Святослав Игоревич, Великий князь
Святослав Игоревич, сын князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги (в крещении - Елены), в малолетстве Святослава, Русью правила его мать Ольга (см.).
Формально титул Великого князя Святослав не имел, но фактически был таковым; по порядку престолонаследия - третий Великий князь.
Согласно летописи, родился около 942 г. Ряд историков, однако, предполагают другую, значительно более раннюю, дату его рождения - 927 г.
При жизни отца Святослав княжит в Великом Новгороде. Об этом пишет в своем сочинении «Об управлении империей» византийский император Константин VII Багрянородный (из Македонской династии; † 9 ноября 959), уточняя «что приходящие из внешней Росии (Русь.) в Константинополь моноксилы (лодки, выдолбленные из одного ствола.) являются из Немогарда (Великий Новгород.), в котором сидел Сфендослав, сын Ингоря, архонта (князя.) Росии».
В конце 944 г. его посол Вуефаст участвует в заключении мирного договора между его отцом Игорем и греками.
Ко времени смерти отца осенью 946 г. (по летописи, осенью 945) находится в Киеве вместе со своей матерью, а также кормильцем (воспитателем) Асмудом и воеводой Свенельдом. Участвует в походе матери на древлян; по рассказу летописи, лично начинает сражение: «суну копьемъ Святославъ [на] деревляны, и копье лечтѣ сквозѣ уши коневи [и] удари в ноги коневи, бѣ во дѣтескъ». После победы в битве и последующей осады г. Искоростеня Ольга принуждает древлян признать власть Святослава.
После завершения древлянской войны находится в Киеве со своей матерью; «и превывдше съ нимъ въ лювъви».
В 957 г. (предположительно) мать Святослава, княгиня Ольга, принимает крещение в Константинополе. По возвращении в Киев она убеждает сына последовать ее примеру, однако Святослав решительно отказывается: «Како азъ хочю инъ законъ прияти единъ, а дружина [моа - Радзивилловская летопись] сему слгѣятися начнутъ». Тем не менее князь не препятствует желающим креститься, но лишь «ругахуся тому».
В 961 г. он, имея союз с византийским императором Романом II (из Македонской династии; † 15 марта 963), посылает ему в помощь русскую дружину для освобождения о-ва Крит (в Средиземном море; ныне в составе Греции) от арабов.
Когда он вырос, то проявил воинственный характер. В летописи, под 964 г., стоит следующее: "Когда князь вырос и возмужал, он начал собирать вокруг себя много храбрых воев, ибо и сам были храбр и быстр, как пардус (леопард), и потому много воевал. Котлов за собою не возил, мяса в походе не варил, но, тонко изрезав конину или зверину, испекал на углях и ел. Шатров у него не было; ложась спать, клал под себя потник, положив седло под голову. Таковы были и вои его".
В 964 г. Святослав совершает свой первый (по летописи) поход - на вятичей.
В следующем 965 г. идет через рр. Оку, Волгу и Днепр на хазар и, действуя в союзе с торками, разоряет крупные хазарские гг. Итиль (столица) и Семендер; побеждает рать хазарского кагана (правителя), а затем берет г. Итиль и крепость Саркел (Белая Вежа, на левом берегу Дона в 4 вер. от станицы Цимлянской; ныне затоплена водохранилищем в Цимлянском р-не Ростовской обл.). В ходе того же похода побеждает ясов и касогов.
В походе по Оке к Волге, наткнулся на лезе на вятичей и спросил: "кому дань даете"? "Хазарам (сказали они), по щелячу от роли (сохи) даем". И пошел Святослав в 965 г. на хазар, победил их, взял и разорил Белую Вежу, их город. Потом, победив ясов и косогов, возвратился в Киев, наложив на обратном пути ту дань на вятичей, которою они платили хазарам.
В 966 г. побеждает вятичей и облагает их данью.
По возвращении, обстоятельства вызвали Святослава на более славную борьбу, с которой связано его исторического имя.
Греческий император Никифор Фока, считая унизительным платить дань болгарскому царю Петру, начал с ним войну и, не надеясь сладить один, просил помощи у Святослава. В 967 г. в Киев присылает византийского патрикия Калокира, личный представитель византийского императора Никифора Фоки (убит в ночь с 10 на 11 декабря 969).
Фока в данном случае следовал традиционной римско-византийской политике – бить варваров варварами.
Он понимал, что в то время, когда Святослав нанесет удар с севера, где страна были беззащитна, он успеет справиться в Азии с более опасными врагами, арабами, и потом добьет обессиленную Болгарию.
По предложению императора (подкрепленному 15 кентинариями золота в качестве аванса), Святослав заключает военный договор о помощи Империи против Болгарского государства и во главе 60-тысячного войска выступает в поход. Как сказано у арабского географа, картографа и путешественника Ибн Хаукаля (конец X в.), в 358 г. х. (24 ноября 968 - 12 ноября 969 г.) князь разбивает хазарское войско кагана и разоряет их города. Придя в дунайскую Болгарию, Святослав побеждает болгар, занимая 80 их городов; садится на княжение в г. Переяславце-Дунайском, «емля дань на грцех».
Для Русской земли не было выгоды в разорении Дунайской Болгарии, а потому земской рати в походе не было. Так думает Гильфердинг; но едва-ли в подобных случаях князья совещались с землею. Святославу, взявшему богатые дары и обнадеженному богатой добычей, выгоднее было совершить дело только с дружиною, поделиться плодами успехов лишь с нею одной. Он любил дружину, и она ему беззаветно были предана (см. ниже, речь С.). С нею-то Святослав и выступил в свой 1-й поход в Болгарию (см. Доростол).
Вскоре однако Святославу пришлось на время возвратиться на Русь, где весной 969 г. Киев осадили печенеги. В Киеве находилась его мать с его малолетними сыновьями. Город спасает находчивость воеводы Претича, который выдает свое войско за авангард армии Святослава.
Получив известие о случившемся, Святослав поспешил к Киеву и, усилив свою дружину воями (земским ополчением), прогнал печенегов в степь.
11 июля того же года в Киеве умирает княгиня Ольга. Святослав оплакивает смерть своей матери и в соответствии с ее волей погребает ее по христианскому обряду. Источники не говорят о месте ее погребения, но по мнению историков XIX в., княгиню могли предать земле в Николаевском (Угорском) монастыре.
Но когда его стали упрашивать остаться в Киеве, то Святослав отвечал:
- Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае (вероятно, нынешний Рущук); там – среда земли моей, туда сходится все хорошее: от грек – наволоки, золото, вино и различные овощи, из Чехии – серебро, из Угрии – кони, из Руси – скора (меха) и воск".
По смерти матери своей, вскоре умершей, Святослав опять отправился в Болгарию, наперед устроив Русскую землю. Святослав раздает княжения своим сыновьям – Ярополка, старшего сына, он посадил в Киеве, Олега – в Древлянской земле, Владимира, сын его наложницы Малуши, – в Великом Новгороде.
Снова началась та эпическая борьба, придавшая героический образ Святославу, из-за которой потомство забыло весь политический вред болгарских походов этого князя.
По возврату ы Болгарию, конце того же года Святослав подавляет восстание, направленное против его власти. Тогда же заключает союз с печенегами и венграми и начинает готовиться к войне с Византией. Переговоры с новым византийским императором Иоанном Цимисхием († 11 января 976) завершаются безрезультатно.
О ходе борьбы см. Доростол.
В конце зимы 969/70 г. русское войско вторгается во Фракию (историческая область между Эгейским, Черным и Мраморным морями; ныне пограничная территория трех стран - Греции, Болгарии и Турции) и захватывает значительную ее часть. Однако весной 970 г. в битве под г. Аркадиополем (к западу от Константинополя) Святослав терпит поражение и отступает в Болгарию.
Весьма характерны речь Святополка под Адрианополем к дружине и ответ последней князю.
- "Нам некуда деться (говорил Святополк); волей, неволей приходится биться с врагом; не посрамим земли Русской, ляжем здесь костьми, мертвые срама не имут; а побежим – один срам, а беды не миновать. Станем крепко, я пойду впереди. Когда я сложу голову, то промышляйте о себе".
Дружина же сказала:
- "Где твоя глава ляжет, там и наши головы сложим".
Из воевод Святослава, более других прославился Свенельд, особенно защитою Переяславля балканского.
Военные действия возобновляются весной 971 г. Святослав находится в г. Доростоле, когда армия императора Иоанна Цимисхия неожиданно вторгается в Болгарию, и к Пасхе (16 апреля) берет столицу, г. Преслав. В руки византийцев попадает болгарский царь Борис († в 972) с семьей. Лишь незначительная часть русского гарнизона Преслава во главе с воеводой Сфенкелом уходит к Святославу.
В течение трех месяцев Святослав выдерживает осаду византийцев в Доростоле. 20-21 июля происходит новое кровопролитное сражение. Личное мужество князя вызывает восхищение: находясь в самом центре сражения он мужественно сражается и получает жестокий удар мечом по ключице. «[Его] спасла кольчюжная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских (византийских.) копий».
Выбрав момент, когда воины киевского князя удалятся от стен крепости, император Цимисхий ударяет с флангов силами своей конницы. В результате русское войско попадает в окружение. Однако раненому Святославу удается удержать воинов от паники. Возглавив контратаку, он прорывает кольцо окружения и пробивается обратно в крепость, потеряв одного из предводителей войска, гиганта Икмора.
Общие потери русского войска составляют почти 15 тысяч 500 воинов. князь Святослав вынужден согласиться на мирные переговоры, и 23 июля при встрече с императором Иоанном Цимисхием он заключает договор с Византией. По его условиям, русский князь обязуется «имеети миръ и свершену любовь» с Империей и оказывать ей помощь в случае нападения врагов. Тогда же на берегу Дуная происходит личная встреча князя с императором.
Мир, заключенный Святославом с Цимисхием, ничего не изменил в прежних договорах касательно торговли. Русы были приняты в число союзников, т. е. империя обязалась присылать им дары.
22-тысячное русское войско покидает Болгарию и направляется на Русь. Воевода Свенельд советует князю идти в Киев сухопутным путем, в обход днепровских порогов, чтобы избежать столкновения с печенегами, однако Святослав не соглашается. Пройти через пороги из-за печенегов, преградивших им путь, не удается, и русское войско остается на зиму 971/72 г. в г. Белобережьи, где испытывает страшный голод.
Вероятно, к этому времени относится упоминание о гонениях на христиан в войске Святослава. Из недошедшей до нас Иоакимовской летописи (XVII в.), пересказанной у историка В.Н. Татищева († 15 июля 1750), известно, что он даже казнил из-за симпатий к Христианству своего брата Глеба. Другие источники ничего не знают об этом событии.
Весной 972 г. Святослав повторяет попытку прорваться через пороги, однако печенеги вновь преграждают ему путь. В завязавшейся битве русские терпят поражение от печенежского князя Кури; сам Святослав погибает близ днепровских порогов, а из его черепа, по преданию, печенеги делают чашу для вина.
Так кончился этот героический, но бесполезный и даже вредный поход, поскольку, Святослав вооружил болгар не только против себя, но и против Руси.
Автор древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (начало XII в.) дает такую характеристику кн. Святославу: «легъко ходя, аки пардусъ, воины многи творяше ... возъ по соб? не возяше, ни котъла, ни мясъ варя, но потонку изрѣзавъ конину ли, звѣрину ли или говядину, на углех испекъ ядяху; ни шатра имяше, но подъкладъ пославъ и сѣдло в головахъ ... и посылаше къ странамъ, глаголя: хочю на вы ити».
Внешность князя описал его современник, византийский историк Лев Диакон († после 992): «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга».
Будучи язычником, Святослав имел несколько жен. Одна из них, мать Ярополка и Олега, по нелетописным данным, носила имя Предслава и была венгерской или болгарской княжной.
Матерью младшего сына - Владимира была наложница князя по имени Малуша, ключница княгини Ольги (по Эрику Ляссоте - Юльза).
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.