Славяне, или словене

Славяне, или словене (Такое правописание указывал ученый славист, профессор Виктор Иванович Григорович; но силою привычки, опирающейся на авторитет Карамзина, до сих пор удержано первое правописание.), в своих разных разветвлениях, занимают пространство от Адриатического моря до Великого океана.

До 2-й ? XIX столетия большая часть ученых полагала, что Славяне явились в Европе не ранее V в. по Р. X. Но уже польской ученый Лелевель заметил, что в V и VI в. в Европе была такая масса Славян, которые показывает, что это племя – исконный обитатель Европы, ибо в короткое время оно не могло так размножиться.

Ученый чех Шафарик проверил это положение математическим путем (он пошел от известного к неизвестному) и с очевидностью доказал древность Славян в Европе.

Свое исследование Шафарик начал с писателей VI в., гота Иорнанда и грека Прокопия. Оба они говорят с удивлением о Славянах виндах и автах, массы которых занимали прикарпатские склоны. Прокопий пишет: "Прежде Славяне и анты имели одно имя и назывались спорами»; Иорнанд же говорит: "венеты, анты и Славяне происходят от виндов».

Следовательно оба, только разных словами, показывают, что все эти народы были единоплеменны, и оба ни слова не говорят о недавнем приходе этих племен.

Грек Приск (писатель V в.) находит Славян уже за Дунаем. Птолемей (II в.) говорит о прибалтийских венедах или виндах.

Имя венедов упоминают и писатели I в., Плиний и Тацит.

В преданиях скандинавов и финнов винды и венеты называются ванами.(О вендах см.это).

Когда явились Славяне в Европу – на это наука не может дать положительного ответа, так же как и на вопросы: когда явились германцы, келты, пелазги; когда последние разделились на эллинов и латинян.

За исключением финнов, все коренные народы Европы принадлежат к арийскому племени. Разные ветви этого племени явились последовательно одна за другим: сначала – пелазги, потом – кельты, германцы, литовцы, Славяне.

В новое время стали высказывать предположение, что раздробление арийского племени совершилось в Европе от смешения его с разными туземными жителями.

Раз убедившись, что Славяне старожилы в Европе, не покажется уже натяжкой выводы Шафарика о существовании Славян в эпоху Геродота. Шафарик доказывал, что будины и невры, упоминаемые Геродотом в его Скифии, были Славянами.

Немецкий ученый Маннерт считал будин германским племенем.

Английский историк Грот соглашался с Шафариком. (О доказательствах Шафарика см. "Славянские древности», т. I» и "Курс средней истории», С.А.Белова, 1878).

На вендов, антов, будин, невров следует смотреть, как на предков Славян.

К Славянам же Шафарик относит и венетов, живших при Адриатическом море.

Несомненно одно, что венеты Северной Италии не принадлежали ни к латинянам, ни к германцам, ни к кельтам. Мнение о славянстве венетов получает особенную цену, если припомнить, что русская летопись первоначальные жилища Славян помещает по Дунаю, берега которого недалеки от адриатического побережья.

С Дуная Славяне, по преданию, вытеснены были валахами или кельтами и расселились далеко на востоке и севере.

В IX в. по Р. X. Славяне распались на следующие народности:

1) балтийские Славяне (см. это);

2) чехи – по р.р. Морава и Лаба (Эльба);

3) ляхи (поляне, куявцы, мазовшане) – между р.р. Висла, Одра (Одер) и Варта;

4) белые и красные хорваты, разделенные р. Сан;

5) панонские Савяне.

Религиозные верования и быт племени, раскинутого на таком огромном пространстве, при сходственных основных племенных чертах, были различны.

Религия 3ападных Славян довольно отчетливо рисуется в мифологии балтийских Славян (см. это).

Верования же восточных Славян и части южных представляются в таком виде: главные божества – Сварог, бог неба, и Мать сыра земля. От Сварога (Перуна) пошли сварожичи: солнце-красное, источник жизни, и огонь.

Солнцу поклонялись под разными именами: Дажь-Бог, Хорс, Волос, Купало.

От Сварога же происходил Стрибог – бог ветров.

У западных Славян была богиня Жива. В воде жили богини – русалки у русских; у сербов – вилы, горные богини.

Можно предположить, что у западных Славян злое, темное начало олицетворялось в особенном божестве, Чернобог; кроме него, представителями темных сил были: Морена, Кощей и Яга-баба.

Религиозные праздники у Славян представляли борьбу светя и тьмы, летнего солнца и зимнего холода.

Первый праздник совпадал с нынешними святками, в перелом зимы, при повороте солнца на лето. Он назывался коляда (от коло, колесо - символ солнца; другое название авсень – от какого-то божества).

Весенние праздники начинались с нынешней масленицы и кончались на пасхе. На этих праздниках пекли блины, языческое поминальное кушанье.

Весна, воскресение природы, приурочивалась впоследствии к пасхе, Воскресению Христову, и вот в радуницу поныне носят на могилы родителей блины и красные яйца. Яйцо – символ жизни, а красный цвет, напоминавший красное солнышко, д. был служить символом воскресения.

Затем следовал семик, зеленые святки.

Самый большой летний праздник был в честь Купалы (около Иванова дня) и похороны Ярилы. Оба праздника отправлялись в честь производительных сил солнца и сопровождались далеко нецеломудренными обрядами.

Кроме общеплеменных, у каждого рода были свои домашние боги – Домовой, Род, Рожаница, Щур-дед.

У одних племен были храмы и жрецы, у других – только грубые болваны, без жрецов. Но у всех, кажется, приносились человеческие жертвы.

Встречаются в наших песнях, без сомнения, древние божества: Дид, Ладо; Люль или Лель означает тоже деда. Космические-ли это божества, или домашние – неизвестно.

Историк С. М. Соловьев принимает мнение, по которому в русских припевах под словом дед должно разуметь солнце. Лель, Лёля у полабских Славян – отец; Лела в древне церковном – тетка.

Названия Лад, Лада давались любовникам и молодым супругам; предполагая, что первоначально Лад значило солнце, Лада – луну. Волос, или Велес, сперва одно из наименований солнца, превратился в скотьяго бога.

Соловьев думает, что это превращение совершилось под влиянием финнов, у которых было особенное божество, величавшееся Стар-Юнкара (великий господин); он имел власть над всеми животными, но не над человеком.

По первоначальному его значению, вероятно, в "Слове о полку Игореве» певец Баян и назван Велесовым внуком.

Другие историки, принимая слово скот в смысле денег (скотница в глубокой древности – сокровищница), под словами скотий бог разумеют бог богатства. Но этому противоречит превращение Волоса в Св. Власия. Упоминаются еще божества Симаргла (иные читают Сем и Регла) и Мокош; но о них трудно сказать что-либо вероятное. Должно были это чужеземные, инородные боги.

О быте Славян летописец наш говорит: "имели свои обычаи и законы (конечно, не писаные), отцов своих и предания и свой норов» (т. е. свой характер).

За исключением полян, быт остальных восточных Славян наш летописец рисует в непривлекательном виде. О полянах он говорит, что их обычай был тих и кроток; у них были браки; они имели велико стыденье перед матерями, сестрами, снохами. Не то у древлян, радимичей, вятичей, северян. Про эти племена летописец говорит: живуще скотьскы, или же – живаху в лесе, якоже всякий зверь; ели все нечистое (недозволенное христианам); срамословили перед отцы и снохи; браков у них не были, но только игрища между селами; сходились на игрища, на плясанья и на всякия бесовской песни; умыкали себе жен, кто с которой сговорился; имели по 2, по 3 жены. Эта картина рисует ту доисторическую эпоху, когда кончалось так называемое исключительно материнское право, когда дитя принадлежало целому роду, когда у всех был один отец – родоначальник; остальные же члены рода были тетки, дядья (откуда и остался доныне в деревнях обычай называть старших себя тетушками, дядюшками).

Вместе с окончанием старого порядка настало время и начала брачных союзов, на что указывают слова летописца про названные племена, что у них были делом обыкновенным срамословие перед отцами и снохами. Конечно, отцы и снохи появились вместе с семейным началом.

1-ю эпоху гораздо определённые характеризует чешский летописец Козьма Пражский, которой говорит о Славянах, что у них не только поля и рощи были в общем владении, но общность господствовала и в браках, ибо, подобно скотам, каждую ночь вступали в новыми браки.

Профессор Бестужев-Рюмин не признает этого свидетельства, поскольку такого быта не знает история, и во всяком случае (?) он лежит вне её пределов.

Несомненно, вне её пределов, а что этот быт показывают прославления учредителей браков.

Мацеевский("История славянских законодательств») принимает свидетельство Козьмы Пражского. Оно иначе и не могло быть. Летописец указывает на подобное же состояние и у других народов. Например, о жителях Британии он говорит: "В Британии же многие мужи с единою женой спят, по-очереди, Конечно; також-де и многие жены с единым мужем похотствуют». Новые исследования по исторической антропологии большей частью также указывают на этот порядок или беспорядок в глубочайшей древности. Такие известия шокируют только тех людей, которые, вместе с Руссо, еще верят в золотые века времен доисторических. Переход от такого рода жизни к брачным союзам начался в городах, где умыкание девиц было затруднительно.

В городах, вероятно, начались и покупки жен; вено было ценою женщины (у татар – колым); после, с развитием и урегулированием брачного сожития, вено обратилось в приданое. Конечно, это развитие тянулось медленно.

В переходное время девушки оставались вполне свободными. Замечательно, что в преданиях Славян на пороге истории стоят девицы, а не женщины; рядом с 3 братьями, основателями Киева, стоит сестра их Лыбедь, у чехов – Любуша, у поляков – Ванда, у хорватов – Туга и Буга. Богатырши русских сказок сходятся и расходятся с богатырями по уговору. Только в историческое время у русских выступает Ольга с характером охранительницы обычаев и (как ни странно) охранительницы высшего нравственного закона того времени, кровомщения, существовавшего почти у всех народов. Чем более дикости в человеке, тем свирепее и необузданнее его страсти. При такой необузданности, убийства были часты, и обычай кровомщения заставлял обуздывать свои дикие страсти. Убийца навлекал мщение всего рода убитого, не только на самого себя, но и на весь род свой, который тоже становился к нему во враждебные отношения.

Страх перед последствиями сдерживал убийц, конечно, до некоторой, весьма слабый степени.

В 1-м периоде брачных отношений у всех славян существовало многоженство.

В свадебных обрядах, и доныне у крестьян, сохранились следы умыкания девиц. Подле невесты садится брат или другой родственник. Дружка его спрашивает:

- "Зачем ты здесь? Она уже не твоя, а наша».

– "А если она теперь ваша, возражает родственник, то заплатите мне за её прокормление. Я одевал ее, поил, кормил».

Жених должен был уплатить вено.

В обряде погребения весьма печальную роль играла женщина: одну из жен сжигали. При многоженстве требовалось, чтоб одна из жен сопровождала мужа, как говорится, на тот свет. Думали, что женщина скорее приведет в рай. Арабские писатели по этому случаю сообщают, что для такой дели мертвых женили на рабынях, которая, из страха подвергнуться истязаниям, соглашались добровольно собою пожертвовать. Совершались-ли похороны жен при обряде погребения зарыванием – неизвестно. Но при сожигании несомненно, что одна из жен возлагалась на костер вместе с мужем. Об этом свидетельствует арабский писатель Ибн-Фоцлан.

Он подробно описал, виденный им, гнусный обряд. Девушку каждый день поили, доводили до пьяного веселья; она, конечно, чтобы забыться, все пела и плясала. Перед самой смертью ей подали 2 чаши опьяняющего напитка. Под конец вошли к ней в палатку 6 мужчин и по-очереди прилегли к ней. При этом присутствовала старуха, которою называли ангел смерти. По её приказанию, девушку, опьяненную, изнеможённую, клали возле её мнимого супруга; 2 мужчины держали ее за руки, двое за ноги; старуха накидывала ей веревку на шею; из оставшихся без дела мужчин, каждый брал по концу веревки. Во время обряда стучали палицами о щиты, чтобы не слышать было криков девушки, дабы не отнять у других девушек охоты следовать в могилу за господами своими. Гнусен был обряд сожигания живого человека, но сожигание мертвецов заслужило уважение арабов.

Один рус, стоявший у костра в числе зрителей, обратясь к Ибн-Фоцлану, сказал: "Вы арабы – глупы; зарываете милейших вам людей в землю, где их едят гады и черви; мы же предаем покойников огню; подует ветер, и умерший через час в раю».

Какое было у славян представление о будущей жизни – сказать в точности трудно. Несомненно, только, что дуализм славян был детский. Душу они представляли как нечто материальное. Так они предполагали, что зиму покойники спят, а летом переселяются в рощи, на берега рек.

Об основных чертах характера славян можно сказать то же, что относится почти ко всем первобытным народам и отчасти к детям. Славяне быстро переходили от проявления самой крайней доброты к жестокости. Такие смены объясняются тем, что и первобытные народы и дети управляются чувствами. Все писатели единогласно хвалят гостеприимство Славян, ласковость к иностранцам. Хвалят также и обхождение с пленниками; последних они не оставляли рабами на всю жизнь, но через известное число лет отпускали на волю.

Все Славяне питали отвращение к чужому игу.

Во время войны избегали открытых сражений.

Притворным бегством заманивали неприятеля в лес, внезапно возвращались и с разных сторон нападали на оторопевшего врага.

Изменения в строе жизни Славян начались, как и везде, от столкновения с более культурными иноземцами. Посредником в этих изменениях был, конечно, город. Первоначально города представляли не что иное, как укреплённое селение. Вследствие усобиц, у Славян были частые переселения. Переселенцы выбирали места, укрепленные самою природой, усиливали их еще более, огораживали; отсюда и слово город, огороженное место.

В таких местах, вероятно, селились наиболее сильные роды, или куда стекались члены разных родов, наиболее выдававшиеся в них, и составляли новые роды с разными нововведениями, к числу которых относилось и прекращение умыкания девиц.

О том, что в огороженных местах, городах, селились наиболее выдающиеся роды, указывает предание о Кие, Щеке и Хориве, которые засели в Киеве; Киев же давал направление делам всей Полянской земле.

Когда родовой строй стал разрушаться, вместо дида-родоначальника, отца рода, стали выбирать старшин, которые в иных местах назывались князьями. У южных Славян выборных старшин до сих пор сажают в переднем  углу, под образами, чем отчасти и объясняется наше летописпное выражение "посадить князя».

Тогда сажали только не за стол, а на стол, т. е. на престол.

Древний обряд настолования кпязя сохранялся у хорутан до XIV в. На широком поле ставили круглый стол, высеченный из мрамора; на стол садился сельский староста, и к нему знатные паны приводили, в сельской одежде, избранного князя. Староста спрашивал: "Кого ведете?» – "Князя, потому ты должен уступить место». Далее староста допытывался: достоин-ли этого избранный; будет-ли охранять покой земли, защищать вдов и сирот.

По получении утвердительного ответа, староста слегка ударял нового князя и затем уступал ему место.

Князь становился на стол, давал присягу, что будет охранять землю, в знак чего махал мечом на все 4 стороны.

Так избирались и всюду племенные князья до начала Русского государства.

Был-ли князь в то же время и жрецом, – можно найти ответ в следующей сохранившейся колядной песне:

Уродилась коляда

Накануне Рождества

За рекою, за быстрою.

В тех местах огни горят,

Они горят великие.

Вокруг огней скамьи стоят,

Скамьи стоят дубовые.

На тех скамьях добры молодцы,

Добры молодцы, красны девицы

Поют песни колядушки.

В средине их старик сидит,

Он точит свой булатный нож.

Возле котла козел стоит:

Хотят козла зарезати.

Здесь ясно изображена картина готовящегося жертвоприношения, картина, свидетельствующая о её глубокой древности. Без сомнения, она принесена с юга, вероятнее всего – из древней родины Славян, с берегов Дуная (Смысл такого рода песен, несомненно, утрачен был, под влиянием христианства, не вдруг. Точно также и языческие боги медленно исчезали из памяти народа. Но кроме того многие из богов превратились в нечистую силу (домовой, русалки); так были и на Западе. Проповедники христианства не говорили, что эти боги вымысел, но что это – нечистая сила.

Других богов заменили святые: Илья – Перуна (он же у греков – Зевса, на о-ве Эгина). Даже христианские праздники приурочивались ко времени языческой празднеств; например на западе день Св. Цецилии праздновался в день языческой богини Флоры. Замечательно, что враждебные человеку боги (Кощей, Яга-баба) остались только в детской сказках.). Среди пирующих или молящихся сидит жрец-старик, чтобы зарезать жертвенного козла. Этот старик вначале мог быть родоначальником, а потом его обязанности, конечно, исправляли старшины-князья.

Е. А. Б.

Ныне Славяне обитают почти исключительно в Европе и на севере Азии, в Сибири.

Численность и размещение различных народностей Славян, в начале XIX века, показана в следующий таблице (в тыс. человек):

НАРОДНОСТИ Государства, в которых они обитаю   Всего:

                Россия Австро-Венгрия             Германия           Сербия                Болгария            Босния и Герцеговина                Турция Восточная Румелия      Черногория      Румыния           

Русские               71.809   3.096     15           -              -              -              -              -              -              16           74.936

Поляки                5.918     2.645     -              -              -              -              -              -              -              -              11.017

Сербы, кроаты, словены.         7             4.132     -              1.646     -              1.197     -              -              160         45           7.187

Чехи, моравы, словаки,

венды                  21           6.957     181         -              -              -              -              -              -              -              7.159

Болгары             122         30           -              3             1.334     -              1.000     574         -              24           3.067

Итого:  77.877   16.860   2.650     1.649     1.334     1.197     1.000     574         160         86           103.386

 

Главная народность – русские, обитающие преимущество в России (см.); кроме того они жили: в Австро-Венгрии, составляя 42% всего населения в Галиции (Восточной), 41% в Буковине и 3% в Венгрии; затем в небольшом числе – в Германии и Румынии.

За русскими по численности следуют поляки (см.).

Потом – сербы, кроаты (хорваты) и словены (южные народности).

Главная масса их обитало в Австро-Венгрии, именно: кроаты и сербы – в Далмации и Кроации-Славонии, где составляли до 90% всех жителей, в восточной части полуострова Истрия (Прибрежье) и на юго-западе Венгрии; словены – в Краине (до 93%), Штирии и Каринтии (около 1/3), Прибрежье (около 1/3) и отчасти – в Венгрии и Кроации-Славонии; затем сплошь населяли Сербию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и отчасти жили в Румынии и Боснии (главным образом – в Славяно-Сербском уезде Екатеринославской губернии).

4-е место по численности принадлежит группе: чехи, мораване, словаки, венды; из них 1-ые 3 народности обитают главным образом в Австро-Венгрии: чехи – в Богемии, составляя до 2/3 всего её населения, мораване – в Моравии (до 70%) словаки – в северо-западной Венгрии и лишь отчасти – в России (в Волынской губернии); венды живут исключительно в Германии (Восточная Пруссия).

Наконец болгары обитают большей частью в Болгарии, Турции (Восточная Румелия и Македония), на юго-западе Европейской России, в Австро-Венгрии (на юге-востоке Венгрии) и Румынии (Добруджа).

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru