'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Парфений Небоза - духовный деятель и писатель конца XVII и начала ХVIII в.

Парфений Небоза - духовный деятель и писатель конца XVII и начала ХVIII в.

Русский по происхождению, по всей вероятности, выходец из Малороссии, где он "прежил многия лета», Парфений почти всю жизнь провел вне России, в землях, принадлежавших туркам. Время выезда его из России, а также время и место принятая монашества неизвестно; первоначальною целью его выезда, вероятно, было желание посетить святые места; эта цель сменилась стремлением оказать помощь русским христианам —турецким невольникам, дать им возможность "слышать слово Божие русским языком». Будучи черным священником, он путешествовал по восточным странам то на лошади или осле, пока были деньги, то пешком, когда обеднел, разыскивая единоверных по дальним селам и деревням, подвергаясь всяким невзгодам. Деятельность Парфения обратила на него внимание греческих иерархов; в 1691 году Константинопольским патриархом Каллиником он был рукоположен в епископы и получил Лаодикийскую митрополию; в этом сане, с Благословения патриарха Константинопольского, он несколько раз, по поручению митрополита Кизичского Кирилла, управлял Кизичскою митрополиею в его отсутствие.

В 1695 году Парфений вернулся в Россию, в 1701 г. был назначен митрополитом в не задолго перед тем завоеванный Азов, долженствовавший, по предположению Петра Великого, явиться центром новой епархии; но вследствие того, что учреждение Азовской митрополичьей кафедры не осуществилось, Парфений остался не у дел и только в 1703 году был определен архиепископ Холмогорским и Важским; отправившись в декабре 1703 г. к месту служения, он умер, не добравшись до Холмогор, в Ярославле, 2-го января 1704 года. Парфений погребен в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре (потом Архиерейский дом).

Жизнь Парфения на православном востоке, сколько можно судить по его письму к Петру Великому, была тесно связана с мыслью о благе соотечественников; помимо упомянутого выше стремления оказать нравственную поддержку своим единоверцам, Парфений пытался по мере сил дать им материальную помощь и представить возможность выкупиться из плена; замечательною может быть названа его забота об установлении постоянного богослужения на славянском языке в одной из церквей города Кизика, сочувствие к России выказалось у него в содействии русскому послу Никите Алексееву перед Константинопольским патриархом в деле присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату (1686 г.).

Известность писателя Парфению доставили следующие его произведения: письмо к Петру Великому, панегирик в стихах Петру Великому по случаю победы под Азовом (На победу злочестивого Мустафы, султана турецкого), стихи патриарху Геннадию, символ или изъяснение утвари и сосудов церковных (рукопись Синодальной библиотеки, №140) и перевод надписи на гробе Константина Великого "Како иногда победится злочестивый султан турский».



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Парфений Небоза - духовный деятель и писатель конца XVII и начала ХVIII в."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Парфений, владычный наместник в Пскове
  • - Парфений, епископ Смоленский
  • - Парфений Федорович, нижегородский боярин
  • - Пахомий архиепископ Астраханский и Терский, духовный писатель XVII века
  • - Иоанн, монах
  • - Дамаскин, иеродиакон
  • - Пафнутий, преподобный Боровский
  • - Гусев Сергей Иванович


  • Название статьи: Парфений Небоза - духовный деятель и писатель конца XVII и начала ХVIII в.

    Категория темы: Российская империя

    Автор(ы) статьи: В. С—ий.

    Источник статьи:  Русский библиографический словарь. 1902. т. 13.

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Митр. Евгений. Словарь исторический о... писателях духовного чина, 1827 г., ч. 2, стр. 151—153; Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь, т. 22, стр. 910, Филарет. Обзор русской дух. литературы, вед. 1884, стр. 259; И. Шляпкин. Дмитрий Ростовский, изд. 1891 г., стр. 284, 361; Арсений. Летопись церковных событий, изд. 1899 г., стр. 680—681; Строев. Списки иерархов, изд. 1877 г., стр. 813; Н. Д. 900-летие российской иерархии, изд. 1888 г., стр. 104; Н. Д. Иерархия всероссийской церкви, изд. 1892 г., т. 1, стр. 111, 142; Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом ("Ярославские епархиальные ведомости" 1861, Ж 4, стр. 29—35; здесь напечатано

    донесение

    Парфения имп. Петру);

    донесение

    Парфения, митр. Лаодикийского, его императорскому величеству государю императору Петру Первому о том, как он освободил из турецкого плена российских подданных ("Отечественные Записки" 1828 г., ч. 33, № 94, стр. 203—220); А. Родосский. Описание 432 рукописей, изд. 1894 г., стр. 370. В. Н. Перетц. записка митр. Лаодикийского Парфения о невольниках ("Чтения в историч. обществе Нестора летописца" 1901 г., кн. 15, вып. 1; здесь по новому списку перепечатано

    донесение

    Парфения).


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru