Олег Вещий
Олег Вещий.
Первый Великий князь Киевский.
Годы княжения приблизительно: 869—912.
Летописное предание связывает появления Олега в России с призванием Варягов, называет его князем Урманским (т. е. Норманнским), шурином князя Игоря, а иногда племянником Рюрика.
"Регентство» Олега (860 г.) летопись объясняет его родством с Рюриком, который умирая, вручил свое княжество за малолетством сына Игоря Олегу. Впрочем, есть случаи, где Олег называется воеводой Игоря.
Княжение свое Олег начал в Новгороде и скоро прославился "устройством земли», завоевательной н дипломатической деятельностью: он строил города и устанавливал подати, покорял соседние народы и облагал их данью, пытался заводить дипломатическая сношения с Византией, вполне понимая важность их для народа, жившего по великому пути "из Варяг в Греки».
Этот период его княжения Новгородский летописец называешь "те времена и лета Ольговы».
В Новгороде Олег княжил три года (до 872 г.), а затем начал свое движение на юг, стремясь распространить и закрепить на нем свою княжескую власть. Прежде всего, он овладел городом днепровских кривичей — Смоленском, затем Любечем в земле северян. Оба города он закрепил за собою, посадив в них наместников с достаточным гарнизоном. Двигаясь на юг вниз по Днепру, Олег дошел до Киева, в котором, по летописному преданию, княжили отделившиеся от дружины Рюрика мужи его — Аскольд и Дир.
Олег выманил их хитростью из города и убив завладел Киевом.
Последний он сделал своим стольным городом н назвал "матерью городов русских».
С присоединением земель, подвластных киевским князьям Олег завладел всем великим водным путем, а чтобы обезопасить, его от набегов кочевников, решил утвердить свое могущество в степях. С этой целью им был построен ряд городков и острожков. Укрепив ими свои юго-восточные границы, Олег распространил свое завоевательное движение к востоку и западу от Днепра. Так, в 883 году он заставил древлян платить ему дань по черной кунице с дыма.
В 885 г. Олег пошел на северян, плативших дань козарам (хазарам) и покорив обложил их легкой данью, имея в виду показать преимущества русской власти пред козарским игом. По-видимому, благодаря такому образу действий Олега, радимичи в 885 г. согласились давать ему дань, которую они платили прежде козарам.
После многолетней борьбы (по летописи 20 лет) Олег покорил дулебов, хорватов и тиверцев. Уличей ему совсем не удалось подчинить своей власти. Упорное сопротивление их объясняется тем, и что племена эти с малочисленным и слабым торговым классом не видели смысла в соединении с Русью. В 907 году Олег, собравши многочисленное войско из варягов, новгородских славян, полян, чуди, кривичей, мери, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, сушей н морем двинулся в поход на Царьград.
Подобного рода предприятия пользовались сочувствием окрестных племен, связанных торговыми интересами с Русью и Византией. Этот поход Олега, имевший важное значение для дальнейшего развития Киевского княжества, врезался в народную память. Предания украшают его баснословными подробностями, указывающими на то, что народ считал его крупным военным предприятием, отличным от случайных хищнических набегов.
Летописный рассказ об осаде и взятии Царьграда расцвечен вымыслом, возвышающим храбрость, а главное — хитрость князя, превзошедшего ею греков. Испуганные Олегом императоры греческие, не допуская русского князя штурмовать их столицу, предложили ему путем переговоров прийти к мирному соглашению. Олег принял это предложение, и послы его заключили с греками условия, по которым греки должны были дать по 12 гривен на корабль и уклады на те русские города, где сидели Олеговы мужи. На основании этих условий был заключен мир, подтвержденный клятвой обеих сторон. Русские выговорили себе право в течение шести месяцев брать у греков съестные припасы (месячину) и мыться в банях сколько угодно. Торговать им разрешалось повсюду беспошлинно. При отправлении русских в обратный путь греки обязывались снабдить их провизией и корабельными снастями.
Византийские императоры внесли в договор статьи, согласно которым русские могли входить в город лишь в сопровождении греческих чиновников, чрез заранее указанные ворота, без оружия, и не более 50 человек сразу, и селиться в месте, указанном правительством. Этот первый договор Олега сохранился не в полном своем составе, а лишь в летописном пересказе.
Олег возвратился на родину с богатой добычей и слава о его удачном походе разнеслась повсюду. Народ назвал князя, победившего хитрых греков,— Вещим.
В 911 году Олег, от имени своего и "иже суть под рукою его светлых бояр», послал — "от рода русского», в Царь-Град послов, которые и заключили известный договор русских с греками 911 г. Заключен он в сентябре 911 г. при императорах Льве, Александре и Константине.
Из текста видно, что в России того времени было много князей, частью туземных, славянского происхождения, частью иноземных пришельцев, управлявших целою "волостью».
Содержание договора определяет основания для обвинения русского или грека в преступлении. Затем, в договоре русские и греки обязывались помогать; взаимно торговым кораблям тех и других, попавшим в несчастье. Договор обязывал также выкупать русских и греческих невольников и военнопленных тех стран, куда, будут ездить купцы договаривающихся сторон. Согласно договору, русским разрешалось, между прочим, служить у греческих императоров. По заключении договора императоры богато одарили послов и дали приказ водить их по церквам и знакомить с христианской верой.
В 912 году послы возвратились в Киев.
Есть предание, что осенью того же года Олег ходил на север в Новгород и Ладогу, где и скончался.
О смерти его существуете, поэтическое сказание, известное в стихотворной обработке Пушкина.
Личность и деятельность Олега вообще многократно служили предметами литературной обработки.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!