно именуемый "Военным госпитальерским орденом св. Иоанна Акрского и св. Фомы").  Это - традиционная, давняя неточность перевода (никакого св. Иоанна Акрского не существовало - как, впрочем, и св. Иоанна Иерусалимского; в обоих случаях имеется в виду св. Иоанн Креститель и Предтеча Господень, а эпитеты "Акрский" и "Иерусалимский" относятся не к святому, а к орденам, названным его именем. Прим. В.А.).

Акрский Военный госпитальерский орден св. Иоанна и св. Фомы не следует путать с носящим сходное название духовно-рыцарским (военно-монашеским) орденом госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийским орденом). Этот военный (рыцарский) орден был основан в 1205 г. крестоносцами в Палестине в г. Акра (Аккон, Аккарон, Акко, Птолемеис, Птолемаида) и назван в честь св. Иоанна Крестителя и св. Фомы (одного из учеников-апостолов Иисуса Христа). 18 марта 1205 г. Акрский орден св. Иоанна и св. Фомы был утвержден в своих правах Латинским императором Константинополя Балдуином , а 2 февраля 1206 г. - признан папой римским Иннокентием III буллой "Zelo sollicitudine curisque tuis", передававшей в ведение ордена госпиталь (странноприимный дом) и лепрозорий (лечебницу для прокаженных) в г. Акре. В 1235 г. Акрский орден св. Иоанна и св. Фомы обосновался в Неаполе. В 1334 г. корабли Акрского ордена св. Иоанна и св. Фомы участвовали в морском сражении с египтянами в Эгейском море, в 1367 г. - в защите от египетского султана о. Родоса (вместе с рыцарями ордена св. Иоанна Иерусалимского), во многих морских сражениях против турок-османов. В 1571 г. три корабля Акрского ордена св. Иоанна и св. Фомы, в составе флота Священной Лиги (Испания, Неаполь, Венеция, папа римский, Парма, Мальтийский орден и некоторые другие итальянские государства), участвовали в битве с флотом турок-османов при Лепанто (Навпактосе), окончившейся триумфом Креста над полумесяцем., в 1683 г. - в войне Венеции против турок-османов, в 1717 г. - в освобождении венецианцами о. Корфу от турок. Считается династическим наследственным рыцарским орденом - собственностью принца Аминадо ди Амерузио и его потомков, принцев династии Аморозо ди Арагона. В 1944 г. резиденция Акрского ордена св. Иоанна и св. Фомы была перенесена из Неаполя в Рим (что, однако, не сделало его папским орденом - в отличие от Суверенного рыцарского  ордена госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, известного как Мальтийский орден). Ни о каких связях Акрского ордена св. Иоанна и св. Фомы с Испанией и Мальтийским орденом св. Иоанна Иерусалимского (кроме сходства названий) мне - увы - ничего не известно.

Орден Тамплиеров

Орден Тамплиеров или Храмовников (temple—храм) возник в 1118 г., будучи основан Гуго-де-Пайеном, Жоффруа-де-Сент-Адемаром и еще несколькими французскими рыцарями-крестоносцами.

Название свое орден получил потому, что король Иерусалимский Балдуин II подарил ему дом возле церкви, воздвигнутой на месте разрушенного храма Соломона.

В 1128 г. в Труа Св. Бернардом были составлен устав для ордена, получивший утверждение папы Гонория II и Патриарха Иерусалимского.

Чрезвычайно строгий устав этот требовал от рыцарей обетов целомудрия, послушания, бедности и постоянной борьбы с неверными. Они должны были постоянно нести труды или воина, или подвижника. Рыцари клялись идти в бою один на трех; сдаваться в плен они не могли, т. к. устав запрещал ордену платить за них выкуп.

Права рыцарей были огромны: судить их мог только папа или капитул ордена; свидетелем против тамплиера м. б. только тамплиер же, свидетельства прочих лиц не принимались.

Орденской одеждой был белый плащ с красным крестом. Орден, во главе которого стоял Гроссмейстер, пожизненно избиравшийся рыцарями и живший в Иерусалиме, состоял также из рыцарей, духовенства и слуг.

При Гроссмейстере собирался Капитул или Совет из старших членов ордена. Поместья ордена, под названием Баллий и Командорств, рассеянные по всей Европе, подчинялись магистрам провинциальных капитулов, которые были во Франции, Англии, Португалии, Венгрии, Арагоне и друг.

Скоро после основания ордена рыцари-храмовники стяжали себе огромную боевую славу и привлекли в свою среду представителей наиболее знатных фамилий рыцарской Европы, преимущественно французов.

Хотя рыцари и давали обет бедности, но самый орден быстро богател и в XIII в. он владел более чем 9 т. крупных поместий. В Париже ордену принадлежал целый квартал Тампль, которому было присвоено право убежища.

После взятия Иерусалима Саладином орден перешел в Птолемаиду, а оттуда вместе с Иоаннитами на Кипр, но большая часть рыцарей Тамплиеров вернулась в европейские командорства, и в начале XIV в. вспыхнула долго готовившаяся борьба ордена с королем и папской властью.

Вместе с накоплением огромных богатств пришла и порча нравов. Рыцари давали обет целомудрия, но постоянное соприкосновение с обычаями Востока привело к тому, что у многих образовались гаремы, состоявшие из мусульманок и евреек, которых рыцари будто бы обращали в христианство. Исчезла старая простота и скромность жизни; в Европе составились даже поговорки: "пьян, как тамплиер» и "бранится, как тамплиер».

Рыцари широко пользовались и своими судебными привилегиями, и много кровавых преступлений осталось безнаказанными. Для европейских государств, начинавших объединяться и выходить из хаоса раздробления владений, орден, как государство в государстве, становился опасен. Власть духовная — папа и власть светская того государства, в котором орден владел наибольшим имуществом, т.-е. король Франции, не решались все же на открытую борьбу с орденом и выдвинули против Тамплиеров обвинение в отступничестве от веры и в колдовстве.

Нет сомнения, что среди высших чинов ордена Храмовников были распространено тайное (оккультное) учение, полученное ими от восточных ученых. Тут смешались и древние мистерии Греции, и сокровенное учение Египта, и каббала евреев. Первый толчок в этом направлены был дан уже тем, что в Иерусалиме орден владел храмом Соломона, с сокрытыми будто бы в нем сокровищами и книгами, хранящими чудесные тайны.

Как доказательство причастности рыцарей к тайным знаниям и к магии, можно привести тот факт, что до сих пор все старейшие общества, занимающиеся теми же вопросами, как масоны, розенкрейцеры, мартинисты и др., в числе многих званий своих членов, имеют, для одной из высших степеней звание "Chevalier du Temple» ("рыцарь-храмовник»).

В конце XIII в. орден, в лице своих Главных представителей, довольно скептически относился к папской власти и тем окончательно возбудил ее против себя. Началась борьба храма (Temple) с церковью (Eglise). Взаимные обвинения превосходили всякую меру. Папы обвиняли рыцарей в богоотступничестве, в поклонении диаволу в виде козла (Бафомет), в приношении ему человеческих жертв, в устройстве бесовских шабашей и т. и.

Рыцари же, ссылаясь на Апокалипсис и на безнравственность ряда пап, называли папский двор "великою блудницею». Последним толчком, побудившим врагов ордена начать действия, было гостеприимство, оказанное орденом во время бунта населения королю Филиппу IV Красивому.

Король, будучи в Тампле, убедился какими огромysvb богатствами владел орден, и у него явилась мысль обогатиться за его счет. На желании присвоить себе имущество ордена сошлись два недавних заклятых врага: король Филипп и папа Климент V.

На тайном совещании в 1306 г. союзники установили план действий. Король подал жалобу папе на рыцарей, обвиняя их в вышеуказанных преступлениях и в непосредственной связи с мрачною восточною сектою ассасинов (assassin— убийца). Но папское правосудие шло медленно, пока орден обладал всею своею силою; тогда выступил король, по приказу которого, 13 октября 1307 г. Храмовники были арестованы одновременно во всей Франции и брошены в тюрьмы. Предательски заманенный во Францию Великий магистр ордена Яков Моле были арестован и заключен в башне.

Каковы бы ни были вины рыцарей, но расправа с ними была чрезвычайно жестокой. Вопреки булле 1163 г. и обычаю, рыцари были подвергнуты пытке, и последовали массовые казни с отобранием имущества ордена на короля и папу.

Буллою 1312 г. папа Климент V уничтожил и самый орден.

В марте 1314 г. были сожжен Яков Моле, признанный современниками невиновным во взводимых на него преступлениях. Явная жизнь ордена кончилась, но есть предположение, что тайно орден существует, или существовал еще не так давно, имея главной целью месть за разгром.

Крайние левые французские революции приняли названия Якобинцев, по церкви, построенной в память Якова Моле, в которой они собирались. (Якобинцы собирались в парижском храме св. Иакова Старшего (одного из апостолов Иисуса Христа) - никто в католическом Французском королевстве не позволил, бы построить церковь в честь Иакова (Жака де) Моле, осужденного королем и церковью как еретик и враг христианской веры. Прим. В.А.)
Несчастный Людовик XVI были заключен в Тампле в той же башне, где томился когда-то Великий магистр ордена. Все это, м. быть просто совпадения, но их много, и разрешение этой интересной загадки заключается в тайн, архивах масонов и мартинистов, если изучение их когда-нибудь станет возможным.

Орден тамплиеров, вышедший из подполья во Франции в 1808 г. при Великом Магистре Бернаре-Раймунде де Фабре-Паллапра и официально признанный императором Наполеоном I Бонапартом,  существует и поныне, причем не только во Франции, но и во многих других странах, в т.ч. в России, под названием "Верховный Рыцарский Орден Иерусалимского Храма" (Верховный Рыцарский Орден Храма Иерусалима).

См. также статьи Вольфганга Акунова:

- Метаморфозы Тамплиеров;

- Тамплиеры... после Тамплиеров;

- Орден Храмовников, или Тамплиеров.

Тевтонский орден

Официально Тевтонский орден (первоначально в форме странноприиимного дома - госпиталя) был основан в 1190 г. при осаде г.  Акры (Акко, Аккона, Аккарона, Птолемеиса или  Птолемаиды). Его первым магистром был некий Сибранд, именуемый в разных источниках также Зибранд, Сигибранд, Зигибранд (1190-1192). А в 1128 г. было, по легенде, основано тевтонское странноприимное братство (госпиталь, шпиталь) в Иерусалиме, подчиненное ордену св. Иоанна Иерусалимского. Следы этого тевтонского госпиталя после взятия Иерусалима Саладином 1187 г. теряются, и неизвестно, существует ли преемственность между ним и позднейшим Тевтонским госпиталем, основанным в Акре в 1190 г. Иоаннитские историки утверждают, что существует (выводя из этого изначальную подчиненность позднейшего Тевтонского ордена своему, Иоаннитскому, ордену), историки Тевтонского ордена обычно отрицают эту преемственность, чтобы подчеркнуть изначальную независимость своего ордена от кого бы то ни было, в т.. от ордена св. Иоанна.
Вторым по счету главой Тевтонского ордена (госпиталя) был некий Герард (1192 г.). Третьим - приор Генрих (1192), Четвертым - прецептор Генрих (1193-1194). Пятым по счету главой Тевтонского госпиталя стал Генрих Вальпот (Вальпото, Вальбот, Вальбото) - первый рыцарь на этом посту, впервые принявший титул магистра (мейстера). При нем Тевтонский госпиталь был преобразован в духовно-рыцарский орден, занимавшийся не только уходом за больными и убогими паломниками, но и вооруженной борьбой с врагами Христовой Веры.

Т. к. орден Тамплиеров был создан главным образом французскими рыцарями, то они неохотно принимали в свою среду немцев, а потом такой прием и совсем прекратился. Несколько богатых немецких рыцарей в Иерусалиме образовали особое братство для помощи паломникам, под названием братство Св. Марии Тевтонской.

До крестовых походов Фридриха Барбаруссы новое братство мало развивалось, с появлением же в Палестине большого числа немецких рыцарей, оно в 1189 г. получило организацию по образцу Тамплиеров и название "Ордена дома Св. Девы Иерусалимской».

Название это продержалось недолго, и в 1191 г. папа Климент III eтвердил устав Ордена с наименованием его Тевтонским.

Первым Гроссмейстером ордена был Генрих Вольдботт, установивший правило, что членом ордена м. быть только немец; в остальном же, орден был подобием Тамплиеров, развивая только шире благотворительную деятельность.

После падения Акры гохмейстер Герман Зальца перевел орден в Венецию, откуда внимательно следил за международными отношениями, чтобы получить где-нибудь земли и основать для ордена самостоятельное государство. Борьба пап с Гогенштауфенами, причем обе стороны старались привлечь к себе орден, дала ему большие земли в Германии и Италии. Особенно щедро одарили орден император Фридрих II и папа Гонорий III.

Надежда на независимое существование явилась у ордена, когда король венгров Андрей предложил ему в Трансильвании земли с городами Крейцбургом и Кронштадтом, с обязательством защищать границу от набегов соседей; орден вступил во владение пожалованными землями, но скоро рассорился с королем, который отобрал свой дар обратно.

Более прочно обосновался орден в Пруссии. Принявший христианство кн. Конрад Мазовецкий в 1226 г. предложил ордену Кульмскую и Лебодскую земли за защиту Мазовии от язычников-пруссов (ко времени его правления Польша давно уже приняла Христианство).

Наученный неудачным опытом с Трансильванскими землями, Гохмейстер Зальца испросил у императора Фридриха II грамоту на владение Кульмской и Прусской землями, и в 1228 г. значительная часть рыцарей, под начальством Германа Балька, пришла на Вислу.

Пруссия того времени были населена языческим народом литовского племени. Проповедь христианства среди пруссов были начата в 1209 г. епископом Христианом, который пытался проповедовать крестовый поход против пруссов, но на его призыв не откликнулось достаточное число рыцарей. Когда же Тевтонские рыцари прибыли в Пруссию, как владетели её, то между ними, епископом Христианом и кн. Мазовецким начался спор из-за права владения, переходивший в вооруженные столкновения.

В 1231 г. спор закончился тем, что орден признал себя вассалом епископа и обещал ему передать значительную часть завоеванных прусских земель. С этого времени началось постепенное методическое завоевание Пруссии немцами. Местные жители вырезывались поголовно и на их местах селились вызываемые из Германии колонисты. Рыцари истребляли язычников за то, что те — не христиане, а когда пруссы хотели креститься, рыцари или утверждали, что они недостойны этого и все-таки истребляли, или же, если не было под рукою достаточного числа немецких колонистов, разрешали креститься, но обращали пруссов в рабство. Но все же, Пруссы были не истреблены, а онемечены. Еще в начале XVI в. один из учеников "отца Реформации" в Германии Мартина Лютера перевел Библию с немецкого языка на прусский (на котором в бывших прусских владениях Тевтонского ордена, превращенных в 1525 г. в светское Прусское герцогство перешедшим из католичества в лютеранство последним прусским Гохмейстером Тевтонского ордена Альбрехтом Гогенцоллерном говорили до конца XVII в.).

Для закрепления за собою завоеванных земель рыцари строили укрепленные города, из которых первым были заложен г. Торн в 1231 г. Также удачно вел орден и свои дипломатические дела.

Воспользовавшись тем, что его сюзерен, епископ Христиан, попал в плен, орден получил от папы в 1234 г. права на всю Прусскую и Кульмскую земли, за обязательство платить дань лично папе, который т. образом, делался сам сюзереном ордена.

В 1237 г. Тевтонский орден соединился с Ливонским орденом (см. далее) и был вовлечен им в борьбу с Русью, кончившуюся разгромом сил рыцарей в 1242 г. (Ледовое побоище).

Для ордена наступило трудное время. Пруссы, выведенные из терпения притеснениями рыцарей, восстали и напали на рыцарские замки. Епископ Христиан, выкупившись из плена, требовал обратно свои земли. Орден были спасен союзом, заключенным им с чешским королем Оттокаром, помогавшим усмирить пруссов. Христиан скоро умер, а спор ордена с его наследником был разрешен папою в пользу ордена тем, что архиепископский престол были перенесен в Ригу, а владетельные епископы Прусский и Кульмский стали назначаться исключительно из членов ордена.

В 1260 г. жестокости рыцарей вызвали народное восстание, руководство которым принял на себя литовский кн. Миндовт. Значительное число восставших и решительность их действий ставили в опасное положение все владения ордена. Явившийся снова на помощь король Оттокар Чешский потерпел неудачу; орден был на краю гибели, когда избрание на императорский престол Рудольфа Габсбурга спасло положение.

По приказанию Императора, масса немецких рыцарей двинулась на помощь ордену, и произошло окончательное истребление пруссов.

К концу XIII в. орден владел огромными землями по обоим берегам Вислы и основал города Мариенбург, Гольдинген, Виндаву, Митаву и др.; колонизация заканчивалась, и к началу XIV в. орден обратился в немецкое государство.

Цель, поставленная еще гохмейстером Зальца, были достигнута, и в 1309 г. гохмейстер Зигфрид Фейтхванген перенес свою резиденцию и Главное управление орденом из Венеции в Мариенбург.

XIV в. — время наибольшего расцвета могущества ордена, особенно период управления гохмейстера фон-Книпроде (1351—82), человека жестокого, но дальновидного и всецело преданного интересам ордена. К этому времени управление ордена имело следующую организацию: верховный сюзерен ордена — папа, но его отношение к ордену состояло только в получении ежегодной дани. Следующим органом был Дейтчмейстер, управлявший землями ордена в Германии и имевший один право собирать Великий капитул ордена, которому предоставлялось право судить Гохмейстера, в действительности главным распорядителем судьбами ордена.

Гохмейстер, или Великий магистр, был председателем капитула, состоявшего из пяти выбранных рыцарей, исполнявших обязанности министров.

Все земли ордена делились на области, каждая область были вверена рыцарю-комтуру, который был и комендантом укреплённого города или замка этой области. Остальные члены ордена состояли: из рыцарей, носивших белый плащ с черным крестом; милосердных братьев, ухаживавших за ранеными и больными, и священников. Были еще полубратья (Halbruider), которые имели право драться под знаменем ордена, но как не дворяне не имели права на добычу.

Во время падения ордена появились еще и орденские сестры.

В захваченной и онемеченной стране орден установил строгий порядок и построил целую сеть крепостей — рыцарских замков. Но одновременно с развитием ордена росли и его враги. Еще в 1315 г. был заключен против ордена союз Владислава Локетка (Польша) с Гедимином (Литва). Война шла с переменным счастьем. Другим врагом ордена было недовольство на бесправие горожан и духовенства. Крупные торговые центры, как Данциг, Кенигсберг и т. д., присоединились к Ганзейскому союзу и требовали себе прав внутреннего самоуправления, в чем орден им отказывал.

Король Владислав Локотка с цепью ордена Белого орла; художник J. SurmackiС объединением Польши и Литвы при Ягелло внешнее положение ордена стало ухудшаться, и в 1410 г. на полях Грюнвальда (Танненберг) рыцари понесли тяжкое поражение от русских, поляков и литовцев, после которого орден уже никогда не мог поправиться.

От окончательной гибели орден был спасен энергичным швецским комтуром (управлявшим замком и областью Швец) Генрихом Плауэном, прибывшим с меченосцами на помощь и заставившим Ягелло снять осаду Мариенбурга.

По Торнскому миру, орден были вынужден уступить Польше Жмудь и заплатить контрибуцию, а городам дать право посылать своих представителей в капитул. Но внутренний и внешний развал ордена шел, все усиливаясь.

В 1422 г., после нового поражения, орден был вынужден уступить Польше значительные земли; в 1433 г., по Брестскому миру, были сделаны еще уступки.

Внутренние междоусобия и дальнейшие войны с Польшей привели к тому, что в 1462 г. орден признал свою ленную зависимость от Польши и допустил в свою среду поляков, т.-е. перестал быть исключительно немецким.

Реформация лишила орден многих владений в Германии и тем окончательно подорвала его силы.

В 1511 г. Гохмейстером были выбран Альбрехт Бранденбургский, который сначала попробовал бороться с Польшей, но, видя полный неуспех, решил принять реформацию и обратить земли ордена в свое владение. Это ему удалось, и в 1525 г. явилось новое герцогство Прусское с ленною зависимостью от Польши.

После секуляризации прусских владений Тевтонского ордена бывшим Гохмейстером тевтонов Альбрехтом Гогенцоллерном тевтонские рыцари, сохранившие верность католицизму, уехали во Франконию (область Германии), где избрали "Дейчмейстера", т.е. магистра Германии (правителя расположенных на немецких землях владений Тевтонского ордена) Вальтера фон Кронберга (а не "Кронбере") администратором (управляющим) должности Верховного магистра) Тевтонского ордена. Со временем эта должность стала именоваться "Гох-унд-Дейчмейстер" (Верховный и Немецкий магистр"). Был выработан и новый устав, но орден уже отживал и в начале XIX в. был уничтожен декретом Наполеона.

С 1923 г. глава Тевтонского ордена (проживающий в г. Вене) опять именуется просто "Гохмейстером" (Верховным магистром), а не "гроссмейстером" ("Великим магистром") - в отличие от других военно-монашеских орденов.

В 1805 г. австрийский Императорский дом принял под свое покровительство Тевтонский орден, который и теперь существует в Австрии, в виде благотворительного общества.

Императоры Австрийские из династии Габсбургов никогда не принимали титула Гохмейстера (Верховного магистра) Тевтонского ордена. Но принцы ("эрцгерцоги", буквально "архивоеводы", т.е. кто-либо из сыновей) австрийских императоров в "габсбургский" период существования ордена (в этот период он именовался официально не просто "Тевтонским орденом", но "Тевтонским Рыцарским орденом") избирались главами ордена с титулом не просто "Гохмейстера" (Верховного магистра"), но "Гох-унд-Дейчмейстера" ("Верховного и немецкого магистра", "Верховного и германского магистра", "Верховного магистра и магистра Германии), являясь одновременно шефами одноименного полка австрийской армии (полка "Гох-унд-Дейчмейстер", сокращенно: "Дейчмейстер"). В "габсбургский период" истории Тевтонского ордена первенствующее значение в нем играли "братья-рыцари" (уже не являвшиеся монахами), хотя существовали также "братья-священники" (монахи, как и все католические священнослужители), сестринская служба, госпитали, больницы, детские приюты, богадельни и санитарная служба ("марианская ветвь") под эгидой ордена. Так что я бы не стал утверждать (в отличие от автора статьи), что в "габсбургский период" Тевтонский орден существовал в Австрии в виде "благотворительного общества". С 1923 г. чин "братьев-рыцарей" был в Австрии упразднен, орден стал чисто монашеским и продолжает оставаться таковым по сей день под названием "Тевтонский орден", действительно широко занимаясь госпитальной и благотворительной деятельностью (и выполняя тем самым свое исконное предназначение - ведь он был основан именно как братство странноприимцев-госпитальеров).

См. также статьи Вольфганга Акунова:

- Тевтонский орден и его борьба с Литвой и Польшей;

- Тевтонский орден и его борьба с Литвой;

- Тевтонский орден под эгидой монархии Габсбургов;

- Тевтонский Орден. История и Наследие;

- Тевтонский Орден - мифы Танненберга;

- Тевтонский Орден в битве при Грюнвальде;

- Тевтонский орден - Погонь на Танненберг;

- Кровавый бранный пир.

Орден Меченосцев

Орден Меченосцев, неправильное название – Ливонский орден. ("Ливонского ордена" - как такового официально никогда не существовало. С 1202 по 1237 г. в Ливонии (Лифляндии) существовал орден меченосцев (Меча). В 1237 г. он был, на правах филиала, включен в Тевтонский орден Пресвятой Девы Марии. Так что Александр Невский в 1241-42 гг. воевал не с меченосцами, а с ливонскими рыцарями Тевтонского ордена. После 1237 г. никаких "меченосцев" в Ливонии больше не было, а были только тевтонские рыцари. прим. В.А.).

Орден Меченосцев был основан позднее других, а именно в 1202 г., и был одним из орденов, основанных не в Палестине. Основатель Риги, епископ Альберт фон-Буксгевден (предок нашего героя Отечественной войны 1812 г.), желая упрочить свое положение, как государя вновь завоеванных земель, вызвал из Германии рыцарей, организовал, с разрешения папы, орден и принял от него ленную присягу.

Во главе ордена стоял Магистр, или Мейстер, которому подчинялись комтуры, ведавшие областями и имевшие в своем подчинении рыцарей. Орден скоро принял название ордена Меченосцев. Первое время отношения между орденом и его сюзереном, епископом, были хорошие, но вскоре орден почувствовал силу и стал домогаться независимости; отношения испортились, и первый Магистр Виунольд фон-Рорбах перенес свою резиденцию из Риги в укрепленный замок Венден.

Завоевание земель шло быстро, и в 1207 г. епископ Альберт получил всю Ливонию в лен от Императора.

Всю первую половину XIII в. орден провел в борьбе за Ливонию, стремясь поддерживать добрые отношения с полоцкими князьями и даже заключив с ними в 1212 г. союз против эстов. В это же время ордену пришлось вести борьбу за свои владения с Данией, изъявившей притязания на все побережье.

Вальдемар II Датский овладел Эстляндией и построил Ревель, но в 1223 г. меченосцы заставили датчан очистить Эстляндию.

К 1228 г. вся Эстляндия были завоевана и большая её часть были передана епископом ордену.

В 1237 г. новое нашествие датчан вырвало эти завоевания из рук меченосцев. Тогда орден в том же году присоединился к Тевтонскому ордену, гохмейстер которого стал сюзереном магистра меченосцев.

До 1347 г. еще оставалась некоторая зависимость меченосцев и от архиепископа Рижского, но в 1347 г. папская булла положила конец этой зависимости.

XIII и XIV вв. — время наибольшего развития ордена Меченосцев; тогда были построено много замков, и край сильно онемечен, хотя далеко не в той степени как Пруссия.

В этот же период началась внутренняя борьба с разбогатевшими городами. К врагам ордена прибавился еще один, наиболее серьезный. Добрые отношения с соседними русскими княжествами длились недолго, и орден скоро начал постепенный захват Новгородской и Псковской областей.

В 1240 г., т.-е. в год Невской битвы, меченосцы захватили значительную часть Псковской земли, а в 1241 г. взяли и город Псков, после чего двинулись к Новгороду. Для закрепления за собой завоеванного пространства, они построили крепость Копорье.

Призванный новгородцами Александр Невский 5 апреля (по ст.ст.) 1242 г. нанес рыцарям сильное поражение на льду Чудского озера (Ледовое побоище). В этом сражении, где меченосцам помогали и Тевтонские рыцари, немцы понесли такие потери, что были вынуждены вернуть все захваченные земли и отказаться от мысли распространить свой владения на восток.

В XV в. началось падение ордена. Грюнвальдское сражение, сломившее Тевтонский орден, сильно потрясло и Меченосцев, магистру Вальтеру фон-Плеттенбергу (1494—1535) удалось на время оживить орден. Он вошел в тесные сношения с Литвой и Швецией и заключил с ними союз для войны с Москвою, но война 1501-05 гг. не принесла пользы ордену, который в это же, время был потрясен реформацией.

Секуляризация земель Тевтонского ордена и обращение его в вассальное герцогство Польши создали для ордена Меченосцев новую обстановку. Сделавшийся самостоятельным Плеттенберг отказался принять секуляризацию земель и занялся реорганизацией ордена. Все орденские земли делились на области, в каждой области был укрепленный город, или бург.

В больших областях было несколько городов, один из которых носил название обер-бурга. В каждом бурге был конвент, состоявший из 15—20 рыцарей, во главе которых стоял фохт или командир, управлявший областью. Фохты подчинялись магистру, избираемому пожизненно. Предводительство войсками ордена доверялось маршалу, жившему в Вендене или в Зегевольде.

Для решения военных вопросов, касавшихся ордена, собирался орденский конвент из маршала, фохтов или командиров под председательством магистра.

Дела, касавшиеся всей страны, обсуждались ландтагом, собиравшимся под председательством также магистра. Ландтаг делился на 4 сословий (Stand): духовенство, рыцари, дворяне-вассалы ордена и горожане.

К середине XVI в. Ливонский орден был вовлечен в водоворот крупных событий, в которых играли роль такие сильные государства, как Россия и Швеция; поэтому его значение все уменьшалось, и он постепенно терял свои владения.

К концу XVI в. вся Эстляндия была под протекторатом Швеции. Эзель перешел во владение Дании, Лифляндия досталась Польше.

При последнем магистре Меченосцев ордену принадлежала только Курляндия. Орден прекратил свое существование в 1561 г.

См. также статьи Вольфганга Акунова:

- Орден Братьев-Меченосцев.

См. также:

- Орден Калатравы;

Военная энциклопедия. 1911 г. т. VI.;

Вольфганг Акунов.

Ссылка на статью "ВОЕННО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Храмовники
  • - СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ и ХХI ВЕКЕ
  • - Рыцарские ордена
  • - ОРДЕН МИЛОСЕРДИЯ (ОРДЕН МЕРСЕДАРИАН).
  • - О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ СУВЕРЕННОГО МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА
  • - ГЕРАЛЬДИКА БРАНДЕНБУРГСКОГО БАЛЛЕЯ ВЕЛИКОГО ПРИОРСТВА ГЕРМАНСКОГО ОРДЕНА ГОСПИТАЛЬЕРОВ (СТРАННОПРИИМЦЕВ) СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО.
  • - Орден Милосердия
  • - Великий Магистр Ордена Св. Иоанна Иерусалимского


  • Название статьи: ВОЕННО-МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА


    Источник статьи:  Военная энциклопедия. 1911 г. т. VI.; Вольфганг Акунов.

    Источник изображений:Державные кавалеры. 2010
     
    Рекомендуемая литература по теме этой статьи: Мельвиль М. История ордена тамплиеров. Пер. с фр. Г.Ф.Цыбулько под ред. В.В.Шишкина Санкт-Петербург Евразия. 2007г. 368с.

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru