'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

История о пиявках, «Боже, Царя, храни», и Павлике Морозове

История о пиявках, "Боже, Царя, храни", и Павлике Морозове

Удивительно, но между всем этим существует связь...

Моей старшей сестре Наталье было, наверное, лет восемь-девять, когда тёплым весенним сибирским днём она в очередной раз заманила маму в аптеку. Дело в том, что в 50–60 годы прошлого века, в этих учреждениях со стародавних времён продавались пиявки – эффективное и дешёвое средство от многих недугов. Они плавали в огромных стеклянных банках, преломляясь водой в огромных "удавов". Вдруг слух матери резанула фамилия, произнесённая в очереди к аптечному окошку. Она подошла к смуглому, ещё крепкому коренастому человеку в годах, облачённому в галифе защитного цвета, хромовые сапоги и длинное кожаное пальто.

– Я не ослышалась, Ваша фамилия Попандопуло?

Вы случайно не жили в Омске в 1937 году?

Человек сначала буквально оцепенел, судорожно скомкав рецепт в руке, промычал что-то непонятное и ринулся к выходу. По его испуганному взгляду мать поняла, что это – он.

Палач.

Такую звучную фамилию невозможно было забыть, даже если ей было тогда столько же лет, сколько теперь дочери, любующейся пиявками. Несомненно, это был тот человек, который, выполняя волю вождя народов, отобрал у неё отца.

Спустя десятилетия я видел подписи полуграмотного, но очень "преданного" сержанта госбезопасности, равно как и несколько "выбитых" под пытками неузнаваемых подписей своего деда – В.А. Соковнина, педагога и оперного певца-баса. Скупые подробности его биографии я смог узнать из газет "Красноярский рабочий", "Омская правда" и уголовного дела УНКВД по Омской области.

В.А. Соковнин
В.А. Соковнин

В.А. Соковнин родился 23 ноября 1886 года в селе Заводоуспенское Тугулымского района Тюменской области.

В 1906 году он заканчивает торговую школу Общества взаимного вспоможения приказчиков г. Екатеринбурга. Обладая хорошими вокальными данными, в 1911 году подаёт документы в Московскую консерваторию, где обучается сольному пению по классу профессора И.Я. Горди и одновременно драматическому мастерству у профессора Ф.А. Ухова.

В семейном архиве чудом сохранились несколько ценных фотографий. Не указанная ни в одном справочнике оперная певица Ольга Шлис пишет дарственную надпись на обороте: "Виктору Александровичу Соковнину на память. "Руслан, верна твоя Людмила. 1905 год, Екатеринбург, оп. Глинки"; очень известная певица Нина Кошиц в те же годы училась в консерватории по классу профессора У. Мазетти. Уцелел портрет с её автографом. Здесь же фотография Н.М. Ланской (меццо-сопрано) с дарственной надписью: "Симпатичному сибиряку Виктору Александровичу Соковнину на память от Н. Ланской".

И.Я. Горди
И.Я. Горди
Флора Кошиц
Флора Кошиц

Вероятно, в 1911–1912 годах Соковнин знакомится с популярным оперным певцом А.М. Лабинским и с не менее популярным впоследствии тенором П.И. Словцовым, прозванным современниками "сибирским соловьём". С Петром Ивановичем тесная дружба и творческое сотрудничество сохранились вплоть до его кончины в 1934 году. Их фотокарточки оставались безымянными и "ждали" своего часа – когда их расшифруют и идентифицируют. Такое время, к счастью, наступило. Но речь пойдёт не об этом, а о деятельности В.А. Соковнина в качестве директора Омского музыкального техникума с июля 1935 года по июнь 1936 года.

П.И. Словцов
П.И. Словцов

Семь статей было опубликовано в газете "Омская правда" за 11 месяцев его пребывания на этой должности. В статье "Внимание и помощь музтехникуму" ("Омская правда" № 199 от 29.08.1935 г.) автор даёт объективную характеристику состояния музыкального образования в городе.

- "Здание техникума – ветхое, имеющее всего восемь учебных классов. Причём звукопроницаемость тонких перегородок препятствует нормальному учебному процессу. Отсутствие концертного зала, катастрофический недостаток музыкальных инструментов, неблагополучное материально-бытовое положение студентов, неукомплектованность педагогическими кадрами – эти негативные факторы позволяли констатировать корреспонденту, что "музтехникум находится в загоне"".

Первым делом Соковнин организует творческую экспедицию по сёлам, машинно-тракторным станциям, городам Омской области. Цель – выявление талантливой молодёжи и одарённых детей.

Автор пишет:

- "В колхозе "Красноярка" Мария Погребняк имеет прекрасный голос. Нина Фадеева обладает замечательным чувством ритма. 10-летний Миша Отуфьев – музыкально-одарённый ребенок…" (цитаты здесь и далее даются с сохранением орфографии и стилистики оригинала).

В результате – в 1935 году было подано 200 заявлений о приёме при фактической возможности обучения не более 15–20 студентов.

Трезво оценив обстановку, директор принимает решение обратиться к руководству областного отдела образования о создании в Омске музыкального техникума областного подчинения. Он ходит по кабинетам ответственных чиновников, добиваясь улучшения финансирования, обеспечения учебными помещениями, укрепления педагогическими кадрами и укомплектования музыкальными инструментами.

Систематические задержки зарплат бюджетникам являлись характерной чертой и того времени; не хватало стройматериалов, в достаточном количестве отсутствовало практически всё. Виктор Александрович с энтузиазмом принимается за работу.

Из уголовного дела видно, что директор "привёл" с собой часть технических работников и педагогов, в том числе и из других городов Союза. Так, заведующим учебной частью становится его друг – выпускник Ленинградской консерватории пианист В. Н. Николаев.

Решая проблему дефицита нот, Виктор Александрович приобретает целую нотную библиотеку для нужд техникума в Свердловске у одной знакомой дамы (из "бывших"). Недаром в семье шёпотом передавали: деда посадили за ноты "Боже, Царя, храни". Здесь уместно привести цитату из документа под названием "Меморандум" четвёртого отдела IV отделения Управления НКВД по Омской области (уголовное дело № 6869, лист 26, орфография и стилистика сохранены):

- "В сентябре 1935 года Соковнин купил на средства техникума ноты на 2500 рублей, которые на 13% могут пригодиться для педагогических целей, остальные совершенно не пригодны и технически не нужны, в количестве которых входят патриотические музыкальные номера самодержавного русского правительства, вплоть до "Боже царя храни".

11 июня 1936 года, сержант госбезопасности М. Попандопуло".

В сентябре 1935 года в "Омской правде" появляется следующая заметка, имеющая прямое отношение к библиотеке музтехникума:

- "Поправки к опере "Борис Годунов". В архиве Омского музыкального техникума несколько лет хранился интереснейший корректурный экземпляр оперы "Борис Годунов" Мусоргского, переработанный Римским-Корсаковым, с поправками, сделанными рукой композитора Римского-Корсакова.

Этот корректурный клавир, представляющий огромный интерес для определения творческого пути оперы, сейчас отправлен в Москву. На первом листе пролога имеется пометка Римского-Корсакова: "Первое представление было 28 ноября 1896 года в Большом зале консерватории".

Против списка действующих лиц Римским-Корсаковым написаны фамилии исполнителей ролей в первом спектакле и сделана пометка "Дирижёр Н.Р.К." По заявлению работников музтехникума многие из корректурных поправок, сделанных лично Римским-Корсаковым, не вошли в позднейшие издания клавира оперы и остались в музыкальном мире неизвестными" (№ 210 от 11.09.1935 г.).

Следующая проблема, требующая неотложного решения – жилищный вопрос, и Соковнин организует перестройку старой конюшни под общежитие для студентов и педагогов. Недостаток учебных классов, концертного зала пришлось компенсировать открытием филиалов техникума в Омске. Вновь информации из "Омской правды":

- "При сельскохозяйственном институте имени Кирова с 1 октября начал … работать филиал музтехникума с отделениями скрипки, рояля, баяна и вокальным…" (№ 236 от 09.10.1935 г.); "…отделения рояли и скрипки открыты в Омской пехотной школе. Курсигры на рояли проходят жёны командиров и дети командно-политического состава. В классе скрипки учатся 25 курсантов школы. В сельскохозяйственном институте курс музыкального образования проходят 20 студентов. Курс балета и фортепиано проходят 20 жен и детей политработников первого эксплоатационного отделения Омской железной дороги". (№ 4 от 05.01.1936).

Деятельность Соковнина не ограничивается только рамками преобразования техникума. Пользуясь своим личным знакомством с виднейшими музыкантами и исполнителями Москвы, он организует ряд концертов классической музыки. "Омская правда" от 26 октября 1935 года дает следующий анонс:

- "Концерты Ильченко и Гольденвейзера. Директором Омского музтехникума тов. Соковниным приглашены из Москвы для проведения концертов в Омске и Тюмени квалифицированные музыканты. В ноябре даст три концерта скрипач Ильченко, в декабре состоятся концерты заслуженного деятеля искусств – профессора Московской консерватории Гольденвейзера. Подписали договоры на приезд в Омск заслуженный артист республики – профессор Московской консерватории Сибор (скрипка) и директор Московской консерватории Шацкая (рояль)".

Друг Виктора Александровича скрипач П. Ильченко на годичном акте московской консерватории в 1912 году был удостоен золотой медали ("Русская музыкальная газета" № 21–22 за 1912 год, стр. 498). Его фотография сохранилась в семейном архиве.

Осенью 1935 года Соковнин организует первый симфонический оркестр в городе Омске на базе студентов, местных любителей и профессиональных музыкантов из клубов и оркестра областного театра. ("Омская правда" № 233 от 09.10.1935 г.). Выступая в клубах, музыканты, во-первых, улучшали своё материальное положение, а, во-вторых, исполняя классическую музыку, давали возможность людям морально отдохнуть, хоть на некоторое время отрешиться от издержек индустриализации. Но самое главное – эти концерты воспитывали людей и заряжали их энергией.

"С новым чудесным 1936 годом И.В. Сталин" – под такой шапкой вышел первый номер "Омской правды" в 1936 году. Многие в тот год чудесным образом окажутся репрессированными.Афиша "Травиата" при участии П.И. Словцова и В.И. Соковнина

Несмотря на очевидный прогресс в развитии техникума, ранней весной 1936 года появляется разгромная статья "Гнилое болото" (№ 59 от 12.03.1936 г.), некоторые тезисы которой удивительным образом совпали потом с обвинениями из будущего уголовного дела. Лишь один положительный момент – техникум в ней уже называется "Омским областным", то есть Соковнин добился своей цели – отныне талантливая молодёжь сёл и городов области получила возможность обучаться в Омске. Автор статьи с соответствующей фамилией – Зверев сетует на "…полнейшее отсутствие в техникуме общественной работы, игнорирование социалистических методов труда всеми организациями техникума… В музтехникуме не преподают общественно-политические науки лишь потому, что Соковнин не может найти преподавателя".

Наберусь смелости утверждать, что студенты уважали своего директора. Поздней весной 1936 года группа студентов-духовиков и их преподаватель Е.Я. Вержаховский предупредили мою бабушку о грядущем аресте деда и необходимости срочного развода. Безусловно, на такой поступок были способны исключительно мужественные люди. Развод по обоюдному согласию был оформлен, и к моменту ареста деда моя бабушка и её дочь, шестилетняя Марианна, уже находились на иждивении В.Н. Николаева (в будущем он работал некоторое время директором одного из музыкальных училищ Ленинграда).

Кстати, его сводный брат, композитор Ю. Балкашин, среди прочего сочинил симфоническую поэму "Павлик Морозов" – в то время это было очень актуально…

Впрочем, уже в 1948 году талантливый композитор вместе с В. Мурадели, автором оперы "Великая дружба", Постановлением ЦК КПСС попал в опалу за "формалистические шатания". Целью данной статьи не является освещение прототипов этой симфонической поэмы – меня интересует только динамика развития Омского музтехникума.

В упомянутом мною ранее "Меморандуме" (орфография сохранена) нахожу следующий перл:

- "…Установлено, что Соковнин В.А. работал в качестве директора Омского музыкального техникума, вёл контр-революционную работу направленную на развал техникума…"

Но просмотренные мною газеты с 1935 по 1937 год имеют публикации, связанные с Омским областным музтехникумом только в тот период, когда там директорствовал Соковнин, и добавить тут нечего.

Мне хотелось бы дословно привести ещё один документ из уголовного дела № 6869, крайне характерный для того времени, напечатанный на четвертушке стандартного листа:

 

"Выписка из протокола № 41 Заседания

Тройки УНКВД по Омской Области от

10.11.37 г. Дело № 6869 четвёртого отд.

УГБ НКВД г. Омск по обвинению Соковнина

В.А 1886 г.р., бывш. коннозаводчик.

Обвиняется в том, что будучи

враждебно настроен против Соввласти,

систематически вел к.-р. агитацию,

направленную на дискредитацию

коммунистической партии проводимых

мероприятий. Работая директором Омского

музыкального училища, устраивал

гонения на коммунистов и комсомольцев

и систематически расхищал деньги и

имущество училища. Виновным себя не

признал, достаточно изобличается

показаниями свидетелей

(докладчик – т. Морозкин).

ПОСТАНОВИЛИ

Соковнина Виктора Александровича

Расстрелять"

 

Постановлением Президиума Тюменского областного суда в 1960 году Соковнин был реабилитирован за отсутствием состава преступления. По сообщению Николая Сергеевича Якуничева, нынешнего директора Омского областного училища имени В.Я. Шебалина, в период с 27 декабря 1934 года по 7 января 1938 года техникумом руководили шесть человек: Н.В. Комов, Д.И. Дианов, В.А. Соковнин, Г.Н. Гиршевич, В.М. Можаева, Мотовинский.

Сколько из них повторили судьбу Виктора Александровича, мне неизвестно.

В начале семидесятых годов в Новосибирске моя сестра Наталья встречалась с тогда уже безнадёжно больным профессором духового класса Новосибирской консерватории Е.Я. Вержаховским. Протягивая слабеющую руку для рукопожатия, он с любовью смотрел на внучку своего коллеги – свой долг он выполнил, вовремя предупредив об опасности семью.

В заключение я хотел бы выразить своё мнение классическая музыка ни в какие времена не должна быть заложницей политики, в противном случае это всегда чревато неприятностями и для музыкантов, и для развития музыкальной культуры в целом. Слава Богу, что время Павликов Морозовых прошло, но необходимо помнить о подобных страницах истории. И ещё – моё твердое убеждение: пиявки должны жить либо в болоте, либо в аптечной банке. Когда мы позволяем им жить среди нас, они превращаются в настоящих удавов. Хочется выразить слова благодарности сотрудникам ФСБ городов Омска, Тюмени и Одинцово, а также работникам Государственного центрального Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, оказавшим мне неоценимую и бескорыстную помощь в работе.

2003 г. капитан III-го ранга запаса Сергей РЫЧКОВ

P.S. Уже после написания статьи мне попалась выпущенная в 2006 году издательством "Русский путь" (Москва) книжка Ю.И. Дружникова "Доносчик 001, или ВОЗНЕСЕНИЕ ПАВЛИКА МОРОЗОВА", который раскрывает грандиозную фальсификацию убийства Павла и Феди Морозовых и называет подлинных убийц мальчиков: агентов ОГПУ. На месте Павлика Морозова мог был быть другой сакральный мальчик-доносчик, так как подобная пропагандистская акция нужна была коммунистам.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "История о пиявках, «Боже, Царя, храни», и Павлике Морозове"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
  • - МОЛИТВА РУССКОГО НАРОДА
  • - НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
  • - НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
  • - КОЛЬ СЛАВЕН НАШ ГОСПОДЬ В СИОНЕ
  • - Галифе
  • - САНТЬЯГО
  • - РАТИ АПОСТОЛА САНТЬЯГО


  • Название статьи: История о пиявках, «Боже, Царя, храни», и Павлике Морозове


    Автор(ы) статьи: Сергей РЫЧКОВ. Фото из архива автора

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию

    Комментарии 1

    1. Сергей
      Сергей от 6 января 2017 14:32
      Дополнения к статье:
      Обнаруженные "герои" статьи, после публикации Мемориала сайта чекистов 1935-139 гг.:
      1.  Жуков А.Н. Попандопуло П.Г. (рус.). Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935?1939. Мемориал (2016).
      2. ? Жертвы политического террора в СССР
      3. ? Жуков А.Н. Саенко (рус.). Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935?1939. Мемориал (2016).
      4. ? Жуков А.Н. Герои мирной земли (рус.). информационное агентство Омскпресс (2011).
      5. ? Жуков А.Н. Морозкин Г.С. (рус.). Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935?1939. Мемориал (2016).
      6. ? Жуков А.Н. Коныче М.Г. (рус.). Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935?1939. Мемориал (2016).


      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0
      %BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BD
      ,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_
      %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0
      %BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru