Солон

Солон (639 и 558 г. до Р. X.) – один из знаменитейших законодателей древнего мира, гениальный человек по уму и благорасположенный к людям по сердцу, с жизнерадостным взглядом на жизнь.

В своих изречениях и стихотворениях советовал разумно наслаждаться жизнью и всем, что дается в усладу её природою: вином, любовью, дарами муз. Строго предостерегал от неразумной жадности и постоянно проповедовал умеренность, сопровождая наставления благопожеланием к бедным. На основании своего взгляда на жизнь, он называл счастливым человека, у которого были здоровые дети, быстрые кони, охотничьи собаки.

Все в меру – вот основа его учения.

Первая услуга Солона Афинам – возвращение Саламина, захваченного мегарянами. Под страхом смерти запрещено было говорить о возобновлении борьбы за Саламин.

Солон, понимая, что уступка этого острова может повести к совершенному порабощению Афин, написал элегию, полную негодования против позорной трусости афинян, притворился сумасшедшим, обрил себе голову и, явившись на площадь, продекламировал или пропел элегию перед народом. Видя, что она произвела впечатление, он воскликнул: "к оружию, в бой за Саламин; кто за мной?» 500 чел. сейчас стали на его сторону. Они сели на корабли и внезапный нападением очистили о-в от мегарян.

Впоследствии влияние Солона усилилось и доверие к нему достигло высшей степени.

Опираясь на бедные классы народа, Солон мог бы сделаться тираном, ибо тогда тирания господствовала во многих греческих городах. Состояние Афин были тревожно. Эвпатриды находили выгодным поддерживать законодательство Дракона о долгах; но благоразумнейшие из них справедливо опасались доводить дело до вооруженных столкновения с народом, и вот эта партия эвпатридов, вместе с народом, настояла (600 г. до Р. X.) на выборе Солона, как человека беспристрастного, в исправители законов.

Солона всегда доказывал эвпатридам, что они, ради своих собственных выгод, д. были сделать уступки народу.

1-м распоряжением Солона было отмена долгов, которые сделаны под залог личной свободы; издан закон, что кредитор не имеет прав на личность должника.

Как совершался выкуп заложенных земель – в точности неизвестно, хотя и приводят этот выкуп в связь с изменением монетной системы. Чтобы понять сущность упомянутых изменения, надо иметь в виду намерение Солона обратить деятельность афинян на морскую торговлю, ибо все сознавали, что исключительное занятие земледелием довело бы государство до разорения; но афинская монета была неудобна для международной торговли, поскольку везде господствовала коринфская монетная система, которою Солон и ввел в Афинах. 100 драхм коринфской системы равнялись 73 драхмам афинской; от перечеканки монеты получалось т. образом 27% прибыли.

Последняя, разумеется, могла достаться лишь тем, у которых было что отдавать в перечеканку, но не земледельцам, не имевшие ничего, кроме долгов. Вероятнее предположить, что им, как делалось потом в Риме, уплаченные проценты зачислены были в уплату капитала, а 27% от перечеканки составляли род вознаграждения эвпатридам.

Эти экономические меры названы сизахтией (т. е. снятием бремени).

Для примирения враждовавших сословий касательно отбывания государственных повинностей, Солон разделил граждан на 4 кл. по имуществу, определявшемуся доходами.

1-й кл. – 500 и выше медимного хлеба,

2-й – 500 до 300,

3-й – 300 до 150, 4-й – менее 150 (медимн – мера ёмкости, около 2 ? четверика).

Сообразно этому, распределена была и военная служба: 1-й кл. строил корабли, 2-й служил в коннице, 3-й – оплатами в тяжеловооруженной пехоте, 4-й – в легковооруженной.

Верховная власть принадлежала народному собранию, которое собиралось не менее 4 раз в год; текущими делами управлял комитет из 400 член., менявшихся через 3 мес.

Буле или вуле (правительственный комитет) не имел права решать вопрос о войне и мире, но в законодательстве пользовался большим значением, поскольку его проекты законов рассматривались прежде всего.

Архонты избирались из эвпатридов.

Для отправления судебной повинности, ежегодно выбиралось по 1 т. чел. из каждой филы. Эти судьи назывались гелиастами, они производили суд под председательством архонтов. Из гелиастов составлялся особенный комитет, который наблюдал над сохранением законов, и ему вверена были докимасия – проверка над выбором чиновников.

Ареопаг, древнее судилище, также был преобразован: в него назначались пожизненно архонты, прослужившие годовой срок, если докимасия находила безукоризненным год их архонства.

Архонты, при отправлении должности, были временными членами ареопага.

Последнему принадлежал верховный политический контроль; высшая полицейская власть – ему же, особенно охрана религии.

Законодательство Солона (обнародовано в 595 г.), вместе с высшими политическими Учреждениями, обнимало всю область частного права.

В 594 г. Солон наказал жителей гор. Крисса, которые запахали земли, принадлежавшие храму Аполлона Дельфийского, что еще более усилило авторитет Солона; но он не мог однако остановить появление тирании в лице его родственника, Пизистрата.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Солон
Категория темы:Античный мир
Автор(ы) статьи:Е. А. Б.
Источник статьи: Энциклопедия военных и морских наук. Под главной редакцией генерала от инфантерии Леера Спб. 1897 г. т. VII.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru