Родосская глава в истории Ордена странноприимцев

Родосская глава в истории Ордена странноприимцев

TFOP

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

В 1294 г. Генеральный капитул (правительство) духовно-рыцарского (военно-монашеского) Ордена госпитальеров (странноприимцев, гостеприимцев) пересмотрел Конституцию (Уложение) Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (именуемого также Орденом иоаннитов), приведя ее в соответствие с его новым, наднациональному характером, что проявилось в организации внутриорденского управления по принципу "наречий", или "языков" ("лангов"), впервые упомянутых в Маргатских Уставах Ордена странноприимцев еще в 1206 г. Но вместе с тем многонациональный Орден иоаннитов открыл для себя возможность, завладев островом Родос, основать независимое и самостоятельное княжество - орденское государство, и тем самым обеспечить себе положение, которое позже будет названо суверенитетом.

 

По состоянию на 1300 г. в состав владений Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, правительство (Конвентуальный Капитул) которого пребывало на остров Кипр, входили:

 

 

1)Приорство Морейское (Южная Греция);

 

 

2)Приорство Барлеттское (Южная Италия);

 

 

3)Приорство Сицилийское (о. Сицилия и Южная Италия);

 

 

4)Приорство Капуанское (Центральная Италия);

 

 

5)Приорство Римское (Центральная Италия);

 

 

6)Приорство Пизанское (Центральная Италия);

 

 

7)Приорство Венецианское (Северная Италия);

 

 

8)Приорство Ломбардское (Северная Италия);

 

 

9)Приорство Сен-Жилльское (Франция);

 

 

10)Приорство Овернское (Франция);

 

 

11)Приорство Французское (Франция);

 

 

12)Приорство Английское (Англия);

 

 

13)Приорство Ирландское (Ирландия);

 

 

14)Приорство Нижне-Германское (Нидерланды);

 

 

15)Приорство Германское (Германия);

 

 

16)Приорство Богемское (Богемия=Чехия, древнейшее приорство иоаннитов в Европе);

 

 

17)Приорство Венгерское (Венгрия);

 

 

18)Приорство Польское (Польша);

 

 

19)Приорство Дакийское (Скандинавия);

 

 

20)Приорство Португальское (Португалия);

 

 

21)Приорство Арагонское (Испания);

 

 

22)Приорство Кастильское (Испания);

 

 

23)Кастелланство (кастелянство, каштелянство) Ампоста (Испания).

 

В 1309 г., в ходе кровопролитных боев, Орден госпитальеров полностью изгнал с острова Родос хозяйничавших там греческих и мусульманских корсаров, лишь номинально подчинявшихся Византийской империи, и обосновался на нем, а также на семи соседних островах. С этого времени рыцари-странноприимцы стали именоваться еще и "рыцарями Родоса".

 

Странноприимцы укрепили остров, увеличили свой флот, построили новые госпитали, склады, школы, замки и дворцы, заложив государственную основу достаточно крупной, по средневековым меркам, военно-морской державы и, в то же время создав на Родосе центр образования, гуманитарных наук и культуры. Однако правительству Ордена Святого Иоанна принадлежали не только Родос с прилегающими островами, но и огромное количество имений и других земельных владений по всей Европе, из которых Орден иоаннитов извлекал немалые средства, шедшие в первую очередь на содержании армии и флота.

 

В 1312 г. папа римский Климент V, под давлением французского короля Филиппа IV Красивого, распустил Орден храмовникрв (тамплиеров), несправедливо обвинив "бедных соратников Христа и Храма Соломонова" в сатанинской ереси и неповиновении Святому Престолу. В 1314 г. Великий Магистр тамплиеров Жак де Молэ был сожжен в Париже на костре. Большая часть недвижимости тамплиеров, в том числе и их многочисленные европейские имения, была папским указом передана Ордену странноприимцев (рыцарям Родоса). Именно с этого времени Орден Святого Иоанна приобрел полный территориальный суверенитет.

 

Орден иоаннитов со всех сторон осыпали привилегиями, и его могущество крепло год от года, поскольку все сменяющие друг друга римские папы продолжали выступать покровителями братства госпитальеров. Настало время, когда Орден госпитальеров, благодаря денежным и земельным дарениям, как от вступавших в него рыцарей, так и покровителей-монархов, сделался столь сильным и богатым, а его владения - столь обширными, что для облегчения управления им было решено разделить его на восемь "языков" ("лангов", или "наций") для выходцев из следующих стран и местностей феодальной Европы:

 

1. Прованса,

 

2. Оверни,

 

3. Франции,

 

4. Италии,

 

5. Арагона (с Каталонией и Наваррой),

 

6. Кастилии (с Португалией),

 

7. Германии и

 

8. Англии (с Шотландией и Ирландией).

 

Последний, восьмой, "язык" в царствование Генриха VIII Тюдора, отрекшегося от католической веры и секуляризовавшего все владения католических Орденов в Англии, был упразднен и заменен новым, Баварским "языком".

 

Каждый орденский "язык" иоаннитов подразделялся на Великие Приорства (Великие Приораты, Великие Приории), приорства (приораты, приории), баллеи (бальяжи) и комменды (командорства. комтурии). В члены Ордена Святого Иоанна принимались лишь рыцари, принадлежавшие к одному из из вышеперечисленных восьми "языков". Каждый кандидат на звание "рыцаря (по) справедливости" (фр.: chevalier de justice, итал.: cavaliere di giustizzia, нем.: Rechtsritter, англ.: knight of honor) а только "рыцари по справедливости" имели право на занятие в Ордене госпитальеров руководящих должностей вплоть до Великого Магистра - должен был предъявить документальные доказательства наличия в своем роду восьми поколений предков благородной крови. Впрочем, от кандидатов-германцев требовалось шестнадцать поколений, а от испанцев и итальянцев лишь четыре поколения.

 

Те же, кто был принят в рыцари Ордена Святого Иоанна без необходимого предъявления доказательств своего дворянского происхождения - в виде исключения, за свои выдающиеся заслуги, или же кандидаты, происходившие от отцов-дворян и матерей-горожанок, получали звание - "рыцаря (по) милости" (фр.: chevalier de grace, итал.: cavaliere di grazzia, нем.: Gnadenritter).

 

Черное, по бенедиктинскому образцу, госпитальерское облачение было установлено еще первым главой Ордена госпитальеров - "ректором" Гераром де Дорном. Но уже при папе римском Александре IV были введены новые правила, регламентировавшие одеяние членов Ордена Святого Иоанна. Все братья-рыцари, в отличие от прочих членов Ордена странноприимцев, как уже упоминалось выше, носили красное военное полукафтанье (фр.: cote d'armes, нем.: Waffenrock) с прямым белым полотняным крестом и черный орденский плащ, с белым крестом на левом плече. Крест на черном (а не красном) плаще-мантии, как уже говорилось выше, первоначально также был прямым, и лишь со временем стал "лапчатым" (с расширяющимися к концам, наподобие "иерихонских руб", лучами) и, наконец, восьмиконечным. Услужающие братья носили в мирное время черную рясу, а во время войны - черный плащ (мантию, Manto di Punta).

 

По мере развития Ордена, рыцари-иоанниты, кроме белого восьмиугольного креста на плаще, стали носить серебряный крест той же формы, сначала на четках, а затем и на груди. Однако ношение серебряных восьмиконечных крестов было официально установлено орденским капитулом в качестве обязательного только в 1631 г.

 

Впоследствии серебряные кресты иоаннитов стали заменяться крестами, покрытыми белой эмалью. С появлением звания "рыцаря чести", или "почетного рыцаря"(фр.: сhevalier d'honneur, итал.: cavaliere di onore, нем.: Ehrenritter) для мирян, не приносивших монашеских обетов нестяжания, безбрачия и послушания, были введены кресты с украшениями по углам, представлявшими собой геральдические эмблемы государей, подданными которых эти "почетные рыцари" являлись (в отличие от "полноправных" рыцарей-монахов, так называемых "рыцарей-профессов", чьим единственным сюзереном являлся Великий Магистр, подчиненный, в свою очередь, только римскому папе) - преимущественно золотыми лилиями (поскольку впервые это вошло в обычай во французском "языке").

 

Впрочем, кресты для иоаннитов-подданных "Священной Римской Империи" украшались между лучами золотыми коронованными двуглавыми орлами Императорской династии Габсбургов, а кресты членов перешедшего в лютеранство Бранденбургского бальяжа (а позднее - Прусского Королевского Ордена иоаннитов), как подданных прусского короля - одноглавыми коронованными прусскими орлами, золотыми или черными, в зависимости от степени. Кресты для членов Ордена иоаннитов, восстановленного со временем в Великобритании, под названием "Достопочтеннейшего Ордена Госпиталя Святого Иоанна" (с британским монархом во главе), стали украшать изображениями фигур-щитодержателей британского герба - льва и единорога. Кресты протестантского нидерландского Ордена иоаннитов - золотыми коронованными нидерландскими львами с мечом в лапе. Кресты протестантского Ордена иоаннитов в Швеции - изображением золотого "вазовского снова" ("снопа Вазы") - важным элементом герба королевства Швеции - между лучами. Кресты Ордена Святого Иоанна короля Петра II Югославского - изображениями золотых двуглавых сербских орлов с украшенным прямым белым крестом красным щитом на груди. С момента принятия Гроссмейстером Ордена Святого Иоанна (на острове Мальта) титула князя (принца), обладающего собственной короной (увенчанной восьмиугольным крестом), эта корона стала увенчивать и кресты рыцарей католического Ордена Святого Иоанна. Кресты бранденбургских (прусских), австрийских, венгерских, британских, нидерландских и шведских "ветвей" Ордена Святого Иоанна увенчивались, соответственно, коронами государей, подданными которых эти (по преимуществу, не католические) рыцари являлись.

 

Для высших сановников Ордена Святого Иоанна (каковыми могли стать только рыцари-монахи, или "профессы") были установлены большие золотые восьмиугольные кресты, покрытые белой эмалью и не имевшие никаких украшений по углам, носившиеся на шее на черной ленте (цвета орденского плаща) или на золотой цепи. Услужающие братья, в знак своей принадлежности к Ордену госпитальеров, носили так называемый "донатский знак" - полукрест, у которого не доставало двух верхних углов.

 

Глава Ордена Cвятого Иоанна - Великий Магистр (нем.: Гроссмейстер, фр.: Гран Мэтр, англ.: Гранд Мастер, итал.: Гран Маэстро), был ограничен в своих действиях капитулом, который он был обязан созывать во всех важных случаях жизни братства. Ниже Великого Магистра на орденской иерархической лестнице стояли "конвентуальные бальи" (в древности "бальи" назывались также "пилье" - т.е. букв. "столпы"), возглавлявшие "ланги" (языки) Ордена. Еще ступенью ниже шли Великие Приоры (они же "капитулярные бальи"). Все они являлись рыцарями (кавалерами) Большого Креста. За ними следовали бальи, командоры и, наконец, простые братья-рыцари. Орден странноприимцев предоставлял свои земельные владения Великим Приорам, бальи и командорам во временное владение ("кормление"), при условии уплаты в орденскую казну определенной доли дохода с них, т.н. "респонсии".

 

Именно респонсии в течение многих веков служили главным источником дохода Ордена Святого Иоанна для финансирования его военной и госпитальерской деятельности. К концу Средневековья некогда жестко централизованный единый Орден госпитальеров, в силу постоянного усиления национально-государственного принципа и ослабления универсалистских тенденций папства и римско-католической церкви в целом, превратился в своего рода федерацию "национальных рыцарских ассоциаций" членов Ордена, большинство из которых проживало в своих странах, а не в резиденции Великого Магистра.

 

Великий Магистр имел право каждые пять лет назначать одного из рыцарей Ордена Святого Иоанна командором. Кроме того, существовал ряд командорств, доходами от которых пользовались капелланы и оруженосцы (сервиенты, или сержанты).

 

Над- и транснациональный характер Ордена Святого Иоанна проявился и в разделении исполнительной власти в рамках правительстве Ордена, состоявшего из Великого Магистра и Малого Совета. Каждый из высокопоставленных членов Малого Совета избирался из числа "рыцарей (по) справедливости" одного из "языков" Ордена и становился одновременно главой соответствующего "языка" в конвенте и главой одного из орденских ведомств, постоянное руководство которым постановлением Генерального Капитула 1445 г. было закреплено за тем или иным "языком".

 

Из вышеперечисленных восьми "языков" Ордена Святого Иоанна, "язык" Прованса был представлен Великим Командором, управлявшим финансами Ордена и являвшимся членом комиссии казначейства.

 

"Язык" Оверни - Маршалом, возглавлявшим сухопутные вооруженные силы и являвшимся председателем третейского суда, разрешавшим разногласия между рыцарями.

 

"Язык" Франции - Госпитальером (Госпиталарием), отвечавшим за странноприимные дома (госпитали), больницы, врачей, младший медицинский персонал, аптеки и медикаментов.

 

"Язык" Италии - Адмиралом, осуществлявшим командование орденским военным флотом, офицерами и рядовым составом экипажей, а также наемниками, служащими на кораблях. Снабжение вооруженных сил находилось в совместной компетенции Адмирала и Великого Командора.

 

"Язык" Арагона был представлен Великим Консерватором, контролировавшим правильность ежегодных выплат рыцарям на их личные потребности.

 

"Язык" Англии - Туркопольером, возглавлявшим караульные войска и вспомогательные силы Ордена ("туркопулов" или "туркополов", бувально: "сыновей турок" - так в эпоху Крестовых походов именовались наемники крестоносных монархов, происходившие от браков между греками и турками).

 

"Язык" Германии - Великим Бальи, ответственным за сохранность фортификационных (оборонительных) сооружений, обеспечение боеприпасами и продовольствием.

 

"Язык" Кастилии и Португалии - Великим Канцлером, который готовил все декреты и решения правительства Ордена и вместе с Великим Магистром подписывал их. Он также заведовал государственным архивом.

 

Подобное конституционно закрепленное распределение высших орденских постов между различными "языками" позволяло достичь умелой и действенной концентрации сил при одновременном учете национальных особенностей членов Ордена, что не в последнюю очередь способствовало его усилению.

 

Процветающее, независимое от светских князей, признанное уже в 1309 г. папой римским Климентом V, орденское государство иоаннитов подтвердило свои права в 1448 г., когда папа римский Николай V, оставаясь Верховным сюзереном Ордена Святого Иоанна, признал полную юрисдикцию Ордена над подвластной ему территорией, независимость Ордена от папы в вопросах управления, финансовых вопросах, право Ордена госпитальеров на обмен посольствами с другими государствами, международно-правовую свободу Ордена в сфере договоров и действий, право чеканить собственную монету, собирать налоги и подати.

 

Папа римский также признал Великого Магистра Ордена Святого Иоанна независимым суверенным князем с правом коронации. Эти права Ордена госпитальеров были еще раз подтверждены римскими папами Пием II (1458 - 1464 гг.) и Иннокентием VIII (1484 - 1492 гг.).

 

Владычество над Родосом вновь продемонстрировало двойственную природу Ордена госпитальеров: как религиозной организации и одновременно - как светского субъекта международного права, что и определило то особое положение, которое Орден иоаннитов сохранил до сегодняшнего дня. Подчиненный в духовных вопросах Святому Престолу, Орден был, тем не менее, совершенно независим в решении политических и светских вопросов как от Святого Престола, так и от западноевропейских христианских сеньоров.

 

В 1396 г. рыцари Родоса во главе с Филибером де Найаком (Найлаком) приняли участие в неудачном Крестовом походе венгерского короля (в дальнейшем дважды увенчанного короной римско-германского Императора) Сигизмунда Люксембургского на турок-османов, завершившемся сокрушительным разгромом крестоносцев под болгарским городом Никополем. После победы при Никополе османский падишах (султан) Баязид (Баязет) I Йылдырым (Молния) в приступе мусульманского религиозного фанатизма повелел умертвить десять тысяч крестоносцев, взятых турками в плен. Почти все пленные были обезглавлены, а остальные убиты ударами железных палиц-буздыганов. Казнь крестоносцев длилась почти весь день 25 сентября 1396 г., и даже привычные к крови приближенные и военачальники султана, не вынеся зрелища кровавой бойни, просили Баязида остановить ее. Падищах османов помиловал лишь немногих юношей, но отдал их в рабство своим вельможам. От гибели удалось спастись лишь Филиберу де Найаку (будущему Великому Магистру иоаннитов) с горстью родосских рыцарей.

 

В период пребывания орденского руководства на Родосе владения Ордена иоаннитов на территории "Священной Римской Империи (германской нации)" подверглись сильному опустошению войсками таборитов (представителей наиболее радикального крыла чешских еретиков-гуситов). В 1420 г. гуситы разгромили Пражский конвент Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (старейший на территории Европы). В битве с таборитами при Судомере пал смертью храбрых приор странноприимцев Богемии (Чехии) фра Генрих фон Нейгауз.

 

Турки-османы не раз нападали на остров Родос и осаждали его столицу, но рыцари Святого Иоанна всегда выходили победителями из этих осад и сражений. В течение двухсот тринадцати лет рыцари Родоса были его полновластными хозяевами и суверенами. В 1522 г. они были атакованы султаном Сулейманом II "Великолепным", возглавлявшим невероятно многочисленную (по тому времени) армию в сто сорок тысяч человек, и флот, насчитывавший более четырехсот боевых кораблей.

 

В описываемое время гарнизон родосской штаб-квартиры странноприимцев - мощной крепости, прикрытой рядом полевых укреплений - состоял из четырехсот пятидесяти братьев-рыцарей, ста пятидесяти вооруженных сервиентов, тысячи наемных пеших копьеносцев (пикинеров), алебардщиков и стрелков из аркебуз (фитильных ружей), восьмисот стрелков из арбалета и нескольких тысяч местных греческих ополченцев. Крепостные стены Родоса были защищены тяжелыми стационарными бомбардами. Кроме того, на вооружении осажденных странноприимцев состояло несколько орудий меньшего калибра на колесных лафетах.

 

Внешний вид рыцарей и сервиентов Ордена Святого Иоанна, дислоцированных на Родосе и на других островах Эгейского моря, значительно отличался от внешнего вида странноприимцев, дислоцированных в странах континентальной Европы. К началу XVI столетия полный комплект защитного вооружения европейского тяжеловооруженного конного воина (и в том числе - полный доспех конного воина Ордена странноприимцев) включал: стальные шлем (бацинет, армэ или салад), кольчугу, нагрудник-кирасу, наплечники, наручи, наколенники, перчатки, налокотники, набедренники, наголенники, латные башмаки (обычно оставлявшие незащищенными только ступни). В условиях же жаркого климата, царящего на Родосе и других островах Эгейского моря, на борту корабля и на стенах осажденной крепости странноприимцы сражались, главным образом, пешими и в облегченных доспехах. Наемные воины Ордена странноприимцев (копейщики и стрелки из арбалета) носили обычное для той эпохи облегченное защитное вооружение: стальные шлемы без забрала, нагрудники-кирасы или стеганые куртки-бригандины (подбитые изнутри стальными пластинками) и наручи, а также широко распространенные в Средиземноморье облегченные овальные щиты-баклеры (которыми в бою прикрывались также орденские братья-рыцари и братья-сервиенты). Местные родосские ополченцы - православные греки - составлявшие легкую вспомогательную пехоту Ордена Святого Иоанна (преимущественно стрелки из лука), защитного вооружения обычно не имели. На вооружении различных родов войск армии родосских рыцарей состояли мечи, алебарды, копья (или пики, более длинные, чем копья), боевые ножи, тесаки-фальшионы, аркебузы, арбалеты и луки со стрелами.

 

Знамена, одежда и вооружение братьев-рыцарей, братьев-сервиентов и наемных воинов Ордена странноприимцев (включая щиты) были украшены орденской символикой иоаннитов - прямым белым крестом на красном фоне.

 

Под предводительством Великого Магистра Филиппа Вилье де л' Иль Адана гарнизон из пяти тысяч ста странноприимцев, ополченцев и наемником Ордена Святого Иоанна в течение шести месяцев геройски сражался с полчищами мусульман, "врачуя раны врагов, как свои собственные". Впрочем, на сохранившихся иллюстрациях орденских летописей, повествующих о боях с неверными за Родос, изображено множество турок, обезглавленных, вздернутых на виселицы и посаженных на кол рыцарями Святого Иоанна. В конце концов, султан разрешил странноприимцам с почетом покинуть Родос, вместо того, чтобы обратить их в рабство - настолько турецкий падишах был восхищен доблестью рыцарей-странноприимцев.

 

Даже оставшись без собственной территории, Орден госпитальеров не утратил вышеупомянутого правового статуса. Рыцари Святого Иоанна на некоторое, но очень короткое время, оседали на острове Крит, в Мессине (Сицилия), в Чивитта-Веккья, в Ницце, а иногда по целым месяцам проводили на море, на борту своих кораблей, поскольку никак и нигде не могли найти удобного пристанища и дружеского гостеприимства.

 

В 1530 г. папа римский Климент VII (сам в прошлом рыцарь-иоаннит) обратился к владыке "Священной Римской Империи (германской нации)" и королю Испанскому Карлу V Габсбургу с просьбой даровать изгнанному с Родоса Ордену странноприимцев прибежище на острове Мальта. Император благосклонно отнесся к этому ходатайству и своей хартией передал Ордену Святого Иоанна в вечное владение острова Мальта, Гоцо, Комино и Коминотто, а также город Триполи в Ливии. Император Карл надеялся, что рыцари-иоанниты, искусные мореходы, будут защищать его корабли в Средиземноморье от нападений турецких корсаров и не допустят создания турецких военно-морских баз в Триполитании.

 

Здесь конец и Господу нашему слава!


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Родосская глава в истории Ордена странноприимцев
Автор(ы) статьи:Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru