'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

ОБОЗ ВОЕННЫЙ

ОБОЗ ВОЕННЫЙ

ОБОЗ ВОЕННЫЙ, подъемные средства, служащие для перевозки за войсками разного рода запасов.

Часть ОБОЗА составляет принадлежность отдельных войсковых частей и носил название полкового ОБОЗА.

Здесь возились предметы, в которых войска нуждаются всегда в бою, в походе и на ночлегах. Поэтому полковой ОБОЗ должен был постоянно находиться при своей части или недалеко от нее.

Прочие перевозные средства армии, не входя в состав отдельных частей войск, образовывали особые подвижные учреждения и в определенном числе придавались дивизиям, корпусам или армиям, составляя ОБОЗ: дивизионный, корпусный или армейский.

Запасы этих учреждений служили для пополнения запасов полковых ОБОЗОВ.

В зависимости от состава груза различался ОБОЗ интендантский и специальный (артиллерийский, инженерный, санитарный).

Некоторые категории перевозочных средств составляют казенный ОБОЗ, его повозки (См. Повозки военные) и упряжь с принадлежностью содержались полностью в виде неприкосновенного запаса, но в мирное время запрягалось лишь небольшая его часть; при мобилизации поставлялось полное число лошадей от населения по военно-конской повинности. Другая часть перевозочных средств составлял обывательский ОБОЗ, который формировался из повозок, взятых от населения на основании подводной повинности, по найму или реквизиций. Размеры его определялись в соображении с местными условиями театра войны.

Исторический очерк.

Уже в походах египтян за 1.000 л. до Р. Х. употреблялся вьючный ОБОЗ под продовольствие войск.

Древние греки сначала не имели ОБОЗА, но за гоплитом шел слуга, несший запасы. Однако, за 400 л. до Р. Х. и у них появляется вьючный ОБОЗ, а при знаменитом отступлении 10 т. греков уже находилось 400 повозок в парной воловьей запряжке.

При армии Александра Великого в 37 т. ч. имелось 2 ? т. Повозок.

Римляне первоначально обходились без ОБОЗА; каждый легионер нес на себе на 15-30 дн. продовольствие. Во II в. до Р. Х. у римлян появляется вьючный ОБОЗ в числе 250 мул. на легион (4 т. ч.). Позже вводится и колесный ОБОЗ.

В средние века армии сопровождались большим ОБОЗОМ, что вызывалось, однако, не столько заботой о войсках, сколько роскошью начальников и страстью к грабежу.

Густав-Адольф упорядочил перевозочные средства армии, на 100-тыс. армию приходилось 8 т. парных повозок под продовольствие, подвозимое из магазинов.

В эпоху Фридриха Великого, с развитием магазинной системы, ОБОЗ приобрел еще большее значение.

Революционные войны, выдвинув на 1-й план реквизиции, способствовали уменьшению ОБОЗА; французы первые отказались и от возимого в ОБОЗЕ палаточного лагеря. Тем не менее их 30-тыс. армия в Итальянском походе 1796 г. имела 1.200 повозок.

Наполеон особенно умело пользовался своими подвижными запасами, благодаря чему мог быстро сосредоточивать войска в решительный момент.

В кампанию 1812 г. он двинул за армией 17 обозных батальонов с 6 т. повозок, поднимавшими продовольствие на 20 дн. В надежде на подножный корм, обозные лошади не были обеспечены фуражом. Однако, шедшая впереди конница съела весь корм, и ОБОЗ пришли в расстройство, последствием чего явилось расстройство всей Великой армии.

В нашей армии до Петра Великого повозок не существовало, а все запасы или "кормы" следовали при войсках на вьюках, а позже в колесном ОБОЗЕ.

Петровская армия имела уже штатный полковой ОБОЗ (в пехотном полку — 63 повозок, в драгунском — 60 повозок), который с 1708 г. подразделялся на легкий — "к баталии потребныя вещи" и тяжелый — "лишния тягости", что вполне отвечало современному разделению полковых ОБОЗОВ на 2 разряда.

Полковой ОБОЗ пополнялся из армейского транспорта ("подвижного магазина") на обывательских повозках, поднимавшего месячный запас продовольствия. Серьезные улучшения в организации ОБОЗА последовали при Императоре Александре I.

Полковой ОБОЗ был сокращен, за то образован дивизионный ОБОЗ в составе 1 фурштатского 6-ротного батальона на каждую пехотную или кавалерийскую дивизию (108 повозок с 9-дн. запасом сухарей).

По мере увеличения армий и их потребностей (в особенности с появлением скорострельного оружия) работа ОБОЗА осложнялась. Уже в войсках XIX века ОБОЗ с чрезвычайными усилиями обслуживал армии в тех случаях, когда приходилось подвозить на 150-200 вер., или когда операции принимали напряженный характер.

В войну 1870-71 гг. немцам пришлось усилить корпусные ОБОЗЫ на 100 повозок каждый и заказать сверх того 3 т. повозок.

В войну 1877-78 гг. обозные средства армии б. усилены 17 т. повозок.

В войну 1904-05 гг. полное бездействие войсковых ОБОЗОВ имело следствием чрезвычайное развитие армейских транспортных средств, развозивших запасы до полковых штабов и даже на позиции.

Организация транспортной службы была также неправильна, вследствие чего военные транспорты выполнили работу втрое меньшую против минимальных расчетов теории. Предназначенные для непрерывного подвоза при наступлении армии, они не справились со своим назначением даже при расположении её на месте и вызвали новый 2 ?-милл. расход на формирование вольнонаемных транспортов.

В будущих войнах миллионные армии ожидали еще большие трудности подвоза, но на помощь этому делу уже появились ОБОЗ с механической тягой.

Свобода военных операций в огромной степени зависит от своевременного получения войсками ежедневного продовольствия и боевых средств. Запасы, возимые в ОБОЗЕ, освобождают войска от заботы в этом отношении.

Во все эпохи недостаточность ОБОЗА или его расстройство неблагоприятно отражались на военных операциях.

В войну 1870-71 гг., при обложении Парижа, по недостатку перевозочных средств, кругооборот транспортов занимал 9-10 дн., вследствие чего подвозилась только ? продовольствия и боевых средств. В эту же войну неудовлетворительное состояние французского ОБОЗА заставляло их армии жаться к железным дорогам, вопреки стратегической обстановке (маршала Мак-Магона на выручку Меца; операции Бурбаки под Монбельяром).

В войну 1877-78 гг., по свидетельству ген. Тотлебена, войска западного отряда, вследствие плохой организации службы ОБОЗА, перебивались продовольствием со дня на день, и были стеснены в своих операциях.

Несоответственная организация ОБОЗА также м. ограничить способность армии к маневрированию (наши ОБОЗЫ в войну 1904-05 гг.).

Наконец, огромное значение имеет надлежащее распределение ОБОЗОВ. Следуя при войсках, ОБОЗ связывает их в тактическом отношении: он удлиняет походные колонны, уменьшает их подвижность, затрудняет развертывание. Поэтому во все эпохи, когда войска стремились иметь весь ОБОЗ при себе (в виде полкового ОБОЗА), операции войск отличались медлительностью и пассивностью.

В начала XX в. армиях стремились уменьшить полковой ОБОЗ, эшелонируя прочие перевозочные средства в тылу войск.

Появление железных дорог не умалило значение ОБОЗА, т. к. железные дороги подвержены перерыву и, кроме того, в сфере влияния противника между головными станциями и войсками всегда останется достаточная полоса для работы ОБОЗА.

Статистика указывает, что войсковой ОБОЗ продолжал расти вместе с увеличением армий и расширением их потребности в продовольствии и, в особенности в современных боевых припасах.

В 1813 г. во французской армии повозка (не считая транспортов) приходилась на 53 ч.; в 1866 г. в Пруссии и Австрии — на 28-35 ч.; в 1870 г. в Пруссии — на 24 ч.; в начале XX в.: у нас 1 повозка — на 19 ч., в Германии — на 14 ч.; в Австрии и Франции — на 12 ч.

В некоторые эпохи ОБОЗ имел боевое значение, применяясь в виде подвижного укрепления или опорного пункта на поле сражения (наши обозы в XVII в., обоз гусситов — см. Гусситские войны).

Организация ОБОЗА в главных армиях.

Россия.

У нас имелись все категории ОБОЗОВ.

Полковой ОБОЗ по распределению имущества делился на ротный, эскадронный, батарейный и т. п. и собственно полковой, а в отношении управления и для похода вблизи неприятеля — на ОБОЗ 1 и 2-го разряда.

Состав полкового ОБОЗА русской армии.

Состав полкового ОБОЗА русской армии.

В составе полкового ОБОЗА батареи и инженерной части имелись повозки специального (артиллерийские, инженерные) ОБОЗА (см. Артиллерийский ОБОЗ, а также Инженерные войска).

Штат продовольственно-вещевого отдела

Штат продовольственно-вещевого отдела

Дивизионный ОБОЗ

Дивизионный ОБОЗ имелся для пехотных дивизий и стрелковых бригад и состоял из двух отделов: продовольственно-вещевого и санитарного.

В 1-м отделе возился: запас продовольствия (сухари, крупа, соль, чай, сахар — на 4 дня, мясные и овощные консервы — на 1 день), шанцевый инструмент, запас обуви. При нем же состоял конский запас дивизии.

Отдел подразделялся на 5 взводов, из коих первые 4 имеют по 1-дн. запасу продовольствия (см. таблицу в 1-м столбце). Командир этого отдела был одновременно и командир всего дивизионного ОБОЗА.

В состав санитарного отдела входили: дивизионный лазарет; 3 двуколки, 15 парные и 9 четверочные повозки (8 лазаретных линеек и дроги для шатров), всего 27 повозок и 78 лошадей и два полевых подвижных госпиталя, приданных дивизии, в обоих вместе 8 двуколок, 36 парных, 4 четверных — итого 50 повозок и 104 лошадей (см. Военно-санитарное дело.).

Весь дивизионный ОБОЗ составлял 287 повозок с 748 лошадьми; глубина походной колонны — около 3 вер. (без растяжки).

Кавалерийские дивизии не имели дивизионного ОБОЗА.

В инженерных войсках (саперных и понтонных батальонах) роль дивизионного ОБОЗА по содержанию груза выполнял т. называемый продовольственный транспорт, входящий в состав полков.

ОБОЗ Корпусный.

ОБОЗ составлял у нас корпусные продовольственные транспорты, по 1 на корпус. Транспорт состоял из 536 парных повозок и делился на 4 взвода (1-3 взвода везли 3-дн. запас продовольствия и овса, а 4-й — однодневный запас консервов).

Армейский ОБОЗ

Армейский ОБОЗ составлял в военное время транспорты армии, которые не возили отдельных запасов, но служили универсальным перевозочным средством в тылу.

Военные транспорты формировались при мобилизации в числе 120 из кадровых обозных батальонов (см. Обозные войска).

Каждый транспорт состоял из 183 парных повозок (или 131 троечных, или 116 четв., или 362 вьючных лошадей) и подразделяется на 2 самостоятельных взвода. Кроме того, предусматривалась возможность формирования дополнительных военных транспортов: колесных (конных, воловьих, буйволовых) и вьючных (на лошадях, мулах, верблюдах).

Повозки и упряжь приобретались способами, установленными для заготовлений в военное время, лошади — из конского запаса армии или по военно-конской повинности, а личный состав — распоряжением полевого управления армии.

Наконец, в случае надобности, формировались вольнонаемные транспорты, причем одни эксплуатировались военным управлением, другие — через подрядчиков.

Дополнительные и вольнонаемные транспорты соединялись в разном числе в обозные батальоны.

Подъемная (полезная) сила транспорта; колесного — 4.414 пд., вьючного — 1.723? пд.

К специальным армейским ОБОЗАМ относились: вольнонаемные артиллерийские транспорты, полевые подвижные госпитали не приданные дивизиям, и военно-санитарные транспорты (см. это).

Германия.

Полковой ОБОЗ подразделялся на ротный, эскадронный, батарейный, батальонный.

Полковой обоз Германской армии

Полковой обоз Германской армии

Для походных движений в сфере влияния противника разделяется на 1 (Gefechtsbagage) и на 2-й разряды (Grosse Bagage).

Дивизионный ОБОЗ, в полном смысле слова, предусмотрен только для резервных и резервно-полевых дивизий, в составе: 3 резервных провиантских колонн, 3 резервных фурпарковых колон, 2-3 резервных муниционных кол., 2-3 резервных артиллерийских муниционных колон, 4 резервных полевых лазаретов, 2 резервных хлебопекарных колон, 1 резервного конского депо, 1 депо порционного скота и 1 мостового парка.

Корпусной обоз Германской армии

Корпусной обоз Германской армии

В полевых пехотных дивизиях к дивизионному ОБОЗУ относился только дивизионный мостовой парк (21 повозка).

Корпусный ОБОЗ состоял из 6 провиантских и 7 фурпарковых колон, 2 конских депо и 12 полевых лазаретов, подразделяясь на 2 обозных батальона.

Кроме того, к корпусному ОБОЗУ относились 4 пехотных и 8 артиллерийских муниционных колон, корпусный понтонный парк и 2 хлебопекарных кол.

На марше корпусный ОБОЗ подразделялся на 2 эшелона (в ?-перехода и в 1 переходе).

Продовольственный ОБОЗ поднимал 4-дн. запас продовольствия и 3-дн. запас овса на весь корпус и ? кавалерийской дивизии.

Корпусный ОБОЗ формировался при мобилизации из обозных батальонов (см. таблицу).

К армейскому ОБОЗУ можно отнести этапные: муниционные, фурпарковые, хлебопекарные колонны и этапные санитарные депо с обозными колонами.

Все муниционные повозки были запряжены тяжеловозами.

В военное время предположено формирование нескольких грузовых автомобильных колонн в качестве перевозочного средства.

Австрия.

Имелись, как и у нас, все категории ОБОЗА.

Полковой обоз Австрийской армии

Полковой обоз Австрийской армии

Полковой ОБОЗ по своему назначению и распределению в походной колонне разделялся на боевой (Gefechtstraиn) и хозяйственный (Bagagetraиn).

Различался ОБОЗ ротный, батальонный, эскадронный, собственно полковой (см. таблицы).

Дивизионный ОБОЗ имелся как в пехотных, так и в кавалерийских дивизиях.

Дивизионный обоз Австрийской пехотной дивизии

Дивизионный обоз Австрийской пехотной дивизии

ОБОЗ пехотной дивизии состоял из обозного дивизиона, 1 эскадрона который поднимал штаб дивизии и дивизионную продовольственную колону (6-дн. запас продовольствия), а другой эскадрон — дивизионное санитарное учреждение (дивизионный лазарет).

Кроме того, к дивизионным ОБОЗУ относятся: дивизионный муниционный парк (4 пехотных и 4 пушечных муниционных колон), 4 гаубичной муниционной колонны и дивизионная хлебопекарня.

Дивизионный ОБОЗ кавалерийской дивизии состоял из продовольственных колон и санитарного учреждения и 4 кавалерийских муниционных кол.

Корпусный ОБОЗ составлял: корпусный продовольственный транспорт (6-дн. запас) — 1.690 обывательских подвод; корпусная хлебопекарня; полевой госпиталь; конский лазарет и корпусный обозный парк. Кроме того, 4 мостовых парка с полевым подводным парком и инструментальной колонной и 4 муниционных колон для тяжелого гаубичного дивизиона.

К армейским ОБОЗАМ относились: этапные продовольственные транспорты, резервные продовольственные магазины и хлебопекарни, полевые и резервные полевые госпитали, армейские артиллерийские парки, мостовые парки и подвижные депо (инструментальные, пионерные).

Дивизионные, корпусные и армейские ОБОЗЫ формировались только в военное время из обозных дивизионов мирного времени, на усиление которых широко привлекался обывательские подводы с погонщиками.

При организации этапных продовольственных транспортов, а также при перевозках мостовых парков, тяжелой артиллерии и т. п. предположено было широко применять автомобильную тягу.

Войска горных районов снабжались, взамен колесного, вьючным или смешанной системы ОБОЗАМИ.

Франция.

Имелись все категории ОБОЗОВ, но со слабо развитым дивизионным ОБОЗОМ (см. таблицу).

Полковой обоз Французской армии

Полковой обоз Французской армии

Полковой ОБОЗ делился вблизи неприятеля на 2 эшелона: боевой (Train de combat) и продовольственный (Train regimentaire) и поднимал 2-дн. запас продовольствия.

К дивизионному ОБОЗУ принадлежал только дивизионный лазарет, парк инженерной роты (2 повозки с шанцевым инструментом) и гурт скота.

К корпусным ОБОЗАМ относились: корпусный лазарет, 8-12 полевых госпиталей, продовольственный транспорт (с 4-дн. запасом продовольствия), корпусные артиллерийский, инженерный и понтонный парки, парк запасного обмундирования и снаряжения, подвижное ремонтное депо, полевая хлебопекарня и гурт скота.

К армейскому ОБОЗУ относились вспомогательные продовольственные транспорты (4-дн. запас), армейский артиллерийский парк и армейский инженерный парк.

Дивизионные и корпусные ОБОЗЫ формировались в военное время из обозных батальонов с добавлением обывательских подвод.

Заключение.

Сравнивая организацию ОБОЗОВ в главных европейских армиях, можно видеть, что везде часть ОБОЗА следует непосредственно при войсках (полковой ОБОЗ), при чем в наибольшем размере у нас; везде остальной ОБОЗ эшелонирован в глубину, при чем в германской и французской армиях ближайшим эшелоном за полковым ОБОЗОМ является корпусный ОБОЗ; в австрийской армии, наоборот, очень развит дивизионный ОБОЗ; в глубоких эшелонах ОБОЗ (армейского и отчасти корпусного) предположено применять автомобильную тягу, что в будущем должно отозваться дальнейшим уменьшением собственно войсковых ОБОЗОВ.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "ОБОЗ ВОЕННЫЙ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Санитарный обоз
  • - Обоз инженерный
  • - Стан
  • - Цюры
  • - ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ТРАНСПОРТЫ
  • - ВЕЩЕВОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ
  • - Обозные войска
  • - Дивизионный интендант


  • Название статьи: ОБОЗ ВОЕННЫЙ


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Ф. А. Макшеев, Снабжения и военное хозяйство в военное время; Его же, Военное хозяйство и устройство тыла. ОБОЗ и тыловые учреждения иностранных армий; П. Режепо, Значение и работа ОБОЗА; Положения о полковом и дивизионном ОБОЗЕ — приказ по военному ведомству 1907 г. № 229.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru