Славяне, или словене
Славяне, или словене (Такое правописание указывал ученый славист, профессор Виктор Иванович Григорович; но силою привычки, опирающейся на авторитет Карамзина, до сих пор удержано первое правописание.), в своих разных разветвлениях, занимают пространство от Адриатического моря до Великого океана.
До 2-й ? XIX столетия большая часть ученых полагала, что Славяне явились в Европе не ранее V в. по Р. X. Но уже польской ученый Лелевель заметил, что в V и VI в. в Европе была такая масса Славян, которые показывает, что это племя – исконный обитатель Европы, ибо в короткое время оно не могло так размножиться.
Ученый чех Шафарик проверил это положение математическим путем (он пошел от известного к неизвестному) и с очевидностью доказал древность Славян в Европе.
Свое исследование Шафарик начал с писателей VI в., гота Иорнанда и грека Прокопия. Оба они говорят с удивлением о Славянах виндах и автах, массы которых занимали прикарпатские склоны. Прокопий пишет: "Прежде Славяне и анты имели одно имя и назывались спорами»; Иорнанд же говорит: "венеты, анты и Славяне происходят от виндов».
Следовательно оба, только разных словами, показывают, что все эти народы были единоплеменны, и оба ни слова не говорят о недавнем приходе этих племен.
Грек Приск (писатель V в.) находит Славян уже за Дунаем. Птолемей (II в.) говорит о прибалтийских венедах или виндах.
Имя венедов упоминают и писатели I в., Плиний и Тацит.
В преданиях скандинавов и финнов винды и венеты называются ванами.(О вендах см.это).
Когда явились Славяне в Европу – на это наука не может дать положительного ответа, так же как и на вопросы: когда явились германцы, келты, пелазги; когда последние разделились на эллинов и латинян.
За исключением финнов, все коренные народы Европы принадлежат к арийскому племени. Разные ветви этого племени явились последовательно одна за другим: сначала – пелазги, потом – кельты, германцы, литовцы, Славяне.
В новое время стали высказывать предположение, что раздробление арийского племени совершилось в Европе от смешения его с разными туземными жителями.
Раз убедившись, что Славяне старожилы в Европе, не покажется уже натяжкой выводы Шафарика о существовании Славян в эпоху Геродота. Шафарик доказывал, что будины и невры, упоминаемые Геродотом в его Скифии, были Славянами.
Немецкий ученый Маннерт считал будин германским племенем.
Английский историк Грот соглашался с Шафариком. (О доказательствах Шафарика см. "Славянские древности», т. I» и "Курс средней истории», С.А.Белова, 1878).
На вендов, антов, будин, невров следует смотреть, как на предков Славян.
К Славянам же Шафарик относит и венетов, живших при Адриатическом море.
Несомненно одно, что венеты Северной Италии не принадлежали ни к латинянам, ни к германцам, ни к кельтам. Мнение о славянстве венетов получает особенную цену, если припомнить, что русская летопись первоначальные жилища Славян помещает по Дунаю, берега которого недалеки от адриатического побережья.
С Дуная Славяне, по преданию, вытеснены были валахами или кельтами и расселились далеко на востоке и севере.
В IX в. по Р. X. Славяне распались на следующие народности:
1) балтийские Славяне (см. это);
2) чехи – по р.р. Морава и Лаба (Эльба);
3) ляхи (поляне, куявцы, мазовшане) – между р.р. Висла, Одра (Одер) и Варта;
4) белые и красные хорваты, разделенные р. Сан;
5) панонские Савяне.
Религиозные верования и быт племени, раскинутого на таком огромном пространстве, при сходственных основных племенных чертах, были различны.
Религия 3ападных Славян довольно отчетливо рисуется в мифологии балтийских Славян (см. это).
Верования же восточных Славян и части южных представляются в таком виде: главные божества – Сварог, бог неба, и Мать сыра земля. От Сварога (Перуна) пошли сварожичи: солнце-красное, источник жизни, и огонь.
Солнцу поклонялись под разными именами: Дажь-Бог, Хорс, Волос, Купало.
От Сварога же происходил Стрибог – бог ветров.
У западных Славян была богиня Жива. В воде жили богини – русалки у русских; у сербов – вилы, горные богини.
Можно предположить, что у западных Славян злое, темное начало олицетворялось в особенном божестве, Чернобог; кроме него, представителями темных сил были: Морена, Кощей и Яга-баба.
Религиозные праздники у Славян представляли борьбу светя и тьмы, летнего солнца и зимнего холода.
Первый праздник совпадал с нынешними святками, в перелом зимы, при повороте солнца на лето. Он назывался коляда (от коло, колесо - символ солнца; другое название авсень – от какого-то божества).
Весенние праздники начинались с нынешней масленицы и кончались на пасхе. На этих праздниках пекли блины, языческое поминальное кушанье.
Весна, воскресение природы, приурочивалась впоследствии к пасхе, Воскресению Христову, и вот в радуницу поныне носят на могилы родителей блины и красные яйца. Яйцо – символ жизни, а красный цвет, напоминавший красное солнышко, д. был служить символом воскресения.
Затем следовал семик, зеленые святки.
Самый большой летний праздник был в честь Купалы (около Иванова дня) и похороны Ярилы. Оба праздника отправлялись в честь производительных сил солнца и сопровождались далеко нецеломудренными обрядами.
Кроме общеплеменных, у каждого рода были свои домашние боги – Домовой, Род, Рожаница, Щур-дед.
У одних племен были храмы и жрецы, у других – только грубые болваны, без жрецов. Но у всех, кажется, приносились человеческие жертвы.
Встречаются в наших песнях, без сомнения, древние божества: Дид, Ладо; Люль или Лель означает тоже деда. Космические-ли это божества, или домашние – неизвестно.
Историк С. М. Соловьев принимает мнение, по которому в русских припевах под словом дед должно разуметь солнце. Лель, Лёля у полабских Славян – отец; Лела в древне церковном – тетка.
Названия Лад, Лада давались любовникам и молодым супругам; предполагая, что первоначально Лад значило солнце, Лада – луну. Волос, или Велес, сперва одно из наименований солнца, превратился в скотьяго бога.
Соловьев думает, что это превращение совершилось под влиянием финнов, у которых было особенное божество, величавшееся Стар-Юнкара (великий господин); он имел власть над всеми животными, но не над человеком.
По первоначальному его значению, вероятно, в "Слове о полку Игореве» певец Баян и назван Велесовым внуком.
Другие историки, принимая слово скот в смысле денег (скотница в глубокой древности – сокровищница), под словами скотий бог разумеют бог богатства. Но этому противоречит превращение Волоса в Св. Власия. Упоминаются еще божества Симаргла (иные читают Сем и Регла) и Мокош; но о них трудно сказать что-либо вероятное. Должно были это чужеземные, инородные боги.
О быте Славян летописец наш говорит: "имели свои обычаи и законы (конечно, не писаные), отцов своих и предания и свой норов» (т. е. свой характер).
За исключением полян, быт остальных восточных Славян наш летописец рисует в непривлекательном виде. О полянах он говорит, что их обычай был тих и кроток; у них были браки; они имели велико стыденье перед матерями, сестрами, снохами. Не то у древлян, радимичей, вятичей, северян. Про эти племена летописец говорит: живуще скотьскы, или же – живаху в лесе, якоже всякий зверь; ели все нечистое (недозволенное христианам); срамословили перед отцы и снохи; браков у них не были, но только игрища между селами; сходились на игрища, на плясанья и на всякия бесовской песни; умыкали себе жен, кто с которой сговорился; имели по 2, по 3 жены. Эта картина рисует ту доисторическую эпоху, когда кончалось так называемое исключительно материнское право, когда дитя принадлежало целому роду, когда у всех был один отец – родоначальник; остальные же члены рода были тетки, дядья (откуда и остался доныне в деревнях обычай называть старших себя тетушками, дядюшками).
Вместе с окончанием старого порядка настало время и начала брачных союзов, на что указывают слова летописца про названные племена, что у них были делом обыкновенным срамословие перед отцами и снохами. Конечно, отцы и снохи появились вместе с семейным началом.
1-ю эпоху гораздо определённые характеризует чешский летописец Козьма Пражский, которой говорит о Славянах, что у них не только поля и рощи были в общем владении, но общность господствовала и в браках, ибо, подобно скотам, каждую ночь вступали в новыми браки.
Профессор Бестужев-Рюмин не признает этого свидетельства, поскольку такого быта не знает история, и во всяком случае (?) он лежит вне её пределов.
Несомненно, вне её пределов, а что этот быт показывают прославления учредителей браков.
Мацеевский("История славянских законодательств») принимает свидетельство Козьмы Пражского. Оно иначе и не могло быть. Летописец указывает на подобное же состояние и у других народов. Например, о жителях Британии он говорит: "В Британии же многие мужи с единою женой спят, по-очереди, Конечно; також-де и многие жены с единым мужем похотствуют». Новые исследования по исторической антропологии большей частью также указывают на этот порядок или беспорядок в глубочайшей древности. Такие известия шокируют только тех людей, которые, вместе с Руссо, еще верят в золотые века времен доисторических. Переход от такого рода жизни к брачным союзам начался в городах, где умыкание девиц было затруднительно.
В городах, вероятно, начались и покупки жен; вено было ценою женщины (у татар – колым); после, с развитием и урегулированием брачного сожития, вено обратилось в приданое. Конечно, это развитие тянулось медленно.
В переходное время девушки оставались вполне свободными. Замечательно, что в преданиях Славян на пороге истории стоят девицы, а не женщины; рядом с 3 братьями, основателями Киева, стоит сестра их Лыбедь, у чехов – Любуша, у поляков – Ванда, у хорватов – Туга и Буга. Богатырши русских сказок сходятся и расходятся с богатырями по уговору. Только в историческое время у русских выступает Ольга с характером охранительницы обычаев и (как ни странно) охранительницы высшего нравственного закона того времени, кровомщения, существовавшего почти у всех народов. Чем более дикости в человеке, тем свирепее и необузданнее его страсти. При такой необузданности, убийства были часты, и обычай кровомщения заставлял обуздывать свои дикие страсти. Убийца навлекал мщение всего рода убитого, не только на самого себя, но и на весь род свой, который тоже становился к нему во враждебные отношения.
Страх перед последствиями сдерживал убийц, конечно, до некоторой, весьма слабый степени.
В 1-м периоде брачных отношений у всех славян существовало многоженство.
В свадебных обрядах, и доныне у крестьян, сохранились следы умыкания девиц. Подле невесты садится брат или другой родственник. Дружка его спрашивает:
- "Зачем ты здесь? Она уже не твоя, а наша».
– "А если она теперь ваша, возражает родственник, то заплатите мне за её прокормление. Я одевал ее, поил, кормил».
Жених должен был уплатить вено.
В обряде погребения весьма печальную роль играла женщина: одну из жен сжигали. При многоженстве требовалось, чтоб одна из жен сопровождала мужа, как говорится, на тот свет. Думали, что женщина скорее приведет в рай. Арабские писатели по этому случаю сообщают, что для такой дели мертвых женили на рабынях, которая, из страха подвергнуться истязаниям, соглашались добровольно собою пожертвовать. Совершались-ли похороны жен при обряде погребения зарыванием – неизвестно. Но при сожигании несомненно, что одна из жен возлагалась на костер вместе с мужем. Об этом свидетельствует арабский писатель Ибн-Фоцлан.
Он подробно описал, виденный им, гнусный обряд. Девушку каждый день поили, доводили до пьяного веселья; она, конечно, чтобы забыться, все пела и плясала. Перед самой смертью ей подали 2 чаши опьяняющего напитка. Под конец вошли к ней в палатку 6 мужчин и по-очереди прилегли к ней. При этом присутствовала старуха, которою называли ангел смерти. По её приказанию, девушку, опьяненную, изнеможённую, клали возле её мнимого супруга; 2 мужчины держали ее за руки, двое за ноги; старуха накидывала ей веревку на шею; из оставшихся без дела мужчин, каждый брал по концу веревки. Во время обряда стучали палицами о щиты, чтобы не слышать было криков девушки, дабы не отнять у других девушек охоты следовать в могилу за господами своими. Гнусен был обряд сожигания живого человека, но сожигание мертвецов заслужило уважение арабов.
Один рус, стоявший у костра в числе зрителей, обратясь к Ибн-Фоцлану, сказал: "Вы арабы – глупы; зарываете милейших вам людей в землю, где их едят гады и черви; мы же предаем покойников огню; подует ветер, и умерший через час в раю».
Какое было у славян представление о будущей жизни – сказать в точности трудно. Несомненно, только, что дуализм славян был детский. Душу они представляли как нечто материальное. Так они предполагали, что зиму покойники спят, а летом переселяются в рощи, на берега рек.
Об основных чертах характера славян можно сказать то же, что относится почти ко всем первобытным народам и отчасти к детям. Славяне быстро переходили от проявления самой крайней доброты к жестокости. Такие смены объясняются тем, что и первобытные народы и дети управляются чувствами. Все писатели единогласно хвалят гостеприимство Славян, ласковость к иностранцам. Хвалят также и обхождение с пленниками; последних они не оставляли рабами на всю жизнь, но через известное число лет отпускали на волю.
Все Славяне питали отвращение к чужому игу.
Во время войны избегали открытых сражений.
Притворным бегством заманивали неприятеля в лес, внезапно возвращались и с разных сторон нападали на оторопевшего врага.
Изменения в строе жизни Славян начались, как и везде, от столкновения с более культурными иноземцами. Посредником в этих изменениях был, конечно, город. Первоначально города представляли не что иное, как укреплённое селение. Вследствие усобиц, у Славян были частые переселения. Переселенцы выбирали места, укрепленные самою природой, усиливали их еще более, огораживали; отсюда и слово город, огороженное место.
В таких местах, вероятно, селились наиболее сильные роды, или куда стекались члены разных родов, наиболее выдававшиеся в них, и составляли новые роды с разными нововведениями, к числу которых относилось и прекращение умыкания девиц.
О том, что в огороженных местах, городах, селились наиболее выдающиеся роды, указывает предание о Кие, Щеке и Хориве, которые засели в Киеве; Киев же давал направление делам всей Полянской земле.
Когда родовой строй стал разрушаться, вместо дида-родоначальника, отца рода, стали выбирать старшин, которые в иных местах назывались князьями. У южных Славян выборных старшин до сих пор сажают в переднем углу, под образами, чем отчасти и объясняется наше летописпное выражение "посадить князя».
Тогда сажали только не за стол, а на стол, т. е. на престол.
Древний обряд настолования кпязя сохранялся у хорутан до XIV в. На широком поле ставили круглый стол, высеченный из мрамора; на стол садился сельский староста, и к нему знатные паны приводили, в сельской одежде, избранного князя. Староста спрашивал: "Кого ведете?» – "князя, потому ты должен уступить место». Далее староста допытывался: достоин-ли этого избранный; будет-ли охранять покой земли, защищать вдов и сирот.
По получении утвердительного ответа, староста слегка ударял нового князя и затем уступал ему место.
князь становился на стол, давал присягу, что будет охранять землю, в знак чего махал мечом на все 4 стороны.
Так избирались и всюду племенные князья до начала Русского государства.
Был-ли князь в то же время и жрецом, – можно найти ответ в следующей сохранившейся колядной песне:
Уродилась коляда
Накануне Рождества
За рекою, за быстрою.
В тех местах огни горят,
Они горят великие.
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые.
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни колядушки.
В средине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Возле котла козел стоит:
Хотят козла зарезати.
Здесь ясно изображена картина готовящегося жертвоприношения, картина, свидетельствующая о её глубокой древности. Без сомнения, она принесена с юга, вероятнее всего – из древней родины Славян, с берегов Дуная (Смысл такого рода песен, несомненно, утрачен был, под влиянием христианства, не вдруг. Точно также и языческие боги медленно исчезали из памяти народа. Но кроме того многие из богов превратились в нечистую силу (домовой, русалки); так были и на Западе. Проповедники христианства не говорили, что эти боги вымысел, но что это – нечистая сила.
Других богов заменили святые: Илья – Перуна (он же у греков – Зевса, на о-ве Эгина). Даже христианские праздники приурочивались ко времени языческой празднеств; например на западе день Св. Цецилии праздновался в день языческой богини Флоры. Замечательно, что враждебные человеку боги (Кощей, Яга-баба) остались только в детской сказках.). Среди пирующих или молящихся сидит жрец-старик, чтобы зарезать жертвенного козла. Этот старик вначале мог быть родоначальником, а потом его обязанности, конечно, исправляли старшины-князья.
Е. А. Б.
Ныне Славяне обитают почти исключительно в Европе и на севере Азии, в Сибири.
Численность и размещение различных народностей Славян, в начале XIX века, показана в следующий таблице (в тыс. человек):
НАРОДНОСТИ Государства, в которых они обитаю Всего:
Россия Австро-Венгрия Германия Сербия Болгария Босния и Герцеговина Турция Восточная Румелия Черногория Румыния
Русские 71.809 3.096 15 - - - - - - 16 74.936
Поляки 5.918 2.645 - - - - - - - - 11.017
Сербы, кроаты, словены. 7 4.132 - 1.646 - 1.197 - - 160 45 7.187
Чехи, моравы, словаки,
венды 21 6.957 181 - - - - - - - 7.159
Болгары 122 30 - 3 1.334 - 1.000 574 - 24 3.067
Итого: 77.877 16.860 2.650 1.649 1.334 1.197 1.000 574 160 86 103.386
Главная народность – русские, обитающие преимущество в России (см.); кроме того они жили: в Австро-Венгрии, составляя 42% всего населения в Галиции (Восточной), 41% в Буковине и 3% в Венгрии; затем в небольшом числе – в Германии и Румынии.
За русскими по численности следуют поляки (см.).
Потом – сербы, кроаты (хорваты) и словены (южные народности).
Главная масса их обитало в Австро-Венгрии, именно: кроаты и сербы – в Далмации и Кроации-Славонии, где составляли до 90% всех жителей, в восточной части полуострова Истрия (Прибрежье) и на юго-западе Венгрии; словены – в Краине (до 93%), Штирии и Каринтии (около 1/3), Прибрежье (около 1/3) и отчасти – в Венгрии и Кроации-Славонии; затем сплошь населяли Сербию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и отчасти жили в Румынии и Боснии (главным образом – в Славяно-Сербском уезде Екатеринославской губернии).
4-е место по численности принадлежит группе: чехи, мораване, словаки, венды; из них 1-ые 3 народности обитают главным образом в Австро-Венгрии: чехи – в Богемии, составляя до 2/3 всего её населения, мораване – в Моравии (до 70%) словаки – в северо-западной Венгрии и лишь отчасти – в России (в Волынской губернии); венды живут исключительно в Германии (Восточная Пруссия).
Наконец болгары обитают большей частью в Болгарии, Турции (Восточная Румелия и Македония), на юго-западе Европейской России, в Австро-Венгрии (на юге-востоке Венгрии) и Румынии (Добруджа).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.