ИЛЬИН, Иван Александрович, философ

ИЛЬИН Иван Александрович (псевд. Н. Иванов, Н. Костомаров, Юстус, И. Л., Ивер, С. П., Старый политик, Православный, Странник, Ослябя, Пересвет, Карл Брабазиус, д-р Алфред Норманн, Юлиус Швейкерт) (28. 3. 1883, Москва - 21. 12. 1954, Цолликон, Цюрих) - правовед, религиозный философ, литературный критик, публицист.

Родился в дворянской семье.

Отец, Александр Иванович ИЛЬИН, присяжный поверенный, мать, Екатерина Юльевна ИЛЬИНА (урожд. Швейкерт фон Штадион), лютеранка, перешедшая в православие.

Крещен 22 апреля в церкви Рождества Богородицы за Смоленскими воротами.

Семья была глубоко религиозной.

Все три брата ИЛЬИНА стали юристами.

ИЛЬИН учился сначала в 5-й, а затем в 1-й московских гимназиях.

После окончания (в 1901) гимназии с золотой медалью поступил на юридический факультет Московского университета, где занимался под руководством профессора П. Новгородцева.

В 1906 окончил университет с дипломом 1-й степени и был оставлен на факультете для приготовления к профессорскому званию.

В 1910-12 находился за границей (Германия, Италия, Франция) в научной командировке; собирал материал для магистерской диссертации.

После Февральской революции 1917 включился в общественную жизнь России. Издавал серию брошюр по вопросам правового государства. Страстно выступал против надвигавшейся угрозы захвата власти большевиками, о чем свидетельствуют его статьи в газетах "Утро России" и "Русские ведомости".

К октябрьскому перевороту 1917 отнесся резко отрицательно.

В апреле 1918 был арестован по подозрению в участии в контрреволюционной организации "Добровольческая армия", но вскоре освобожден до суда. Процесс длился до декабря 1918, но в результате умелой защиты ИЛЬИНА был амнистирован и отпущен. За это время благодаря поддержке научной общественности Москвы ИЛЬИН защитил диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", получил степень доктора государственного права, а также звание профессора Московского университета. Осенью 1922 вновь был арестован, судим и выслан за границу вместе с группой философов, ученых и литераторов.

После высылки ИЛЬИН оказался в Берлине; активно включился в создание очага русской культуры и отказался от заманчивого предложения переехать в Прагу, где материальные условия для русских эмигрантов были намного лучше.

С октября 1922 ИЛЬИН начал выступать с лекциями и докладами в различных учебных заведениях и общественных местах.

В 1923 он принимал участие в создании и открытии в Берлине научного института, Религиозно-Философской академии, Философского общества и религиозно-философского журнала при нем.

В 1926 стал активным участником Российского Зарубежного съезда, в эти годы за ним основательно закрепилась репутация вне- и надпартийного идеолога белого движения. Он был тесно связан с Русским общевоинским союзом (РОВС). ИЛЬИН публиковал свои статьи в белградских газетах "Новое время", "Галлиполиец", в рижских газетах "Слово", "Наша газета", в журналах "Русская мысль" и "Перезвоны". В 1925-26 входил в редакцию парижской газеты "Возрождение"; после вынужденного ухода из редакции П. Струве ИЛЬИН перестал с ней сотрудничать ив 1927 стал издавать свой собственный журнал "Русский колокол" с характерным для его философии подзаголовком: Журнал волевой идеи. Ему удалось за три года выпустить 9 номеров. В 1930 участвовал в работе Сент-Жюльенского съезда, организованного Русской секцией Международной лиги для борьбы с 3-м Интернационалом (известной под названием Лиги Обера). С 1931 возобновил свои публикации в "Возрождении", печатался также в газетах "Россия и славянство" и "Русский инвалид".

С приходом Гитлера к власти ИЛЬИНА удалили из Русского научного института и запретили печататься и выступать публично.

В 1938 ИЛЬИН вынужден был покинуть Германию и переехать в нейтральную Швейцарию, власти которой, предоставив ему вид на жительство, запретили заниматься всякой политической деятельностью.

Поселившись в Цолликоне, пригороде Цюриха, ИЛЬИН продолжил чтение своих лекций, но только на религиозно-философские и литературные темы. В это время он написал несколько книг на немецком языке, и с помощью друзей и меценатов ему удалось их издать.

В 1948-54 он посылал без подписи листки-бюллетени РОВСу, который издал их уже после смерти автора под названием "Наши задачи"; они составили два тома политических статей.

В 1953 ИЛЬИН завершил основной труд своей жизни - "Аксиомы религиозного опыта", который был опубликован в двух томах в Париже.

Частые болезни мешали ИЛЬИН закончить все, им задуманное.

ИЛЬИН был религиозным философом и принадлежал той философской эпохе, которую принято называть русским религиозным ренессансом. Однако, в отличие от многочисленной плеяды русских философов (князья С. и Е. Трубецкие, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, Л. Карсавин и др. ), ИЛЬИН шел своим собственным путем.

Являясь православным философом, ИЛЬИН сознательно не вторгался в область богословия, опасаясь впасть в еретический соблазн, всегда согласовывал свои религиозные построения с иерархами русской православной церкви. Он четко различал тварное и премирное. Большинство его рассуждений обращены на первое, хотя постоянным фоном, направлением и предметом служит второе. Философия ИЛЬИНА могла бы быть квалифицирована как реализм и идеализм в своем сопряжении и сочетании. Опыт исследования философии Гегеля показал ИЛЬИН слабость и неудовлетворительность построения идеальных метафизических систем, которые, столкнувшись с иррациональным, так и не смогли его преодолеть. ИЛЬИН попытался найти сочетание между рациональным и иррациональным, сознательным и бессознательным (в его формулировке - равновесие между индивидуализацией духа и индивидуализацией инстинкта - "скрещение и взаимопроникновение законов природы и законов духа"). Это равновесие уже заложено в том, что у ИЛЬИН гносеология совпадала с онтологией; он рано усвоил сократовскую истину и считал, что надо не только познавать, но и быть ("быть по-другому" - его характерное выражение), что философские имена и учения нужно не только знать, но и жить ими. Поэтому вершины творений классиков мировой философии и культуры постоянно присутствуют в его работах. Он заново переживает великие, порой трагические моменты, цитируя Евангелие, отцов и учителей церкви, русских святых и святителей, а также древнегреческих философов Гераклита, Платона, Аристотеля, западных философов Фихте и Карлейля, русских поэтов и писателей - А. Пушкина, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Хомякова, А. К. Толсто-го, Ф. Сологуба, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Лескова, ИЛЬИНШмелева. Такое активное изучение-переживание творчества своих предшественников и составляло для ИЛЬИН феноменологический метод, восходящий к Э. Гуссерлю.

Во главу угла ИЛЬИН ставит философский духовный опыт или "философию как духовное делание".

Опыт (опытка, испытание, проба, искус, попытка, изведка) шире, чем представляет его естествознание, фактически завладевшее этим термином. Существует не только физический, но и духовный опыт. И если в религии догмат является словесным выражением и оформлением глубокого и подлинного религиозного опыта, то и философия в форме разумной мысли с силою очевидности должна раскрыть содержание предмета "незримого, неслышимого, нечувственного, не материального, не существующего в пространстве и не длящегося во времени". Поэтому философия "творится именно нечувственным опытом". Интересуясь миром тварным и видимым, философская мысль распознает во всяком явлении и всяком состоянии "духовный смысл его, полагая в духовном смысле свой предмет, а в его разумном, для каждого очевидном раскрытии - свою задачу".

Очевидность - следующее ключевое слово философии ИЛЬИН Это искомое состояние философского ума, это то, чем должно завершиться философское доказательство и философская мысль. Переживание очевидности в философии отличается от переживания ее в религии, науке, искусстве, нравственной жизни, ибо акт очевидности в каждом случае имеет свое особое строение, происходит иначе. Но во всех случаях "акт очевидности требует от исследователя дара созерцания и притом многообразного созерцания, способности к вчувствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения и вопрошания, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к принципу".

Возможностью такого философского пути (метода) является Дух.

ИЛЬИН, как и другие философы, не дает определения Духа, а приводит его яркое описание: "Человек есть по существу своему живой, личный дух. Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое "самое главное" - и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, - но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического "осознания" состояния своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа. Ввиду этого можно было бы сказать, что есть живое чувство ответственности. Нашедший его в себе и утвердившийся в нем - ведет духовную жизнь. Человек, испытавший свое предстояние Богу, свое достоинство и свою ответственность, несет в себе живую волю к Совершенству. Поэтому дух можно было бы определить как волю к Совершенству - а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире. Эта воля предполагает способность узнавать лучшее, отличать худшее и дурное, видеть Совершенное и принимать его. Поэтому дух есть дар очевидности. Верное отношение к Совершенству есть отношение любви и служения. Поэтому дух можно было бы описать, как способность к бескорыстной любви и к самоотверженному служению. Все эти дары дают человеку способность верно управлять собою и верно строить свою жизнь. Поэтому дух есть сила личного самоуправления и первым проявлением ее является духовный характер человека. Вот почему правы те, которые связывают дух с идеей свободы. Дух есть дар свободы, данный человеку в зачатке от самой природы; в то же время он есть живая сила самоосвобождения и в заключительной стадии (вероятно - посмертной) - полнота личной свободы. После всего этого будет понятно, если мы определим дух, как потребность священного и как радость верного ранга; если мы опишем его как дар молитвы, как силу поющего сердца; и как жилище совести; если мы обозначим его как местоположение художественного искусства; как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры. . . В действительности дух есть - все это сразу. Но это надо непременно испытать и увидеть самому: необходимо духовно прозреть". Из этого описания духа видно, что перед философским духовным опытом открываются широкие перспективы. Философ свободно и автономно берет на себя разрешение вопросов: что есть истина (теория познания и онтология), что такое добро и зло (нравственная философия), в чем особенность красоты и творчества (эстетика и философия художества), в чем смысл справедливости (философия права и учение о правосознании), необходимость и счастье труда (философия хозяйства), какова подлинная культура (основы христианской культуры), важность аксиом религиозного опыта (философия религии) и, наконец, что есть высший духовный Предмет (метафизика, выросшая из подлинного религиозного опыта).

Такой всеохватывающей философией является философия ИЛЬИН и все его наследие: оно - указание на то родовое гнездо, в котором можно искать и найти подлинный философский опыт. Его достоянием является только то, что верно перед лицом Божиим, его критерием истинности и меры веры есть смерть: "Жить стоит только тем, за что стоит бороться и умереть". Серьезность и глубина философии ИЛЬИН связана с ее волевым и рыцарским началом, отсюда и постоянное обращение к теме смерти, пронизывающее и его жизнь, и его произведения, что опровергает ходячее представление о "русской мечтательности, о женственной податливости русской души".

Соч.: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1-2. М., 1918; О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925, Аксиомы религиозного опыта. Исследование, т. 1-2. Париж, 1953; Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг., т. 1-2. Париж, 1956; О сущности правосознания. Мюнхен, 1956; Путь к очевидности. Мюнхен, 1956; Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Мюнхен, 1958; О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин-Ремизов-Шмелев. Мюнхен, 1959; Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962; О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979;

Лит.: Зиле P. M. "Сообщение, посвященное памяти профессора Ивана Александровича Ильина" / Наши задачи. Париж, 1956, т. 2; Offermanns W. "Mensch, werde wesentlich!" Das Lebenswerk des russischen religiosen Denkers Ivan Iljin fur die Erneuerung der Menschheit. Erlangen, 1979; Полторацкий Н. П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрения. Тенефлай, Нью-Йорк, 1989; Лисица Ю. Т. ИЛЬИНА. Ильин как правовед и государствовед // Вопр. философии, 1991, № 5; Его же. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк / Ильин ИЛЬИНА. Собр. соч. В 10-ти т. М., 1993, т. 1.

См. также:

- Ильин, Иван, к 130-летию со дня рождения русского философа.

- Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве);



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "ИЛЬИН, Иван Александрович, философ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Ильин, Иван, к 130-летию со дня рождения русского философа
  • - Ильин Петр Степанович
  • - Ильин Марк Дмитриевич, генерал-майор
  • - Фаворский, Александр Михайлович, врач
  • - Иван Ильин: не мир, но меч
  • - Иванов, Иван Родионович, врач
  • - Гаврилов, Александр Матвеевич, адъюнкт российской словесности
  • - Подчерков Александр Александрович, полковник


  • Название статьи: ИЛЬИН, Иван Александрович, философ


    Автор(ы) статьи: Ю. Лисица

    Источник статьи:  Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклоп. биогр. словарь / [Ред. кол.: В. П. Борисов и др.] . - М.: Рос. политическая энцикл. (РОССПЭН), 1997. - 748 с.: ил.

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Зиле P. M. "Сообщение, посвященное памяти профессора Ивана Александровича Ильина" / Наши задачи. Париж, 1956, т. 2; Offermanns W. "Mensch, werde wesentlich!" Das Lebenswerk des russischen religiosen Denkers Ivan Iljin fur die Erneuerung der Menschheit. Erlangen, 1979; Полторацкий Н. П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрения. Тенефлай, Нью-Йорк, 1989; Лисица Ю. Т. ИЛЬИНА. Ильин как правовед и государствовед // Вопр. философии, 1991, № 5; Его же. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк / Ильин ИЛЬИНА. Собр. соч. В 10-ти т. М., 1993, т. 1.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru