Воинская повинность в России
Воинская повинность в России.
Исторический очерк.
В древней Руси Воинской повинности в том смысле, как мы понимаем ее теперь, не было.
Земское ополчение сел и городов выступало на войну по постановлению веча, т.–е. того же народа, а дружина находилась в договорных отношениях к князю и никакой обязательной служебной повинности не несла.
С возвышением (с конца XIII в.) Московского княжества этот характер вооруженной силы начал постепенно изменяться. Не допуская существования в государстве договорной службы подданных, московские князья уничтожают право свободного отъезда, и бывшие дружинники, прикрепленные поместной системой к служебному тяглу, становятся государевым служилым сословием, служба которого делается обязательной повинностью.
Бояре, дворяне и бояр, дети обязывались пожизненной и поголовной службой; но это еще не была постоянная служба; служилые дворяне и бояр, дети должны были являться на действительную службу лишь во время войны или в ожидании похода; в мирное время они обыкновенно жили в своих вотчинах и поместьях.
Наряду с этими изменениями происходит также изменения и в положении сельского населения. С уничтожением вечевых обычаев, посадские и крестьяне становятся под полное начало Великих князей, и превращаются в даточных (посошных) людей, обязанных являться к выполнению ратной повинности по первому требованию государя. Но повинность их в отличие от повинности служилого класса, не была пожизненной и личной, т. к. ратное тягло, по общему правилу, лежало не на личности, а на определенной тягловой единице – семье, дворе, посаде и т. д.
До введения постоянных войск, поместные ополчения и ополчения из даточных людей составляли главную боевую силу Московского государства и получили название полков "Русского строя».
К этим двум категориям вооружённые силы, вскоре начали прибавляться разные виды городских ратных людей: стрельцы, пушкари, кузнецы, затинщики, городовые казаки и т. д., комплектовавшиеся охочими, не тяглыми людьми; они получали за свою службу землю, хлебное и денежное жалованье, а также льготы по торговле и промыслам.
В половине XVII ст. наряду с полками Русского строя возникают полки и "иноземного строя»: солдатские, пешие, драгунские, пеше–конные и рейтарские, конные.
Эти полки комплектовались, главным образом, охочими людьми, и лишь впоследствии туда начали набирать боярских детей и даточных людей.
Солдаты, рейтары и драгуны в мирное время жили в своих поместьях или на отведенных им землях и обязаны были собираться в указанное время для обучения ратному делу. Московские войска русского и иностранного строя носили, следовательно, характер поселенных войск; при этом дворяне и боярские дети отбывали ратную повинность пожизненно и поголовно, даточные люди по мере надобности, остальное население несло военной службу в качестве охочих людей.
С созданием при Петре Великом постоянных войск, характер Воинской повинности значительно изменился.
Основные начала военной системы, введенной Петром, заключались в следующем:
1) Военной повинности было обязаны все сословия государства, при чем дворянство обязывалось службой поголовно, а все другие сословия должны были поставлять определенное количество даточных людей, получивших с 1705 г. название рекрут;
2) Служба, была, пожизненная;
3 ) Воинская повинность имела характер не личный, а общинный.
При преемниках Петра эти основные принципы подверглись значительным изменениям. Прежде всего Воинская повинность потеряла характер общеобязательности; от нее были сперва освобождены дворяне, а затем другие классы населения, как–то: купцы, почетные граждане, лица, получившие известное образование, и др., вследствие чего вся тяжесть Воинской повинности легла на низшие классы населения. Затем, установленный Петром пожизненный срок службы с 1793. Г. начал постепенно сокращаться и перед введением всеобщей Воинской повинности равнялся 7 г.
Остался лишь нетронутым общественный характер отбывания Воинской повинности.
Сущность этого принципа заключалась в том, что правительство требовало от общества поставки лишь определенного количества рекрут, и уже само общество определяло, кто из его состава должен был отбыть Воинскую повинность. С установлением этого принципа население само выработало основания для раскладки Воинской повинности внутри общества, обращая внимание на то, чтобы отбывание повинности, возможно, менее расстраивало благосостояние семейств. Этот порядок отбывания Воинской повинности был узаконен в рекрутском уставе 1831 г. и получил название очередного.
Рекрутские повинности, согласно этому уставу, подлежали все сословия, платившие в казну подушную или соответствующую ей подать (мещане, крестьяне казенные, удельные и др.); подлежащие отбыванию этой повинности делились в каждой губернии и области на участки, причем каждый участок отбывал повинность по числу лиц мужского пола, занесенных в ревизию.
Все семейства данного участка вносились в очередные списки по порядку числа состоявших в них работников, которыми считались все способные к труду лица в возрасте 18 – 60 л.; отдельные семейства давали рекрут по очереди, начиная с тех, которые имели наиболее число рабочих рук; имевшие одного работника вовсе освобождались от поставки рекрут; рекруты должны были быть в возрасте 20 – 35 л.
Т. к. очередной порядок оказался сложным, возбуждал на практике много недоразумений и не мог обеспечить армии молодыми рекрутами, то в 1854 г. для государственных крестьян и мещан был введен более упрощенный порядок отбывания повинности – жеребьевый. Сущность его заключалась в том, что к отбыванию Воинской повинности ежегодно привязывались лица, достигшие к 1 января призывного года 20–лет. возраста, причем по семейному положению они подразделялись на 3 разряда: к 1–му относились бессемейные одиночки и члены многорабочих семемейств, к 2–му – члены семейств, имевших 3 работников, к 3–му – члены семейств с двумя работниками; единственные работники в семье от Воинской повинности освобождались.
К отбыванию Воинской повинности призывались раньше всего лица, числившиеся в 1–м, затем во 2–м и, наконец, в 3–м разряде; в каждом разряде вопрос о том, кому идти на службу решался жребием. Как при очередности, так и при жеребьевой системе, допускалась замена лица, сдаваемого в рекруты, друг, лицом; такая замена происходила путем найма заместителя.
В виду плохих нравственных качеств частных заместителей, при Николае I частный наем был заменен казенным; правительство само начало нанимать на службу охотников и по числу поступивших выпускало зачетные квитанции; лица, приобретавшие эти квитанции, могли представить их в любой набор для освобождения себя от службы.
Так как число охотников были невелико, то в царствование Александра II было решено привлекать на вторичную службу нижних чинов, увольняемых в бессрочный отпуск; по числу таких сверхсрочнослужащих выпускались выкупные квитанции. С 1872 г. эти квитанции начали выпускаться в неограниченном размере и, т. обр., каждому обязанному военной службою было предоставлено право избавиться от нее путем денежного выкупа.
Неограниченный выпуск выкупных квитанций привел к тому, что вместо замены у нас установился откуп от Воинской повинности.
Указанные выше порядки отбывания Воинской повинности сохранились вплоть до 1874 г., когда манифестом 1 января у нас были введена всесословная Воинская повинность на началах обязательной и личной службы всех граждан государства.
Источники:
Столетие военного министерства, Главный Штаб; Кн. С. А. Друцкий, Очерк истории русского военного права, 1909; Баграмов, Краткий исторический обзор отбывания военной службы, "Военный Сборник» 1899 г. № 12.
II. Действующее законодательство Российской Империи.
Основные начала принятой в России всеобщей Воинской повинности заключались в следующем:
Воинская повинность обязательна; от отбывания её исключались лишь лица, лишенные всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию присвоенных.
Она – личная, не допускающая ни замены, ни денежного выкупа; замена допускалась лишь в пределах близкого родства, а именно: член семьи, долженствующий поступить на службу или состоящий на ней, м. быть заменен родным или двоюродным братом в возрасте 21-26 л., физически годным к службе, не подлежащим призыву и не числящимся в запасе.
Эта повинность подданническая; ею были обязаны все подданные мужского пола в возрасте 21 – 43 л., причем часть населения отбывала повинность в постоянных войсках, а другая в ополчении; вопрос о том, кому и как отбывать Воинскую повинность решался при призыве, которому подлежали молодые люди, которым к 1 октября призывного года миновало 21 г.
Срок службы был ограничен и распределялся в различных категориях вооруженной силы следующим образом:
|
Постоянные войска |
Число лет |
Ополчение |
||||
Служба действительная |
Запас армии |
1 разряд |
2 разряд |
||||
1 разряд |
2 разряд |
||||||
1) Пехота и пешая артиллерия |
3 |
7 |
8 |
18 |
39-43 |
Для не служивших в постоянных войсках от 21-43 |
21-43 |
2) Остальные войска |
4 |
7 |
6 |
17 |
38-43 |
Воинские чины, прослужившие узаконенные сроки действительной службы, перечислялись в запас армии, разделяющийся на 2 разряда. Первый, состояний из младших возрастов, предназначался в военное время для укомплектования полевых войск, второй – для укомплектования резервных войск, обозных частей и тыловых учреждений.
Деление запаса на 2 разряда было введено после войны с Японией, в 1906 г.
До закона 1906 г. запасные нижние чины при мобилизации м. быть призываемы во все категории вооруженной сил без всякого соотношения к сроку службы запасного. Вследствие этого в действующие войска попадали лица, физически не соответствующие военно-походной службе в войсках 1–ой линии, отсталые в военном деле и обремененные многочисленными семьями.
Государственное ополчение назначалась в случае войны в помощь постоянным войскам; в состав его входило все мужское население в возрасте 21 – 43 л., способное носить оружие и не числящееся в составе постоянной армии. Состоящие в ополчении назывались ратниками и подразделялись на 2 разряда.
В ратники 1–го разряда зачислялись: воинские чины, отбывшие общие сроки службы, и лица, признанные при призыве физическом годными к службе, но не принятые в войска за излишеством; этот разряд предназначался в состав ополченных частей и для усиления и пополнения постоянных войск.
К ратникам 2–го разряда, назначаемого только в состав ополченных частей, принадлежали лица, физически негодные к службе в постоянных войсках, но еще способные носить оружие, и лица, пользующиеся льготою 1–го разряда по семейному положению.
Устав 1874 г., в отступление от принципов общеобязательности и равенства в отбывании Воинской повинности, допускал, однако, в интересах населения ряд льгот и изъятий, сущность которых сводилась к следующему:
1) Совершенное освобождение от Воинской повинности дается: по причинам физическим, – лицам, вследствие физическом недостатков и болезненного расстройства, совершенно неспособным к военной службе, за исключением умышленных членовредителей, зачисляемых во всяком случае на службу; по причинам политическим и бытовым – населению Туркестанского края и некоторых отдаленных округов Сибири, а затем инородческое население Астраханской и Архангельской губерний, Тургайской и Уральской областей и всех губерний и областей Сибири; для мусульманского же населения Терекской и Кубанской областей и Закавказья отбывание Воинской повинности заменено особым денежным сбором; по роду занятий – священнослужителям всех христианских исповеданий; православным псаломщикам, окончившим курс в духовных академиях или семинариях; настоятелям и наставникам общин старообрядцев и сектантов, утвержденных правительством в должностях.
2) Освобождались от Воинской повинности в мирное время: по роду занятий – врачи, ветеринары и фармацевты; преподаватели и штатные воспитатели всех правительственных и других учебных заведений, поименованных в особом списке, и некоторые другие, они зачислялись прямо в запас армии на 18 л.; по семейному положению – безусловно освобождались и зачислялись в ратники ополчения 2–го разряда лица, пользовавшие льготой 1–го разряда по семейному положению, т.–е. единственный сын в семье и единственный способный к труду член семьи; лица, пользовавшиеся льготою по семейному положению 2 и 3 разряда, подвергались жребию наравне с остальными призывными, но принимались на службу лишь в случае недобора новобранцев, причем сперва зачислялись на службу по порядку вынутых нумеров льготные 3–го, а потом 2–го разряда; непринятые на службу зачисляются в ратники ополчения 1–го разряда; по семейному положению льгота 2–го разряда предоставлялась единственному способному к труду сыну при отце, способном к труду, и при братьях, к труду не способных, а льгота 3–го разряда – лицу, непосредственно следующему по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе или умершим на ней; способными к труду считались имеющие 18 – 55 л., за исключением: совершенно не имеющих возможности работать вследствие увечья или болезненного расстройства, сосланных, находящихся в безвестной отлучке более 3 л., находящихся по призыву на действительной службе нижними чинами; по физическом причинам зачислялись в ратники ополчения 2–го разряда лица, которые по телесным недостаткам неспособны к действительной службе, но оказываются по наружному виду способными вообще носить оружие.
3) Отсрочка призыва.
Сущность этого отклонения от принципа равенства отбывания Воинской повинности заключалась в том, что лица призывного возраста в действительности поступали на службу не в том году, когда призываются к жребию, а позже; по причинам физическим она давалась до 2 л. лицам, недостаточно возмужалым, не оправившимся после недавно перенесенных болезней и одержимыми болезнями, не освобождающими совершенно от службы; по имущественному положению она давалась до 2 л. лицам, управляющим лично собственным недвижимым имуществом или принадлежащими им торговым, фабричным и промышленным заведениями; от 3 – 6 л. отсрочки давались переселенцам; в интересах народного образования отсрочка давалась от 22 до 28–лет. возраста воспитанникам учебных заведений 1 и 2–го разряда в зависимости от значения этих заведений и объема курса.
4) Сокращенные сроки службы установлены в интересах народного образования при отбывании Воинской повинности по жребию:
а) для окончивших курс учебных заведений 1–го разряда и 6–классных гимназий и соответственно им учебных заведений; срок действительной службы был установлен для них 2 г., в запасе – 16 л.;
б) для окончивших курс учебных заведений 2–го разряда, учителей начальных училищ, и некоторых других – 3 г. действительной службы и 15 л. в запасе и
в) для вольноопределяющихся 1–го разряда – 1 г. действительной службы, 2–го разряда – 2 г.; состояние в запасе – 12 л.
5) На особых основаниях Воинская повинность отбывалась казачьим населением Империи.
Делами призыва ведали уездные, окружные, городские и губернские по Воинской повинности присутствия; высшая инстанция – Сенат по 1–му департаменту.
Основанием для раскладки Воинской повинности служили призывные участки.
Призывные операции слагались из приготовительного периода:
1) составление призывных списков и разверстка годов, призыва и
2) из операций по призыву и приему на службу.
Первоначально составлялись частные призывные списки, куда вносились лица, которым исполнялся 21 г. к 1 октября призывного года, кроме вольноопределяющихся. По поверке эти списки сводились в общие участковые, после чего учреждения по Воинской повинности к 1 июня представляли в министерство военное и внутренних дел сведения о числе лиц, внесенных в призывные списки каждого участка и общий итог внесенных в списки по каждого уезду.
Распределение годового призыва производилось между губерниями военным министерством, между призывными участками – губернскими по Воинской повинности присутствиями.
Призыв производился в период с 15 октября по 15 ноября.
Призывные присутствия сперва определяли по наружному виду возраст лиц, года которых не м. быть определены по документами. Затем следовала поверка призывных и вынимание жребия; по заполнении жеребьев, списка происходило медицинское освидетельствование призывных, при чем вопрос о годности или негодности к службе разрешался присутствием по большинству голосов.
Лица, признанные годными к службе и входящие в состав контингента, считались принятыми на службу и заносились в приемную роспись.
Прием заканчивался прочтением списка принятых и приведением их к присяге.
Участвовавшие в жребиеметании, но не поступившие на службу, получали свидетельства о явке к исполнению Воинской повинности, представление которых при вступлении в брак и при определении в государственную или общественную службу обязательно для каждого, перешедшего призывной возраст.
Характерной чертой устава о Воинской повинности 1874 г. являлась забота о возможно полном охранении интересов населения. Т. к. при составлении устава число призывных с избытком обеспечивало необходимое количество новобранцев, то уставом были даны широкие льготы по семейному положению, по образованию и роду занятий и, наконец, были сделаны многочисленные изъятия для отдельных народностей.
Однако, по истечении 35 л. действия устава 1874 г., рост вооружённых сил и постепенное сокращение сроков службы потребовало значительного увеличения контингента новобранцев, ежегодно поступавших на пополнение армии; между тем, в то время, как в 1874 г. число лиц, внесенных в призывные списки, равнялось в круглых цифрах 700 т., а а контингент новобранцев – 450 т., т.–е. число лиц, достигающих призывного возраста увеличилось за этот период на 1,7, а контингент новобранцев в 3 раза. Необходимо иметь также в виду, что приблизительно в такой же пропорции возросло число призывных, оказавшихся неспособными к службе в постоянных войсках; число таких лиц в период 1874 – 78 гг. равнялось 6,3% всех подвергшихся освидетельствованию, в 1910 г. оно выросло до 16%. Понятно, что при таких условиях выбор в армию новобранцев, вполне годных к военной службе в физическом отношении, сделался весьма затруднительными. Кроме указанных обстоятельств, причинами не вполне удовлетворительного комплектования армии являлись: неудовлетворительная организация Воинской повинности и нерациональный порядок разверстки контингента новобранцев между районами государства.
Из–за дефектов, обнаружившихся в уставе 1874 г., при Главном управлении Генерального штаба в 1909 г. открыла действие Высочайше учрежденная междуведомственная комиссия по пересмотру устава о Воинской повинности.
Комиссия рассмотрела наиболее существенные и неотложные мероприятия и законопроект о них 14 января 1911 г. внесен в Государственную Думу.
Сущность законопроекта заключалась в следующем:
1) Льготы по семейному положению.
С целью расширения круга лиц, из которых выбираются новобранцы, льгота 1–го разряда сокращена, а именно: единственные сыновья при других способных к труду отнесены к льготным 2–го разряда; для единственного способного к труду члена семьи, младший брат коего достиг 15 л. или старший брат находился по призыву на службе, льгота 1–го разряда отменялась; таким лицам давалась лишь отсрочка призыва до достижения младшим братом 18 л. или до возвращения со службы старшего брата; льгота 3–го разряда почти совершенно упразднялась.
2) Льготы по образованию и роду занятий.
За полученное образование устанавливалась одна льгота – сокращение срока действительной службы до 3 л.; для лиц 1–го разряда по образованию действительной служба сокращалась до 2 л., если они выдерживали экзамен на офицера запаса.
Зачисление в запас без прохождения действительной службы не допускалось, а потому привлекались на действительную службу учителя и преподаватели учебных заведений на 1 г., врачи на 2 г.
Крайне разнообразные отсрочки, дававшиеся для окончания образования, заменялись одинаковой отсрочкой для учащихся всех высших и средних учебных заведений, именно до достижения ими 26 л.; из этого общего правила допускались лишь незначительные изъятия.
3) Вольноопределяющиеся и охотники.
Для подготовки офицеров запаса сохранялся институт вольноопределяющихся, но на других основаниях, направленных к тому, чтобы офицеров запаса было не только достаточно по числу, но и состояли из лиц, способных исполнять обязанности офицера в военное время. (См. Вольноопределяющиеся).
Затем, значительно расширялся прием в войска охотников допуском в таковые всех способных к службе лиц в возрасте 18 – 30 л., независимо от отношения их к Воинской повинности.
4) Организация воинских присутствий.
В интересах усиления в воинских присутствиях представителей от военного ведомства, наиболее заинтересованного и компетентного в деле выбора годных к службе людей, – в состав воинских присутствий включались новые члены от строевых частей армии: в уездные по одному, в губернские – по 3.
5) Разверстка контингента новобранцев и порядок их призыва.
Для более равномерного распределения Воинской повинности на все население Империи, вводилась общеимперская разверстка контингента новобранцев, при которой на пополнение армии прежде всего поступали все без льготные со всей Империи, а в случае недостатка их – льготные, равномерно со всего государства; для более раннего прибытия новобранцев в войска начало общего призыва переносилось с 15 октября на 1 октября.
Также, комиссия разрабатывала один из вопросов 2–ой очереди – о привлечении к Воинской повинности населения, от нее освобожденного.
Осенью 1911 г. в Государственную Думу был внесен также законопроект о порядке введения в действие нового закона о Воинской повинности.
Источники:
Горяинов, Устав о Воинской повинности, изд. 1908 г. с дополнениями; Краткие отчеты о результатах призыва к исполнению Воинской повинности, "Русский Инвалид» 1911 г. №№ 1, 29.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!