'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Сальватьерры, орден

Орден Сальватьерры

REX LUPUS DEUS

Уж ликуют злые мавры!

А от войска дона Педро

Налицо едва осталось

Девятнадцать человек

Козьма Прутокв (граф А.К. Толстой). "Осада Памбы".

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Рыцарь ордена Сальватьерры в полном доспехе.

К концу VII в. арабы-мусульмане - протагонисты новой веры - ислама - провозглашенной пророком Мухаммедом из мекканского рода Корейшитов (Курайшитов), именуемым христианами "Магометом" (вследствие чего его последователей в христианском мире часто называли "магометанами") - завершили покорение расположенных в Северной Африке христианских земель, принадлежавших православной Восточной Римской (Ромейской, или Византийской) империи. В 709 г. передовой отряд арабов высадился на территории испанского королевства германцев-вестготов. Кроме непосредственно арабов, в завоевании христианской Испании принимали участие коренные жители бывшей восточно-римской Северной Африки - берберы, некоторое время упорно сопротивлявшиеся арабским завоевателям, но, после окончательного покорения, обращенные арабами в ислам. В христианской традиции за арабо-берберскими мусульманскими завоевателями христианской Испании утвердилось собирательное название "мавров" - так еще древние римляне именовали одно из североафриканских племен, соседей нумидийцев). В 711 г. началось полномасштабное вторжение "мавров" в Испанию. Вестготское войско короля Родерика (Родриго) потерпело от мусульман сокрушительное поражение в трехдневной битве при Херес де ла Фронтера. К 714 г. "маврам" сдались все крупные крепости вестготского королевства. Арабы и берберы, воодушевляемые присущим неофитам особым религиозным пылом, захватили не только собственно вестготскую Испанию, но и владения вестготов, расположенные севернее Пиренейских гор. Однако продвижение "мавров" вглубь Франкского королевства (будущей Франции) было остановлено майордомом (формально - домоправителем франкского короля из династии Меровингов, а фактически - правителем) Карлом Мартеллом в битве при Пуатье (хотя набеги мусульман на Франкское королевство и Южную Европу не прекратились и после этой битвы). Слабость Испанского королевства вестготов была обусловлена раздиравшими его острыми внутренними противоречиями, носившими как религиозный, так и политический характер. Враждующие между собой аристократические группировки вели ожесточенную борьбу за престол, поскольку принцип наследования королевской власти от отца к сыну у вестготов так и не утвердился. Усиление позиций кафолической (православной, а не "католической", поскольку раскол единой христианской церкви на восточную, или греко-православную, и западную, т.е. римско-католическую, начался лишь в 1054 г.) христианской церкви (хотя и тяготевшей уже тогда к римским епископам-папам, что выражалось, в частности, в добавлении к христианском Символу Веры знаменитого "филиокве" - добавления, согласно которому, Свято Дух исходит, якобы. не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, с чем православная церковь категорически не согласна и по сей день) в вестготской Испании вызывало недовольство у части вестготов, издавна исповедовавших христианство в форме арианской ереси. Недовольны влиянием христианской церкви испытывали и многочисленные испанские иудеи (проживавшие на Иберийском полуострове еще со времен Римской империи, но обремененные многочисленными поборами и ограничениями с момента утверждения в Вестготском королевстве православной версии христианской религии, вместо арианской ереси), оказавшие существенную поддержку мусульманским завоевателям. Серьезное сопротивление "мавры" встретили лишь на гористом севере Иберийского полуострова, где впоследствии сформировались христианские испанские государства - наследники вестготов.

До 755 г. мусульманская Испания ("страна Аль-Андалус", или "Андалусия", искаженное "Вандалусия", т.е. "страна вандалов" - германского племени, в ходе Великого переселения народов на некоторое время завладевшего римской Испанией, до завоевания ее вестготами)) входила в состав Арабского халифата Омейядов (Умайядов) со столицей в сирийском городе дамаске (вследствие чего охватывавший огромную территорию - от границ Франции до границ Китая - Арабский халифат данного периода именуется Дамасским). Когда же власть в Арабском халифате захватили представители новой династии Аббасидов (сделавшие своей столицей Багдад на реке Евфрате, в связи с чем аббасидский Арабский халифат часто именуют Багдадским), представителю свергнутой династии Омейядов Абд-ар-Рахману удалось утвердиться в Испании, провозгласив себя независимым амиром (князем). В 929 г. амир (эмир) Абд-ар-Рахман III провозгласил себя халифом (преемником пророка Мухаммеда и - теоретически - повелителем всех "правоверных", т.е. мусульман). Поскольку столицей испанских Омейядов стал город Кордова (древняя Кордуба), он вошел в историю под названием Кордовского халифата.

Вызревшие в недрах в началу XI в. тенденции феодальной раздробленности вызвали в 1008-1031 гг. целую серию дворцовых переворотов и междоусобных войн, что привело к распаду Корюовского халифата на несколько десятков независимых "мавританских" княжеств ("тайф"). Крупнейшими среди них были были Кордовская, Толедская. Севильская, Валенсийская и Саргосская "тайфы". Правитель каждой из этих "тайф" именовал себя, как правило, "эмиром".

В ходе завоевательного похода 708-714 гг. в Испанию "маврам" не удалось покорить небольшую территорию между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом - т.н. Астурию, Бежавшие туда после разгрома остатки вестготских войск нашли поддержку у местного горского населения (астуров, басков и кантабров). В 718 г. в битве при Ковадонге направленная для покорения этого последнего очага сопротивления мусульманам "мавританская" карательная экспедиция была разгромлена отрядом "праведного старца" Пелайо (Пелагия), родственника последнего вестготского короля Испании Родерика (без всети пропавшего после разгрома своего войска "маврами" в битве при Херес де ла Фронтера). После этой победы над магометанами (нисколько не поколебавшей власть "мавров" в масштабах всей Испании, но отбившей у них на некоторое время охоту соваться в опасные астурийские горы), Пелайо был провозглашен местными христианами королем Астурии. Тем самым было положено начало испанской Реконкисте ("Отвоеванию" Иберийского полуострова христианами у мусульман).  

К концу 50-х гг. VIII в. короли Астурии, столицей которых был город Овьедо, воспользовавшись междоусобицами в мусульманской Испании, сумели расширить свои владения в несколько раз, присоединив к ним, в частности, область Галисию с городом Сантьяго де Компостела - местом паломничества пилигримов со всей Европы к мощам Небесного Заступника Испании - Святого Апостола Иакова Зеведеева (Иакова Старшего). На границах Астурии к началу IX в. образовалась заградительная полоса,, защищавшая христианские земли от "мавританских" набегов, и одновременно служившая земельным фондом для последующей колонизации и хозяйственного освоения.

В конце VIII в. наряду с христианским королевством Астурией, на Иберийском полуострове сложился еще один центр Реконкисты - испанские владения франков. В 778 г. франкский король и будущий основатель (в 800 г. Священной Римской империи) Карл Великий совершил военный поход на мусульманскую Сарагосу, завершившийся неудачей (причем при возвращении франкского войска на родину в Пиренеях был окружен и истреблен - не мусульманами, а басками! - арьергард франков во главе с Хруодландом, начальником Бретонской марки, будущим главным героем "Песни о Роланде" и идеалом христианского рыцаря, не щадящего своей жизни в борьбе с врагами Христовой Веры). Несмотря на эту неудачу, франкам удалось отвоевать у "мавров" часть территории на востоке Испании, где франки учредили Испанскую марку (пограничную область) своего королевства со столицей в городе Барселоне. Горные районы между Астурией, Каталонией и мусульманскими "тайфами" не раз переходили из рук в руки, пока там в IX-X вв. не образовались 2 новых христианских государства - королевство Наварра и графство Арагон. Таким образом, весь север Иберийского полуострова был отвоеван христианами у "мавров".

В конце Х -начале XI в., после распада франкской Священной Римской Империи Каролингов, на территории Испанской марки образовалось Барселонское графство, поначалу зависимое от Западно-Франкского королевства (Франции). Когда же во Франции в 987 г. была низложена династия Каролингов, графы Барселоны отказались признать своим сюзереном нового короля Франции Гуго Капета, став фактически самостоятельными государями (хотя номинально подчинялись французской короне до 1259 г.). Барселонские графы начали "собирание земель" Испанской марки, за которыми закрепилось название "Каталонии" или "Каталании" (собственно, "Готалании" - там в ходе завоевания Западной Римской империи в свое время расселились племена германцев-готов и союзных с готами иранцев-аланов).

Каталония также участвовала в Реконкисте, хотя и в меньшей степени, чем государства Западной Испании. В борьбе с "маврами" она то одерживала победы, то терпела поражения. К середине X в. барселонские графы были даже вынуждены признать зависимость от Кордовского халифата. В 985 г. "мавры" захватили и разорили столицу графства Барселону, однако вскоре инициатива снова перешла в руки христиан. R XII в. граница была отодвинута на юг, к реке Эбро (древнему Иберу, давшему в свое время название всему Иберийскому полуострову), а ряд мусульманских "тайф", включая Сарагосу (так и не покоренную в свое время Карлом Великим), стал платить дань графам барселонским. 

Астурийские короли, отвоевав у "мавров" ряд крупных городов севернее реки Дуэро, перенесли столицу из Овьедо в Леон (с тех пор их королевство стало именоваться Астуро-Леонским, а впоследствии - королевством Леон). Во второй половине Х в. искусный "мавританский" полководец Аль-Мансур (Альманзор) неоднократно наносил христианам тяжелые поражения, опустошая Астуро-Леонское королевство и Барселонское графство. В результате поражений, понесенных от "мавров", власть королей Леона ослабла и большое влияние в королевстве приобрели графы (первоначально - королевские наместники) Кастилии ("страны замков"), сумевшие объединить раздробленные земли востока страны). В 1035 графы Арагона и Кастилии провозгласили свои графства самостоятельными королевствами. В 1037 г. кастильский король Фердинанд (Фернандо)I разбил леонского короля, пытавшегося внось подчинить его своей власти, и объединил под своим скипетром весь запад христианской Испании (став королем Кастилии и Леона). Т.о. к концу 30-х гг. XI в. на Иберийском полуострове сложились христианские королевства Кастилия, Наварра и Арагон, а также графство Барселона с вассальными территориями, которым противостояло около 30 мусульманских княжеств-"тайф".    

Вследствие описанных выше центробежных процессов, происходивших в мусульманской Испании, период с середины XI по середину XIII в. был временем решающих успехов Реконкисты.

Раздробленные мавританские "тайфы" явились сравнительно легкой добычей христианских государей Иберийского полуострова. Так, в 1085 г. кастильцы отвоевали у "мавров" Толедо (древний Толет, некогда столицу испанского королевства вестготов), крупнейший город Центральной Испании. В начале XII в. арагонцы овладели "тайфами" Уэской и Сарагосой, в 1147 г. при поддержке участников 2-го Крестового похода, был освобожден из-под власти "мавров" портовый город Лиссабон (будущая столица Португальского королевства). В руки христиан к концу XII в. попала большая часть территории Иберийского полуострова. Тем не менее, продвижение их на юг было неизмеримо более медленным, чем было "мавританское" завоевание Испании в VIII в. На то существовал целы ряд веских причин.

Во-первых, среди христианских государств Иберийского полуострова не было единства. Объединение Леона и Кастилии в одно королевство было непрочным. Несколько раз королевства подвергались разделу между сыновьями очередного умершего короля. Окончательно объединение Кастилии и Леона произошло только в 1230 г. 

В 1137 г. Арагон и Кастилия заключили унию, сохранив при этом автономию во внутреннем управлении. 

В 1139 г. португальский граф Альфонс (Аффонсу) Энрикеш отделился со своими владениями от Кастилии и провозгласил себя независимым королем Португалии. Кастилия не признала его таковым и смирилась с отпадением этой области лишь после сокрушительного разгрома кастильских войск португальцами в 1385 г. 

Наварра (со столицей в городе Памплоне), не имевшая, с XII в., общей границы с маврами и постепенно сведшая на нет свое непосредственное участие в Реконкисте (хотя именно наваррцы, как мы увидим, составили костяк военно-духовного Ордена Калатравы-Сальватьерры, о котором у нас пойдет речь ниже), была, тем не менее, постоянно вовлечена в междоусобные войны на полуострове . При короле Санчо Великом, правившем на рубеже X-XII вв., Наварра была настолько сильным королевством, что даже сумела подчинить себе Кастилию и Арагон. Однако после смерти короля Санчо в 1035 г. его держава распалась. Наварра, отойдя от активного участия в Реконкисте (вследствие отсутствия общей границы с маврами) стала попадать во все большую зависимость от соседней Франции. Арагон же, последовательно расширявший свои владения за счет покорения мавританских "тайф", расположенных в долине Эбро, поглотил в XII в. Барселонское графство, связанное с ним общностью внешней политики. В качестве союзников в междоусобицах христианские государства севера Иберийского полуострова нередко привлекали эмиров мусульманских "тайф", что, конечно, тоже замедляло Реконкисту.

Другим фактором, сдерживавшим продвижение Кастилии и Арагона, было периодическое военное вмешательство в испанские дела берберских ("варварийских") мусульманских государств Северной Африки. Эмиры иберийских мусульманских "тайф" не слишком-то охотно прибегали к их помощи, опасаясь попасть от них в зависимость, однако в критических ситуациях берберы наносили тяжелые удары христианским государям. Так, их победы над кастильцами в 1086 г. при Салаке и в 1195 г. при Аларкосе на несколько десятилетий отсрочили решающие успехи Реконкисты. С другой стороны, христианские королевства вели борьбу преимущественно своими силами, помощь извне (Франция, крестоносцы, Генуя, Пиза) оказывалась лишь эпизодически (а в последующие периоды Реконкисты, например, во время борьбы Кастилии и Арагона с Гренадским эмиратом, генуэзские и венецианские корабли даже доставляли гренадским маврам такие важные стратегические материалы, как олово и медь, из Англии, и перевозили им подкрепления из Северной Африки, что вызвало настоящий дипломатический конфликт между испанцами и итальянскими торговыми республиками Генуей и Венецией). 

Важнейшим обстоятельством, определяющим темпы Реконкисты, была объективная возможность подчинения и колонизации отвоеванных у мавров земель. Далеко не всегда имелись средства для строительства крепостей на южных границах, содержания гарнизонов в городах, где нередкими были восстания мусульманского населения. При дефиците людских ресурсов приобретение земель, которые легче было отвоевать у неверных, чем заселить, не создавало стимулов к новым военным походам. Поэтому с XI в. частым явлением становится не завоевание отдельных мусульманских государств, а превращение их правителей в данников, ежегодно выплачивавших Кастилии и Арагону определенные суммы.

В силу упомянутых выше обстоятельств, Реконкиста в XI-XIII вв. осуществлялась не последовательно и планомерно, а достаточно скачкообразно. Главные победы христиан Испании над "маврами" пришлись на первую половину XIII в. В начале века Кастилии удалось урегулировать свои отношения с соседями. В 1212 г. кастильский король Альфонсо VIII во главе союзного войска наголову разбил берберов при Лас Навас де Толоса. После окончательного объединения Леона и Кастилии Реконкиста сделала решительный шаг вперед. В 20-30-е годы XIII в. кастильцы завоевали крупнейшие мавританские "тайфы" - Хаэн, Кордову, Севилью. Захватив "мавританские" город и область Мурсию на Средиземноморском побережье, Кастилия отрезала Арагону путь для Реконкисты на юг. Экспансия Арагона пошла в несколько ином направлении - он со временем утвердил свою власть в Валенсии, на Балеарских островах, на Сицилии, Сардинии и в Южной Италии. Арагонские короли имели также владения в Южной Франции (где, между прочим, поддерживали своих вассалов - графов Тулузских - в борьбе с нашествием северофранцузской армии Симона де Монфора - предводителя Крестового похода против южнофранцузских еретиков-катаров, или альбигойцев). Португалия отвоевала у "мавров" область Альгарвиш, на чем и завершила свое участие в Реконкисте. Таким образом, в руках испанских мусульман во второй половине XIII в. остался лишь город Гренада с прилегающей территорией, включая важный торговый порт Малагу. Гренадский эмират (султанат), после 1340 г., когда христианские войска в битве при Саладо нанесли тяжелое поражение гренадской армии и ее североафриканским союзникам-берберам, перестал представлять угрозу для христиан. Победа христиан над "маврами" в битве при Саладо привела к прекращению военной помощи берберов своим испанским братьям-мусульманам. 

Арагон на протяжении всего периода Реконкисты осуществлял планомерную экспансию в Средиземноморье. Он подчинил балеарские острова (где, после изгнания мавров, в конце XIII-XIV вв. существовало самостоятельное, уже христианское, королевство Майорка, имевшее также владения на континенте), утвердился на Сицилии (1282) и в Неаполитанском королевстве (1442), завоевал остров Сардинию. Кастилия в начале XV в. присоединила Канаррские острова, а Португалия в 1415 г. овладела мусульманским городом Сеутой в Северной Африке и начала свою колониальную экспансию (Конкисту) в Атлантике. После брака наследников кастильского и арагонского престолов - инфанты Изабеллы (Исабель) и принца Фердинанда (Фернандо) - в 1479 г. произошло объединение этих королевств. Наварра, не игравшая более существенной роли на Иберийском полуострове, была в конце XV в. поделена между Арагоном и Францией.

Поистине неоценимую поддержку христианским королям Иберийского полуострова в ходе Реконкисты оказали военно-монашеские (духовно-рыцарские) Ордены.

Одним из старейших иберийских духовно-рыцарских Орденов с полным на то основанием считается испанский Орден Сальватьерры (более известный под названием Ордена Калатравы). Это другое, более распространенное, свое название он получил от крепости Калатрава (арабск.: Кала'ат Рава'а), расположенной в Андалузии и дарованной в 1147 г. духовно-рыцарскому Ордену бедных соратников Христа и Храма Соломонова (храмовников-тамплиеров), который был, однако, вынужден, под натиском "мавров", оставить крепость 10 лет спустя, вследствие чего дорога на древнюю столицу Испании - Толедо - оказалась совершенно открытой для мавританских набегов. Придя в отчаяние от этой позорной "ретирады" тамплиеров (вообще-то совершенно не типичной для известных своей отвагой и доблестью "бедных соратников Христа и Храма Соломонова"!), король Кастилии дон Санчо Сильный предложил принять крепость во владение "любому, кто окажется в состоянии удержать ее", и вдобавок обещал пожаловать смельчаку земельные владения, доход от которых позволит содержать крепость и ее гарнизон в надлежащем состоянии. 

Аббат Цистерцианского монашеского Ордена (под покровительством которого был в свое время создан Орден тамплиеров) из Наварры дон Рамон Сьерра (известный также под именем Раймунд де Серрат) из Фитеро вызвался защитить Калатраву и перебрался в крепость с "белыми монахами" (как прозвали цистерцианцев за белый цвет их орденского облачения) своего аббатства в сопровождении сильного воинского контингента из королевства Наварра. В боях с неверными было, как говорится, сломано немало копий, но к концу 1158 г. аббату Рамону Сьерра удалось очистить область Калатравы от мавританских (и не только мавританских) разбойничьих шаек, прочно закрепив крепость и прилегающие земли за христианами. 

В 1164 г. отважный аббат и лихой рубака Рамон Сьерра переселился мир иной, и его монахи возвратились в Фитеро, оставив рыцарей оборонять крепость Калатраву. Именно тогда для обороны Калатравы от наседавших по-прежнему "мавров" был учрежден Орден Калатравы, чей первый Магистр, рыцарь дон Гарсия, поклялся следовать со своим братством уставу монахов-цистерцианцев и пригласил священников для несения службы в качестве орденских капелланов (клириков). 

В 1179 г. в испанском королевстве Арагон было учреждено Альканизское командорство (по-испански: "энкомьенда") Ордена, перед которым была поставлена задача воевать с "маврами" Валенсии. Со временем оно превратилось в одну из важнейших твердынь Ордена Калатравы на Иберийском полуострове.

В 1187 г. Орден Калатравы был официально присоединен к монашескому Цистерцианскому Ордену и подчинен Моримондскому аббатству цистерцианцев. 

В 1195 г. король Кастильский дон Альфонсо VIII, как уже упоминалось нами выше, был разбит "маврами" в сражении при Аларкосе. В битве погибли или были взяты в плен 25 000 кастильцев и их союзников, в том числе многие "братья" Ордена Калатравы. После своей победы при Аларкосе "мавры" начали медленное, но неуклонное наступление в северном направлении. Орден был вынужден, под натиском магометан, оставить в 1197 г. крепость Калатраву, и его рыцари перенесли свою резиденцию в другую крепость, по которой их Орден получил свое другое название - Орден Сальватьерры. В 1211 г. Ордену Сальватьерры, под не ослабевавшим натиском "нечестивых агарян", пришлось вновь эвакуировать свою штаб-квартиру, но зато в 1212 г. ему удалось вернуть и Сальватьерру, и Калатраву. С этого времени Магистры Ордена Сальваттьерры-Калатравы сконцентрировали свое основное внимание на укреплении позиций Ордена в Кастилии, что, впрочем, не мешало им при всяком удобном случае приобретать владения в других королевствах Иберийского полуострова.

Менее известна борьба Ордена Калатравы-Сальватьерры с врагами Христовой веры на территории Польши. Между тем, не позднее 1224 г. (при Магистре доне Гонсало Яньесе де Новоа) в нижнем течении Вислы, на имевшей важное стратегическое значение высоте Тимау, близ Меве (по-польски: Гнева), уже существовало здание конвента этого испанского Ордена, состоявшего главным образом из "братьев" и "полубратьев", принятых в его ряды в Германии. Задача польского филиала рыцарей Калатравы заключалась в обороне Поморья (Померании) от набегов прусских язычников. Судя по всему, Тимауский конвент Ордена Калатравы был каким-то образом связан с Оливским монастырем Ордена цистерцианцев, расположенным близ портового города Данцига (Гданьска) и сожженным пруссами вскоре прибытия "братьев-рыцарей" Калатравы-Сальватьерры в польское Поморье. Во всяком случае, защита и поддержка монастырей Цистерцианского Ордена (сыгравшего в свое время, как уже говорилось выше, решающую роль в создании Ордена тамплиеров), несомненно, являлась главной задачей рыцарей Калатравы (как и главной задачей добринских рыцарей, о которых пойдет речь ниже) в Померании. 

Тимауский конвент Ордена Калатравы просуществовал, как минимум, до 1230 г., после чего его функции перешли к учрежденному с аналогичной целью в 1228 г. польско-немецкому Добринскому (Добжиньскому) Ордену, полное название которого звучало: "братья-рыцари (воинское братство) Христова в Ливонии Лифляндии) против пруссов" (лат.: fratres militie Christi de Livonia cоntra Prutenos), а сокращенное - "milites Christi de Prussia", то есть "Рыцари Христовы (Воинство Христово) в Пруссии" или "milites Christi fratres de Dobrin",то есть "братья-рыцари (воины) Христовы из Добрина (Добжина)".

Орден рыцарей Христовых из Добрина просуществовал немногим дольше Тимауского конвента рыцарей Ордена Калатравы-Сальватьерры. Уже в 1235 г. Добринский Орден влился в состав Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии. Эмблемой Добринского Ордена были красные звезда и меч на белом (серебряном) поле. Иногда на орденском облачении (лат.: habitus), знаменах и вооружении добринских рыцарей Христовых изображались не 1 меч острием вниз, а 2 скрещенных меча (обычно остриями вниз). Звезда членов Ордена Добжина могла быть желтой (золотой). 

Существует версия, по которой золотую звезду (вместо обычной красной) получали право носить те из добринских рыцарей, которые удостоились чести побывать в Святой Земле. Однако, учитывая сравнительную немногочисленность Добринского Ордена - всего 35 "братьев-рыцарей" плюс 500 "услужающих братьев" - представляется маловероятным, чтобы Орден рыцарей Христовых мог позволить себе роскошь откомандировывать своих членов, срочно необходимых ему на "прусско-померанском фронте", в далекую Палестину.

Знаком принадлежности к Ордену Калатравы-Сальватьерры служил первоначально симметричный (равносторонний) ажурный красный крест на белом поле, с концами в виде лилий ("лилейный", или "лилиевидный", крест) а впоследствии - красный крест с концами, украшенными стилизованными латинскими заглавными "готическими" литерами "М" (начальными буквами имени Пресвятой Девы Марии). 

В своей неоконченной поэме "Алхимик" граф А.К. Толстой упоминает "крест зубчатый Калатравы" на епанче (плаще) своего героя - Раймунда Луллия, состоявшего, по одной из легенд, в молодости в Ордене Калатравы и даже дослужившегося до должности коадъютора (заместителя командора) во владениях Ордена на Балеарских островах. Дошедшие до нас изображения "братьев" и эмблем Ордена Калатравы-Сальватьерры не позволяют назвать его красный крест - в отличие, скажем, от орденского креста госпитальеров или тамплиеров,  "зубчатым" (он скорее может быть назван "ажурным"). С другой стороны, известно, что форма орденских крестов основанных в эпоху Средневековья военно-духовных братств неоднократно изменялась - как правило, от более простой к более сложным (причем, как это не покажется странным для обществ воинов-монахов, и под влиянием моды). 

Первоначально члены Ордена Калатравы носили белые цистерцианские (или тамплиерские) мантии с капюшоном - длинные, до пят, у "братьев-клириков" ("клеригос") и укороченные у "братьев-рыцарей" ("кабальерос"). В военных походах они надевали под мантии поверх доспехов длинные, ниже колен, белые полукафтанья (сюрко) без рукавов, а иногда - белые плащи (с меховым подбоем в холодное время года). В бою они, вероятно, свои длинные орденские плащи не надевали (плащи стесняли движения, к тому же за плащ было легче схватить и стащить рыцаря с коня), ограничиваясь полукафтаьнями поверх лат. Ношение красного креста на белом орденском облачении впервые документально засвидетельствовано в 1397 г., но рыцари Калатравы-Сальватьерры наверняка носили его и раньше, по примеру "братьев" Ордена тамплиеров. 

В 1400 г. хронистами засвидетельствовано ношение членами Ордена Калатравы в военных походах уже не белой, а серой или черной туники (налатника), более короткой, чем полукафтанье предыдущего периода, с красным орденским крестом на левой стороне груди (напротив сердца). В то же время все члены Ордена продолжали носить в своих укрепленных замках-монастырях белые мантии в качестве обязательного монастырского (церковного, или конвентуального,) облачения.

Постепенно Орден Калатравы-Сальватьерры распространил свою деятельность на всю территорию испанских королевств (Наварры, Леона, Кастилии, Арагона, Мурсии, Майорки) и Португалии, сыграв особенно важную роль в борьбе с неверными (причем, как нам уже известно, не только на Иберийском полуострове и в Святой Земле, но даже в далекой Польше, на границе с язычниками-пруссами)! Поэтому руководство другими испанскими и португальскими военно-монашескими Орденами нередко переходило именно к рыцарям Калатравы.

На Иберийском полуострове Орден Калатравы поставил под свой контроль обширную территорию от Толедо до Сьерра-Невады. Его штаб-квартира была перенесена в "Новую Калатраву" (Калатрава ла Нуэва) в Сьерра-де-Аталайо, поскольку старая крепость Калатрава к описываемому времени практически утратила свое стратегическое значение, в связи с передвижением испано-мавританской границы далеко на юг.

Начиная примерно с 1275 г. руководство иберийскими духовно-рыцарскими Орденами стало постепенно переходить в руки представителей высшей аристократии, а затем - короны, вследствие чего они со временем в значительной степени лишились своего прежнего благосостояния. Кроме того, их могущество оказалось ослабленным в результате вовлечения рыцарей-монахов в гражданские войны, буквально раздиравшие христианские королевства Иберийского полуострова  (духовно-рыцарские Ордена, кстати, тоже порой оказывались расколотыми борьбой двух претендентов на звание Магистра). Так, например, в 1354 г. мятежный "антимагистр" Ордена Калатравы, фрей ("брат") Педро Эстеваньес Карпентейро, выставил 600 "копий" против законного Магистра рыцарей Калатравы, фрея Диего Гарсии де Падильи, пользовавшегося поддержкой короля Кастилии дона Педро Жестокого, против которого поднял мятеж собственный сводный брат, внебрачный сын покойного кастильского короля дон Генрих (Энрике) Трастамарский (будущий король Кастилии Генрих II). Об этом так называемом Тратстмарском конфликте еще будет сказано ниже.

Когда мы говорим о "копьях" применительно к Кастилии, Леону, Арагону и Португалии описываемого времени, представляется необходимым учитывать следующее обстоятельство.

За исключением крайнего севера Иберийского полуострова (в первую очередь - королевства Наварра), где сильнее всего ощущалось французское влияние, "копье", как западноевропейская тактическая единица, включавшая в свой состав от 2 до 8 конных и пеших воинов с рыцарем во главе, было неизвестно в армиях иберийских королевств. "Копьем" в них именовался одиночный конный воин, будь то тяжеловооруженный конник - "омбре де лос армас (исп.: hombre de los armas) с длинным рыцарским копьем, предназначенным для таранного удара, или же легковооруженный кавалерист - "хинете" (jinete), по-португальски: "джинете" (это название происходит от сражавшихся на стороне испанских мавров легковооруженных конников, происходивших из берберского племени заната), главным оружием которого было легкое, короткое копье, предназначенное не столько для таранного удара, сколько для метания, или длинный дротик (часто оперенный, наподобие стрелы), а также, нередко, несколько более коротких и легких дротиков (именовавшихся у арабов "джид" или "джерид"). Тактика и вооружение этой легкой конницы были весьма схожи с тактикой и вооружением противостоявшей им на поле боя мавританской легкой кавалерии. "Хинете", облаченные в облегченные доспехи (или вообще лишенные защитного вооружения, кроме легких щлемов и характерных легких кожаных щитов, именовавшихся "дарага" или "адарга", имевших форму овала или среза человеческой почки, почему их и называли "почечными щитами") были вооружены, кроме своих легких копий и (или) дротиков, мечом (или длинным кинжалом), иногда - легким арбалетом (самострелом, называвшимся по-испански "бальеста"). Они ездили в низких седлах с довольно короткими кожаными стременами, также позаимствованными у легкой мавританской кавалерии.   

В ходе Трастамарского конфликта 1350-х и 1360-х гг. (описанного, между прочим, в одной из любимейших книг нашего детства - историческом романе "Белый Отряд" сэра Артура Конан-Дойла), закончившегося победой дона Энрике и гибелью дона Педро в бою - как говорят, от руки своего сводного брата, рыцари Ордена Калатравы-Сальватьерры (как и "братья" других военно-монашеских Орденов - Сантьяго и Алькантары) сражались на обеих сторонах. В свете этих обстоятельств не приходится удивляться тому, что к 1330 г. все иберийские духовно-рыцарские Ордены оказались истощенными и ослабленными, меньшими по численности и в большей степени зависимыми от королей и знати и, в результате, менее эффективными в борьбе с иберийскими мусульманами. К концу этого периода неуклонного упадка Ордены лишились даже остатков своей независимости. В Кастилии король стал Магистром Ордена Калатравы в 1487, Ордена Сантьяго в 1493, а Ордена Алькантары - в 1494 г.

В 1397 г. в Ордене Калатравы-Сальватьерры было отменено обязательное ношение белого кафтана, замененного платьем светского покроя. Поверх него рыцари Калатравы стали носить серую тунику из льняной ткани с красным лилиевидным крестом на груди. В разных источниках "орденские братья" Калатравы изображены одетыми в серые и черные туники, с красными шапочками-"боннетами" на головах. Но в торжественных случаях они по-прежнему носили поверх этой одежды белые орденские плащи и (судя по дошедшим до нас изображениям) гладко брились. 

Несмотря на ослабление в результате участия в междоусобных войнах христиан, иберийские духовно-рыцарские Ордены на протяжении XIV и XV вв. все еще были в состоянии выводить в поле значительные силы. Так, в 1302 г. только в замке Калатрава (штаб-квартире Ордена) проживало 150 "фрейлес кабальерос" (орденских "братьев-рыцарей"). Кроме того, Орден Калатравы имел 40 командорств ("энкомьенд") в конце XIV и от 51 до 58 командорств к началу XVI в. В 1442 г. Великий командор и Кастеллан Ордена Калатравы вывели в поле друг против друга, соответственно, 500 конных и 1200 пеших воинов (Великий командор) и 1200 конных и 800 пеших воинов (Кастеллан). Через 40 лет после этого внутриорденского конфликта Магистр Ордена Калатравы получил только из орденских владений в Андалузии 400 конных воинов и неизвестное количество пехотинцев.     

Как бы то ни было, но Орден Калатравы в ходе своего развития на какое-то время превратился в один из сильнейших и богатейших военно-монашеских Орденов Испании, располагавший к тому же постоянной профессиональной армией, состоявшей из воинов-монахов. В то же время их Орден порой являлся главным оплотом "грандов" (высшей аристократии) в борьбе с постепенно усиливавшейся королевской властью. Не случайно именно командор (комендант замка и правитель прилегающей области) Ордена Калатравы, дон Фернан Гомес де Гусман, выступает как главный отрицательный персонаж и враг короля в "Овечьем источнике" ("Фуэнте Овехуна") знаменитого испанского драматурга XVI в. Лопе де Вега. 

Командно-организационная структура Ордена Калатравы-Сальватьерры (несколько отличавшаяся от структуры других иберийских Орденов) выглядела следующим образом. Во главе Ордена стоял Магистр (Маэстре или Местре). Заместителем Магистра являлся Кастеллан, или Казначей (Клаверо), ниже которого стоял Великий Приор (Приор Майор). Кроме того, в орденское руководство входили Великий Командор (Коммендадор Майор), Квартирмейстер (Обреро) и Знаменосец Ордена (Альферес). Каждое командорство Ордена Калатравы, по Уставу, должно было состоять из 12 "орденских братьев" (но постепенно их реальное число уменьшилось до 4).

В "Библии герцога Альбы" сохранилось изображение знамени-баннера ("бандеры", "банды" или "бандона") Ордена Калатравы. Бандера представляет собой прямоугольное, с 2 косицами, полотнище белого цвета с красным лилиевидным ("процветшим") крестом у древка.

"Братья " военно-духовных Орденов Алькантары и Сан Бенто ди Авиш шли в бой с неверными под аналогичными белыми бандерами, но украшенными лилиевидным крестом не красного, а зеленого цвета.

Рыцари Калатравы-Сальватьерры отличались выдающейся доблестью в почти непрерывной войне с маврами. О степени ожесточенности этой "священной" войны свидетельствует хотя бы следующий эпизод.

В 1482 г., в ходе осады испанскими христианами мусульманского города Лохи, во время последней войны Кастилии и Арагона с Гренадским эмиратом (султанатом), многочисленный отряд кастильской части объединенной христианской армии во главе с Великим Магистром Ордена Калатравы-Сальватьерры доном Родриго Тельесом Хироном, маркизом Кадиса и маркизом Вильена, был направлен на захват и удержание важной в стратегическом отношении высоты Альбохасен, которую предполагалось использовать как артиллерийскую позицию для обстрела Лохи. Однако, прежде чем кастильцы смогли укрепиться на высоте, мавританский военачальник Али Аль-Аттар, командующий мавританским гарнизоном, в ночь с 4 на 5 июля выслал из города отряд легкой конницы за реку Рио-Фирмо. Мусульманская кавалерия укрылась в лесу на восточном склоне Альбохасена еще до подхода туда кастильского отряда. Затем Али Аль-Аттар бросил свою конницу в лобовую атаку на позиции кастильцев, уже укрепившихся на высоте. После первого же столкновения мусульмане начали притворное отступление, выманивая христиан с занятых теми на высоте позиций. Кастильская конница увлеклась преследованием отступающих "мавров", и в этот момент терпеливо выжидавшая своего часа в засаде мусульманская легкая кавалерия атаковала недостроенные укрепления кастильцев на холме Альбохасен с тыла и захватила христианскую артиллерию. Преследовавшие Али Аль-Аттара кастильские конники, увидев, что творится у них в тылу, повернули назад. И тогда Али Аль-Аттар, прекратив свое притворное отступление, ударив сзади по кастильской кавалерии, возвращавшейся на Альбохасен. 

Кровопролитная схватка на склонах Альбохасена длилась целый час, пока на выручку к кастильцам не подоспел сильный конный отряд. Но, при виде подходящего к христианам подкрепления, мавры своевременно отступили, укрывшись за стенами Лохи. Кастильцам был нанесен тяжелый урон. В бою с маврами погиб Великий Магистр Ордена Калатравы-Сальватьерры дон Родриго Тельес Хирон, сраженный 2 арбалетными болтами. Проведя тревожную ночь, Главнокомандующий объединенной христианской армией король дон Фердинанд (Фернандо) Арагонский собрал военный совет и, решив, что позиции христиан ненадежны, приказал войскам отойти назад за реку Рио-Фрио и ждать там подкреплений. Первыми получили этот приказ войска, дислоцированные на высоте Альбохасен. Как только они оставили высоту, их укрепления были заняты мусульманами, поднявшими там свои боевые знамена. При виде мавританских знамен на Альбохасене, основная часть христианского войска (еще не получившая приказа об организованном отходе за реку), поддалась панике, решив, что "мавры" ночью вырезали защитников высоты и теперь предпримут общее наступление. Увидев, что христианское войско пришло в беспорядок, Али Аль-Аттар силами городского гарнизона немедленно совершил вылазку из Лохи, атаковав дезорганизованных воинов Креста. Началось повальное бегство христиан. Самому королю дону Фернандо пришлось, встав во главе импровизированного отряда из рыцарей Ордена Алькантары, собственных придворных и отряда кастильских тяжеловооруженных конников маркиза Кадиса, с копьем в руке (оруженосец короля с его шлемом и мечом затерялся в гиблом бегстве) прикрывать беспорядочный отход христианского воинства под натиском "мавров". Тем временем на помощь Аль-Аттару из Гренады подоспели войска эмира Абу эль Гассана, довершившие разгром испанского войска. Надо ли говорить, что о продолжении осады Лохи уже не могло быть и речи...    

С 1254 г. король начал принимать участие в избрании должностных лиц Ордена Калатравы-Сальватьерры, а с 1476 г. корона стала участвовать и в управлении Орденом. После того, как несколько Великих магистров Ордена Калатравы окончили свою жизнь на эшафоте, царственные супруги Фердинанд (Фернандо) Арагонский и Изабелла (Исабель) Кастильская добились в 1489 г. от папы римского издания буллы о передаче Ордена Калатравы под верховную власть испанского Королевского Дома (последний суверенный Магистр Ордена Калатравы дон Гарсия Лопес де Падилья скончался в 1487 г., и с тех пор рыцари нового Магистра не избирали), а в 1523 г. папа римский Адриан VI, по ходатайству короля Испании и императора Священной Римской империи Карла I (V) Габсбурга, окончательно подчинил Орден Калатравы, вместе с другими духовно-рыцарскими Орденами Испании, власти короля. 

Освобождение "братьев-рыцарей" этих изначально военно-монашеских Орденов от прежних монашеских обетов (от обета безбрачия они были освобождены еще в 1494 г.) окончательно обеспечило превращение иберийских Орденов из военно-монашеских в чисто светские, с их полным подчинением королевской династии (то есть, государству).

С тех пор Орден Калатравы стал королевской наградой за выдающуюся храбрость, причем только для награждения лиц с "безупречными" предками (без примеси иудейской или мавританской крови).

CПИСОК МАГИСТРОВ РЫЦАРСКОГО ОРДЕНА КАЛАТРАВЫ (САЛЬВАТЬЕРРЫ):

1. Дон Гарсия (1164-1169)

2. Дон Фернандо Эскеза (1169-1170)

3. Дон Мартин Перес де Сионес (1182-1100)

4. Дон Нуньо Перес де Киньонес (1182-1199)

5. Дон Мартин Мартинес (1199-1207)

6. Дон Руй Диас де Янгас (1207-1212)

7. Дон Родриго Гарсес (1212-1216)

8. Дон Мартин Фернандес де Кинтана (1216-1218)

9. Дон Гонсало Яньес де Новоа (1218-1238)

10. Дон Мартин Руис (1238-1240)

11. Дон Гомес Манрике (1240-1243)

12. Дон Фернандо Ордоньес (1243-1254)

13. Дон Педро Яньес (1254-1267)

14. Дон Хуан Гонсалес (1267-1284)

15. Дон Руй Перес Понсе (1284-1295)

16. Дон Диего Лопес де Сантсолес (1295-1296)

17. Дон Гарсия Лопес де Падилья )1296-1322)

18. Дон Хуан Нуньес де Прадо (1322-1355)

19. Дон Диего Гарсия де Падилья (1355-1365)

20. Дон Мартин Лопес де Кордуба (1365-1371)

21. Дон Педро Муньис де Годой (1371-1384)

22. Дон Педро Альварес де Перейра (1384-1385)

23. Дон Гонсало Нуньес де Гусман (1385-1404)

24. Дон Энрике де Вильена (1404-1407)

25. Дон Луис Гонсалес де Гусман (1407-1443)

26. Дон Фернандо де Падилья (1443-1444)

27. Дон Алонсо де Арагон (1444-1445)

28. Дон Педро Хирон (1445-1466)

29. Дон Родриго Тельес Хирон (1466-1482)

30. Дон Гарсия Лопес де Падилья (1482-1487).

Здесь конец и Господу нашему слава!



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Сальватьерры, орден"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ОРДЕН МИЛОСЕРДИЯ (ОРДЕН МЕРСЕДАРИАН).
  • - ОБ ОРДЕНЕ МИЛОСЕРДИЯ (ОРДЕНЕ МЕРСЕДАРИАН)
  • - Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье
  • - Было ли "знамя пророка" зеленым?
  • - Орден Милосердия
  • - Херес-де-ла-Фронтера, сражение при
  • - Знамена воинов Ислама
  • - Гум


  • Название статьи: Сальватьерры, орден


    Автор(ы) статьи: В.В. Акунов

    Источник статьи:  

    Рекомендуемая литература по теме этой статьи: Райли-Смит Дж. История крестовых походов. М. Крон пресс 1998 г.

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru