ВОЕННО-ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ВОЕННО-ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, в обширном смысле слова, подчинение административного устройства некоторых частей Империи военного министерству.
В начале XX века, в той или иной форме в подчинении военного министерству находилось административное устройство 14 областей и о-ва Сахалин.
Административное устройство областей, подчиненных военному министерству, разделялось на 3 вида:
1) административное устройство областей с казацким населением (см. Казаки);
2) административное устройство областей, в которых введено военно-народное управление (см.) и
3) Военно-областное управление в узком смысле слова, образцом коего до 1908 г. были области Тургайская, Семипалатинская и о-в Сахалин (потом только последний), а также управление областями, занятыми по праву войны.
Назначение в области, требующие усиленного внимания правительства вследствие своего географического положения или военных обстоятельств, правителями лиц военных и подчинение их устройства военное ведомству — весьма давнего происхождения. Эту систему управления вызвали к жизни некоторые обстоятельства XVI в., причем тогда, оно выразилась в передаче управления в руки воевод.
Раньше всего воеводское управление было установлено в покоренном царстве Казанском. Затем, воеводы, как представители военно-административной власти, были посланы в Сибирь вслед за её завоеванием.
В 1613 г. воеводское управление заменяло повсюду обычное управление, т. к. неурядица Смутного времени вызвала потребность сильной правительственной власти, для целей "земского строения»; такая система оставалась до 1642 г. Затем, до конца царствования Петра I, воеводское управление существовало только "в украинных городах». Порядок воеводского управления определялся "наказами», которые давались воеводам при назначены их на должность, каковое не могло состояться без сношения с Рейтарским и Иноземским приказами, т.-е. с военными учреждениями.
В 1721 г. Петр Великий ввел Военно-областное управление в землях, населенных казаками; во главе управления этими областями он стал назначать атаманов, подчинив их военной коллегии. Это же управление временно вводилось во вновь занятых областях: так, в 1780 г. были введено военное управление в Таврической области, во главе которого были поставлен императрицей кн. Гр. А. Потемкин.
В 1801 г., по восшествии на престол императора Александра I, было введено военное управление в 5 пограничных губерниях: Киевской, Подольской, Литовской, Малороссийской и Белорусской.
В 1831 г. военное управление введено были в бывшем Царстве Польском, в 1858 г. — в области Семипалатинской, в следующем — Тургайской.
В 1860 г., по покорении Дагестана и присоединении Амурского края, в них было введено военное управление; в 1868 г. такое же управление вводится в Туркестане, в 1869 г. — в Закаспийской области, затем в Степных областях, в 1878 г. — в Кутаисской губернии, в Батумском и Артвинском округах и в Карской области. Потом, в начале XX века, Военно-областное управление, в узком смысле слова, осталось только на о-ве Сахалине и, в случае войны, вводилось в занятых нашими войсками неприятельских областях.
Во главе Военно-областного управления стояло военного министерство, действующее на местах через подчиненных ему начальников областей, которым обыкновенно присваиваивалось название военных губернаторов (см. Военные губернаторы); в областях, занятых по праву войны и разделенных на уезды, военная и гражданская власть вверялась уездным начальникам, которым подчинялись:
1) войска в отношении боевого и служебного их употребления, сохранения общего воинского порядка и дисциплины и сбережения здоровья и
2) коменданты и воинские начальники со всем личным составом их управлений.
Для восстановления спокойствия и порядка, уездные начальники располагали всеми местными военными силами. Уездные начальники состояли в непосредственном подчинении военным губернаторам, по наложению дисциплинарных взысканий по военно-судебной части и по управлению личным составом комендантского управления и управления воинского начальника они пользовались правами командира бригады.
Гражданское управление области также находилось в руках военного губернатора, при котором состояли вице-губернаторы и чиновники особых поручений.
Делопроизводство по управлению областями в гражданском отношении сосредоточивалась в областном правлении, которое пользовалось правами и исполняло обязанности губернского правления, по делам же общественного управления инородцев и сельских обывателей действовало на правах губернского по крестьянским делам присутствия.
Уездные начальники пользовались правами и исполняли обязанности, присвоенные уездному исправнику и уездному полицейскому управлению.
При уездном начальнике состоял помощник и канцелярия.
Управление сельского населения различалось по происхождению жителей:
1) население коренного русского происхождения управлялось на основании общего учреждения общественного управления сельских обывателей;
2) инородческое сельское оседлое и кочевое население управлялось на тех же основаниях, на каких управляется такое же население местностей с военно-народным управлением (см. Военно-народное управление) (Свод Законов т. II, изд. 1902 г.).
К началу XX века, этот вид административного устройства областей представлял только интерес исторический и как форма управления, которая может иметь место при ведении нами войны за пределами Империи.
Источники:
Лохвицкий, Губерния, её земские и правительственные учреждения; Головин, Наше местное управление и местное представительство; Богословский, Областная реформа Петра Великого; Д. Градовский, История местного управления в России; Д. Градовский, Системы местного управления на западе Европы и в России; Труды комиссии для составления проекта губерних учреждений; Б. Чичерин, Областные учреждения России в XVII в.; И. Андреевский, О наместниках, воеводах и губернаторах.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!