Сибирская флотилия
Сибирская флотилия.
Владение нашим морским прибрежьем в Восточной Сибири издавна заставляло морское ведомство содержать несколько военных судов для поддержания сообщения между отдельными портами Восточного (Тихого) океана, Охотского м. и Камчатки. Суда эти, находившиеся частью в Охотске, частью в Петропавловске, составляли охотскую флотилию (впоследствии – Сибирскую), численность которой к началу крымской войны была доведена до 8 различных судов (в том числе – 1 винтовая шхуна с машиною в 40 сил).
Попытки военных экспедиций англо-французов в 1854 г. против отдаленных окраин Сибири, а равно экспедиции капитанов Невельского и Казакевича, установившие доступность плавания по Амуру и Шилке, привели к устройству на Амуре постов Петровского и Николаевского; затем, в 1855 г., последовало высочайшее повеление о переводе военного и гражданского управления, а также морской команды из Петропавловска в Николаевский пост; в конце же 1856 г. образована Приморская область, причем учреждена должность военного губернатора и командира портов Восточного округа и флотилии; тогда же последняя переименована в Сибирскую, а Николаевский пост – в Николаевск на Амуре (см. это), с назначением местопребыванием губернатора.
Постепенным развитием новый порт скоро был доведен до возможности производить ремонт машин до 360 сил включительно, что отвечало потребностям, как Сибирской флотилии, так и судов эскадры Тихого океана; для постройки же новых судов имел 2 крытых эллинга. Но незначительная глубина устья Амура, не дозволявшая в Николаевске постройки больших кораблей, краткость периода навигации (всего лишь 4 ? мес.) и отдаленность почти на 2 т. вер. от важнейших южных гаваней заставили обратить внимание на эти последние.
Из них в Новгородской бухте, в заливе Посьета, уже в 1860 г. учрежден военный пост, а затем – такой же и во Владивостоке, дальнейшее развитие которого было естественно: так с 1862 г. коммерческие суда с военным грузом, не успевшие до заморозков попасть в Николаевск, оставляли свои грузы на зиму во Владивостоке, что привлекло в этот порт и военные суда; частое же посещение последних, а иногда и оставление их во Владивостоке на зимовку вызвали в 1864 г. перенесение сюда некоторых мастерских и устройство телеграфного сообщения с Николаевском.
Наконец, в исходе 1868 г., ходатайство Генерал-губернатора Восточной Сибири, Генерал-лейтенанта Корсакова, об улучшении Приморской области имело последствием посылку в нее (1869 г.) особой комиссии, работы которой и повели (1870 г.) к переустройству Приморской области: Амурский полуо-в, Русский о-в и Владивосток, с прилегающим морским побережьем, образовали особое управление в ведении Главного командира портов и островов Восточного округа.
Морские учреждения из Николаевска перенесены во Владивосток, и здесь назначено пребывание Главному командиру.
В 1872 г., с открытием навигации, во Владивосток переведен сибирский экипаж, а с ним и флотилия, в состав которой (по штату 1857 г.) входили 20 различных судов.
До 1888 г. перемен в управлении Сибирской флотилии не произведено, а в этом году, в виде особых соображений, должность Главного командира портов и о-вов Восточного округа заменена должностью командира Владивостокского порта, в звании контр-адмирала, на основании временного штата, высочайше утвержденного 28 июня 1887 г. Согласно этому новому положению, командир порта, подчиняясь высшей военной власти по правилам гарнизонного устава, остался независимым во всем, касающемся морской управления и распоряжений в пределах территории, занятой учреждениями морского ведомства или составляющей его достояние.
В штат порта вошли: портовая контора, магазины и склады, минные и артиллерийские мастерские, строительная часть и проч.
Личный состав Сибирской флотилии составлял 1 сибирский экипаж, в коем 128 лиц офицерского звания и 1.597 нижних чинов.
В самой же флотилии к началу 1894 г. имелось: 4 мореходных канонерских лодки и 2 транспорта, "Алеут» и "Якут» (см. Россия); кроме того – старые транспорты "Ермак» и "Тунгуз» (постройки 1870 г. в Петербурге), 4 миноносца, 8 малых миноносок, пароход "Силач» и крейсер 2-го ранга "Забияка» (последние 2 судна поступили в состав флотилии из Балтийского флота лишь в 1893 г.). С постройкой новых судов, вместе с тем, изменилась и деятельность Сибирской флотилии: транспорты еще продолжали свою специальную службу по снабжению сибирских портов необходимыми материалами, остальные же суда уже прямо составляют военную силу.
При ординарном плавании, Сибирская флотилия состояла под командою начальника эскадры Тихого океана (формируемой главным образом из судов Балтийского флота), и некоторые из судов флотилии ежегодно назначались на морскую станцию в Китай, а 1 или 2 – к Командорским островам, для защиты котикового промысла.
С постоянным содержанием на востоке целой эскадры из наиболее современных судов Балтийского флота и постепенной заменой старых судов Сибирской флотилией новыми типами, возросло и значение Владивостока, т. к., по количеству имеющихся в нем механических средств для ремонта судов, порт этот в начале XX в. занимал самое видное место в числе наших приморских пунктов.
Значение в этом отношении Владивостока еще более утвердилось закладкой в 1891, г. сибирской ж. д. и громадного сухого дока, который мог вмещать самых больших представителей нашего современного, тому времени, флота.
См. также:
- ВЛАДИВОСТОК в начале XX века;
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.