ВОЕННО-НАРОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ВОЕННО-НАРОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, подчинение административного устройства некоторых частей Кавказа и Туркестана, населенных малокультурными народностями, военного министерству.
При покорении в 1859 г. Дагестана, наместник кн. Барятинский разделил все земли Кавказа на 3 части, причем в административном отношении одна из них были присоединена к левому крылу Кавказ, линии, другая — к Прикаспийскому краю и третья к Лезгинской кордонной линии. Но опыт первого же года указал на необходимость изыскания для Дагестана, населенного крайне воинствующими и некультурными лезгинами, иных форм управления, которые обеспечивали бы, с одной стороны, спокойствие в присоединенных областях, а с другой — способствовали бы культурному развитию туземцев. Выработанное особой комиссией положение о Военно-народном управлении было Высочайше утверждено 18 июля 1860 г.
В основу были положены принципы управления Алжиром, введенного в 1848 г. Францией, т.е., подчинения всего управления военному начальству. Самое разделение края, по указанию кн. Барятинского, было изменено: Кубинский уезд Дербентской губернии был отделен от Прикаспийского края и присоединен к Бакинской губернии; в гор. Дербенте с Улусским магалом было учреждено градоначальство; из прочих частей Дербентской губернии, Прикаспийского края и Дагестана была образована Дагестанская область, а из Джаро-Белоканского округа — Закатальский округ, с подчинением двух последних военному управлению.
Дагестанская область была разделена на 4 отдела, состоящие из округов и ханств, с подразделением их на наибства.
Во главе управления областей, отделов и округа были поставлены строевые офицеры с званием начальников областей, отделов и округов, при чем права и обязанности их не были определены законом, а действовали они на основании сепаратных указаний наместника.
Сельское управление было оставлено выборное туземное, но выборные лица утверждались начальниками отделов, пользовавшихся в отношении их дисциплинарной властью до смещения с должностей включительно.
Для туземного населения в округе были учреждены окружные суды, в ханствах — словесные суды; высшим судебным местом был Дагестанский народный суд. В этих судах туземное население судилось по народным обычаям, по шариату, в плоть до падения Российской империи.
В Тифлисе было образовано центральное управление по Военно-народному управлению, подведомственное наместнику и военного министру. Затем, в 1868 г. Военно-народное управление на указанных основаниях были введено в Туркестане, образовавшем особое генерал-губернаторство.
В 1869 г. такое же управление введено и в Закаспийской области, бывшей тогда независимой от Туркестанского генерал-губернатора. по окончании русско-турецкой войны 1878 г. Военно-народное управление было применено к присоединенным частям Кавказа—Карсской области и Сухумскому, Батумскому и Артвинскому округам. Наконец, в 1897 г. Военно-народное управление были введено в Семиреченском крае.
Уже в 1883 г. главноначальствующий гражданского частью на Кавказе возбудил вопрос о неприменимости к Кавказу Военно-народного управления и ходатайствовал об изменении этого порядка управления. Однако, Государственный совет не согласился с своевременностью такой реформы и лишь упразднил центральное управление, дела же по Военно-народному управлению были переданы в канцелярию Военно-народного управления, входящую в состав гражданского канцелярии главноначальствующего.
В марта 1906 г. Главный штаба принципиально высказался за допустимость перехода Туркестанского края в ведение министерства внутренних дел с тем, чтобы высшая власть в лице генерал-губернатора объединяла гражданское и военное управление краем, чтобы были оставлены военное губернаторы и на всех должностях административно-полицейского управления сохранены были чины военного ведомства. Однако, в Дагестанской, Карской, Батумской, Закаспийской, Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской, Семиреченской областях, Сухумском и Закатальском округах всё остаётся в неприкосновенности Военно-народное управление, с подчинением военного министру по азиатскому отделению Главного штаба.
Bоенно-народное управление на Кавказе определялось целым рядом особых положений: учреждением управления Кавказского края ст. ст. 102—139 (Свод Законов т. II); особое приложение к закону о состоянии (Св. Зак. т. IX); Высочайшее повеление 18 июля 1860 г. и 8 ноября 1870 г.; положение 29 января и 3 ноября 1871 г.; положение 20 сентября и 27 октября 1878 г.; положение 12 июня 1883 г. и 17 марта 1903 г.; временные правила об общественном управлении для аульных обществ и слобод 1870 и 1879 гг. в Закаспийской обл.; временное положение об управлении Закаспийской областью (Св. Зак. т. III); Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областями; положение об управлении Туркестанского края (Св. Зак. т. II) и в Семиреченской обл.; положение об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской и др. (Св. Зак. т. II), а также положение о военном управлении в этих областей (кн. III Свода Военных Постановлений 1869 г., изд. 2-е).
Во главе Военно-народного управления на Кавказе стоял наместник, а в Туркестане — туркестанский генерал-губернатор.
При наместнике Кавказа и при туркестанском генерал-губернаторе состояли советы, ведению коих подлежали дела:
1) по общему управлению краем,
2) по земским повинностям и
3) по поземельному и податному устройству туземцев.
Начальниками областей являлись военные губернаторы, назначаемые по представлению военного министра.
Управление областями сосредоточивалось в областных правлениях, которые ведали все дела губернских правлений Империи, а также все те дела, для которых в областях не существует особых учреждений: продовольственная часть оседлого и кочевого населения, орошение и оброчная часть.
Области разделялись на округа или уезды с начальниками уезда или округа во главе. Начальники уезда или округа, их помощники и чины полиции назначались из военных чинов; они ведали всеми частями управления туземцев.
Предметы заведывания уездных и окружных начальников почти те же, что уездных исправников в Империи, только несколько шире. Власть их также больше; они имеют право временно отстранять от должности аульных старшин и подвергать должностных лиц общественного управления дисциплинарным взысканиям и аресту до месяца, а всех туземцев, за неисполнение законных распоряжений властей и за ссоры, драки, буйство в публичных местах, за нарушение общественной тишины, непочтение и грубость к лицам, облеченным властью, — аресту до 7 дней и денежному взысканию до 15 руб.
Уезды и округа для управления разделялись на волости и сельские или аульные общества, имеющие определенные территории. Волостями заведовали волостные управители, а сельскими или аульными обществами сельские старшины (аксакалы) или аульные старшины, назначаемые из туземцев по выбору уездного начальника; они облечены дисциплинарною властью и имели право за неисполнение их законных требований и за маловажные проступки подвергать виновных туземцев аресту до 3 дней и денежному штрафу до 3 р.
Сельские и аульные старшины находились в непосредственном подчинении волостных управителей. Подробное указание обязанностей и порядка действий сельских должностных лиц излагалось в инструкциях, получаемых ими от ближнего начальства.
В Туркестане волостные управители, их помощники и сельские старшины выбирались населением на 3 года; выборы производились в присутствии уездного начальника и утверждались военным губернатором.
Заведывание главными оросительными каналами в Туркестане возлагалось на арык-аксакалов, назначаемых военным губернатором, заведывание побочными арыками — на мирабов, избираемых сельскими сходами. На Кавказе общественное управление в аульных обществах горского населения и слободах, находящихся при военных штаб-квартирах, крепостях и укреплениях, организовывалось на основании временных правил, утвержденных наместником 30 декабря 1870 г. и 1 июля 1873 г., по которым оно находится под наблюдением подлежащих военных начальников. Кочевое население Туркестана в каждом уезде также разделялось по количеству кибиток: на волости (не более 2 т. кибиток) и на аульные общества (не более 200 кибиток).
Переходя на летовки или зимовки за пределы своих уездов и областей, а также при прохождении чужих уездов и областей, кочевники подчинялись местным властям. Должностные лица при перекочевках оставались при своих обязанностях и следовали с наибольшей партией.
При кочевках туземцы находились под наблюдением уездных начальников, которые вели учет кочующим кибиткам. Оседлые и кочевые туземцы имели свои особые выборные народные суды, разрешающие дела на основании обычного права, на основании адатов, переходящих из рода в род путем устного предания.
Ближайшее наблюдение за делопроизводством у судей и за правильностью записывания им решений и актов возлагалось на окружного или уездного начальника. Жалобы на решения народных судей подавались окружным или уездным начальникам.
Народный суд составляли: единоличные судьи, съезды судей и чрезвычайные съезды.
Управление духовными делами мусульманского духовенства туземцев было изъято из ведения военного министерства и подчинено министерству внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (Св. Зак. т. XI ч. I). Первоначально при введении Военно-народного управления были установлен принцип полного невмешательства в духовные дела туземцев; но затем стремление к усилению русской власти в целях государственной безопасности, особенно после андижанского восстания 1898 г., побудило военное министерство учредить бдительный надзор за местным мусульманским духовенством, проводником религиозно-нравственного просвещения, поручив его уездному начальнику.
Территориальная организация народного суда и волостных обществ нарушила старое родовое начало, с которым тесно связаны не только обществ, и частная жизнь и интересы туземцев, но и все их правосознание, все его адаты. В своем историческом прошлом туземцы-мусульмане группировались в целый ряд отдельных самостоятельных родов, часто даже враждебных друг другу, различных по своим интересам, обычаям, традициям, даже по времяисчислению. Военно-народное управление, имевшее целью лишь поднятие русской власти и поддержание спокойствия в присоединенных областях, стремилось к ослаблению родов, начала путем искусственные разделения на территориальные волости и общества, независимые от расселения родов, с целью их раздробления и смешения.
Все чины Военно-народного управления, кроме сельских выборных, как военные, так и гражданские, состояли на службе в военном ведомстве, пользовались всеми правами и преимуществами военной службы, являлись участниками эмеритальной кассы военного ведомства и за преступные деяния подсудны, на общих основаниях, военному суду.
Источники:
Сандр, Военное министерство в роли культуртрегера, "Военная Гол.» 1906 г. №№ 184, 185, 186 и 187; Генерал Духовской, Ислам в Туркестан; Гр. Пален, Всеподданнейший отчет о ревизии Туркестанского края; Записка Главного штаба 1906 г. о Военно-народном управлении в Туркестане; Покровский, История России XIX в., т. 9.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.