Воздушный флот
ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ
ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ, под воздушным флотом в начале XX века, понимали совокупность управляемых аэростатов и аэропланов, имеющихся в распоряжении государства. Обзор представлений о роли Воздушного флота в начале XX века.
Передвижение с помощью воздушных кораблей есть кратчайшее и скорейшее и поэтому должны были самым удобным для военной целей. Существуют пока два препятствия к осуществлению воздушного передвижения: малый радиус действий и опасность полета. Принимая во внимание современное развитие техники, можно сказать с уверенностью, что решение задачи, т.-е. устранение этих препятствий, заключается в увеличении тоннажа (размеров) летательных аппаратов, что повлечет за собой большую их остойчивость (более правильное и постоянное положение центров тяжести, фигуры и сопротивления), большую подъемную способность, больший запас топлива, большую крепость и наличие запасных двигателей.
Тому же закону увеличения тоннажа подверглись морские суда, коммерческие и военные; естественно учесть заранее эту эволюцию и в судах воздушных. На практике она стала замечаться во Франции и в Англии уже в 1910 г. Управляемые аэростаты подразделяются на малые, до 3 т. кб. м объема, средние, до 6 т. кб. м, и большие от 6 до 10 т. и более кб. м.
Существенную пользу могли принести только большие управляемые аэростаты, т. к. они при большой подъемной силе имели большую скорость (16-17 м/с) и большую продолжительность полета (более 24 ч.) и могли подниматься и совершать полете на высоте до 2 т. м.
Из современных систем управления аэростатов (в начале XX в.) наиболее применимыми признаны полужесткие (аэростаты Лебоди, Клеман-Байяр, Гросса) и мягкие (Парсеваля). В аэростате гр. Цеппелина в последнее время разочаровались даже и в Германии. О наличности в настоящее время управляемых аэростатов в отдельных государствах см. таблицу.
Аэропланы существуют самых разнообразных систем, но для военной целей предпочитают последние образцы Фармана (биплан) и Блерио (моноплан), а в России разрабатываются новые системы Гаккеля и инженер-капитана Вегенера (бипланы). Установить наличное число их нет никакой возможности, т. к. оно весьма быстро меняется. Во всяком случае, по числу аэропланов и летчиков на первом месте стоите Франция, имеющая сейчас до 200 аэропланов, затем — Россия, имеющая около 100 аэропланов и на 3-м месте — Германия.
В отношении воздухоплавательных средств наиболее всего обеспечены Франция, затем Германия, а потом следуют Россия, Англия, Австрия, Италия и др.
Франция имеет большое число заводов и мастерских, изготовляющих управляемые аэростаты, аэропланы, воздухоплавательные двигатели и все вообще относящееся к воздухоплавательной технике; Германия также в последнее время сильно подняла свою воздухоплавательную технику и старается не отстать от Франции и быть независимой от нее.
Россия имеет несколькими заводов и мастерских, изготовляющих аэростаты, аэропланы и принадлежности к ним, но пока двигателей у нас не изготовляют, хотя и делаются к тому попытки, и в этом отношении мы весьма зависим от 3ападной Европы.
Англия, Австрия и Италия находятся в несколько лучших условиях.
В России аэропланы заказываются на русских заводах, а также приобретаются за границею последние модели, особенно отличившиеся при полетах. Наш авиационный флот состоит из аэропланов военного ведомства, отдела Военного флота, во главе которого стоить Великий князь Александр Михайлович, а также различных аэроклубов и отдельных частных лиц (см. таблицу "Управляемые аэростаты европейских государств»).
Воздушным кораблям предстоит, по видимому, значительная роль и в морской войне. Как только летательные машины получать возможность подыматься в любую погоду и опускаться на воду без риска утонуть, им представятся следующие задачи в военно-морском деле: разведка, наблюдение за отдельными участками моря или береговой черты, действия против кораблей и береговых укрепленных пунктов.
Из двух типов воздушных кораблей машины типа аэроплан предпочтительнее считалось, для военно-морского дела, в виду сравнительной безопасности их от артиллерийские огня и меньшей зависимости от ветра. Исполняя задачи разведок и стационарного наблюдения, летательные аппараты имеют громадное преимущество перед всеми другими средствами, благодаря огромному горизонту, быстроте передвижения и способности лучше видеть с высоты предметы, погруженные в воду. Благодаря последней, они облегчат открытие минных заграждений на пути эскадры и обнаружат подход к ней подводных лодок.
В активных действиях против кораблей и портов летательные аппараты заставят суда бронироваться от навесных снарядов и будут способствовать более скорому овладению укрепленными пунктами, поддерживая внезапными ночными атаками тревожное состояние духа осажденных.
Из последних попыток создать аэроплан, пригодный для морской операции, следует указать на аэроплан Гаккеля работы Русско-Балтийского вагоностроительного завода, имеющий гидропланы для посадки на воду (1911 г.). Полеты лейт. Ели (американской службы) и упражнения в посадках на палубы военных кораблей доказывают полную применимость летательных аппаратов к полетам над морем в целях военной службы; в ближайшем будущем большие крейсера будут снабжаться аэропланами также обязательно, как теперь они снабжаются минами, катерами и т. и. Но на ряду с вспомогательным значением летательные аппараты получать, конечно, и самостоятельное значение в арсенале военных средств.
УПРАВЛЯЕМЫЕ АЭРОСТАТЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ.
Название аэростатов. |
Год постройки |
Объем, m3 |
Длина, m |
Диаметр, m |
Число винтов |
Сила двигателей |
Место расположения |
|
Германия |
||||||||
Жёсткие |
||||||||
Цеппелин |
L. Z. 3 |
1908 |
12.109 |
136 |
11,6 |
4 2-х лопастных |
2 x 85 |
Метц |
L. Z 8
|
1910-11 |
19.000 |
146 |
14,0 |
4 2-х лопастных; 2 4-х лопастных |
3 х 120 |
Дюссельдорф |
|
L. Z. 9 |
1909-11 |
17.000 |
132 |
14,0 |
4 2-х лопастных; 2 4-х лопастных |
3 х 120 |
Дюссельдорф |
|
Шютте-Ланц |
1909—11 |
19.500
|
128 |
18,0 |
2 4-х лопастных |
4 х 125 |
Мангейм |
|
Полужесткие |
||||||||
Гросс-Базенов |
M. I |
1907 |
5.200 |
74 |
12,0 |
2 (трехлоп.) |
2 х 75 |
Кельн. |
|
М. II |
1908 |
5.800 |
74 |
12,0 |
2 (трехлоп.) |
2 х 75 |
Метц. |
|
М. III |
1909 |
6.500 |
84 |
12,4 |
2(четырехлоп.) |
4 х 75 |
Тегель. |
|
M. IV |
1911 |
9.600 |
96 |
12,0 |
4(четырехлоп.) |
2 х 200 |
Тегель. |
Мягкие |
||||||||
Парсеваль |
P. L. 1 |
1908 |
3.200 |
60 |
9.4 |
1 (четырехлоп.) |
1 х 85 |
Биттерфельд. |
|
P. I. |
1908 |
4.000 |
60 |
10.4 |
1 (четырехлоп.) |
1 х 85 |
Метц. Воен. |
|
P. II. |
1909 |
6.800 |
70 |
12.5 |
2 (четырехлоп.) |
2 х 110 |
Тегель. Воен. |
|
P.L. 5 |
1909 |
1.800 |
40 |
8,3 |
1 (трехлоп.) |
1 х 25 |
Иоганнисталь. |
|
P.L. 6 |
1910 |
6.700 |
70 |
12,3 |
2 (четырехлоп.) |
2 х 100 |
Иоганнисталь. |
|
P.L. 8 |
1911 |
5.600 |
68 |
11,0 |
2 (четырехлоп ) |
2 х 150 |
Биттерфельд. Воен. |
|
P.L. 9 |
1910 |
1.600 |
40 |
8,0 |
1 (трехлоп.) |
2 х 50 |
Биттерфельд. Воен. |
|
P.L. 10 |
1910—11 |
1 600 |
40 |
8,0 |
1 (трехлоп.) |
2 х 50 |
Биттерфельд. Воен. |
|
P. III |
1911 |
9 500 |
85 |
15,0 |
2 (четырехлоп.) |
2 х 200 |
Биттерфельд. Воен. |
|
P.L. 12 |
1911 |
7.000 |
70 |
13,0 |
2 (четырехлоп.) |
2 х 110 |
Биттерфельд. Воен. |
Клут |
Cl.1 |
1909 |
1.850 |
42 |
8.5 |
2 (двухлоп ) |
2 х 50 |
Биттерфельд. Воен. |
Сименс-Шукерт |
S-S. 1 |
1910 |
13.000 |
118 |
13,2 |
6 - 4 2-х лоп. и 2 4-х лоп. |
2 х 24; 4 х 125 |
Берлин |
Сюшар |
1910—11 |
6.730 |
60,5 |
17,11 |
2 (двухлоп.) |
2 х 110; 1 х 4 |
Киль. |
|
Франция. |
||||||||
Жесткие |
||||||||
Спис |
1911 |
8300 |
88 |
12,0 |
4 (четырехлоп.) |
2 х 120 |
? |
|
Полужесткие |
||||||||
Тип Клеман-Байяр: |
||||||||
|
Ville de Paris |
1906 |
3.500 |
60 |
10,5 |
1 (двухлоп.) |
1 х 70 |
Париж. |
|
Ville de Nancy |
1909 |
3.500 |
53 |
10,0 |
1 (двухлоп.) |
1 х 100 |
Париж. |
|
Colonel Renard |
1909 |
4.100 |
60 |
10,7 |
1 (двухлоп.) |
1 х 100 |
Верден. |
|
Ville de Pau |
1910 |
3.500 |
53 |
10,7 |
1 (двухлоп.) |
1 х 100 |
Париж. |
|
Ville de Lucerne II |
1910 |
7.000 |
80 |
15,0 |
3 (двухлоп.) |
2 х 125
|
Париж. |
|
Ville de Lucerne II |
1911 |
9000 |
85 |
15,0 |
2 (двухлоп) |
2 х 120 |
La Motte Breuil. |
Тип Лебоди: |
||||||||
|
Le Lebaudy |
1905 |
3.300 |
57,5 |
10,38 |
2 (двухлоп.) |
1X70 |
Медон. |
|
Le Liberte |
1909 |
4.200 |
67 |
10,8 |
2 (двухлоп.) |
1X135 |
Париж. |
|
Capitaine Marechal |
1911 |
7.200 |
85 |
12,0 |
2 (двухлоп.) |
2X60 |
Муассон |
Тип Зодиак: |
Z. III. |
1910 |
1.400 |
40,8 |
8,5 |
1 (двухлоп.) |
1X45 |
С.-Сир. |
|
Le Temps |
1911 |
2.300 |
50 |
9,0 |
2 (двухлоп.) |
1X60 |
С.-Сир. |
|
Малеко |
1908 |
1.000 |
34 |
7,4 |
1 (двухлоп.) |
1X30 |
Париж. |
Россия. |
||||||||
Полужесткие. |
||||||||
Лебедь |
1910 |
3.700 |
61 |
10,8 |
2 (двухлоп.) |
1X70 |
Спб. |
|
Кречет |
1910 |
5.500 |
- |
- |
2 (двухлоп.) |
- |
Спб. |
|
Клеман-Байяр |
1910 |
3.500 |
56 |
10,5 |
1 (двухлоп.) |
1X150 |
Брест-Литовск |
|
Зодиак I |
1910 |
2.000 |
45 |
9,0 |
1 (двухлоп.) |
1X50 |
Брест-Литовск |
|
Полужесткие |
||||||||
Зодиак II |
1910 |
— |
— |
— |
— |
— |
Брест-Литовск |
|
Голубь |
1910 |
2.400 |
50 |
10,5 |
2 (двухлоп.) |
1X70 |
Спб. |
|
Сокол |
1911 |
— |
— |
— |
— |
— |
Спб. |
|
Ястреб (Дукс) |
1910 |
— |
— |
— |
— |
— |
Спб. |
|
Кроме того, в постройке 2500 m3 Дюфлон и Константинович и Ижорского завода 8000 m3. |
||||||||
Мягкие. |
||||||||
Парсеваль |
1911 |
6.700 |
70 |
12,3 |
2 (двухлоп.) |
1Х100 |
Спб. |
|
Австрия. |
||||||||
Мягкие. |
||||||||
Парсеваль M. I |
1909 |
2.300 |
49 |
8,6 |
1 (трехлоп.) |
1 х 70 |
Вена |
|
Маложесткие. |
||||||||
Лебоди M. II |
1910 |
3.800 |
69 |
13,0 |
2 (двухлоп.) |
1X100 |
Вена |
|
Кертинг M. III |
1911 |
3.600 |
68 |
10,5 |
2(четырехлоп.) |
2X75 |
Вена |
|
Мансбарт M. IV |
1910 |
8.100 |
91 |
12,7 |
4 (двухлоп.) |
X150 |
Вена |
|
Италия. |
||||||||
Полужесткие |
||||||||
Военный M. I bis |
1909 |
3.450 |
66 |
11,0 |
2 (двухлоп.) |
1X100 |
- |
|
Военный M. II |
1910 |
4.500 |
70 |
11,5 |
2 (двухлоп.) |
1Х110 |
Венеция. |
|
Леонардо-да-Винчи |
1909 |
3.265 |
40 |
14,0 |
2 (пятилоп.) |
1X40. |
Милан. |
|
Гр. Скио |
1910 |
1.500 |
41 |
8,0 |
1 (двухлоп.) |
1X50 |
Скио. |
|
Англия |
||||||||
Полужесткие. |
||||||||
Morning Post (Лебоди) |
1910 |
10.000 |
103 |
12,0 |
2 (двухлоп.) |
2X135 |
Алдергабр. |
|
Клеман-Байяр |
1910 |
7.000 |
76 |
13,2 |
2 (двухлоп.) |
2X130 |
Лондон. |
|
Военный-Бета |
1910 |
600 |
31 |
7,6 |
1 (двухлоп.) |
1X30 |
Лондон. |
|
Военный-Гамма |
1910 |
2.000 |
46 |
9,6 |
2 (двухлоп. ) |
2X50 |
Лондон. |
|
Виллов III |
1910 |
950 |
36 |
12,2 |
2 (двухлоп.) |
1X30 |
Лондон. |
|
Жесткие. |
||||||||
Виккерса и Максима |
1911 |
20000 |
155 |
14,6 |
3 (двухлоп.) |
2X200 |
Лондон. |
|
Испания. |
||||||||
Клеман-Байяр |
1909 |
4.000 |
60 |
10,7 |
1 (двухлоп.) |
1X100 |
Гнадалайара. |
|
Клеман-Байяр |
1910 |
1.600 |
45 |
10,0 |
2 (двухлоп.) |
1X60 |
Гнадалайара. |
|
Япония. |
||||||||
Полужесткие. |
||||||||
Ямада (Военный) |
1910 |
1.400 |
35 |
7,5 |
1 (двухлоп.) |
1X36 |
Осака. |
Дирижабль «Ястреб» на взлёте, начало XX века
Кроме того, имелись управляемые аэростаты в Бельгии, Голландии, Швейцарии и Соединенных Штатах, но в весьма незначительном количестве.
См. также статью:
- Парсеваль, Август, конструктор аэростатов.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.