Петров Николай Павлович, инженер-генерал
Петров Николай Павлович, инженер-генерал, чл. Государственного Совета, председатель 2-го его департамента, почетный член и заслуженный профессор Николаевскойя инженерной академии, почетный член инженерного совета министерства путутей сообщения, Императорской академии наук и Спб. технологического института.
Родился в 1836 г., из дворян Новгородской губернии. Окончил в 1855 г. Константиновский кадетский корпус (потом Константиновское артиллерийской училище) и в 1857 г. Николаевскую инженерную академию, где был оставлен репетитором математики.
Для дальнейшего усовершенствования в науке Петров слушал лекции в бывшем педагогическом институте, а изучение прикладной механики начал в технологическом институте. В 1865 г. командирован за границу для изучения практической механики. С 1866 г. читал лекции в Николаевской инженерной академии и в техническом институте.
В 1867 г. за многие научные работы был назначен адъюнкт-профессором инженерной академии.
В 1871 г избран профессором Спб. технического института, где читал лекции по теории и устройству паровых котлов и паровозов. Не удовлетворяясь работами своих предшественников, Петров старался приложить свои знания к самостоятельному разрешению разных вопросов. Такова был его первая работа "Очертание зубцов крупных цилиндрических колес дугами круга», напечатанная в "Инженерном Журнале» 1870 г и удостоенная премии этого же журнала.
В 1873 г. главное общество российских железных дорог пригласило его в состав своих инженеров, а в 1876 г. общество командировало его на всемирную выставку в Филадельфию экспертом или, как называли его там американцы, "судьей».
В 1888 — 92 гг. состоял председателем временного управления казенных железных дорог, был директором департамента железных дорог, а также председателем инженерного совета министерства путей сообщения.
С 1893 по 1900 г. занимал должность товарища министра путей сообщения.
В научно-технической области Петров является творцом гидродинамической теории трения при наличности смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного прибора он определил кривые для разных масел и дал тем возможность большому сбережению машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию академии наук.
Другое обширное сочинение его по тому же вопросу вышло в 1886 г. и также удостоено Императорской академией наук премии митрополита Макария.
Петрову принадлежит много работе по вопросам подвижного состава железных дорог и ж.-д. хозяйства. Научно-литературных трудов его насчитывается более 80, из них более выдающиеся:
1) "Об очертании зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга»;
2) "Об изнашивании и пробе стальных шин»;
3) "О непрерывных тормозных системах»;
4) "Трение в машинах и влияние на него смазывающих жидкостей»;
5) "Практические результаты опытов гидродинамической теории трения с применением к железной дорогам и бумагопрядильням».
Кроме научной деятельности весьма важна и ценна деятельность Петрова в области экономики ж.-д. хозяйства, где он указал на необходимость связи техники с жизнью.
Ценя всю практическую важность трудов этого рода, Императорское русское техническое общество еще в 1888 г. присудило Петрову высшую из выдававшихся тогда наград — золотую медаль Государя Наследника Цесаревича, а 27 апреля того же года московское политехническое общество избрало его в свои почетные члены.
В настоящее время Николай Павлович Петров является одним из заслужаннейших русских инженеров.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.