Старообрядчество на территории Шиловского края
Материалы к вопросам истории старообрядчества на территории Шиловского края.
А. Мельников (Печерский) своему роману о раскольниках-старообрядцах дал емкое название - "В лесах". Действительно, при гонениях на староверов, самым спокойным местом оставался русский лес. Шишевский лес впервые упоминается в 1365 году в связи с первой победой русских войск, в сражении "Под Шишевским лесом на Воине", т. е. на землях Воинского уезда Рязанского княжества. Здесь, дружины в. кн. Олега Ивановича Рязанского, кн. Вл. Пронского и кн. Тита Козельского разбили орду Тагая. Сейчас это событие вошло во все учебники истории для 10 классов. Название Шишевского леса происходит, как и большинство имен, от собственников. Лес располагался с двух сторон "Большой дороги" (нынешняя трасса Москва – Самара), важной торговой и военной коммуникации.
Шиши, являлись княжеской пограничной стражей по обеспечению безопасности на этих коммуникациях. С 1316 года рязанские князья отдадут два важнейших пути на восточной границе княжества, "две околицы", своим окольничим Шиловским. Шиши обеспечивали эти две коммуникации, на реке Оке и на Большой дороге.
Карта локализации Шишевского леса. |
Шиши - так назывались дозорные, сидевшие на деревьях, увидев неприятеля, зажигали бересту и смолу. Ночью сигнал мог передаваться как огнем, так и конным нарочным. Свое имя - "шиши"пограничная стража получила, наверное, сразу с начала своей работы. Сидевшим круглые сутки на деревьях, как свисающие елочные шишки, княжеским дозорным не потребовалось много времени, чтобы определить свое имя.
Черный дым был сигналом - "внимание!", "приближается враг!".
Другой шиш повторял действия первого, и так по всей цепочке. Днем и ночью[1]. Позже, со сменой шишей, дружинниками воеводы Глебова, лес будет именоваться Глебовским. Когда патриарх Никон начал церковные реформы, в рядах его противников стало ближайшее царское окружение – Стрешневы, Морозовы, Милославские и др. Эти фамилии владели землями и поселениями расположенными рядом или в самом Шишевском лесу. В Сапожковском уезде, Б. И. Морозов, а после его смерти, вдова Анна Ильинична Милославская (сестра царицы), владели с. с. Канино, Смыково и др[2]. Первым по времени и талантливейший из староверов-писателей, противников нововведений патриарха Никона стал протопоп гор. Юрьевца-Поволжского - Аввакум Петрович. Именно Аввакум и Даниил (бывший справщик, протопоп муромский) сделали выписки о сложении перстов и о поклонах и подали царю[3, 4, 5]. Никон вводил трехперстное крещение вместо 2-х перстного, и заменял 12 земных поклонов, на поясные. Известная боярыня Федосья Прокофьевна Морозова (жена боярина Г. И. Морозова) сделалась горячей сторонницей Аввакума и он даже переехал в ее дом. В ту пору к числу приверженцев протопопа, через Морозову, принадлежала и царица Марья Ильинична, урожденная Милославская, просившая об Аввакуме царственного супруга. Стрешневы владели сс. Михеи, Песочня, Васильевка, Дмитриевка, Никитино и Поляки, расположенные с южной части Шишевского леса[6]. Нужно предполагать, что именно в результате этого, появились предпосылки для будущего распространения на территории Шишевского леса, старообрядческого верования и возникновения старообрядческих общин. И cкорее всего, в результате переселения крепостных. Но это все пока было только прелюдией. За дерзкое письмо к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, 1 апр. 1681 г. в Пустозерске был сожжен в срубе Аввакум и двое его последователей[7]. 7 апреля 1685 г. правительница России Софья Алексеевна и новообрядческий патриарх Иоаким утвердили 12 статей о борьбе с расколом[8]. Практически все пункты Указа заканчивались введением пыток, "сожжением"и конфискацией имущества старообрядцев, и по сути своей являлись аналогом католической инквизиции. Отсюда берет свой отчет начало раскола в среде православных христиан. Первые зафиксированные письменные данные о старообрядцах Рязанской губернии появились в сер. XIX в. Сведения эти сосредоточены в основном в статистических данных при описании поселений, в истории церквей и монастырей Рязанской епархии И. Добролюбова, а так же в газете "Рязанские епархиальные ведомости"и ряде др. В районе Шишевского (Глебовского) леса, на правобережье р. Оки можно отметить несколько компактных групп проживания старообрядцев. Одна, самая крупная, стойкая и упорная община староверов располагалась в с. Коровка, другая, более меньшая, вокруг с. Путятина.
Село Коровка. Карта А. И. Менде. Сер. XIX в. |
Село Коровка – казачьи выселки из Сапожка, точнее, из Коровинской казачьей слободы Сапожка. Известно уже в 1628-30 гг. И. Добролюбов так описывал это в "Историко-статистическом описание церквей и монастырей Рязанской епархии.: "с. Коровка считается во всем Сапожковском уезде гнездом самых упорных раскольников, которые не раз дозволяли себе открыто глумиться над обрядами Православной церкви и ее служителями"[9].
Как известно, казаки всегда почитали старую веру своих отцов. А уж пошутить и зубоскалить они были прирожденными мастерами. В 1880 г. в селе Коровка было 124 м. п. 144 ж. п староверов безпоповцев. В 1884 г. уже 245 м. п. 248 ж. п. Но в 1890 г. почему то показано 51 семейство (158 муж. и 174 жен. ) из них 43 семьи (132 муж. и 143 жен. ) безпоповского толка[10].
Лукмоская волость.
Из Коровки появятся выселки (1825-27 гг. ) - Лукмос. В 1829 г. жители сельца Лукмос просили об отводе им отдельного кладбища[11]. В конце XIX в. в селе была школа, три винных лавки, три мелочных лавки, одна чайная, две ветряных мельницы, три кузницы, две маслобойни, две крупорушки, одна шерстобитная и одна молотильная машины. Земледелие общинное, принадлежащее общине государственных крестьян. В 1877 г., по письменному приговору произведен общий передел пахотной земли по наличным душам, сроком на 15 лет. Луга делятся ежегодно. Земля плохая. Почва глинистая и иловатая. Пашня холмистая и лощинистая. Отопление дровяное. Вода хорошего качества и в достаточном количестве. Пунктами для сбыта хлеба служат с. Песочня и г. Сапожок. Много хлеба продается в с. Шилове, на ярмарке, которая бывает там 29 августа. Из местных промысловых мужчин – 67 живут в работниках, 15 плотничают, 7 обрабатывают душевые наделы, 14 –пастухи, 8- канатчиков, 6 кузнецов, 4 сторожа, 3 пчеловода, 3 землекопа, 2 сапожника, 2 маслобойщика, 2 печника, 2 кровельщика, 2 кирпичника, 2 машиниста, 2 виноторговца, 2 лесопромышленника, 1 пильщик, 1 сельский писарь, 1 овчинник, 1 столяр, 1 каретник, 1 мельник, 1 урядник, 1 конопатчик, 1 шерстобит, 1 бочар. На заработки уходят в Петербург, Ростов, Рыбинск, Царицын, Ригу и Коломенский уезд Московской губернии. Отхожими промыслами занимаются 113 муж. и 9 женщин. В 1890 г. сгорело 17 домов с надворными постройками. В 1880 г. был падеж скота. 23 сентября 1871 г. Сапожковское земское собрание[12] передаст земли Липской засеки с сс. Новокрасной слободой, Лукмосом, Чембором и пос. Фабричный из Сапожковского уезда в Спасский. Хотя гласные от этих сел Морозов и Дадонов просили не делать этого, мотивируя вполне разумно тем, что от Сапожка они в 15 верстах, а от Спасска в 50. В селе Чембор староверов безпоповцев на 1880 г. было 53 двора – 86 м. п. и 99 ж. п. В с. Лукмос староверов безпоповцев в 1880 г. 29 чел. А в 1884 – 37 чел. [13]. По данным конца XIX в. в Лукмосе и Чемборе отмечается 60 семей – 188 м. п. и 200 ж. п. староверов безпоповского толка[13].
Село Чембар.
Образовалось в 1843-1844 гг. из переселенцев с. Коровки. К концу XIX в. в селе есть волостное правление, школа, 2 мелочные лавки, 2 кузницы, 2 маслобойни и 1 кирпичный завод. Земледелие общинное – принадлежащее общине государственных крестьян. В 1881-1882 гг. произведен, по письменному приговору, общий передел земли по наличным душам, сроком на 15 лет. Луга делятся ежегодно. Земля плохая. Почва глинистая. Луга по лощинам и болотам. Местные заработки – 50 семейств нанимаются обрабатывать землю под картофель у помещика с. Песочня А. И. Кошелева, 49 живут в работниках, 10 – пастухов, 9 – плотников, 5 сторожей, 1 кузнец, 1 пильщик, 1 бочар, 1 печник, 1 кровельщик, 1 лесопромышленник, 2 сапожника, 1 кирпичник, 1 землекоп и 1 работница. Отхожий промысел – служба чернорабочими в Царицыне, Ростове, Рыбинске и др. городах. В мае 1885 г. был пожар, сгорело 60 дворов. Школа церковно-приходская. В общине 158 муж. и 174 жен. староверов, из них 132 муж. и 143 жен. безпоповщинского толка. В селе имеется отдельное старообрядческое кладбище. В начале XX в. настоятелем общины был житель д. Непложа - Макар.
Старообрядческое кладбище с. Чембар. |
Заруцкая Ева Дмитриевна. 1892-1966. |
|
Бастрыкина Ефросинья Ивановна (1904-2007)- последняя староверка с. Чембар. |
Мы даем эти фотографии на октябрь 2010 г. без комментария. Просто это исторические свидетельства жизни старообрядческих общин на территории Шиловского района. Нужно помнить, что волей судьбы старообрядцы сохранили православную веру, быт и характер русского народа, того самого кто одержал победы в сражениях с ордынцами под Шишевским лесом на Воине, на р. Воже и Куликовом поле.
Находящийся в 1-й версте от Лукмоса, поселок Фабричный, на самом деле не имел ничего связанного со своим именем, кроме того, что все жители являлись переселенцами в 1842-43 гг. из с. Клишина Зарайского уезда. До переселения жители принадлежали казенной канатной и парусной фабрике. Поселение у местных называлось Жидовские выселки. Недалеко от с. Коровка располагалась д. Дмитриевка, принадлежащая до 1828 г. к с. Песочне, а затем к с. Кривель. Здесь, в конце XIX в. числилось 69 чел. раскольников безпоповцев. Из них 17 чел. присоединены к православной церкви за последние 4 года. [14]. К Лукмоской волости относилось с. Красный Холм – созданное переселенцами из с. Гавриловского Спасского уезда в 1843-1844 гг. Около 1840 г. из с. Санского выселились крестьяне и создали рядом с сс. Поляки и Никитино – деревню Сановка. По статданным конца 19 в. в Сановке отмечается 40 м. п. и 39 ж. п. староверов безпоповского и поповского толка. Скорее всего они и были переселены по этой причине, т. к. с. Санское, известно с 1390 г. как резиденция и вотчина Рязанско-муромского епархии. В самом юго-западном углу Шиловского района около 1870г. в. появилось село Пустынские выселки, Новая Пустынь тож – выселки из с. Федосеева Пустынь, что расположена на Мещерской стороне за р. Окой. В конце 19 в. по статданным здесь отмечается 7 семей – 21 муж. и 20 жен., старообрядцев поповского толка. Рядом, в селе Мосолово, в это же время статданные показывают 4 семьи - 10 муж. и 12 жен. и 2-х семьях три их члена принадлежат к старообрядцам поповского толка; а одна семья - 5 муж. и 4 жен. и в другой 3 ее члена - к староверам безпоповского толка. У старообрядцев существует три основных староверческих направления: поморцы, федосеевцы и филлиповцы. В 17 в. княгиня Евдокия Прокофьевна Урусова, (урожденная Соковнина) — известная староверка времен царя Алексея Михайловича, подчинившись влиянию сестры своей, Феодосьи Прокофьевны Морозовой, и протопопа Аввакума, который был ее духовником, княгиня У. сделалась ярой защитницей старой веры. Никакие преследования, увещания, пытки не могли поколебать ее. Она, как и сестра, княгиня Морозова, была уморена голодом в темнице, где просидела во тьме 2 1/2 месяца. Умерла в 1672 г. и погребена в Боровске, где еще в 1820 г. П. М. Строев видел ее надгробную плиту, с полустертою надписью. Федосеевское согласие - В это же время Феодосий Васильев, происходивший из рода бояр Урусовых, стал основателем безпоповского направления, отрицавшего священство и брак – получившее прозвание, федосеевцы. Федосеев Евстрат - наставник старообрядческого федосеевского согласия, сын основателя этого согласия, вместе с отцом и др. староверами создали мощное движение.
Ковылин, Илья Андреевич - основатель московского Преображенского кладбища, род. в 1731 г., ум. в 1809. Он был крепостным крестьянином кн. Алексея Борисовича Голицына; в Москве занялся торговлей и подрядами, приобрел довольно значительные средства и вышел в купцы. Около 1770 г. был совращен в федосеевскую секту раскола и перекрещен ярославским крестьянином Ильей Ивановым, причем переменил и свое прежнее имя "Василий"на имя "Илья". Деятельность его приобрела огромное значение с 1771 г. В этом году, как известно, в Москве разыгралась чума: в городе распространилась паника и вместе с тем явилась опасность, что многие жители Москвы разбегутся по другим городам и разнесут заразу. 1 сентября 1771 г. последовал указ, которым жители приглашались устраивать своими средствами заставы и карантины около Москвы, чтобы никого не выпускать из города без осмотра, а всех подозрительных задерживать. Ковылин и товарищ его по расколу, купец Зеньков, решили воспользоваться этим случаем; они предложили устроить на собственные средства такой карантин. Получив на это разрешение, они арендовали у крестьян села Черкизова подгородный участок земли, через который шла большая дорога на Владимир, поставили заставу, построили несколько домиков и задерживали всех, выходивших из Москвы. Около этого первоначального поселка и образовалось впоследствии так называемое Преображенское кладбище. С величайшей заботливостью устроители заставы снабжали всем необходимым тех, кого приходилось им задерживать, за теми же, кто заболевал, они самоотверженно ухаживали и умерших отпевали и хоронили, тогда как в громадном большинстве случаев в это время в Москве умерших просто зарывали в землю, без всяких церковных обрядов. Все это производило сильное и благоприятное для целей Ковылина впечатление; очень многих успел он за это время привлечь в раскол и в карантине у него почти непрерывно совершались перекрещивания. Московское начальство в то тяжелое время, конечно, не имело ни охоты, ни времени следить за таким нарушением законов; напротив, самоотверженная и несомненно полезная для борьбы с чумой деятельность Ковылина обеспечила ему на будущее время даже покровительство властей. Он, между тем, энергически работал на утверждение возникшей около него в заставе раскольничьей общины. На занятую землю он распорядился перенести дома многих умерших в его карантине людей и успел многих из оставшихся в живых склонить к тому, что они решились остаться тут же жить. Настоятелем был выбран Ковылин. Он пользовался огромным влиянием на окружающих и умел привлекать колеблющихся, на экзальтированных действуя строгими и страстными поучениями, а более скептически настроенных увлекая таким толкованием требований религии, при котором открывалось широкое поле всякой разнузданности и распущенности, как известно, с особенной силой разыгрывающимся во время всяких народных бедствий. В первый же год Ковылин отлично обстроил вновь возникший поселок, приобрел частью за большие деньги, частью обманом, множество очень старых икон и т. д. В скором времени он ввел в свое общежитие и устав; посетив Выгорецкую (Выговскую) пустынь, он думал взять устав оттуда, но затем отказался от этой мысли и ввел устав, полученный с Ветки. Ковылин умел привлекать богатых жертвователей и отлично ладить с властями, так что во все время царствования Екатерины община его была спокойна и процветала. Император Павел взглянул на эту общину неблагосклонно и последовали такие указы, которые неизбежно должны были привести ее к полному уничтожению. Но Ковылин сумел ходатайствами и богатыми подарками задержать в Москве применение этих указов. — Лучшие времена вернулись для него с воцарением нового государя. В первый же год царствования Александра I, Ковылин через кн. А. Б. Куракина успел исходатайствовать очень благоприятный для раскольников указ 15 октября 1801 г. ; это доставило ему еще больше известности и почета среди всех вообще раскольников империи; затем он успел испросить повеление, в силу которого Преображенское кладбище было признано учреждением гражданским и потому подчинено только ведению полиции, помимо всякого отношения к нему епархиального московского начальства. Этим окончательно обеспечено было процветание кладбища, к тому же сосредоточившего уже и значительные капиталы; к концу жизни Ковылина оно считало до 10000 прихожан; жили на кладбище до 1500 чел. — Умер Ковылин в глубокой старости, окруженный почтеним членов общины. Ковылин является человеком бесспорно выдающимся по своим административным способностям и энергии; но и сами раскольники не отрицает, что он не отличался строгостью жизни; напротив, он цинично провозглашал принцип: "тайно содеянное тайно и судится"и позволял и себе и другим полную распущенность, наблюдая только, чтобы соблазн не обнаруживался. Ковылин был также и писателем; после него осталось несколько посланий по вероисповедным вопросам, но они не представляют ничего замечательного.
Поморское согласие – основано Артамоновым Гавриилом, московским купцом, старовером-федосеевцем. (1676-1756). Одним из продолжателей учения Артамонова был Скачков, Гавриил Илларионович видный старообрядческий писатель; род. в г. Зарайске 18 марта 1745 г., занимался торговлей в Москве, где и умер мещанином 15 августа 1821 г. Его первым учителем было духовное лицо, что и наложило известный отпечаток на всю дальнейшую его жизнь. Он получил довольно хорошее духовное образование.
Как старообрядец С. более других беспоповцев приближался к православию. Сначала он был примерным федосеевцем Ковылинского толка, но вскоре ему не понравилось учение этой секты о безбрачии, он отделился от нее и примкнул к покровскому монинскому согласию, основанному приблизительно в 70-х годах ХVIIІ в. Вас. Емельяновым, который и сам раньше был видным феодосеевцем.
Новая община была названа монинскою по имени купца Монина, принимавшего в ней очень видное участие, а молельня — покровскою по названию улицы. По словам С., монинцы от феодосеевцев отличаются главным образом в следующем:
1) "Мощи святых, во всяком месте находящиеся, святости своея не лишаются, того ради благочестно их почитают (монинцы) и с любовию целуют;
2) святым иконам, истово написанным, поклоняются и почитают, яко они святость себе не от места получают, но от благодати Божией и подобия к первообразному;
3) писания Святых, како где и каковым смыслом написанная, тако и приемлют";
4) они принимают "св. Евхаристию, от древних лет сохраняемую";
5) молятся за государя и, наконец, признают вполне законным брак.
К монинскому согласию принадлежали вообще наиболее влиятельные и образованные старообрядцы; оно находило себе последователей и за пределами Москвы. Вскоре С. сделался одним из самых видных членов монинской молельни. Своим уходом в это согласие он увлек за собою многих членов преображенской феодосеевской общины, так что численность ее все время сильно уменьшалась. Илья Ковылин, представитель безбрачного толка, по отношению к которому С. после своего отпадения принял враждебное положение, с полным основанием говорил: "нет у меня злее и опаснее врага Гаврюшки Скачкова".
Его влияние и деятельность еще более усилились, когда он в окт. 1807 г. был избран настоятелем и духовником покровской часовни. В этой должности он много забот приложил к внутреннему устройству часовни. Нужен был большой общественный капитал, и для этого он завел "брачную книгу", куда и записывались повенчанные в этой часовне старообрядцы, причем за это платили не менее 10 р., а богатые иногда до тысячи р. С этой же целью он организовал писание икон как для своей молельни, так и для продажи. Число прихожан быстро росло, и в 1812 г. их число достигло 4000, а число призреваемых превысило сотню. Перед вступлением неприятеля в Москву С. все имущество часовни вывез в безопасное место, а сам с призреваемыми оставался в столице, в то время как почти все прихожане разъехались. Во время общих пожаров вся часовня сгорела, и С. на щедрые пожертвования построил богатую каменную в два яруса часовню. Ввиду быстрого увеличения своей паствы он избрал себе в помощники московского мещанина Антипа Андреева и вскоре после этого отправился странствовать по России. Он посещал своих единоверцев, укреплял их в вере и предостерегал от соблазна феодосеевцев преображенского кладбища. С этою же целью в 1818 г. им было написано сочинение: "О мнениях феодосеевцев преображенского кладбища и о различии их учения от учения покровской часовни". Возвратившись в Москву, С. с помощью Андреева управлял часовней до своей смерти.
Место его занял в общем удачно выбранный его помощник Андреев, который значительно обогатил молельню и довел число прихожан в 1827 г. до 7000; но при нем же молельня была закрыта за нарушение предписаний правительства и собственных установлений и распалась. Как уже раньше было сказано, С. отделился от феодосеевцев, главным образом потому, что не соглашался с их учением о безбрачии. Его все время особенно интересовал вопрос о браке, и он энергично распространял учение своей общины об этом предмете. Он написал вторую половину "устава брачного правоверного староверчества", "канон, певаемый во время сочетания брака, или чин брачному молитвословию"и "епитимейник", т. е. устав о взысканиях за несоблюдение правил о браке, которое в общине бывало довольно часто. Из его сочинений, где излагаются различные правила для общины, нужно еще назвать "Порядок присоединения приходящих в Монинское согласие"и "Устав или правила для прихожан Монинской церкви". Кроме того, С. принадлежит много других сочинений довольно разнообразного содержания. Павел Любопытный называет 32 ему известных сочинения С. и прибавляет, что во время нашествия французов на Москву много его творений погибло. В этих сочинениях он защищает учение своей общины, опровергает некоторые "заблуждения"православной церкви и различных сект; одним словом защищает свое и полемизирует с чужим. Он, напр., пишет о перемене догматов и обрядов, произведенной Никоном, защищает "Исус"и опровергает "Иисус", пишет о двуперстии, триперстии и пятиперстии, о бракосовершении поморцев, о молитве за папу, о крещении, покаянии и браке против "никониян, старообрядцев и федосиян"и проч. С. писал не только прозой, но и стихами. Таковы, напр., его псалмы в стихах "Бог творец всесилен"против бракоборства феодосеевцев, стихотворения под животворящий крест Христов, под портреты Даниила Викулина, Андрея и Симеона Денисовых, строителей и настоятелей Выговского скита, критические стихотворения на модный и несовместимый покрой платья староверческих церквей и о нерадении и глупости поморской церкви в Москве и проч. С. по природному уму, способностям и образованию сильно выдавался из среды старообрядцев. Крупными организаторами являлись Денисовы, братья Андрей и Семен наиболее замечательные вожди старообрядчества ХVІП в., организаторы поморской беспоповщинской секты, устроители Выгорецкой (Выговской) пустыни. Они происходили из рода князей Мышецких, в смутное время поселившихся в Олонецком крае, но, хотя и сохраняли связи со своими родичами, обыкновенно называли себя Вторушиными или Второю и князьями не титуловались.
Филипповцы - Филиппов, Данило, первый организатор хлыстовской секты; был, как полагают, крестьянин Юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из военной службы. О жизни и деятельности Ф. исторических сведений не имеется, и то, что известно о нем, заимствуется из преданий хлыстов. Местом первоначальной деятельности Ф. был Муромский уезд Владимирской губернии. Здесь, на горе Городине, по легенде хлыстов, Данило Ф. объявил себя "саваофом", "превышним богом"и "богатым гостем". Суслов, Иван Тимофеевич - деятельный распространитель секты "людей Божиих"или хлыстовской, первый лжехрист. С. был оброчным крестьянином Нарышкиных, родом из Владимирской губ., Муромского уезда, Стародубской волости, деревни Максаковой. Дата его рождения одними исследователями относится к 1630 г. другими — к 1616 г., что, по-видимому, ближе к истине[15].
Путятинская волость.
Путятинская волость. Карта А. И. Менде. Сер. XIX в. |
с. Путятино – впервые упоминается в 1584 г.
И Добролюбов сообщает, что рядом с Путятиным поселки: Мощенки (30 дворов), Климовский (20 дв. ), ;д. Выдерга (14 дв. ), д. Хановка (60 дв) – где проживают 137 муж. и 133 жен. старообрядцев безпоповского толка. По переписи 1858 и 1887 гг. к Путятинской волости относились поселения –с. Воршево, д. Александровка, с. Глебово, д. Малышево, д. Сотино, д. Выдерга, с. Макеево, д. Сомова, д. Мощенки, д. Анасьево, с. Строевское, д. Шинор, д. Климовка, д. Лупиловка, д. Сергиевка, д. Екатериновка, д. Мал. Дмитриевка. Приведенная у И. Добролюбова д. Хановка необходимо читать как Хаповка, она же Александровка. Расположена на с-в от с. Путятино на речке Нетрош. Совершенно прав А. Никитин когда дает ее историю. "Здесь, на рязанско-шацком, а позднее рязанско-тамбовском пограничье (это теперь Путятинский район оказался в центре области), старообрядческие общины в деревнях Александровке (Хаповке) и Климовском посаде сумели сохранить свою веру на протяжении трех столетий. Формально старообрядцы принадлежали к приходу Архангельской церкви с. Путятина, но жили в своих лесных деревнях вполне самостоятельной жизнью. Сменявшие друг друга приходские священники старались появляться там пореже, ибо, жаловались они, "раскольники не слушают и простой речи".
К 1915 г. в Александровке насчитывался 401 старообрядец, а в Климовском посаде - 77. По несколько человек старообрядцев проживало также в селах Воршеве, Боровом, Унгоре и Романовых Дарках. Впрочем, точными сведениями ни о числе "раскольников", ни о географии рязанского старообрядчества церковные документы той поры не блещут. Достаточно сказать, что в том же 1915 г. путятинские староверы были ошибочно отнесены церковными властями не к поморскому, а к федосеевскому согласию, проповедующему безбрачие. Ничего не могли поделать православные миссионеры и с лидерами старообрядческой общины: ими в начале ХХ в. были в Александровке, где действовал молитвенный дом, выборные наставники П. Н. Корсаков и С. А. Авдонкин, уставщик Д. Е. Вренев, начетчик С. Н. Корсаков - последнего миссионеры особенно старались склонить к единоверчеству. Перед 1-й мировой войной несколько зажиточных семей из Александровки выселяются с родной речки Неторши на речку Тырницу. А после революции за ними следуют и другие старообрядцы из Александровки, где они жили вперемежку с "никонианами". Так на Тырнице возникает чисто старообрядческий поселок Александровские Выселки. В 1919 г. здесь строится новый молитвенный дом. Другая часть старообрядческих семей перебирается из Александровки и Климовского посада в поселок Свободозаводской. К 1961 г., когда экспедиция Института Истории АН СССР посетила эти места, в Александровских Выселках было 60 дворов, а в Свободозаводском поселке старообрядческих дворов было вдвое меньше. Молитвенный дом в Александровских Выселках был превращен в фельдшерский пункт; жители числились в одной из бригад колхоза им. Кирова. Но если молодое поколение старообрядцев неизбежно переняло многие черты советского колхозного быта, то отцы были по-прежнему крепки в вере. Цитаты из бесед с наставниками И. И. Корсаковым и Ф. Корсаковым не раз воспроизводил потом в своих книгах "Старообрядчество в прошлом и настоящем" (М., 1969) и "Современное старообрядчество" (М., 1979) участник экспедиции В. Ф. Миловидов. . . На самом деле в Александровских Выселках, за 80 лет их существования отпечаталось множество следов, включая журналистские. И, что важнее, экспедиции Института истории АН СССР в 1961 г., чьи материалы отнюдь не секрет для историков и этнографов. Местная природа стала фактом искусства благодаря пейзажам известного рязанского художника Виктора Корсакова"[16]. В Москве на Преображенской площади располагается Всероссийский Центр старообрядческой церкви, руководителем которого долгое время был уроженец с. Александровка Корсаков Савелий Иванович, а после его смерти Нечаев Василий Федотович, уроженец того ж села.
Современная карта с. Путятино. В левом нижнем углу с. Александровка, в правом верхнем углу Александровские выселки. |
В октябре нами было посещено с. Александровка, некогда староверческий центр. Сейчас всего три жителя.
1. |
2. |
3. |
1. Два последних жителя Александровки. 2. Вид с. Александровка. 3. Телефон на ул. в Александровке. |
||
Александровское старообрядческое кладбище. |
Карловская волость [17].
В самом северо-восточном углу Шишевского леса в Сапожковском уезде, вклинившись углом в земли Спасского, Касимовского и Шацкого уездов - располагалась Карловская волость.
Карловская волость. Карта А. И. Менде. Сер. XIX в. |
Карловская волость. Современная карта. |
Волость состояла из 7 поселений –д. Карловка, д. Уша, д. Сергиевка, с. Спасское, Боровое тож, д. Никитино, Ванчур тож, д. Александровка, д. Карловские выселки. В 1847 г. в "Списке селений и владельцев Сапожковского уезда"значилось – Карловский поселок аптекаря Карла Генике, его пос. Казловской. Как известно, аптекарь Карл Генике имел крупную зеркальную фабрику в Спасском уезде – с. Старостеклянное. Рядом с Карловкой был другой его зеркальный завод. В Карловской волости, состоящей из 7 селений, входило 8 общин, из них 7 бывших помещичьих и 1 – бывших фабричных крестьян. Земледелие общинное. Земля в 6 общинах поделена по ревизским душам, причем в одной срок передела – 20 –летний и в остальных – неопределенный, а в 2-х общинах по работникам, с переделами также в неопределенное время. Луга в 5 общинах делят ежегодно, в одной – не делят, а сдают, вследствие их отдаленности (за 60 верст) и 2 общины лугов не имеют вовсе. Леса нет.
Почва - супесь и суглинок, переходящие с одной стороны в песок, с другой - в тяжелую глинисто-иловатую землю. Луга частью суходольные, частью пойменные, местами по кочкам, болотам и оврагам.
Удобряется часть пара, обыкновенно от ? до 1/6, редко 2/3, засевается почти всегда весь пар. Удобрения кладется 159-200 возов на десятину, в одной общине (д. Карловские выселки) крестьяне, за неимением навоза, землю не удобряют вовсе. Под рожь пашут 3, боронят 2 раза; пашут и боронят под овес 2, под гречу 3, под картофель и просо 4 раза.
Топка ветвями и хворостом; последний покупают или по 40-60 коп. за воз, или же десятинами по 20-25 руб. за каждую; в этом случае воз обходится дешевле – около 30 копеек. Целыми общинами (в 6 случаях) снимают землю под пастбища для скота и под прогоны – почти исключительно за отработки. Артелями земли не арендуют. Аренда, взята отдельными домохозяевами, участвующими в ней в количестве 253 человек, что составляет 53, 1% общего их числа. Душевые наделы сдаются за подати, иногда с приплатой "верхов", редко исполу. Обработка надела наймом обходится 7-14 рублей.
Промыслами занимаются 245 местных мужчин, из них 36 сельских работников, 32 чернорабочих, 29 мастеров на стеклянной фабрике, 21 чел. Плотников, 17 обрабатывающих чужие наделы, 12 поденщиков, 11 пастухов, 19 пильщиков, и пр. Кроме того, в д. Уша зимою занимаются возкою дров, получая по 50 коп. в день. В с. Спасском (Боровое) летом и зимою рубят и возят дрова, также дерут лыки и лубки, возят зимой дрова. В д. Александровке зимою рубят дрова. Женщин, имеющих местные заработки14, из них 8 поденщиц, 4 кухарки, 1 торговка и 1 работница. Кроме того, в д. Карловке многие работают на кирпичном заводе. В отхожих промыслах 32 чел. Мужчин: 7 на зеркальной фабрике, 6 бондарей, 6 чернорабочих и пр. Женщин - 7, в кухарках. Уходят на на заработки в Астрахань, Москву, Петербург и некоторые др. города. Раскольников нет.
В конце XIX в. гласным в Сапожковском уездном Земском собрании от сельских обществ Карловской волости значится волостной старшина Журавов Семен Степанович (1895). В 1910-1913 гг. кандидатом был крестьянин Карловки Касткин Павел Тимофеевич. На всю территорию был один фельдшер, который жил то в Чучкове, то в Карловке. На 1884 г. им было принято в с. Роман-Дорки и Карловке – 1780 чел. В это же время статданные отмечают градобитие во всей волости и появление гессенской мухи, которые повредили многие посевы. В 1883 г. в Карловскую волость поступило: газет – 222, повесток – 28, частных писем – 220 простых; 51 – заказных; 55 –денежных; казенных пакетов – 547. Нужно отметить, что маленькая волость, на самом деле, представляла, из себя, кишащий муравейник. Глухой Шишевский лес шумел. И. И. Проходцев в "Населенных местах Рязанской губернии"показывает следующую картину: - у Светлейшего князя Горчакова были в собственности большие массивы леса, для охраны которых требовалось 11 лесных сторожок. Для управления лесными дарами была лесная контора. В лесу находилась владельческая усадьба князя, на речке Чуфистовке хутор. Документы сообщают - "Его же князя Горчакова школа". От князя не отставали и другие. Коллежский асессор Кисловский имел 1 владельческую усадьбу под названием - "Любимова", 3 лесные сторожки и лесную контору. Потомственная дворянка Матвеева имела 4 лесные сторожки, лесной склад, владельческую усадьбу, а так же хутор, который раньше принадлежал братьям Чернышевым. Летние станы имели крупные землевладельцы Голиковы и Фатовы. Хутора имели купцы Павлов, Лохин; мещанины, сапожковские - Поснов, Зеленин, Куприянов, крепкие крестьяне: Тимофеева, Зотов (с. Боровое), Степанушкин (Инякино), Сорокины, Костины, Соколов[18].
Деревня Сергиевка, Чубарова тож - расположенная на р. Середник относилась к приходу с. Мелехово Касимовского уезда (бывш. Бер). Принадлежала штабс-ротмистру Алексею Ивановичу Чубарову, сыну командира 40 Егерьского полка полковника Чубарова Ивана Сергеевича получившего эти земли и населившие их переселенцами из с. Угла (Протасьев) и д. Уша. На 1905 г. в сельце 78 дворов, где проживают 250 муж. и 260 жен. пола жителей. с. Спасское, Боровое тож – основана переселенцами из с-ца Головачева, состоящим в Зарайском уезде в приходе к селу Василию Великому и принадлежащее Протасьевым. На 1905 г. владелец земель – Сазонова. В селе числится 41 двор 493 муж. и 464 жен. пола жителей. В с. Боровом отмечено 7 муж. и 6 жен. старообрядцев безпоповского толка. д. Александровка – Летниковский поселок. Основана переселенцами из с. Летники и д. Карловки основателем зеркального завода Карлом Генике и на 1887 г. земли принадлежали-Бибиковым. На 1909 г. в деревне 44 двора – 143 муж. и 132 жен. пола-жителей. д. Карловские выселки – основаны переселенцами из д. Карловка и Александровка. На 1905 г. числится три двора, где проживают 15 муж. и 10 жен. относятся ко 2 стану, 2-го земского участка и такого же врачебного, 3 благочинного, Сапожковского уезда. Судебно-следственные органы в Сапожке. Волостное правление в 1 версте в Карловке, земский врач в Путятине. 20 декабря 1914 года Карловка сменила свое название на Константиновская, по имени родственника К. Генике Константина Смольянинова – владельца зеркального завода. В Марте 1915 г. Карловские выселки будут называться Константиновскими выселками, но и это "дворянское имя"просуществует до 1917 г. когда Константиновские выселки получат соответствуюшее времени имя – Красный хутор, почти полностью состоящее из старообрядцев. А пока -
Расположено на пригорке, у небольшой речки. Ближайшая станция ж/д – Верда, в 82 верстах, а ближайшая пристань – Тырновая Слобода, за 14 верст. Приход в с. Спасском, за 5 верст.
Община крестьян б. г. Смольянинова.
1. Землевладение общинное. Земля поделена по ревизским душам. Переделов не было. Луга и леса нет. 2. Надел отведен в одной отрубной меже и представляет фигуру квадрата. Дальние полосы пашни в полуверсте от поселка, стоящего на краю надела. Длина душевых полос от 40 80 саж., в ширину от 6 до 15 саж. 3. Почва песчаная и супесчаная. Пашня ровная. Выгон плохой. Скот пасут вместо со с крестьян д. Александровки по полам обех общин. . Прогоны удобны. 4. Парового поля удобряют пятую часть. 5. Собственной земли нет. 6. Вненадельной в аренды не берут. 7. За обработку душевого надела наймом платят 13 рублей. 8. На речке устроен небольшой пруд, но вода в нем плохая. Колодцев в селении нет. 9. Для отопления покупают ветки. 10. Рынком служит с. Тырновская Слобода. 11. Местные промыслы: мужские- 2 пильщика, 1 сторож, 1 кучер и 1 пастух, из женщин имеется только 1 кухарка. На заработки уходит 1 кухарка в Спасский уезд. 12. Промышленных и торговых заведений нет. 13. Года три тому назад сгорело купленное сено в стогах. 14. Дети в школу не ходят. 15. Общественных зданий нет. 16. Доходных статей не имеется. 17. Раскольников нет.
1. |
2. |
1. Карпешин Василий Дмитриевич, 2. Хохлов Григорий Макарович. |
В Советский период Красный хутор был известным на всю округу староверческой деревней. С расширением в 70-е годы Шилова, многие жители Красного хутора перебрались в районный центр, где постепенно незарегистрированная община староверов поморцев приобрела организационный вид. Появился настоятель общины – первым на этом поприще в 70-годы стал Карпешин Василий Дмитриевич. Первые моленья по большим и великим праздникам осуществлялась на дому. В 2002 г. община на скромные средства ее членов приобрела и приспособила под моленный дом небольшое частное строение с земельным участком. Служба в нем стала проходить регулярно. Сюда стали обращаться со своими требами все новые и новые прихожане. Община пополнилась переселенцами из Прибалтики.
Настоятель общины Хохлов Григорий Макарович стал инициатором идеи о строительстве нового моленного дома. В октябре 2006 г. на общем собрании общины было решено начать строительство нового моленного дома на существующем земельном участке на средства ее членом. Молебна о начале строительства был совершен в 2006 г. в канун Покрова Пресвятой Богородицы. В это же время был заложен фундамент. Для удешевления строительства и экономии средств решили строить с использованием местных строительных материалов (лес, бутовый камень, мох – все заготовляли собственными силами). Весной 2007 г. поставили на фундамент сруб из вековых сосе
Нечаев Ф. Ф. и Новиков В. Н во время строительства храма. |
В этот период скоропостижно скончался настоятель общины Хохлов Григорий Макарович. Но начатое строительство продолжилось.
Рабочий момент стройки. |
Настоятель общины Нечаев Федор Филиппович – перенял наставническую стезю Хохлова Г. М. На глазах у жителей поселка, за короткий срок над крышей дома был установлен купол с крестом. Установили иконостас, подвели электричество, благоустроили территорию. Строительная эпопея порой преподносила прямо чудеса. Так, однажды попечитель на общественных началах В. Н. Новиков, проезжая мимо деревянного храма в Спасском районе, когда шел ремонт путепровода перед Болошневым. Остановился, чтобы осмотреть местную церковь. Подошедшему священнику объяснил – строим в Шилове старообрядческую церковь, хочу Вашу посмотреть. В ответ священник указал на женщину, то же из старообрядческой общины. Подошедшая, оказалась из Путятинского района, из Александровских выселок, и оказала крепкую поддержку в финансовом обеспечении. Второй случай произошел при самом строительстве. Уже почти закончили. Но требовалось еще нарастить два венца – а это 8 бревен, длиной не менее 7-7, 2 м. При выборке их у местного предпринимателя, последний заявил, что такой длины не заготавливают, только 6 метровые. Однако при личном осмотре запасов нашли именно такой длины 8 бревен. Освящение храма осуществил 14 октября 2007 г. руководитель Всероссийского Центра старообрядческой церкви - Нечаев Василий Федотович. На освещение храма прибыли гости из ближайших общин. К 2008 г. при большой поддержке со стороны Главы Шиловского муниципального района Фомина Василия Михайловича к храму оперативно подведено газовое снабжение. Несомненно, храм Шиловской общины староверов поморцев станет украшением Шилова, наряду, с другими объектами истории и культуры.
Шилово. Современный вид. |
||
Красный хутор. Старообрядческое кладбище. Строительство прикладбищенской ограды. |
Село Федосеева Пустынь.
Расположена на горе, близ оз. Велия, Едаково тож. Относится к Санской волости Спасского уезда. Община государственных крестьян. На конец XIX в. из числа жителей 30 семей – 79 муж. и 78 жен., и сверх того из 8 семей – 8 муж. и 9 жен. принадлежат к старообрядцам поповщинского толка[19].
Село Тынерская (Тырновская) Слобода.
Тынерская Слобода, расположенное в устье р. Тынерцы на реке Оке - древнее казачье село, впервые упоминается под 1514 г., относится к Инякинской волости. На конец XIX в. из числа жителей отноящихся к общине, бывших госп. Карцевой в 5 семьях 4 муж. и 2 жен. принадлежат к старообрядцам безпоповщинского толка. В общине крестьян бывших госп. Оболонского 3 семьи – 6 муж. и 4 жен. и в 3 семьях 5 их членов принадлежат к старообрядцам безпоповщинского толка[20]. По сведениям Рязанских епархиальных ведомостей в 1874 г. сообщалось: "Из раскольников поповщинского секты, крестьянин с. Тырновой Слободы Спасского уезда Сергей Лисеев присоединен к православию священником Иоанном Пальминым"[21].
Село Ирицы.
По сведениям Рязанских епархиальных ведомостей в 1874 г. сообщалось о присоединении к православию раскольников села Ирицы Спасского уезда крестьянина Евсигнея Аверкиева священником Николаем Архангельским[22] и крестьянки Варвары Свириной тем же священником. [23].
Рязанская земля. |
с. Муратово
МУРАТОВО, с. Шиловского р-на, центр Муратовского сельского округа., в 40 км к Западо-Северо-Западу от райцентра. Расположено на правом берегу Оки.
Муратову повезло, Впервые упоминается 11 марта 1607 г. в "Ввозной грамоте царя Василия Шуйского на с. Исады Рязанского уезда, пожалованное из дворцовых земель П. П. и В. П. Ляпуновым". В грамоте указывалось: "…села ж Исад сен (ны)я покосы за рекою за Окою на Бологовском лугу, меж Рябрева и Муратовские деревни безпяты лугу, по луг деревни Тайдаковы семьсот капен, лесу непашеннаго в длину на две версты, а поперек на версту".
Вид с. Муратово. |
Таким образом, первым, известным из письменных источников землевладельцем села стал вождь нации времен 1-й Смуты – Прокофий Петрович Ляпунов и его сын Владимир.
Муратово упоминается также в писцов. и межев. кн. Воронцова - Вельяминова 144 (1636) г., где оно писано "за Иваномъ Симеоновымъ сыномъ Чевкинымъ и за вдовою княгинею Анною княжъ Петровскою женою Дулова с сыномъ князь Микитою". Первоначальное построенiе въ Муратове Введенской церкви относится къ 1673 г., на что встречается прямое указанiе въ окладн. кн. 184 г.,
В 1833 М. вновь приписано к приходу с. Исады.
По 10-й ревизии (1858), в с. 268 душ обоего пола принадлежали Кожину.
Надгробный памятник на могиле Петра Васильевича и Надежды Николаевны Кожиных. |
В конце XIX в. местный землевладельцы Петр Васильевич и Надежда Николаевна Кожины построили ныне существующую церковь. Захоронены рядом с церквью.
Как в конце XIX в. проживали крестьяне Муратова?
По подворной переписи 1886, в М. Исадской вол. 62 дв., 396 жит., 24 грамотных муж., 6 мальчиков учились грамоте у местного мещанина. Имелись 2231 плодовое дере¬во и 10 колод пчел. С лошадью было 27 дв., с коровой -40, без лошади - 26, без коровы - 20 дв.
Земледелие общинное. Земля поделена по ревизским душам. Последний общий передел пашни был вскоре по выходе на волю. Луга делятся ежегодно. Надельная земля находится в черезполосице с чужими землями. Расстояние дальних полос от селения около 2-х верст. Пашня разбита на 19 участков. Длина дущевых полос от 10 до 80 сажен, а ширина от ? до 4 1/5 сажен. Земля хорошая, только местами посредственная. Почва суглинистая и частью глинистая. Два поля с ровною поверхностью, а третье, к р. Аленке с промоинами и глинистыми косогорами. Луга пойменные с хор. Травою, за исключен. Десятин 15, которые кочковаты, изрыты ледоходом и песчанисты.
Выгон и хорош, но лежит далеко версты за 2 от поселка. Прогоны не совсем удобны. Парового поля удобряется ? ч. Собственной земли нет. 20 домохозяев, по отдельности каждый, арендуют 18 ? дес. Пашни за 215 руб. и 12 дес. Луга за 181 руб; кроме того многие берут пашню из третьей части, всего 16 дес. И 2 арендуют 7 луговых наделов исполу с приплатой 7 руб.
Душевые наделы сдают за подати, наделы одного луга сдают по 5 руб., или исполу. За обработку душевого надела наймом платят 10 12 руб., а одной пашни и 6 руб. Водою в селении пользуются из р. Оки. Для отопления покупают сучья по 25-30 коп. воз. Рынками служат СС. Киструс и Мосолово, г. Спасск, иногда г. Рязань и с. Ижевское. Общий характер местных промыслов тот же, что в с. Исадах, хотя сравнительно садоводство и огородничество здесь развито в меньшей степени. Насчитывается: 4 сельских работника, 11 обрабатывающих чужие наделы, 6 поденщиков, 7 занимаются плетением вершей, 2 плотника, 1 портной, 1 кирпичник, 4 сторожа, 3 рыболова, 4 пастуха, 1 бурлак, 1 конюх, 1 паромщик и 6 поденщиц. На стороне 31 муж. и 2 жен., а именно 22 чернорабочих, преимущественно на пристанях, 3 бондаря, 2 пастуха, 1 на ситцевой фабрике, 1 на газовом заводе, 1 сапожник и 1 дворник, а женщины в услужении; проживают промысловые больше в Нижегородской губернии. Промышленных и торговых заведений нет. Общественных несчастий последнее десятилетие не было. Некоторые дети учатся грамоте у проживающего мещанина с платою за каждого ученика 30 коп. в мес. с харчами от учащихся. Общественных зданий нет. Доходных статей не имеется. 3 семьи (10 муж. и 8 жен. ) и 6 дв. (13 чел. ) принадлежали к старообрядцам-поповцам.
На 1. 1. 1905 в с. 72 дв. . 260 муж. и 273 жен., 2 церкви: деревянная и каменная, церк. -приходская школа. После Окт. рев-ции организован сельсовет. На 1. 1. 1934 с. находилось в составе Спас. р-на, в нем 152 хоз-ва (дв. ), в т. ч. в колх. - 36., в 1930 проведена коллективизация. На 1. 1. 2001 в М. 295 жит., с. -х. произв. кооператив "Окский", действует Иверская церковь, нач. школа, б-ка, ДК, фельдш. -акушерский пункт. В 1 км к Ю. от д. близ животноводческой фермы обнаружено селище XIV-XVII.
Примечание
1. А. И. Кондрашов Сражение под Шишевским лесом на Воино – родина первых русских побед. //Российский научный журнал. Рязань.
2 (9) 2009. С. -25-27. 2. И. А. Кузнецов Сапожковский край. Рязань. 1999. С. -28.
3. Аввакум Петрович. Половцов. // Большая русская биографическая энциклопедия. (Р) 2005 IDDK. (C) 2005 Мультимедиа-издательство "БизнесСофт"Cайт: http://www.iddk.ru.
4. Аввакум Петрович. Брокгауз. // Большая русская биографическая энциклопедия. (Р) 2005 IDDK. (C) 2005 Мультимедиа-издательство "БизнесСофт"Cайт: http://www.iddk.ru.
5. Аввкаум Петрович. В. Никольский. // Большая русская биографическая энциклопедия. (Р) 2005 IDDK. (C) 2005 Мультимедиа-издательство "БизнесСофт"Cайт: http://www.iddk.ru.
6. И. А. Кузнецов Сапожковский край. Рязань. 1999. С. -28-29
7. Аввакум Петрович. Брокгауз. // Большая русская биографическая энциклопедия. (Р) 2005 IDDK. (C) 2005 Мультимедиа-издательство "БизнесСофт"Cайт: http://www.iddk.ru.
8. Указные статьи о раскольниках. //Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2010 г. С. -64-66.
9. И. Добролюбов Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Сапожковский уезд. Рязань. 1996. Т. 3. С. 29-31.
10. Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. т. 8., вып. 2.:Спасский уезд/Издательство Ряз. губ. земства;Под ред. А. В. Селиванова. - Скопин:Типо-лит. Благих, 1890. C. -7.
11. И. Добролюбов Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Сапожковский уезд. Рязань. 1996. Т. 3. С. 27-29.
12. Протоколы заседаний Сапожковского земского собрания за 1871 г. // Сапожковский краеведческий музей.
13. Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. т. 8., вып. 2.:Спасский уезд/Издательство Ряз. губ. земства;Под ред. А. В. Селиванова. - Скопин:Типо-лит. Благих, 1890. C. -7.
14. И. Добролюбов Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Сапожковский уезд. Рязань. 1996. Т. 3. С. 48-49.
15. Бокгауз и Половцов. // Большая русская биографическая энциклопедия. (Р) 2005 IDDK. (C) 2005 Мультимедиа-издательство "БизнесСофт"Cайт: http://www.iddk.ru.
16. Александр Никитин. Сайт Рязанская старина. № 14.
17. ГАРО. Ф. -892, оп. 11, д. 1726, св. 18.
18. Населенные места Рязанской губернии. /Рязанский губ. стат. Под ред. И. И. Проходцева. Рязань. Типогр. Н. В. Любомудрова. 1906.
19. Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. т. 8., вып. 2.:Спасский уезд/Издательство Ряз. губ. земства;Под ред. А. В. Селиванова. - Скопин:Типо-лит. Благих, 1890. C. -304-305.
20. Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. т. 8., вып. 2.:Спасский уезд/Издательство Ряз. губ. земства;Под ред. А. В. Селиванова. - Скопин:Типо-лит. Благих, 1890. C. -118-123.
21. Газета "Рязанскик епархиальные ведомости"за 1874 год. № 11 от 1. 02.
22. Газета "Рязанскик епархиальные ведомости"за 1874 год. № 5 от 1. 11. 23. Газета "Рязанскик епархиальные ведомости"за 1874 год. № 6 от 15. 11.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!