О ПОПЫТКЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ НА ЛИОНСКОМ СОБОРЕ
О ПОПЫТКЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ НА ЛИОНСКОМ СОБОРЕ
Артур Конан Дойл. "Белый отряд".
"Затем он встретил коренастого мужчину верхом на гнедой лошади, в правой руке мужчина держал четки и длинный двуострый меч, звякавший о его железное стремя. По черной одежде и восьмиконечному кресту на рукаве Аллейн узнал в нем одного из рыцарей-госпитальеров, чей орденский дом находился в Бадсли. Проезжая мимо, рыцарь поднял два пальца и сказал: "Benedico, fili mi". Аллейн снял шапку и преклонил колено, глядя с глубоким почтением на человека, посвятившего свою жизнь борьбе с неверными. Бедный простодушный юноша еще не знал, что между тем, за кого человек выдает себя, и тем, каков он на самом деле, существует огромная разница и что госпитальеры завладели немалой частью богатств злополучных тамплиеров, были слишком избалованы и вовсе не собирались менять свои дворцы на походные палатки и винные подвалы Англии - на безводные пустыни Сирии. Но порой неведение драгоценнее мудрости, ибо Аллейн, шагая дальше, утверждался в мыслях о возвышенной духовной жизни; он рисовал себе, чем ради нее пожертвовал этот человек, и укреплял свою душу его примером, хотя едва ли стал бы это делать, если бы знал, что госпитальер больше думает о мальвазии, чем о мамелюках, и об оленине, чем о победах".
Во второй половине XIII в. в Западной Европе наступила явная и совершенно очевидная духовная перемена. Крестоносный дух больше не имел притягательной силы. Крестоносный идеал все больше тускнел, его место заступили вполне земные и реальные интересы. Они-то и имели определяющее значение для мышления людей и властей той эпохи. Разумеется, этому процессу способствовали постоянные неудачи, которыми оканчивались Крестовые походы, не прекращавшаяся ни на мгновение борьба между императором и папой, честолюбивые планы французского герцога Карла Анжуйского в отношении южной Италии и Ближнего Востока, конфликты между соперничавшими итальянскими морскими державами в палестинских факториях и нескончаемые распри между военно-монашескими Орденами. К тому же папы римские, в силу своего общепризнанного духовного авторитета, часто злоупотребляли идеями Крестовых походов для реализации своих собственных политических планов. Когда папа Григорий Х (1271-1276 гг.) призвал весь христианский мир к новому Крестовому походу - папский призыв распространился по всей Европе вплоть до Финляндии и Исландии - он уже не нашел большого отклика.
Идея Крестовых походов оказалась обесцененной самими папами с глазах потенциальных крестоносцев из-за того, что папы стали объявлять Крестовые походы слишком часто и против кого угодно – например, против не покорных им римско-германских императоров. Теперь, когда духовную награду в виде отпущения грехов стали обещать людям, готовым драться против "схизматиков»-греков, южнофранцузских еретиков-альбигойцев, не желавших платить церковную десятину (и обвиненных за это в ереси) северогерманских штедингских крестьян, итальянских патаренов или отлученных от церкви Гогенштауфенов, "священная война" превратилась всего-навсего в инструмент узко-эгоистической и агрессивной папской политики; и даже верные сторонники папства уже не видели причин, по которым они должны были непременно предпринимать связанное с большими опасностями и неудобствами вооруженное паломничество на Восток, раз им предоставлялось так много возможностей добиться угодных Богу заслуг в ходе военных походов в Европе, сопряженных с гораздо меньшими трудностям и лишениями.
Папа римский Григорий Х в 1274 г. созвал так называемый "Вселенский" собор католической церкви в Лионе, дабы изыскать пути и средства помочь Святой Земле и вновь оживить крестоносный дух. Духовно-рыцарские Ордены были представлены на этом соборе Великим магистром Ордена тамплиеров (бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова) Гийомом де Божё, и делегацией странноприимцев-иоаннитов (рыцарей Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского). В связи с повесткой дня Лионского собора оба этих военно-монашеских Ордена были особенно заинтересованы участвовать в ведшихся на нем переговорах, ведь решения Собора должны были принести им долгожданную помощь в Святой Земле. С другой стороны, они знали, что на Соборе будут вестись переговоры и о том, продолжать ли Орденам существовать в прежней форме, или нет. В связи с новым Крестовым походом Собор принял ряд позитивных решений, которые, однако, не были проведены в жизнь.
Один только Карл Анжуйский, который уже, с папской помощью, именовался "королем обеих Сицилий", усматривал возможность расширить зону своей власти, и стремился к короне Иерусалимского королевства, которую с 1269 г., не без сопротивления также претендовавшей на эту корону Марии Антиохийской, носил кипрский король Гугон III. Претензии Марии Антиохийской были благосклонно выслушаны папой Григорием Х. При посредничестве папы Марии удалось установить связь с Карлом Анжуйским и за солидный выкуп уступить ему свои права на Иерусалимскую корону, так что он отныне мог включиться в политику крестоносных государств в качестве будущего короля Иерусалимского.
Еще одним, весьма заинтересовавшим духовно-рыцарские Ордены, пунктом переговоров на Соборе в Лионе была попытка провести реформу военно-монашеских Орденов или слить все духовно-рыцарские Ордены воедино. Надо сказать, что, кроме чаще всего упоминавшихся нами двух крупнейших Орденов – госпитальеров и тамплиеров, а также Тевтонского Ордена Приснодевы Марии – в Палестине (и не только там!) эпоху Крестовых походов существовало немало других военно-монашеских Орденов – Иерусалимский Орден Святого Гроба Господня (основанный официально в 1120 г., хотя и возводивший свою родословную ко временам Готфрида Бульонского, а то и самого Карла Великого!); Орден Святого Лазаря (специализировавшийся, наряду с военной службой, на лечении преимущественно прокаженных, так что даже его Великим магистром по уставу мог быть только прокаженный, и все рыцари других Орденов, заболевшие столь распространенной на Востоке проказой, по специальному межорденскому соглашению, становились "кавалерами Святого Лазаря"!); Орден Святого Духа (учрежденный в 1190 г.); Акконский госпитальерский Орден Святого Иоанна и Святого Фомы (не путать с Орденом госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского!); Авизский )Авишский) Орден Святого Бенедикта, или Эворы (основанный в 1145 г.); Орден Алькантары (основанный в 1157 г.); Орден Калатравы, или Сальватьерры (основанный между 1158 и 1163 гг.); Орден Крыла Святого Архангела Михаила (основан в 1167 г.); Орден Святого Иакова и Меча, или Сантьяго (основан в 1160-1170 гг.); Орден Лилии (год основания неизвестен); Орден Святого Лаврентия (до нас дошло лишь его название); Орден Благой Смерти (год основания не известен); Орден Пресвятой Богородицы Монжуа (основан в 1180 г.); Орден рыцарей Креста и Звезды (или "крестоносцев со звездой"); Орден Святого Самсона; Орден Святого Георгия и многие другие. Мнение общественности о них, первоначально восторженно-почтительное, значительно переменилось с течением времени.
Положение в Святой Земле и ожесточенные конфликты, которые постоянно разыгрывались между Орденами – прежде всего между тамплиерами и госпитальерами, а также между тамплиерами и тевтонскими рыцарями, выливаясь в открытые вооруженные столкновения, а также вызванное их большими привилегиями эксклюзивное положение военно-монашеских Орденов вызвали к жизни требования реформировать их. Наиболее серьезными и глубокими были противоречия между духовно-рыцарскими Орденами и прелатами западной католической церкви. "Экземция", то есть освобождение Орденов от подчинения местным епископам, делала их подчиненными только высшей духовной власти – самому римскому папе. Епископам и другим князьям церкви в принципе не дозволялось привлекать духовно-рыцарские Ордены к уплате каких-либо финансовых взносов. Мало того, Ордены были сами облечены правом на сбор доброхотных даяний, то есть им дозволялось собирать по всем епископствам деньги на собственные орденские нужды, к тому же, по папскому повелению, епископы и священники были обязаны особо рекомендовать своим прихожанам сдавать на эти нужды деньги. Ордены имели от пап и иные церковные привилегии, умалявшие духовный авторитет епископального духовенства. К их числу относилось, прежде всего, право орденских священников на совершение церковного погребения даже в период "интердикта", являвшегося церковным наказанием, охотно и быстро применявшимся папами в эпоху Средневековья и выражавшегося в запрете на проведение публичных богослужений и церковных погребений. Список папских привилегий и благодеяний, которыми пользовались военно-монашеские Ордены, можно было бы продолжать бесконечно долго.
Итак, делегации военно-монашеских Орденов прибыли на Лионский собор, чтобы высказаться по поводу выдвинутых прелатами предложений, но, прежде всего, для того, чтобы избежать попадания в зависимость от епископского авторитета. Великий магистр и конвент иоаннитов снабдили своих делегатов, отправленных на Лионский собор обсуждать это дело, специальными инструкциями, которые мы воспроизводим ниже в сокращенной форме:
"В случае подчинения Ордена юрисдикции епископов, ему пришлось бы, чтобы сохранить за собой свои владения, сражаться с неверными больше, чем до сих пор. Если папа пожелает подчинить Ордены юрисдикции прелатов, чтобы получить дополнительные средства для утесняемой Святой Земли, то это означало бы не что иное, как забирать левой рукой то, что дается правой...Орден был бы весьма удивлен, если бы папа вздумал отменить все привилегии, которые были предоставлены Ордену с таким тщанием и по столь здравом рассуждении. Пусть уполномоченный укажет для обоснования данной точки зрения на все, что делается Орденом в области ухода за больными и убогими, а именно - в отношении паломников. Ведь здесь речь идет об интересах всего христианства, тем более, что неверные получат обо всем этом самые точные сведения и будут поэтому знать, что Орден в настоящее время беден, не в состоянии обеспечить себя необходимыми лошадьми и людьми и вследствие этого не сможет оказать им должного сопротивления. Ордену и без того уже много раз приходилось переуступать свои доходы и продавать их источники. Пусть же ему будет дана хотя бы возможность действенно противостоять нападениям неверных или же погибнуть во исполнение своих обетов к чести Бога и Христианской веры. Положение Ордена безутешное. Правда, он раньше владел гораздо большими имениями и доходами по эту сторону моря, чем сейчас, однако основная масса доходов во все времена поступала к нему из его западных владений. Но ныне доходы от них, вследствие неурожаев и иных неблагоприятных обстоятельств непреодолимой силы, уменьшились и постоянно сокращаются из-за состояния опустошительных междоусобиц, в котором пребывает большинство стран, кроме Франции и Англии. Теперь же Орден, вследствие последних военных действий на Востоке настолько глубоко погряз в долгах, что ему приходится опасаться не вынести бремя выплаты процентов по ним, на что неоткуда получить необходимые средства".
Инструкция орденским делегатам иоаннитов, отправленным на Лионский Собор, завершается следующим заявлением: "По этому вопросу мы не желаем заявить ничего, кроме следующего: мы являемся верными сынами Святой Римской Церкви, находимся у нее в непосредственном подчинении и останемся таковыми, с Божьей помощью, и в будущем. Мы были ей послушны и намерены оставаться таковыми и впредь. Мы также по-прежнему готовы выполнять наш обет не прекращать ратоборствовать за Святую Землю, и будем использовать для этого все наши средства, в твердой решимости не щадить ради этого и нашей собственной жизни".
Подобно тому, как на Лионском Соборе провалились все попытки вызвать к жизни новый Крестовый поход, так и епископам не удалось навязать свою точку зрения, согласно которой духовно-рыцарские Ордены должны были подчиниться их авторитету, пытаясь таким образом добиться отмены дарованной Орденам папами экземции. Не была одобрена и идея о слиянии всех Орденов в один. На этот раз атака епископата была отражена, благодаря позиции папы. Но во второй раз добиться этого не удалось. Из-за корыстолюбия французского короля Филиппа IV, нашедшего себе ужасного союзника в лице инквизиции, был уничтожен один из военно-монашеских Орденов – "Орден бедных pыцарей Христа и Храма Соломонова". Последний Великий магистр тамплиеров, Жак де Молэ, и другие высокопоставленные храмовники были сожжены в 1314 г. как "повторно впавшие в ересь".
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
В 2009 г. в санкт-петербургском издательстве "Алетейя" вышла в свет книга двух маститых ученых, светил отечественной медиевистики, гг. В.А. Захарова и В.Н. Чибисова "Орден госпитальеров". Уважаемые авторы сочли возможным включить в свою книгу - почти полностью - текст работы Вольфганга Викторовича Акунова "О попытке реформирования духовно-рыцарских Орденов на Лионском соборе", как составной части монографии В.В. Акунова "Краткий очерк истории государств крестоносцев в Святой Земле", первый вариант которой был опубликован (под названием "История крестоносных государств в Святой Земле") на страницах №9 (6/2004), №10 (7/2004), №11 (8/2004), №12 (0/2004), № 13 (1/2005) и № 14(1/2005) московского военно-исторического журнала "Рейтар", второй (расширенный и переработанный) вариант (под названием "Краткий очерк истории государств крестоносцев в Святой Земле") - в книге В.В. Акунова "Божии дворяне. Очерк орденской традиции в Христианстве" (СПб, 2006), третий - на сайте "Проза.ру" (Национальный сервер современной прозы) в 2008 г. (свидетельство о публикации № 2807250310), а также - практически полностью! - текст миниатюры В.В. Акунова "Рыцари Родоса", первый вариант которой был опубликован на страницах журнала "Рейтар» №7 (4/2004) и №8 (5/2004), второй (значительно расширенный и переработанный) - в книге В.В. Акунова "Божии дворяне. Очерк орденской традиции в Христианстве" (СПб, 2006), а третий - на сайте "Проза.ру" (Национальный сервер современной прозы) в 2008 г. (свидетельство о публикации № 2807240441). Включив авторские тексты работ Вольфганга Акунова в свою книгу, высокоученые мужи В.А. Захаров и В.Н. Чибисов не только не дали никаких ссылок на подлинного автора - В.В. Акунова - но даже не упомянули его имени (что за нашим уважаемым Приором и собратом по Ордену Святого Иоанна Иерусалимского, войсковым старшиной Центрального Казачьего Войска, профессором, членом Союза писателей России, к.и.н. Захаровым, к сожалению, водилось и раньше). Мы, естественно, далеки от мысли судиться с собратом по Ордену из-за авторских прав, но все же неприятный осадок остается (тем более, что досточтимый Приор и возлюбленный брат Владимир Захаров и ранее неоднократно позволял себе такое, "позаимствовав", или говоря по-новорусски, "прихватизировав" (а говоря еще точнее - "скоммуниздив"), к примеру, обширные фрагменты авторского текста из миниатюры Вольфганга Акунова "Орден Святого Иоанна Иерусалимского и его Бранденбургский бальяж как исторический прецедент" и вставив их в "свою" двухтомную книгу "Мальтийский Орден. История и современность" а также в "свою" однотомную "Историю Мальтийского Ордена в России" - и это при том, что работа В.В. Акунова несколькими годами ранее была совершенно официально опубликована в томе 9 (157) Сборника Русского Исторического Общества "Мальтийский Орден и Россия", вышедшем в Москве в 2003 г. в издательстве "Русская панорама" под редакцией... самого досточтимого Приора и любезного собрата В.А. Захарова)! Можно было бы привести еще немало аналогичных примеров, если бы не вполне естественное чувство жалости и сострадания к слабости человеческой натуры. Тем не менее, "всему есть предел", и потому мы считаем необходимым сделать перечисленные выше факты откровенного и совершенно беспардонного плагиата достоянием гласности (хотя, конечно, "стыд глаза не выест")...
В завершение же скажем: "Не по-рыцарски все это, ох, не по-рыцарски"!
Здесь конец и Господу нашему слава! Аминь.
Вольфганг Акунов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!