Севастопольский военный порт в конце XIX века
Севастопольский военный порт в конце XIX века
По присоединении к России Крыма (1783 г.), берега его были осмотрены для выбора удобного пристанища зарождавшемуся черноморской флоту, и залив при сел. Ахтиар признан натуральным портом; тогда же приведена в него небольшой эскадра и положено основание портовому городу, получившему название Севастополь (см. это).
Вид порта и города Ахтиар, будущего Севастополя.
Саксония, Лейпциг, 1799-1801 гг. Гейслер, Христиан Готтфрид Генрих (1770-1844).
Бумага, офорт, акварель, гравюра 24,5х67,5 см.
Серия гравированных иллюстраций к трудам П. С. Палласа о народностях, населяющих юг России и Крым. ГЭ
В 1804 г. порт этот назначен главным для черноморского флота, а с 1826 г. город стал быстро отстраиваться, и сделался одним из лучших на черноморском побережье. Миновала тяжелая эпоха крымской кампании с её печальными последствиями для Севастопольского порта и черноморского флота (см. Восточная война 1853/6 г.), и в конце XIX в., с возрождением наших морских сил на Черном море, уже был поднят вопрос о переводе в Севастополь из Николаева главного управления черноморского флота.
Упомянутый выше залив вдается с запада, из Черного моря, внутрь берега на 4 мили, при ширине около ? мили. Глубина при входе – 10 саж., на большой части рейда – 9, а ближе к берегам – до 4 саж.; грунт везде ил, очень удобный для якорной стоянки.
Бухта открыта только западным ветрам, дующим иногда с большой силой, но разводимое ими волнение значительно ослабляется рифами у входа.
От обоих берегов бухты выдаются мысы, образующие большие или меньшие углубления (заливы); у северного берега они незначительны, у южного же – обширны.
1-й залив от входа – Артиллерийская бухта; здесь останавливались мелкие купеческие суда (глубина – 8 до 4 саж.).
Восточнее его вдается другая бухта, о 2 рукавах: западный и самый главный называемой Южною бухтой, а восточный – Корабельною; глубина в обеих – 9 до 4 саж., и самые большие суда могут стоять, ошвартовавшись, вплоть у берега.
Южная бухта служила гаванью для военных судов; на её восточном берегу – располагались ремонтные мастерские для военных судов, небольшой мортонов эллинг, плавучий гидравлический док и 100-тон. плавучий гидравлический кран.
На оконечности мыса, разделяющего Корабельную бухту от Южной, – верфь и механический завод русского общества пароходства и торговли, где также имелся мортоновый эллинг, поднимавший суда до 1.100 тон., и мастерские для постройки и исправления всякого рода судов.
В вершине Корабельной бухты – Алексеевский сухой док, оконченный в 1886 г.
Восточнее последних 2 бухт вдается Килен-балочная бухта; здесь, во времена парусного флота, килевались суда самого большого размера. От Киленбалочной бухты к Инкерману берег Севастопольского залива постепенно возвышается. На северном берегу нет значительных углублений; на нем располагались несколько батарей, а на возвышенности – обширное кладбище и церковь (по виду – 4-граненная пирамида), построенная в память защитников Севастополя, павших 1854/5 г.
Над городом высится монументальный собор Св. Владимира, где погребены адмиралы, положившие свою жизнь на защиту родного города.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!