'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Одесса, исторический обзор

Одесса

ОДЕССА, торговый порт и город под управлением градоначальника в Херсонской губернии, 500 т. жит.; лежит в северо-западном углу Черного моря.

В древности, еще до Р. Х., Одесса была греческой гаванью, носившею название Одессос.

В IV в. торговый пункт этот был совершенно разорен народами, надвигавшимися на запад из Азии.

Развалины замка, построенного генуэзцами, и теперь еще видны у карантина.

В XV веке тут образовалось турецкое селение Хаджибей, а в 70-х г. XVIII в. построена небольшая крепостца Ени-Дунья, служившая опорным пунктом турецкой гребной флотилии.

Во время русско-турецкой войны 1769-74 гг., при движении в августе 1769 г. передовые войск 2-ой армии за Буг, партия в 3 т. запорожцев, высланная к Бендерам, настигла 1 октября у Хаджибея турок и рассеяла их.

В 1789 г. кн. Потемкин, осаждая Бендеры и желая отрезать гарнизону, сообщение с морем, приказал генерал-лейтенант Гудовичу двинуться из Очакова к Хаджибею и овладеть им, 12 сентября Гудович подошел к Хаджибею, а 14-го замок был взят штурмом. Турецкая флотилия, узнав о сосредоточении нашего флота у о-ва Тендрова, 23 сентября ушла к Константинополю, после чего отряд Гудовича направился к Бендерам.

Хаджибей присоединен к России по Ясскому миру 1791 г.

Весною 1793 г. война России с Турцией и Францией "казалась неизбежною", сознавалась опасность поисков вражеских флотов на наше северо-западное побережье Черного моря и было признано необходимым противопоставить таким действиям контрдействия нашей черноморской гребной флотилии.

Для успешности этих действий необходимо был создать соответственную укрепленную базу.

Крепость Одесса в 1797 г.
Крепость Одесса в 1797 г.
План Одесского порта
План Одесского порта

Кроме того, "коммерческая система" Черного моря требовала сооружение в том же районе обороненного торгового порта. Для обеих целей был избран Хаджибей, а необходимые работы был поручены попечению Суворова, командовавшего в то время всеми войсками на юге России.

По проекту, составленному инженер-подполковником Ф.П. Деволаном по директивам Суворова, который привлек к обсуждению вопроса и командующего гребной флотилиею вице-адмирал И. М. де-Рибаса (проект подписан только Суворовым), предполагалось устроить у Хаджибея "малую жете, составляющую отдельного гавань для гребного флота" и "большую жете или молу", значительно вынесенную в море и охватывающую гавань гребного флота.

Малую гавань проектировали устроить в западном углу бухты и окружить широкою, одетою камнем плотиною; глубина ковша от 7 до 15? фт.; в ней два каменных эллинга и 3 пристани: военная, карантинная и коммерческая; у гавани — различные адмиралтейские здания.

Большой мол начинался правее малой гавани участком в виде исходящего в море угла, затем шли ворота и далее брекватер; по начертанию в плане — 3 бастионных фронта с изломанными куртинами (самые бастионы или больверки весьма плоские); на моле надлежало возвести каменные стены с амбразурами для орудий.

Кроме того, порт д. был получить оборону и со стороны суши.

В восточной части эта оборона доставлялась "Большим" укреплением, земляным, одетым дерном, о пяти бастионах с изломанными куртинами; рвы сухие с кюветом в 1 сж. глубиной; в исходящих углах прикрытые пути барбетной батареи.

С западной стороны оборону давало "Малое" укрепление, построенное на подобие горнверка, фронтом к сухопутью, и имевшее в горже сильную нагорную береговую батарею.

Оба укрепление расположены на возвышенностях, и от них шли зигзагообразные спуски к урезу воды, где надлежало выстроить береговые батареи настильного действия, одетые тесанным камнем.

К постройке оборонительных и портовых сооружений было приступлено 4 июня 1793 г.

Под ближайшим руководством Суворова работы производились в течение 2 строительных сезонов; его личные указание приводились в исполнение и позже.

В результате, к 1797 г. в Одессе проектированные Суворовым оборонительные верки на суше были закончены; закончены: жете малой гавани, частью одетое камнем; военная и карантинная пристани; большой мол и пристань для коммерческих судов находились в работе; возведен ряд каменных зданий: шесть 2-этажных казарм для персонала гребного флота и для "бомбардирского" батальона, девять 2-этажных офицерских флигелей, казармы для 2-х батальонов крепостного гарнизона, госпиталь, магазин на 30 т. четв., дома для высших чинов сухопутного и морского ведомства и пр.

Сведений о том, когда портовые сооружения был закончены, не найдено.

Хотя Одесса вначале XIX в. и числилась крепостью II класса, но находилась в полном упадке.

Причиною тому отнюдь не являлось решение крепость упразднить, ибо всю 1-ю половину этого века шел вопрос об усилении её обороны. В этом отношении история Одесса весьма любопытна, как полная благих пожеланий и широких планов, разбивавшихся о финансовое соображение.

Еще в 1818 г., в целях предохранения города от нападения, был возбужден вопрос о переустройстве существовавших укреплений и устройстве новых батарей на молах гавани, при чем предполагалось все батареи устроить казематированными, т. к. опытами, а также "недавно бывшею атакою на Алжирский порт" доказано, "что из прибрежных батарей те только м. противостоять сильному с кораблей огню, которые имеют орудия под сводами". Генерал-инспектор по инженерной части, Великий князь Николай Павлович, поручил составление проекта начальнику инженеров 2-ой армии, генерал Ферстеру. Но значительность расходов не позволила одобренный проект привести в исполнение тогда же. Между тем, вскоре, именно в 1822 г., взаимоотношение между Россией и Турцией обострились, и по Одессе решено было принять меры экстренные: спешно построить 3 пушечные и 2 мортирные земляные батареи.

Работы эти был выполнены.

В января 1831 г. бессарабский генерал-губернатор Красовский представил новый проект организации в Одессе береговой обороны, по которому предполагалось устроить ряд открытых батарей, всего на 30 орудий, расположив их как по молам, так и по возвышенным местам берега у корней молов.

Проект был передан на заключение директора инженерного департамента, генерала Оппермана, который нашел его совершенно неудовлетворительным: к низким батареям на молах неприятельские суда самых больших размеров могли подходить на 150 сж. и огнем с верхнего дека быстро подавлять огонь открыто стоящих орудия; 2 батареи на возвышенностях хотя этого недостатка и не имели, но были проектированы крайне слабыми, на 2 и на 3 орудия, а по расположению не могли вредить флоту; большим недочетом являлось и отсутствие на береговом вооружении мортир. Посему Опперман полагал необходимым устроить: на молах — батареи казематированные, а на возвышенностях — батареи многоорудийные.

Император Николай I, по причинам исключительно экономическим, повелел с намеченною мерою повременить.

В 1834 г. новороссийский генерал-губернатор гр. Воронцов вновь возбудил вопрос о необходимости укрепление Одессы и предлагал: устроить на молах казематированные батареи, сблизить головы самих молов, на оконечностях их построить оборонительные башни, в воротах между молами соорудить казематированную батарею на искусственном основании и создать долговременные батареи на береговых высотах.

Проект, "с разными изменениями" был Высочайше утвержден; по причине же связанности его осуществление с возбужденным тогда же вопросом о размещении в оборонительных зданиях пограничной стражи, он был передан на заключение министра финансов, генерал гр. Канкрина. Граф нашел, что "для города нужна легкая защита; дорого же стоящая будет напрасным расходом, ибо большие линейные корабли, во всяком случае, найдут способ вредить кораблям в гавани, которых, впрочем, в военное время едва ли м. много накопиться".

Все же Государь приказал утвержденный проект направить на место для составление смет, с предуведомлением графа Воронцова, что "за потребностью весьма огромных сумм на начатые и постоянно продолжаемые казенные постройки, не предстоит возможности на укрепление Одессы уделить какую-либо сумму и что посему Его Величество предоставляет ему сделать соображение, какими средствами, от казны не зависящими, полагал бы он покрыть расходы на возведение одесских укреплений". Относ-но же изменение первоначально выработанного проекта следует заметить, что Император, отрицавший вероятность "сильного нападения с моря", по неимению в Одессе "особенно важных морских сооружений, ни же значительных военных складов", и полагавший, что "десант же неприятельский м. быть отражен войсками", указал вооружить только молы, установив орудия за высоким каменным бруствером с амбразурами и закончив работы по сооружению самых молов, с устройством на их оконечностях круглых башен "для обороны или для маяков"; батареи на искусственном основании позади ворот брекватеров не строить, а взамен возведение долговременных батарей на береговых высотах иметь, пока что, в виду только устройство таковых, и при том временные профили, в военное время.

Вероятно, по деликатности возложенного на него поручение. Воронцов не давал делу дальнейшего движение в течение 4 лет, а в ноября 1839 г. сообщил военному министру, что изыскал 50 т. руб. "местными способами", что на сумму эту можно построить на карантинном и коммерческом молах "малыя батареи" и что он надеется, что представляемые проекты будут утверждены. При этом граф, с одной стороны, указывал, что 50 т. р. — сумма ничтожная сравнительно с достигаемою пользою по Одессе, которую без этого м. разгромить один неприятельский корвет, с другой стороны, утверждал, что осуществление намечаемой им меры ничем не помешает укрепить порт в будущем и полнее.

Император ходатайство уважил, и к 1841 г. на оконечностях молов были устроены каменные парапеты с амбразурами (на Практическом — 48 амбразур и на Карантинном — 33) и с барбетами из щебня и мелкого камня; но орудия не были установлены. На месте сознавалось, что осуществленное представляет собою только полумеру; сознавалось и то, что радикальное устранение недочетов обороны Одессы неосуществимо по экономическим соображением. В стремлении же извернуться из затруднительного положения стали предлагать проекты едва ли не фантастические.

Командир дунайского инженерного округа, генерал Лехнер, указывая, что между головами молов остается свободный промежуток длиною свыше 600 сж., почему взаимная поддержка ближайших батарей ненадежна, интервал же оборонить необходимо, а также, что создание казематированные батареи на искусственном основании отклонено по дороговизне (до 4 мил. р.), предлагал 2 варианта "дешевых".

По первому предполагалось обзавестись 11 низкими лодками, с вооружением каждой 3-пд. бомбической пушкою, прикрытою деревянным бруствером и блиндажом; лодки эти в военное время выстраивать в воротах за сплошным боном; стоимость лодок и бона — 250 т. р.

По второму варианту — построить, в воротах не батарею, а только каменный бруствер с 9 амбразурами, к которому м. было бы подводить столько же лодок с бомбическими пушками на носу; стоимость 400 т. р. военно-ученому комитету оба проекта понравились. Но против осуществления любого из них горячо восстал вице-директор инженерного департамента, один из ближайших сотрудников Императора Николая Павловича по инженерной части, генерал Фельдман. Его кардинальные доводы: с плавучего основания стрельба плоха, лодки будут неповоротливы, их буксировать крайне затруднительно.

В результате, Лехнеру был повелено составить проект серьезной обороны Одессы, руководствуясь "такими правилами и основаниями, которые вообще приняты для подобных сооружений".

Затем, в декабря 1814 г. Император приказал "составление нового проекта на полное укрепление одесского порта отложить до того времени, когда выполнение его будет признано нужным и возможным".

В 1853 г. командующий войсками IV и V пехотных корпусов, кн. Горчаков, доносил, что из числа наличных в Одессе 20 орудий берегового вооружения только 4 имеют лафеты, "да и те... пришли в совершенную негодность".

Кроме того, за 13 л. успели устроить только одну деревянную платформу под орудие, а без платформ пушек не установить.

донесение

это вызвало меры экстренные, и к появлению в Черном море англо-французского флота в Одессе было выстроено и вооружено 6 батарей: № 1 — в 3 вер. от карантинной пристани на 8 орудий; № 2 — за входом в карантинную гавань, на 6 орудий; № 3 — на оконечности карантинного мола, на 16 орудий; № 4 — внизу городского бульвара, на 8 орудий; № 5 — там же, на 6 орудий; № 6 — на оконечности практического мола, на 4 орудия; большинство орудий было 24-фн. клб.

Батареи эти боевое испытание выдержали с честью.

Портрет Александра Петровича Щёголева (1832-1914, Москва). Россия, 1854 г. Литограф: Тимм В.Ф. 1820-1895

Портрет Александра Петровича Щёголева (1832-1914, Москва).
Россия, 1854 г. Литограф: Тимм В.Ф. 1820-1895

8 апреля 1854 г. союзный флот в 19 линеных кораблей и 9 пароходо-фрегатов бомбардировал город и сражался вначале с батареей № 6 (прапорщика Щеголева), поражая ее перекрестным огнем из 350 орудия, а затем с батареями №№ 1, 2 и 3; батарея № 4 была в конце концов взорвана, но прочие "нисколько не пострадали от неприятельской канонады".

Союзные войска с лодок покушались сделать высадку, но картечью полевых орудий обращены в бегство.

Наш урон: 50 нижних чинов и 8 ч. жит., город пострадал мало.

Потери союзников — 30 ч.; 4 фрегата повреждены и отведены для починки в Варну.

30 апреля утром, при густом тумане, в 6 вер. на югу от Одессы, под крутым берегом, сел на мель английский пароход Тигр.

Огонь нашей полевой артиллерии заставил неприятеля спустить флаг.

Пленных 225 ч. перевезли на берег, а фрегат взорвали, т. к. нельзя было снять его с мели, в виду подходивших 2 неприятельских пароходов.

После кончины Император Николая I мысль о прочном укреплении Одессы были оставлена вовсе.

Обороною этого открытого порта д. было служить международное право. И все же, в войну 1877-78 гг. у Одессы спешно возвели 12 береговых батарей, вооружили их 57 пушками, 34 мортирами и 8 скорострельными орудиями и приурочили к обороне порта боевую флотилию во главе с поповкой, вооруженной двумя 12-дм. пушками.

Одесский порт быстро развивался: в 1816 г. из Одессы уже вывезено товаров на 39 мил. руб.

В 1817 г. Одесский порт объявлен порто-франко на 30-летн. срок, который затем продолжен до 1857 г.

В 1866 г. приступили к работам по устройству торгового порта, и через несколько лет он принял вид, изображенный на прилагаемом плане.

Во-первых, был построен волнолом или, как его называют, рейдовый мол, защищающий от волнения все гавани порта.

Одновременно вывели продолжение крайнего с юга, Карантинного мола и окончили оборудование двух новых молов, причем образовались отдельные гавани: Карантинная, и восточная часть прилегающей Новой гавани предназначенной для вывоза зернового хлеба, выгрузки иностранных грузов и для пассажирского и грузового сообщение по Черному морю; Каботожная гавань и западная сторона Новой гавани назначенной для выгрузки иностранного угля; Практическая гавань отведена почти исключительно для мелкого каботажа.

Далее к западу находится просторное, выгороженное от рейда, пространство, занятое адмиралтейством Русского Общества Пароходства и Торговли с эллингом, большим плавучим доком и мастерскими для постройки и исправления судов; и, наконец, в расстоянии почти 2 вер. от границы Адмиралтейской гавани, расположена Нефтяная гавань.

По тщательно оборудованной набережной от Карантинного мола через весь порт проложены рельсы ж. д., с ветками на каждый мол.

Через Одессу проходит много грузов, направляемых в порты Дальнего Востока, а также транзитные грузы из Австрии. Порт связан пароходными линиями со всеми главнейшими портами Черного и Средиземных морей.

В течение 1911 г. в Одесский порт прибыло 6.160 судов, вместимостью 3.268.291 т. и вышло 6.213 судов на 3.272.500 т. В том числе 860 суд., на 1.555.476 т., прибыли из-за границы (под русским флагом 288).

В том же отчет году оборот торговли достиг 174.511.128 р., при чем стоимость вывоза почти вдвое превысила сумму ввоза.

В 1891 г. оборот был в 180.417.568 р., т.-е. уменьшился. Это объясняется тем, что значительное количество вывозимого за границу зерна прошло через конкурирующие с Одессой порты — Новороссийск, Херсон и Николаев.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Одесса, исторический обзор"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Хаджибей
  • - Джесперлея
  • - БЕРЕЗАНЬ
  • - Из письма И. И. Дудниченко (Одесса) - Н. Н. Тихановичу- Савицкому (Астрахань)
  • - Девель, Даниил Федорович, генерал- майор
  • - Гирцы, дело при
  • - Граф Платов, буксир колёсный
  • - Дрешер Яков Петрович, подполковник


  • Название статьи: Одесса, исторический обзор


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., тт. 1-18

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Документы центрального инженерного архива, А. Петров, Война России с Турцией и польскими конфедератами с 1769 по 1774 г., Спб., 1874; Богданович, Восточная война 1853—56 гг., Спб., 1876.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru